Дополнительная образовательная программа "Знаечка"(
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа модуля «Знаечка» по ДООП «Дошкольник «Умка» разработана с целью формирования предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих развитие математических представлений и логики. Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а так же подготовить его к новой социальной роли школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУДО ЦДТ «Ступеньки»
Программа модуля «Знаечка»
по ДООП «Дошкольник «Умка»
(преддошкольная подготовка к математике)
Составитель и автор:
педагог дополнительного образования
Голикова Светлана Михайловна
п.Красные Ткачи
сентябрь 2016года
Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа модуля «Знаечка» по ДООП «Дошкольник «Умка» разработана с целью формирования предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих развитие математических представлений и логики. Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а так же подготовить его к новой социальной роли школьника Одна из основных задач, которую ставит перед ребенком школа,- это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений, навыков. Несмотря на то, что общая готовность (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению различна. Вот почему важно до начала обучения ребенка в школе изучить уровень его готовности к школьному обучению, обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа предошкольной подготовки по курсу «Знаечка» дает возможность иметь сравнительно одинаковую подготовленность детям, что обеспечит благоприятные условия их успешного обучения.
1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Главная цель работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе.
Задачи:
- обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе
- развитие речи и простых математических представлений
- развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики
- подготовка руки к письму
- подготовить детей к обучению в 1 классе
- ознакомить с основными понятиями и терминами
- умение ориентироваться в пространстве тетрадного листа
- формировать вычислительные навыки;
Развивающие задачи:
- развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;
- пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность.
- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
- развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;
Развитие математических представлений:
- дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
- изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
использованием наглядности; - раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
- научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.
Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями. Научить устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах. Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих заданным свойством. Давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).
1.3. Срок реализации образовательной программы
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью по 30 минут.
1.4. Планируемые результаты:
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Они будут:
знать:
∙ состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
∙ предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;
∙ как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
∙ название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года
уметь:
∙ объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям;
∙ считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);
∙ называть числа в прямом и обратном порядке до10;
∙ соотносить цифру и количество предметов;
∙ составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
∙ пользоваться цифрами и математическими знаками;
∙ различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
∙ измерять длину предметов;
∙ делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;
∙ различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
∙ ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
∙ определять временные отношения.
2. Учебно-тематический план
№ п | Название раздела | Теоретических часов | Практических часов | Всего часов |
1 | Доцифровой период | 14 | 3 | 17 |
2. | Цифровой период
| 28 | 5 | 33 |
3. | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 | 13 | 13 | |
4. | Простые задачи | 3 | 5 | 8 |
Всего:72 часа
3.Содержание изучаемого курса.
№ ЗАНЯТИЯ | № ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1 | 1 | 1ч | Доцифровой период (17 ч) | Признаки предметов. |
2 | 2 | 1ч | Свойства (признаки) предметов, цвет. | |
3-4 | 3-4 | 2ч | Счёт предметов. Сравнение групп предметов. Конструирование из бумаги «Тюльпан». | |
5 | 5 | 1ч | Сравнение групп предметов. Графический диктант «Слон». | |
6 | 6 | 1ч | Отношения «равно», «неравно». Графический диктант «Рыбка». | |
7 | 7 | 1 | Отношения «Столько же».Узор «Повтори рисунок. | |
8 | 8 | 1ч | Понятия «Больше, меньше, столько же» | |
9 | 9 | 1ч | Понятия «Больше, меньше, столько же» | |
10 | 10 | 1ч | Соотношения самый большой, самый маленький. Графический диктант «Медведь». | |
11 | 11 | 1ч | Конструирование из бумаги «Цыпленок». | |
12 | 12 | 1ч | Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник) | |
13 | 13 | 1ч | Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник) ) | |
14-16 | 14-16 | 3ч | Логические задачи. | |
17 | 17 | 1ч | Конструирование из бумаги «Цветок для мамы» | |
18 | 1 | 1ч | Цифровой период (33 ч) | Число и цифра 1.Графический диктант «Лиса» |
