Диагностика уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа).
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Пилюгина Марина Владимировна

Представляем вашему вниманию подробную диагностику уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx46.75 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня сформированности математических представлений старших дошкольников (подготовительная группа).

  1. Количество и счёт.

Цель: выявить уровень количественных представлений старшего дошкольника.

1. Счёт в пределах 10.

Ход: На столе воспитателя выложены десять кругов разного цвета. Воспитатель подзывает к себе ребенка. Задает вопрос: «Посчитай, сколько здесь кругов»? Если ребенок ошибется или затрудняется, воспитатель помогает ему. (один, два, три и т. д.)

Воспитатель задает ребенку вопрос: «Посчитай теперь круги по порядку».

Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. (первый, второй, третий и т. д.)

2. Количественный и порядковый счет: умение отвечать на вопросы.

сколько.

После того как ребенок посчитал круги воспитатель задает вопрос: «Сколько всего кругов?»

Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель просит его еще раз пересчитать круги и вновь задает ему вопрос.

Воспитатель задает вопрос: «Который по счету красный круг?» (синий, зеленый) и т. д.

Если ребенок ошибается, воспитатель просит его еще раз посчитать круги по порядку.

3. Умение отсчитывать количество.

• на единицу больше.

Воспитатель показывает ребенку карточку с предметами (например на карточке пять зайцев).

Воспитатель задает вопрос ребенку: «Посчитай сколько зайцев у меня на карточке?»

После ответа ребенка воспитатель дает ему задание: «Отсчитай морковок на одну больше чем зайчиков»

Ребенок отсчитывает раздаточный материал приготовленный воспитателем (в подносе лежит семь морковок)

• на единицу меньше.

Воспитатель дает следующее задание ребенку: «А теперь отсчитай морковок на одну меньше, чем зайчиков».

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

8-7 баллов

6-4 балла

3-0 баллов

Без помощи воспитателя безошибочно посчитал количество предложенных кругов, при счёте дотрагивался до каждого предмета, называл грамотно последовательность чисел не именуя каждый, в завершении сделал обобщающий жест и назвал итоговое число; без посторонней помощи осуществлял порядковый счёт, грамотно ответил на все вопросы. Без помощи воспитателя пользуясь заданным образцом отсчитал количество предметов по заданию педагога.

Посчитал предметы без помощи педагога, но при счёте допускал ошибки: именовал каждый предмет, неграмотно называл число, сбивался на порядковый счёт, при порядковом счёте испытывал некоторые затруднения (в единичных случаях), безошибочно но с некоторой задержкой ответил на поставленные педагогом вопросы. При отсчитывании с использованием образца испытывал некоторые затруднения, но с помощью воспитателя (небольшой) выполнил задание.

Испытывал затруднения в начале счёта, нуждался в помощи воспитателя, неправильно выполнял правила счёта (именовал каждый предмет, не называл итогового числа без напоминания педагога), с помощью педагога ответил на предложенные вопросы, при отсчитывании предметов выполнял только первую часть задания, вторую (на 1 больше или меньше), затруднялся.

  1. Величина.

Цель: выявить уровень представлений о величине у ребёнка.

сравнение предметов по толщине и ширине путем наложения.

Ход: У воспитателя на столе пять бочек разных по толщине и пять полосок разных по ширине.

Воспитатель просит ребенка сравнить путем наложения толщину бочек:

1. Воспитатель задает задание: «Построй эти бочки в порядке от самой толстой до самой тонкой. Расскажи свои действия.

Затем предлагает разложить по такому же принципу широкие и узкие бочки.

(Наложение по ширине выполняется также как по толщине).

Воспитатель оказывает ребенку помощь, чтобы полоски и бочки не съезжали друг с друга, т. е придерживает слегка.

2. Сравнение предметов по длине путем прикладывания.

У воспитателя на столе пять карандашей разной длины.

Воспитатель дает задание ребенку: «Разложи карандаши сверху вниз от самого длинного до самого короткого.

Если ребенок затрудняется, воспитатель кладет самый длинный карандаш сверху и просит ребенка найти карандаши короче и приложить его к самому длинному, а затем еще короче и т. д.

3. Сравнение предметов по высоте путем раскладывания по порядку.

У воспитателя на столе пять елочек разных по высоте.

