Занятие по познавательному развитию «Хлеб-всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Честных Анастасия Станиславовна

«Хлеб-всему голова»

Цель: Формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека.

 Создание   благоприятных   условий творческой   активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формирование у детей интереса к игре - драматизации. Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности.

Задачи НОД:

образовательные:

 -воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к хлебу;

- закрепить знание о труде взрослых: хлебороб, мельник, пекарь, тракторист, комбайнер.

- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в диалог;

-развивать рекреационные навыки: декламация, драматизация; развивать память, речь, выразительность мимики, голоса;

развивающие:

- развивать общительность и коммуникабельность.

- развивать образное мышление, актёрские способности;

- развивать мимическую активность;

- побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;

воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;

- воспитывать бережное отношения к хлебу как результату труда многих людей;

-воспитывать уважение к актёрам и зрителям.

Материалы и оборудование:

- Проекционное мультимедийное оборудование для показа презентации.

-Засушенные колосья ржи и пшеницы;

- Макеты мельницы, жернова;

- муляжи хлебобулочных изделий;

-костюмы для героев сказки

- декорации для сказки

-музыкальное сопровождение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Хлеб-всему голова27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию «Хлеб-всему голова»

Цель: Формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека.

 Создание   благоприятных   условий творческой   активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формирование у детей интереса к игре - драматизации. Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности.

Задачи НОД:

образовательные:

 -воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к хлебу;

- закрепить знание о труде взрослых: хлебороб, мельник, пекарь, тракторист, комбайнер.

- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в диалог;

-развивать рекреационные навыки: декламация, драматизация; развивать память, речь, выразительность мимики, голоса;

развивающие:

- развивать общительность и коммуникабельность.

- развивать образное мышление, актёрские способности;

- развивать мимическую активность;

- побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;

воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;

- воспитывать бережное отношения к хлебу как результату труда многих людей;

-воспитывать уважение к актёрам и зрителям.

Материалы и оборудование:

- Проекционное мультимедийное оборудование для показа презентации.

-Засушенные колосья ржи и пшеницы;

- Макеты мельницы, жернова;

- муляжи хлебобулочных изделий;

-костюмы для героев сказки

- декорации для сказки

-музыкальное сопровождение

 Предварительная работа:

-Беседа о сборе урожая хлеба;

-Рассматривание иллюстраций;

-Заучивание пословиц, стихов, чтение литературных произведений по теме       

-Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

-Оформление папки с фотографиями «Все о хлебе»

-Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

- упражнения для развития выразительной мимики, жестов

- скороговорки на развитие дикции

Ход НОД:

I. Вводная часть.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришел мышонок и его друг колосок, для того, чтобы рассказать нам свою историю.

Но перед тем, как они начнут свой рассказ, я хотела бы задать один вопрос:

Какой продукт у нас на столе и за завтраком, и за обедом, и в полдник и даже на ужин?

ДЕТИ: Хлеб, батон, булочка.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

С ясельной группы мы рассказываем вам, как бережно и уважительно нужно относиться к каждому кусочку хлеба, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.

Хлеб на Руси издавна пользовался огромным уважением и почетом. От того, каким будет урожай ржи или пшеницы, зависела жизнь миллионов людей. Великим грехом считалось бросать хлеб на землю; кусочки его собирали, сушили из них сухари.

Ведь до сих пор хлеб проходит долгий и трудный путь, прежде чем появиться у нас на столе.

Давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба.

(Развешаны иллюстрации с профессиями. Дети выходят и показывают.)

ДЕТИ:

- Тракторист – пашет землю

- Хлеборобы – выращивают зерна на полях

- Комбайнеры – собирают колоски

- Мельник – делает муку

- Пекарь – выпекает

- Шофер – развозит

- Продавец – продает

(Включается мультимедийное оборудование и показываются слайды с профессиями, дети во время показа слайдов читают стихи)

1. ребенок

Тракториста круглый год

На селе работа ждёт.

В бездорожье он пройдёт,

Вспашку он произведёт.

