Дидактические игры и упражнения по развитию сенсорных способностей
материал (младшая группа)

Христова Марина Михайловна

 Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятия формы, величины, цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_i_upr.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по развитию

сенсорных способностей

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:                         

«Что в мешочке» (небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая их, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

«Чудесный мешочек»,

« Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному  признаку)

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

«Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

« Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Сентябрь – октябрь

   Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

 «Из каких фигур состоит машина?» (предлагается определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.)

« Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

«Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)                

Ноябрь

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины

 «Сравни предметы по высоте» (назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже).

 «Пирамидки» (собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе).

     

«Разложи по размеру» (ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др).

«Самая длинная, самая короткая»  (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

«Дальше — ближе» (предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Декабрь — Январь

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

 «Какого цвета не стало?» (детям показывают несколько кружков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из кружков. Определить, какого цвета не стало).

 «Неразлучные цвета» (педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.)

«Какого цвета предмет» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Собери  гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)

Февраль-Март

 «Здесь горошек, там фасоль».

 Учить детей выбирать из смеси и рассортировывать в разные баночки горох и фасоль, развивать у детей координацию движений  кистей рук.  Учить доводить начатое дело до конца.

 «Волшебные узоры».

 Показать ребенку способы рисования на манке, развивать мелкую моторику, способствовать реализации творческих проявлений малышей, воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

Материал: поднос с бортиками, манная крупа.

Апрель-май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для детей младшей группы по развитию познавательных способностей.

Описание игр и упражений по развитию познавательных способностей у детей младшей группы....

Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей

Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать  предметы, их  разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...

Опыт работы "Развитие сенсорных способностей у младших дошкольников по средствам дидактические игры и упражнения"

"Развитие сенсорных способностей у младших дошкольников по средствам дидактические игры и упражнения"...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙПредставленны разные игры....

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В данной статье представлена классификация дидактических игр и упражнений по развитию конструктивных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

Дидактические игры и упражнения для развития творческих способностей дошкольников

Возникновение и развитие воображения является социально-обусловленным процессом. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения и только в общении с ним ребенок осваивает общественно выра...