Воспитатель дает ребенку задание: «Разложи елочки слева направо от самой высокой до самой низкой»

Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает найти самую высокую елочку и кладет её слева, а затем просит ребенка найти ёлочку пониже, затем ещё ниже и так до самой низкой.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

6-5 баллов

4-3 балла

2-0 баллов

Ребёнок без помощи воспитателя выстраивает предметы в ряд от самой большой (широкой, толстой, длинной и высокой) используя грамотные сопроводительные комментарии: Сначала самая толстая бочка, затем бочка потоньше и т.д. При поиске величины правильно использует приёмы приложения и наложения.

Ребёнок без помощи воспитателя выстраивает предметы в ряд от самой большой (широкой, толстой, длинной и высокой) без использования сопроводительных комментариев. При поиске величины правильно использует приёмы приложения и наложения.

Ребёнок с помощью воспитателя выстраивает предметы в ряд от самой большой (широкой, толстой, длинной и высокой) не использует сопроводительные комментарии. При поиске величины с помощью педагога использует приёмы приложения и наложения.

  1. Форма

Цель: выявить у ребёнка уровень представлений о форме (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)

У воспитателя на столе или фланелеграфе разложены геометрические фигуры.

  1. Воспитатель дает задание ребенку: Назови и покажи каждую фигуру.

В случае затруднения воспитатель называет фигуру, а ребенок её показывает.

  1. Знание характерных особенностей геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство).

У воспитателя на столе всё те же геометрические фигуры. Воспитатель дает ребенку задание: «Покажи и назови геометрические фигуры у которых нет углов»(круг, овал)

1) А теперь покажи и назови геометрические фигуры, у которых есть углы (треугольник, квадрат, прямоугольник.)

2) Посчитай и скажи, сколько углов у треугольника? квадрата? прямоугольника?

3) У какой геометрической фигуры все стороны равны? (квадрата)

4) У какой геометрической фигуры только противоположные стороны равны? (прямоугольник)

5) Как мы называем смежные стороны прямоугольника? (неравные)

 Если ребенок затрудняется, воспитатель показывает эти стороны и спрашивает: «Они равные или неравные»?

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

14-13 баллов

12-7 баллов

6-0 баллов

Ребёнок самостоятельно называет и показывает каждую фигуру, уверенно показывает и называет геометрические фигуры у которых есть углы, у которых нет углов, уверенно считает и называет количество углов фигур, называет фигуру по предложенным свойствам, называет свойства фигур по предложенным вопросам педагога.

Ребёнок самостоятельно называет и показывает каждую фигуру, затрудняется при показе и назывании геометрических фигур у которых есть углы, у которых нет углов, с помощью педагога считает и называет количество углов фигур, называет фигуру по предложенным свойствам, с помощью педагога называет свойства фигур по предложенным вопросам.

Воспитатель указывает не фигуру, а ребёнок называет,

затрудняется при показе и назывании геометрических фигур у которых есть углы, у которых нет углов, с помощью педагога считает и называет количество углов фигур, называет фигуру по предложенным свойствам, с помощью педагога называет свойства фигур по предложенным вопросам.

IV.Ориентировка в пространстве.

Цель: определить уровень сформированности умения ориентировки в пространстве.

I. Право – лево.

Воспитатель подзывает ребенка и просит:

1. Покажи у себя правой рукой правый глаз.

2. Покажи у себя левой рукой левое ухо.

3. Покажи у себя правой рукой левую руку.

4. Покажи у себя левой рукой правую ногу.

II. Спереди - сзади.

Воспитатель подзывает двух детей и просит одного ребенка встать впереди, а другого сзади диагностируемого ребенка.

Воспитатель спрашивает:

1.Где стоит, например, Маша, по отношению к тебе? (ответ: Маша стоит спереди меня.)

2.Где стоит Максим по отношению к тебе? (ответ: Максим стоит сзади).

III. Между, рядом, около.

Диагностируемый ребенок между двумя детьми.

Воспитатель спрашивает ребенка: «Между кем ты стоишь?» (Ответ: Я стою между Машей и Максимом).

IV.Перед ребенком на столе лежат рядом друг с другом: мяч и кукла.

1. Воспитатель спрашивает: «Где лежит мяч по отношению к кукле?»

2. Где сидит кукла по отношению к мячу?

Если ребенок не говорит слова рядом и около, воспитатель спрашивает: «А как ещё можно сказать?»

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

18-17 баллов

16-9 балла

8-0 баллов

Ребёнок уверенно показывает всё, что спрашивает педагог, ориентируется во всех направлениях, с опорой на предметы определяет расположения объектов.

Ребёнок  с некоторыми затруднениями показывает всё, что спрашивает педагог относительно себя, ориентируется во всех направлениях с минимальными ошибками, с опорой на предметы определяет расположения предметов с трудом.