Трактор в сеялку впрягает. Поле быстро засевает.

2. ребенок

Колосок к колоску, бережливо,

Соберёт хлебороб урожай,

Чтобы в доме всегда был красивый,

Тёплый, пышный, большой каравай.

3. ребенок

Любим мы блины с вареньем,

С яблоками пирожки,

Вкусный торт на день рожденья

Из рассыпчатой муки.

Но хочу открыть я тайну:

Пирожков вам не видать,

Если в поле вдруг комбайны

Хлеб не будут убирать.

4. ребенок

Ну и пусть, что мукой себя выпачкал,

Ну и пусть, что проснулся чуть свет,

Зато в городе пахнет выпечкой,

И голодных в городе нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом.

Ребята, вы, наверное, заметили, что и дома и в детском саду хлеб разный по внешнему виду и по вкусу.

Как вы думаете, почему?

ДЕТИ:

Один сделан из пшеничной муки, а другой из ржаной.

Белый пшеничный, серый из ржи.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Давайте мы с вами рассмотрим пшеничный и ржаной колосок.

Читают стихотворение.

Мы расскажем о пшенице

И о ржи – её сестрице,

Они кормят за обедом

Нас душистым сдобным хлебом!

Люди всегда с уважение относились к хлебу.

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе, и поэтому придумано много пословиц и поговорок. Давайте вспомним.

ДЕТИ:

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеб – всему голова

Хлеб- наше богатство

Без хлеба – нет обеда.

Не трудиться – хлеба не добиться

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ребята, вы молодцы. Ответили на мой вопрос подробно и правильно.

Ну, а теперь давайте послушаем мышонка и его друга.

МЫШОНОК:

Мы хотим рассказать вам историю, которая случилась совсем недавно, прошлым летом. Мы назвали её «Приключения Колоска»

В ней всё так, как бывает в сказках: разговаривают птицы, животные, растения.

Нам обязательно понадобится ваша помощь в трудный момент.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

 Скажите, вы хотите помочь Колоску и узнать много интересных историй? Тогда добро пожаловать в сказку!

Перед тем, как отправиться в сказку, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Встали в круг. К солнышку потянулись, лучик взяли, людям отдали и улыбнулись.

А теперь в добрый путь.

НАЧИНАЕТСЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

«ПРИКЛЮЧЕНИЕ КОЛОСКА».

         (Звучит музыка)

Колосок:

В чистом поле, на просторе

Был я солнышком согрет,

Тёплый дождь и свежий ветер

Помогали мне созреть.

Вырос я большой и смелый, мне не страшен летний зной-

Колосок пшеницы спелой, молодой и золотой!

Здравствуйте! У меня сегодня день совершеннолетия.

Мышонок:

Как вкусно пахнет! Привет, Колосок! Наконец – то ты созрел!

Колосок:

Привет! А ты кто такой? Я тебя не знаю.

Мышонок:

Я полевой мышонок, мы же с тобой встречались на поле, забыл?

Ты тогда совсем зелёный был! А почему ты такой невесёлый?

Колосок:

Понимаешь мышонок, я был на поле, когда убирали урожай, но засмотрелся на облака, и меня унёс ветер. Моих сестрёнок и братишек увезли в тёплый дом, где хранится зерно, а я остался и теперь не знаю, что мне делать.

Мышонок:

Да погоди ты. Не плачь, а то зернышки отсыреют! Я покажу тебе новый дом, где можно принести огромную пользу.

Колосок:

Новый дом? А как он называется?

Мышонок:

Он называется «норка». В нем тепло и тихо, в нем никогда не бывает ветра.

Колосок:

Норка? Я о таком доме не слышал, мне одному в нём будет скучно и одиноко…

Мышонок:

Да не реви ты! Отсыреешь, тогда в норке нельзя будет жить! У меня в домике полно таких же как ты, колосков и зёрен. Да и скучать там тебе не придётся.

Ну, пойдем скорее. Пока нам никто не помешал.

Колосок:

Если ты мне обещаешь, что я там принесу пользу…

Мышонок:

Какой ты недоверчивый!