19 | 2 | 1ч | Число и цифра 2. Графический диктант «Страус» | |
20 | 3 | 1ч | Прямая и отрезок. | |
21 | 4 | 1ч | Число и цифра 3 «Повтори рисунок» | |
22 | 5 | 1ч | Дни недели, сутки. | |
23 | 6 | 1ч | Элементы геометрии. Различие и название геометрических фигур. | |
24 | 7 | 1ч | Путешествие в страну математики. | |
25 | 8 | 1ч | Изготовление снежинок из бумаги. | |
26 | 9 | 1ч | Число и цифра 4 Соотнесение числа и цифры. | |
27 28 | 10 11 | 1ч 1ч | Число и цифра 5 Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5. | |
29 | 12 | 1ч | Сложение и примеры на сложение. | |
30-31 | 13-14 | 2ч | Число и цифра 6. Состав числа 6. | |
32-33 | 15-16 | 2ч | Число и цифра 7.Состав числа 7. | |
34-35 | 17-18 | 2ч | Число и цифра 8 Состав числа 8 | |
36-37 | 19-20 | 2ч | Число и цифра 9 Состав числа 9 | |
38-39 | 21-22 | 2ч | Закрепление состава чисел 6-9 | |
40-41 | 23-24 | 2ч | Число и цифра 0. Обратный счет. | |
42-43 | 25-26 | 2ч | Закрепление состава чисел 1-9 | |
44-45 | 27-28 | 2ч | Год, месяц. | |
46-47 | 29-30 | 2ч | Дни недели, сутки | |
48-49 | 31-32 | 2ч. | Составление математических задач по картинкам. | |
50 | 33 | 1ч | Изготовление из бумаги подарков к праздникам. | |
51 | 1 | 1ч | Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (13 ч) | Смысл сложения. |
52 | 2 | 1ч | Сложение вида +1 | |
53 | 3 | 1ч | Сложение вида +2 | |
54 | 4 | 1ч | Сложение вида +3 | |
55 | 5 | 1ч | Сложение вида +4 | |
56 | 6 | 1ч | Сложение в пределах 10 | |
57 | 7 | 1ч | Смысл вычитания. | |
58 | 8 | 1ч | Вычитание вида -1 | |
59 | 9 | 1ч | Вычитание вида -2 | |
60 | 10 | 1ч | Вычитание вида -3 | |
61 | 11 | 1ч | Вычитание вида -4 | |
62 | 12 | 1ч | Вычитание в пределах 10 | |
63 | 13 | 1ч | Сложение и вычитание в пределах 10 | |
64-65 | 1-2 | 2ч | Простые задачи (8 ч) | Решение простых задач с опорой на наглядность |
66 | 3 | 1ч | Игра «В гостях у царицы Математики» | |
67 | 4 | 1ч | Монеты в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей. Набор и размен. | |
69-70 | 5-6 | 2ч | Составление и решение простых задач | |
71-72 | 7-8 | 2ч | Игра «Путешествие в страну чисел» |
4.Обеспечение программы.
4.1.Методическое обеспечение.
Приёмы и методы:
Словесные (объяснение, рассказ, речевой образец, повторение, словесное упражнение, вопросы, контроль). Наглядные (показ картинок, рисунков, Проектов, презентаций, обучающих мультфильмов).
Практические (работа с планшетом, дидактическая игра, занимательные задания, самостоятельная работа, самоконтроль).
Основными формами организации образовательного процесса являются:
∙ по количеству детей, участвующих в занятии - индивидуальная, фронтальная и групповая, в зависимости от поставленных задач;
∙ по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - игра, викторина, тренинг, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, презентации, проекты;
∙ по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
4.2 Материально-техническое обеспечение
- Магнитно-маркерная доска
- Компьютер
- Принтер
- Ксерокс
5.Методическое пособие «Математика для детей 6-7 лет» Е.В.Колесникова.
6.Рабочая тетрадь «Я считаю до 20» Е.В.Колесникова.
7. Дидактические игры для детей.
8. «Демонстрационный материал. Математика 6-7 лет» Е.В.Колесникова
9.Календарь времён года с указанием месяцев.
10. Лента чисел до 20.
11. Условные математические знаки.
12. Раздаточный счетный материал.
13.. Счетные палочки.
14. Иллюстрации для решения задач в пределах второго десятка.
15. Линейки.
16. Цветные карандаши
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
5.Мониторинг образовательных результатов.
5.1.Механизм оценки результатов освоения программы:
- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
- формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
- взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
5.2.Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
- знать «соседей» числа;
- решать простые задачи (в одно действие);
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
- решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
- решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения по курсу «Знаечка» проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа.(см. Приложение 1)
6.Список литературы
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика- Синтез, 2010 г. - 224 с.
2. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
3. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 48 с. 6. Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
4. Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей детей 6-7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2007.-32 с. 10. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008
Приложение 1.
Мониторинг усвоения материала по программе дополнительного образования
№ | Фамилия и имя ребенка | Количество и счет | Геометрические фигуры | Величина | Ориентировка во времени | Ориентировка в пространстве | Логические задачи |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. |
Критерии оценивания
«В»-ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
«С»-СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
«Н»-НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-488009-1414336423.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-538262-1416854115.jpg)
Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников
Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/07/picture-635891-1728292848.jpg)
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-685523-1444581479.jpg)
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...