Занятие по развитию речи "Хлеб - всему голова!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Грабова Евгения Сергеевна

В подготовительной группе проведено занятие по теме хлеба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст сценария19.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Хлеб – всему голова…»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
  • закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
  • познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;
  • познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
  • воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
  • актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";
  • формирование языкового чутья;
  • совершенствовать навыки связного высказывания;
  • формирование мелкой и общей моторики;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, серп, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.

Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.

Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, серп, литературный герой Буратино, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.

Ход занятия

Стук в дверь. Няня передает посылку.

  • Дети, смотрите, нам принесли посылку, а от кого, мы сейчас узнаем. Надо прочитать на ящике, от кого она пришла. Мы можем прочитать?

(ответ детей)

  • Кто нам прочитает?
  • Начинай Дима.

Читай дальше Саша.

Как вы думаете? Что там может лежать?

(Хлеб)

  • А как вы догадались?

(По запаху)

  • Конечно, такой аромат идет от посылки.

Чтение стихотворения С. Погореловского – «Вот он - хлебушек душистый»

Вот он - теплый, золотистый,

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

  • Сегодня мы будем говорить о хлебе.
  • Где мы покупаем хлеб?

(Ответ детей)

  • Хлебобулочных изделий много, назовите их.

(Ответ детей)

  • Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?

(Ответы детей: Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно)

  • Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.

Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Нам нужно много хлеба. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправляемся в путешествие вместе с Буратино.

  • Буратино, у тебя есть загадки. Дай мне, пожалуйста, загадку кто весной выходит в поле? "Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит."

(Трактор)

  • Кто работает на тракторе? (Тракторист)
  • Найдите картинку, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят: "Весенний день год кормит".
  • Что делает трактор? Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.
  • Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрите зерна пшеницы, ржи, овса.
  • Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую муку, из ржи - ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?
  • Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. Когда зерно сеять решает агроном. Найдите картинку агронома.
  • Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Самолет над полем кружит Следом вьюга вьет и кружит.

Летчик сверху всюду - всюду сыпет белый порошок.

  • Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать
  • А сейчас физ. минутка

Колоски золоченые на ветру качаются, на ветру качаются, низко наклоняются

  • А теперь еще одна записка от Буратино
  • Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?

(Комбайн)

  • 'Найдите картинку комбайна.
  • Кто работает на комбайне?

(Комбайнер)

  • А теперь продолжим свое путешествие

Хоть и собрано зерно

Да не хлеб еще оно.

  • Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

(Ответы детей)

  • А затем на мельницу.

Здесь такое с ним твориться,

В оборот его берут,

В порошок его сотрут!

  • Что это за порошок?

(Мука)

  • Человек, который работает на мельнице, называется мукомол.
  • Дальше муку везут в пекарню.
  • Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.

На большом хлебозаводе

Станет тестом та, мука,

Хлебу путь теперь недолгий,

Вот в булочной на полке,

Вот уже к тебе на стол

Он пожаловал - пришел.

  • А сейчас поиграем в игру "Цепочка"
  • От куда хлеб пришел?

(Из магазина)

  • В магазин от куда попал?

(Из пекарни)

  • Что делают в пекарне?

(Пекут хлеб)

  • Из чего пекут хлеб?

(Из муки)

  • Из чего мука?

(Из зерна)

Откуда зерно?

(Из колоса)

  • Откуда пшеница?

(Выросла в поле)

  • Кто вырастил пшеницу?

(Агроном)

  • Посмотрите на картину. Стеной стоит высокая пшеница. А как ее убирали раньше, когда не было машин?
  • Я вам сейчас покажу. Это серп, им жали пшеницу, рожь, ячмень, овес.
  • Складывали в снопы, сушили, обмолачивали, мололи на мельницах и пекли хлеб.
  • Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу? (агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т.д.)
  • Молодцы! Ребятки, а сейчас поиграем с Буратино.

Физминутка: 

Буратино шел, шел

И монетку нашел

Посмотрел - пятачок,

Положил в кулачок,

Оглянулся, побежал

Чтобы кот не догнал.

  • А сейчас мы нарисуем колосок.

Сначала тонкий стебелек,

Два привычных полукруга

Поместили друг на друга

Положили на бочок

И молчок.

Осень дарит урожай

Не ленись и собирай.

Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями.

Наше путешествие подходит к завершению.

Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?

(Ответы детей: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д.)

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию «Хлеб – всему голова» старшая группа

Задачи:Знания:   1.Формировать представление детей о том, что хлеб – основной продукт питания, кто и как выращивает, печет хлеб.    2.Знакомить детей со злаковыми растениями....

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»«Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)...

Занятие по Познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

1. . Расширить знания детей о труде хлеборобов.2.Обратить внимание на то, что хлеборобы трудятся не только для              себя, ...

Занятие по познавательному развитию «Хлеб-всему голова»

laquo;Хлеб-всему голова»Цель: Формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека. Создание   благоприятных   условий творческой   активности у детей пос...