Дополнительная образовательная программа "Знаечка"(
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа модуля «Знаечка» по ДООП «Дошкольник «Умка» разработана с целью формирования предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих развитие математических представлений и логики. Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а так же подготовить его к новой социальной роли школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_modul.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУДО ЦДТ «Ступеньки»
Программа модуля «Знаечка»
по ДООП «Дошкольник «Умка»
(преддошкольная подготовка к математике)
Составитель и автор:
педагог дополнительного образования
Голикова Светлана Михайловна
п.Красные Ткачи
сентябрь 2016года
Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа модуля «Знаечка» по ДООП «Дошкольник «Умка» разработана с целью формирования предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих развитие математических представлений и логики. Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а так же подготовить его к новой социальной роли школьника Одна из основных задач, которую ставит перед ребенком школа,- это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений, навыков. Несмотря на то, что общая готовность (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению различна. Вот почему важно до начала обучения ребенка в школе изучить уровень его готовности к школьному обучению, обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа предошкольной подготовки по курсу «Знаечка» дает возможность иметь сравнительно одинаковую подготовленность детям, что обеспечит благоприятные условия их успешного обучения.
1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Главная цель работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе.
Задачи:
- обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе
- развитие речи и простых математических представлений
- развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики
- подготовка руки к письму
- подготовить детей к обучению в 1 классе
- ознакомить с основными понятиями и терминами
- умение ориентироваться в пространстве тетрадного листа
- формировать вычислительные навыки;
Развивающие задачи:
- развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;
- пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность.
- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
- развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;
Развитие математических представлений:
- дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
- изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
использованием наглядности; - раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
- научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.
Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями. Научить устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах. Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих заданным свойством. Давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).
1.3. Срок реализации образовательной программы
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью по 30 минут.
1.4. Планируемые результаты:
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Они будут:
знать:
∙ состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
∙ предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;
∙ как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
∙ название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года
уметь:
∙ объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям;
∙ считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);
∙ называть числа в прямом и обратном порядке до10;
∙ соотносить цифру и количество предметов;
∙ составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
∙ пользоваться цифрами и математическими знаками;
∙ различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
∙ измерять длину предметов;
∙ делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;
∙ различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
∙ ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
∙ определять временные отношения.
2. Учебно-тематический план
№ п | Название раздела | Теоретических часов | Практических часов | Всего часов |
1 | Доцифровой период | 14 | 3 | 17 |
2. | Цифровой период
| 28 | 5 | 33 |
3. | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 | 13 | 13 | |
4. | Простые задачи | 3 | 5 | 8 |
Всего:72 часа
3.Содержание изучаемого курса.
№ ЗАНЯТИЯ | № ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1 | 1 | 1ч | Доцифровой период (17 ч) | Признаки предметов. |
2 | 2 | 1ч | Свойства (признаки) предметов, цвет. | |
3-4 | 3-4 | 2ч | Счёт предметов. Сравнение групп предметов. Конструирование из бумаги «Тюльпан». | |
5 | 5 | 1ч | Сравнение групп предметов. Графический диктант «Слон». | |
6 | 6 | 1ч | Отношения «равно», «неравно». Графический диктант «Рыбка». | |
7 | 7 | 1 | Отношения «Столько же».Узор «Повтори рисунок. | |
8 | 8 | 1ч | Понятия «Больше, меньше, столько же» | |
9 | 9 | 1ч | Понятия «Больше, меньше, столько же» | |
10 | 10 | 1ч | Соотношения самый большой, самый маленький. Графический диктант «Медведь». | |
11 | 11 | 1ч | Конструирование из бумаги «Цыпленок». | |
12 | 12 | 1ч | Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник) | |
13 | 13 | 1ч | Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник) ) | |