Воробей:

Попался, серый обманщик! Не верь ему и не ходи с ним! Он спрячет тебя в норке под землёй в кладовку. А зимой разгрызёт и от тебя не чего не останется!

Колосок:

Обманщик! Ты же говорил, что я смогу в твоём домике стать полезным.

Мышонок:

Не тронь Колоска! Я его первым нашел, значит он мой!

Воробей:

Как бы не так! Скажи Колосок, где лучше: под землёй в норке или в гнезде, где светит солнце?

Колосок:

Я люблю солнышко, ноя не пойду в твой дом, если в нем нет маленьких и слабых, которых нужно сделать сильными и большими.

Воробей:

Так – так! Очень интересно! Тем более тебе нужно попасть в мой дом!

Мышонок:

Воришка! Не отдам!

Воробей:

Не обращай на него внимания! Я унесу тебя в своё гнездо, где живут славные птенчики. Твои зернышки им очень пригодятся, чтобы стать большими и сильными.

Мышонок:

Не верь воробью! Он унесёт тебя птенцам, которые тебя склюют. А у меня в норке твои зернышки могут прорасти!

Колосок:

Отпустите меня! Я не хочу ни в норку, ни в гнездо! Я должен найти свой дом, чтобы принести настоящую пользу и снова вырасти. Пустите! Помогите! Кто – ни будь, помогите!

Воспитатель:

Придется помочь нашему колоску. А ну- ка, кыш отсюда! Отпустите Колоска! Разве тебя, Колосок, не учили, что разговаривать с незнакомцами опасно?

Колосок: Я заблудился, а больше рядом никого не оказалось. Скажите, а вы поможете мне найти мой настоящий дом – элеватор?

Воспитатель:

Конечно, поможем. Правда, ребята?

Колосок:

Спасибо, я, кажется, нашёл настоящих друзей.

Мышонок (притворно плачет):

Бедный я, голодный и несчастный Мышонок! У меня в норке нет ни зёрнышка, ни корешка! Я нашел один – единственный колосок, а его отобрали! Бедный я, несчастный!

Воробей (ещё жалобней):

Нет, это я бедный и несчастный! Мои маленькие голодные птенчики! Что нам теперь делать!

Воспитатель:

Это не беда! Мы вам поможем! Идите скорей на кухню к повару, он даст вам крупы и сухарей. А мы с ребятами, когда пойдем на прогулку, насыплем вам хлебных крошек.

Колосок:

Я вспомнил, я вспомнил, как я должен принести пользу! Я должен стать хлебом! У меня 10 зернышек. Одно зернышко нужно сохранить, чтобы вырастить новый колосок, а из остальных нужно сделать хлеб! Только я не знаю, как можно стать хлебом!

Воспитатель:

Все наши ребята знают, как из колоска рождается хлеб.

Колосок:

Вы мне об этом расскажите? 

Воспитатель:

Обязательно расскажем! Садись и слушай интересную историю.

Как же вырос каравай?

Слушай и запоминай!

Ребёнок:

Был он маленьким зерном,

Но ученый агроном

С хлеборобами на поле

Хлеб посеял на просторе.

Ребёнок:

Солнцем зерна согревала,

И дождями поливала,

В зернах выросли ростки,

превратились в стебельки.

Ребёнок:

Ветер стебли гнул – качал,

Силу к росту прибавлял.

Летом стебли и ростки

Превратились в колоски.

Воспитатель:

Лето быстро пролетело –

В августе зерно созрело.

Колосок:

Всё так и было! А дальше мою историю все знают.

Воспитатель:

Колосок, а ты знаешь, что такое элеватор?

Колосок:

Нет, я же туда не попал.

Воспитатель:

Тогда слушай дальше.

В элеваторе большом

Есть высокий зернодом.

В нём все зернышки проверят,

Высушат, потом провеют.

Колосок:

И оставят до весны,

Те, что вырасти должны!

Воспитатель:

Совершенно верно!

Колосок:

А что должно быть дальше?