Ребёнок с помощью педагога показывает всё, что спрашивает взрослый относительно себя, с ошибками определяет расположение других детей относительно ребёнка, с опорой на предметы с трудом определяет расположения предметов.

V.Ориентировка во времени.

Цель: определить уровень временных представлений у ребёнка.

  1. Знание текущего дня недели.

Воспитатель спрашивает у ребенка: «Какой сегодня день недели?»

  1. Умение называть части суток

Воспитатель задает ребенку вопрос: «Назови части суток»

Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему вопросами:

- Когда ты приходишь в детский сад, какое время суток наступило?

- Когда мы гуляем, после занятий, на прогулке, как называются эти части суток?

- Когда родители забирают тебя из детского сада домой, какое время суток наступает?

- Когда дома ты ложишься спать, как называется эти части суток?

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4-3 балла

 2 балла

1-0 баллов

Ребёнок правильно называет день недели, части суток.

Ребёнок с помощью взрослого определяет день недели, без трудности называет части суток.

Ребёнок без помощи и напоминания взрослого не может назвать день недели, с трудом называет части суток.

Имя ребёнка

Данные по каждому показателю

Сумма баллов

Уровень

Количество

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Динур

8 баллов/ высокий уровень

5 баллов/ средний уровень

8 баллов/ средний уровень

8 баллов/ низкий уровень

2 балла/ средний уровень

31

средний

Даниэль

8 баллов/ высокий уровень

6 баллов/ высокий уровень

11 баллов/ средний уровень

16 баллов/ средний уровень

2 балла/ средний уровень

43

высокий

Яна

4 балла/ средний уровень

5 баллов/ высокий уровень

6 баллов/ низкий уровень

3 балла/ низкий уровень

1 балл/ низкий уровень

19

низкий

Маша

4 балла/ средний уровень

6 баллов/ высокий уровень

4 балла/ низкий уровень

9 баллов/ средний уровень

2 балла/ средний уровень

25

средний

Артём

8 баллов/ высокий уровень

5 баллов/ высокий уровень

6 баллов/ низкий уровень

10 баллов/ средний уровень

1 балл/ низкий уровень

31

средний

Кирилл

6 баллов/ средний уровень

5 баллов/ высокий уровень

6 баллов/ низкий уровень

8 баллов/ низкий уровень

1 балл/ низкий уровень

26

средний

Флорид

7 баллов/ высокий уровень

6 баллов/ высокий уровень

7 баллов/ средний уровень

13 баллов/ средний уровень

0 баллов/ низкий уровень

33

средний

Милана

8 баллов/ высокий уровень

6 баллов/ высокий уровень

13 баллов/ высокий уровень

8 баллов/ низкий уровень

1 балл/ низкий уровень

36

средний

Филипп

7 баллов/ высокий уровень

6 баллов/ высокий уровень

11 баллов/ средний уровень

7 баллов/ низкий уровень

0 баллов/ низкий уровень

31

средний

Настя

3 балла/ низкий уровень

3 балла/ средний уровень

2 балла/ низкий уровень

5 баллов/ низкий уровень

0 баллов/ низкий уровень

13

низкий

Святослав

8 баллов/ высокий уровень

6 баллов/ высокий уровень

12 баллов/ средний уровень

17 баллов/ высокий уровень

2 балла/ средний уровень

45

высокий

Эрнест

5 баллов/ средний уровень

3 балла/ средний уровень

5 баллов/ низкий уровень

5 баллов/ низкий уровень

0 баллов/ низкий уровень

18

низкий

Матвей

7 баллов/ высокий уровень

5 баллов/ высокий уровень

7 баллов/ средний уровень

17 баллов/ высокий уровень

0 баллов/ низкий уровень

36

средний

Артемий

8 баллов/ высокий уровень

5 баллов/ высокий уровень

6 баллов/ низкий уровень

5 баллов/ низкий уровень

0 баллов/ низкий уровень

24

низкий

Андрей

4 балла/ средний уровень

5 баллов/ высокий уровень

3 балла/ низкий уровень

4 балла/ низкий уровень

1 балл/ низкий уровень

17

низкий

Определение уровня экологического образования детей старшей группы осуществляется по следующим показателям.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