14-16 | 14-16 | 3ч | Логические задачи. | |
17 | 17 | 1ч | Конструирование из бумаги «Цветок для мамы» | |
18 | 1 | 1ч | Цифровой период (33 ч) | Число и цифра 1.Графический диктант «Лиса» |
19 | 2 | 1ч | Число и цифра 2. Графический диктант «Страус» | |
20 | 3 | 1ч | Прямая и отрезок. | |
21 | 4 | 1ч | Число и цифра 3 «Повтори рисунок» | |
22 | 5 | 1ч | Дни недели, сутки. | |
23 | 6 | 1ч | Элементы геометрии. Различие и название геометрических фигур. | |
24 | 7 | 1ч | Путешествие в страну математики. | |
25 | 8 | 1ч | Изготовление снежинок из бумаги. | |
26 | 9 | 1ч | Число и цифра 4 Соотнесение числа и цифры. | |
27 28 | 10 11 | 1ч 1ч | Число и цифра 5 Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5. | |
29 | 12 | 1ч | Сложение и примеры на сложение. | |
30-31 | 13-14 | 2ч | Число и цифра 6. Состав числа 6. | |
32-33 | 15-16 | 2ч | Число и цифра 7.Состав числа 7. | |
34-35 | 17-18 | 2ч | Число и цифра 8 Состав числа 8 | |
36-37 | 19-20 | 2ч | Число и цифра 9 Состав числа 9 | |
38-39 | 21-22 | 2ч | Закрепление состава чисел 6-9 | |
40-41 | 23-24 | 2ч | Число и цифра 0. Обратный счет. | |
42-43 | 25-26 | 2ч | Закрепление состава чисел 1-9 | |
44-45 | 27-28 | 2ч | Год, месяц. | |
46-47 | 29-30 | 2ч | Дни недели, сутки | |
48-49 | 31-32 | 2ч. | Составление математических задач по картинкам. | |
50 | 33 | 1ч | Изготовление из бумаги подарков к праздникам. | |
51 | 1 | 1ч | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (13 ч) | Смысл сложения. |
52 | 2 | 1ч | Сложение вида +1 | |
53 | 3 | 1ч | Сложение вида +2 | |
54 | 4 | 1ч | Сложение вида +3 | |
55 | 5 | 1ч | Сложение вида +4 | |
56 | 6 | 1ч | Сложение в пределах 10 | |
57 | 7 | 1ч | Смысл вычитания. | |
58 | 8 | 1ч | Вычитание вида -1 | |
59 | 9 | 1ч | Вычитание вида -2 | |
60 | 10 | 1ч | Вычитание вида -3 | |
61 | 11 | 1ч | Вычитание вида -4 | |
62 | 12 | 1ч | Вычитание в пределах 10 | |
63 | 13 | 1ч | Сложение и вычитание в пределах 10 | |
64-65 | 1-2 | 2ч | Простые задачи (8 ч) | Решение простых задач с опорой на наглядность |
66 | 3 | 1ч | Игра «В гостях у царицы Математики» | |
67 | 4 | 1ч | Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен. | |
69-70 | 5-6 | 2ч | Составление и решение простых задач | |
71-72 | 7-8 | 2ч | Игра «Путешествие в страну чисел» |
4.Обеспечение программы.
4.1.Методическое обеспечение.
Приёмы и методы:
Словесные (объяснение, рассказ, речевой образец, повторение, словесное упражнение, вопросы, контроль). Наглядные (показ картинок, рисунков, Проектов, презентаций, обучающих мультфильмов).
Практические (работа с планшетом, дидактическая игра, занимательные задания, самостоятельная работа, самоконтроль).
Основными формами организации образовательного процесса являются:
∙ по количеству детей, участвующих в занятии - индивидуальная, фронтальная и групповая, в зависимости от поставленных задач;
∙ по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - игра, викторина, тренинг, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, презентации, проекты;
∙ по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
4.2 Материально-техническое обеспечение
- Магнитно-маркерная доска
- Компьютер
- Принтер
- Ксерокс
5.Методическое пособие «Математика для детей 6-7 лет» Е.В.Колесникова.
6.Рабочая тетрадь «Я считаю до 20» Е.В.Колесникова.
7. Дидактические игры для детей.
8. «Демонстрационный материал. Математика 6-7 лет» Е.В.Колесникова
9.Календарь времён года с указанием месяцев.
10. Лента чисел до 20.
11. Условные математические знаки.
12. Раздаточный счетный материал.
13.. Счетные палочки.
14. Иллюстрации для решения задач в пределах второго десятка.
15. Линейки.
16. Цветные карандаши
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
5.Мониторинг образовательных результатов.
5.1.Механизм оценки результатов освоения программы:
- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
- формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
- взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
5.2.Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
- знать «соседей» числа;
- решать простые задачи (в одно действие);
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
- решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
- решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения по курсу «Знаечка» проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа.(см. Приложение 1)
6.Список литературы
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика- Синтез, 2010 г. - 224 с.
2. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
3. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 48 с. 6. Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
4. Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей детей 6-7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2007.-32 с. 10. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008
Приложение 1.
Мониторинг усвоения материала по программе дополнительного образования
№ | Фамилия и имя ребенка | Количество и счет | Геометрические фигуры | Величина | Ориентировка во времени | Ориентировка в пространстве | Логические задачи |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. |
Критерии оценивания
«В»-ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
«С»-СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
«Н»-НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...