Воспитатель:

Мельник, выходи, встречай наш новый урожай!

Мельник:

Я, ребята, начеку:

Зерна превращу в муку –

Белую воздушную,

Нежную послушную.

Колосок:

И я наконец стану хлебом?

Воспитатель:

Какой ты нетерпеливый!

Мельник:

За работу, жернова,

Зерно перетрём сперва!

Давайте, ребята, помогайте мне. (дети встают и под слова мельника выполняют движения) - пальчиковая игра

Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай!

Крепче трем зерну бока - получается мука!

Колосок:

И я становлюсь хлебом!

Воспитатель:

Погоди, не спеши. После мельника с мукой будет работать пекарь.

Колосок:

А чем он занимается?

Воспитатель:

Сейчас узнаешь. Пекарь, твой теперь черед – урожай тебя зовет!

Пекарь:

Я мучицу белую

Пышным тестом сделаю!

Дрожжи! Ну – ка не ленитесь, наше тесто поднимите!

Воспитатель:

Погоди, пекарь! Давай с ребятами поиграем, покажем, как дрожжи тесто поднимают.

Пекарь:

Конечно, конечно! Повторяйте за мной- дыхательная гимнастика

Дрожжи воздух собирали,

Дрожжи тесто раздували!

Выдох – вдох, вдох – выдох:

Пух, пух! Ох, ох!

Ну – ка тесто, в ширь и ввысь

Разрастись и поднимись!

Тесто белое пыхтело – ох, ох!

Тесто зрело и толстело – ох, ох!

Мы его слегка помяли –

И весёлкой разбивали.

Воспитатель:

Какое пышное тесто у нас получилось! Вы не забыли, что мы в сказке, поэтому возьмем волшебную лопату и посадим наш хлеб в волшебную печку.

Пекарь:

Нужно сказать волшебные слова:

В печку жаркую садись – подрумянься, испекись!

Воспитатель:

Встречайте наш свежий каравай!

Каравай:

Я – пшеничный каравай

С корочкой румяной.

Никогда не забывай:

На столе я – главный!

Без меня обед не в счет

В праздники и в будни:

«Хлебу – слава и почет!» - говорят все люди.

Колосок:

Какое это чудо хлебный Каравай! Спасибо тебе пекарь, я тоже хочу стать таким же красивым и аппетитным.

Колосок:

Спасибо вам, ребята! Я так много узнал сегодня интересного. Мне очень хочется, чтобы этот день вам запомнился. Только не знаю, как это сделать!

Воспитатель:

Очень просто, Колосок. Наши дети нарисовали рисунки и оформили выставку.

Колосок:

Как здорово! Мне нравится. Спасибо вам! До свидания, ребята!

Воспитатель:

Ну вот ребята, мы с вами не только сами рассказали, но и посмотрели, какой трудный и тяжелый путь проходит хлеб, перед тем, как попасть к нам на стол. Давайте ещё раз посмотрим и закрепим, как люди выращивают хлеб.

(Просмотр слайдов под музыку).

Какой вывод мы должны сделать из того, о чём мы сегодня говорили?

(Дети отвечают)

К хлебу нужно относиться уважительно, и всегда помнить, как тяжело его вырастить.  Берегите хлеб! Хлебу слава и почет!

Воспитатель: Вы сегодня очень меня порадовали, были хорошими артистами и зрителями. Сколько нового и интересного мы помогли друг другу узнать.

Кто хочет сказать, что нового он узнал? Какой герой больше понравился?

В этой коробочке лежат смайлики. Они изображают различные настроения от проделанной нами работы. Я хочу их вам подарить. Я попрошу каждого из вас выбрать тот смайлик, который соответствует вашему настроению и показать всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»«Хлеб — всему голова» (подготовительная к школе группа)...

Занятие по Познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

1. . Расширить знания детей о труде хлеборобов.2.Обратить внимание на то, что хлеборобы трудятся не только для              себя, ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб -всему голова "

Знакомство с процессом выращивания хлеба. Расширение знаний о значении хлеба в жизни человек....