50-40 баллов

39-25 балла

24-0 баллов

Без помощи воспитателя безошибочно посчитал количество предложенных кругов, при счёте дотрагивался до каждого предмета, называл грамотно последовательность чисел не именуя каждый, в завершении сделал обобщающий жест и назвал итоговое число; без посторонней помощи осуществлял порядковый счёт, грамотно ответил на все вопросы. Без помощи воспитателя пользуясь заданным образцом отсчитал количество предметов по заданию педагога; Ребёнок без помощи воспитателя выстраивает предметы в ряд от самой большой (широкой, толстой, длинной и высокой) используя грамотные сопроводительные комментарии: Сначала самая толстая бочка, затем бочка потоньше и т.д. При поиске величины правильно использует приёмы приложения и наложения; Ребёнок самостоятельно называет и показывает каждую фигуру, уверенно показывает и называет геометрические фигуры у которых есть углы, у которых нет углов, уверенно считает и называет количество углов фигур, называет фигуру по предложенным свойствам, называет свойства фигур по предложенным вопросам педагога; Ребёнок уверенно показывает всё, что спрашивает педагог, ориентируется во всех направлениях, с опорой на предметы определяет расположения объектов.

Посчитал предметы без помощи педагога, но при счёте допускал ошибки: именовал каждый предмет, неграмотно называл число, сбивался на порядковый счёт, при порядковом счёте испытывал некоторые затруднения (в единичных случаях), безошибочно но с некоторой задержкой ответил на поставленные педагогом вопросы. При отсчитывании с использованием образца испытывал некоторые затруднения, но с помощью воспитателя (небольшой) выполнил задание; Ребёнок без помощи воспитателя выстраивает предметы в ряд от самой большой (широкой, толстой, длинной и высокой) без использования сопроводительных комментариев. При поиске величины правильно использует приёмы приложения и наложения; Ребёнок самостоятельно называет и показывает каждую фигуру, затрудняется при показе и назывании геометрических фигур у которых есть углы, у которых нет углов, с помощью педагога считает и называет количество углов фигур, называет фигуру по предложенным свойствам, с помощью педагога называет свойства фигур по предложенным вопросам; Ребёнок с помощью взрослого определяет день недели, без трудности называет части суток.

Испытывал затруднения в начале счёта, нуждался в помощи воспитателя, неправильно выполнял правила счёта (именовал каждый предмет, не называл итогового числа без напоминания педагога), с помощью педагога ответил на предложенные вопросы, при отсчитывании предметов выполнял только первую часть задания, вторую (на 1 больше или меньше), затруднялся; Ребёнок с помощью воспитателя выстраивает предметы в ряд от самой большой (широкой, толстой, длинной и высокой) не использует сопроводительные комментарии. При поиске величины с помощью педагога использует приёмы приложения и наложения; Воспитатель указывает не фигуру, а ребёнок называет,

затрудняется при показе и назывании геометрических фигур у которых есть углы, у которых нет углов, с помощью педагога считает и называет количество углов фигур, называет фигуру по предложенным свойствам, с помощью педагога называет свойства фигур по предложенным вопросам; Ребёнок без помощи и напоминания взрослого не может назвать день недели, с трудом называет части суток.

Вывод: По полученным результатам диагностики можно увидеть, что уровень сформированности математических представлений детей данной группы достаточно низкий, что свидетельствует о недостаточной работе в данном направлении. На наш взгляд наиболее эффективной в данном случае формой работы может быть индивидуальная, поскольку она больше чем коллективная позволяет выстраивать индивидуальный маршрут математического развития для каждого ребёнка, но также для закрепления имеющихся математических представлений экологического образования необходимо привлекать на познавательных занятиях к ведущей деятельности ребёнка с самым высоким результатом. Также при планировании работы с детьми необходимо осуществлять индивидуальный подход в соответствии с слабыми и сильными сторонами развития математических представлений дошкольников данной группы.

Также для всех детей необходимо продумать и реализовать серию игр, чередующихся с занятиями, на каждой неделе в разных видах деятельности (включая прогулки, самостоятельную игровую деятельность детей, трудовую деятельности т.д.). Необходимо помнить о работе с родителями в направлении математического образования детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг уровня сформированности правовой культуры старших дошкольников.

Мониторинг уровня сформированности правовой культуры дошкольников....

Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением сп...

Дидактическая игра «Муха» для диагностики уровня формирования математических представлений.

как сформировать у детей элементарные математические представления  ,  интеллектуальное развитие детей, приёмы умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладени...

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Диагностика уровня сформированности математических представлений у дошкольниковНаправления диагностической работы:- диагностическая работа с детьми;- диагностическая работа с родителями;- диагнос...

Диагностика развития сформированности математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой к разделу "формирование элементарных математических предс...

«Мониторинг уровня сформированности математических представлений у обучающихся 3 года обучения с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР» АООП вариант II

Мониторинг реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждо...