ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
учебно-методический материал на тему
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Представленны разные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры | 71.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Лови шарик
Цели: развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого.
Оборудование: желобок, шарик,
Речевой материал: шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец.
Ход игры
Педагог кладет шарик на желобок, говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог - поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.
Мозаики
Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению подбирать цвета по подражанию педагогу или по словесной инструкции.
Оборудование: плоские и объемные мозаики по количеству детей.
Речевой материал: сложи узор, мозаика, рисунок, название предметов, изображенных на рисунке, названия основных цветов, там, рядом, слева, справа, один, одну, два, две, три, четыре, пять и т.д.
Ход игры.
Возможно несколько вариантов проведения. Можно предложить детям вслед за педагогом составлять определенный рисунок, узор. А можно просто дать детям возможность собирать по собственному желанию, развивая творчество, воображение.
Можно предложить детям картинку с рисунком, узором и попросить их собрать такой же рисунок или узор из мозаики.
Для более развитых детей, знающих названия основных цветов, можно предложить выполнять рисунок, узор по инструкциям, предъявляемым устно и на табличках. Например: «Положи две синих, потом три зеленых, одну красную» и т.д.
Переложи игрушки
Цели: развивать координацию движений, согласованность движений обеих рук, учить брать мелкие предметы.
Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносы, прозрачные высокие бутылочки.
Речевой материал: делай так, возьми, бросай.
Ход игры
Целесообразно проводить данную игру на начальных этапах воспитания и обучения детей.
Дети сидят за столами, перед каждым ребенком прозрачная бутылочка, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их повторить его действия: «Посмотрите. Делайте так».
При необходимости педагог проводит индивидуальную работу с детьми. После того, как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.
ели: развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание.
Оборудование: игра «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум, сачки.
Речевой материал: рыбы, аквариум, рыбы живут тут, делайте так (лови рыбу), сачок, поймал, помоги.
Шнуровки
Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, вызывать интерес к игре.
Оборудование: различного рода шнуровки, готовые или выполненные педагогом (из картона, пластмассы, дерева с различными по длине, толщине, и материалу шнурками): пуговицы, «сапоги», картинки и т.д.
Речевой материал: делайте так, узор, названия изображенных предметов, придумай.
Ход игры
Вначале педагог может показывать детям, как надо продевать шнурок в отверстия, чтобы получить тот или иной рисунок, а затем дети вслед за педагогом повторяют его действия. После этого можно предложить детям просмотреть все от начала до конца, а потом точно также выполнить рисунок шнуровки. Потом можно предложить детям уже готовую Шнуровку и попросить подумать и сделать так самостоятельно (допускаются разные пробы).
Наконец, можно предложить детям шнуровку по их собственному желанию: «Придумай».
Собери игрушку сам
Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, привитие интереса к действиям с различными предметами, развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: любые сборно-разборные игрушки (цветы с отстегивающимися лепестками, божья коровка с отстегивающимися лапами, головой, крыльями и др. и другие подобные игрушки, готовые или сделанные руками педагогов или родителей).
Речевой материал: разбери, собери, названия игрушек, предлагаемых для сборки, делай так, верно, неверно.
Ход игры
Педагог дает ребенку любую игрушку и предлагает внимательно ее рассмотреть, затем показывает, что эта игрушка «волшебная» - ее можно разобрать и снова собрать. Педагог помогает разобрать, а затем предлагает ребенку уже самостоятельно собрать игрушку, придав ей первоначальный вид.
Лучинки
Цель: развитие мелкой моторики рук, совершенствование умений ориентироваться на плоскости.
Оборудование: набор лучинок (30-40 штук длиной 10-15 см, окрашенных в три-четыре цвета).
Речевой материал: сложи узор, делай так, сложи так, палочки, названия предметов.
Ход игры
Группе детей (три-четыре человека), сидящих за столом, педагог показывает, какие узоры можно выложить из лучинок. Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по образцу педагога. «Делайте так». Затем педагог предлагает детям самим придумать, что можно выложить из лучинок; напоминает, какого цвета лучинки лучше использовать. «Сложи, что сам хочешь. Что ты сложил?»
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Цветные коврики
Цель: учить детей дифференцировать цвета, отвлекаясь от формы предмета.
Оборудование: четыре листа картона красного, желтого, зеленого и синего цветов, изображения игрушек тех же цветов (однотонные).
Речевой материал: коврик. Какого цвета? Красный, синий, желтый, зеленый.
Ход игры
Педагог вместе с детьми рассматривает «коврики», предлагает подложить таблички с названиями соответствующего цвета. Затем предъявляются изображения игрушек (возможно называние игрушек с подбором табличек) и дифференциация их по цвету. Первые две-три картинки педагог может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и «коврика» (такой, не такой).
Шарики
Цели: учить детей дифференцировать не только различные, но и близкие цвета и оттенки. Учить осуществлять выбор этих цветов непосредственно по образцу и по памяти. Учить осуществлять выбор по цвету отвлекаясь от других свойств предмета.
Оборудование: демонстрационный набор и набор для каждого ребенка (плоскостные шары разной формы и величины, могут быть и одинаковые в зависимости от поставленной задачи по три оттенка основных цветов и более), приспособленные для работы с фланелеграфом, фланелеграф, таблички, карточка с нарисованными ленточками разного цвета размером 25x20 см (см. прил. 1)
Речевой материал: шарики, веревочки (ленточки), какого цвета? Такой - не такой, красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый (голубой, розовый, оранжевый, коричневый), подбери, привяжите ленточку.
Ход игры
Педагог приносит конверт и предлагает детям посмотреть, что там (табличка «шары»), после чего дети рассматривают содержимое конвертов, лежащих у них на столах. Затем педагог прикрепляет один из шаров на фланелеграф и предлагает детям найти такой же (дайте такой, такой, не такой, верно, неверно). Выбранные детьми шары прикрепляются рядом с шаром педагога или на индивидуальные фланелеграфы (шары могут быть одинаковыми по форме и величине или разными, если ставиться задача отвлечения от других свойств). Для усложнения можно ввести выбор с отсрочкой.
Другой вариант игры «Шарики»
Педагог предлагает детям к надутым шарикам подобрать соответствующего цвета веревочки. Сначала по образцу: педагог сам показывает и говорит: «Вот желтый шарик. Какого цвета надо веревочку? Такую же. Одинаковую. Желтую». Привязывает к шарику веревочку. Затем дети самостоятельно подбирают веревочки к шарикам.
То же самое с картонной карточкой, только шарики подбираются к нарисованным разноцветным веревочкам.
Усложнения: — количество цветов:
· Красный-синий; желтый-зеленый;
· Красный, синий, желтый, зеленый;
· Красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
· Красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, голубой, розовый.
· Сначала шарики одной формы, потом различной;
· сначала шарики одного размера, потом разного;
· можно заранее заведомо неправильно подложить шарики к веревочкам и предложить проверить соответствие или несоответствие ленточек и шариков, исправить ошибки.
Пирамиды
Цели: учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание детей.
Оборудование: пирамидки с колечками одинакового цвета, карточки с накладными колечками, коробка или корзинка.
Речевой материал: будем играть, пирамида, колечко, названия цветов, у кого такой цвет? У кого такое? Назови цвет.
Ход игры
Педагог дает каждому ребенку пирамидку, у всех детей пирамидки отличаются цветом. Себе педагог также берет пирамидку. Берет и снимает верхушку, называет цвет: «Красная». Кладет ее в корзинку и предлагает рядом сидящему ребенку проделать тоже самое. Постепенно все колечки со всех пирамид оказываются в корзинке. У детей остаются только палочки с основанием. Педагог на виду у детей перемешивает колечки в корзине, берет одно из них и показывает, показывая его детям: «У кого такое?» Дети должны узнать свой цвет и попросить это колечко: «Дай», по возможности назвать цвет колечка.
Флажки
Цели: продолжать учить детей выделять не только основные цвета но и их оттенки. Выделять цвет (по образцу и по памяти), отвлекаясь от других свойств предмета и с учетов этих свойств.
Оборудование: демонстрационный набор и набор флажков для каждого ребенка (флажки трех величин, квадратные, треугольные, прямоугольные, не менее 12 цветов - оттенки красного, синего, желтого, зеленого, коричневого), таблички.
Речевой материал: какой по цвету? Названия формы флажков (треугольник, квадрат, прямоугольник), величины (большой, меньше, маленький), одинаковые, верно, не верно, такой, не такой.
Ход игры
Педагог предлагает детям рассмотреть флажки, обращая внимание на свойства предметов (в зависимости от поставленной цели), уточняет представление о форме, величине (сравнение с эталонами формы, величины), уточняет значение слов, обозначающих форму, величину (треугольник, квадрат, прямоугольник; большой, меньше, самый маленький).
Классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?»
Цели: учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов, имеющих ярко выраженный цвет (синий цветок, Желтый карандаш и т.д.) размером 10x10, карточки цветов 10x4 (см. прил. 2).
Речевой материал: названия предметов, какой по цвету? (какого цвета), покажи, положи тут, названия цветов.
Ход игры
Перед детьми (ребенком) кладется образец - цветная Карточка (ряд цветных карточек). Ребенку предлагаются по одной карточки, которые он (они) должен распределить по цвету в ту или другую группу, правильно соблюдая цветовой признак.
Усложнения:
· количество цветов увеличивается;
· сначала одинаковые предметы на картинках, отличающиеся только цветом, а потом разные предметы разных цветов;
· самостоятельная классификация карточек детьми без опоры на цветовые образцы: ребенку дается стопка картинок с предметами разного цвета и предлагается разложить так, как он считает нужным;
· заведомо неправильная классификация - ребенок должен исправить ошибки и разложить верно.
Рис. 2. К игре «Классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?»
Цветные картинки
Цель: учить детей подбирать к предметам заместители по цвету.
Оборудование:
Десять (10x14 см) карточек разделенных пополам и окрашенных в два цвета (одна половина карточки одного цвета, другая - другого): красный и зеленый, зеленый и желтый, желтый и синий, синий и белый, белый и красный, красный и синий, зеленый и оранжевый, красный и желтый, белый и желтый, синий и желтый;
Десять цветных картинок (20x20 см), на которых изображены зеленая яблоня с красными яблоками, зеленая поляна с желтыми одуванчиками, желтая рожь с синими васильками, белые парусники на синей реке, белая машина «скорая помощь» с красными цифрами и крестом, красные рыбки в синей воде, зеленое дерево с оранжевыми апельсинами, осенний клен с желтыми и красными листьями, синяя речка с желтыми песчаными берегами, разрезанное яйцо (белое с желтком).
Речевой материал: названия цветов, предметов, какого цвета? сравни, одинаковые.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть в лото: «Будем играть». Раздает детям картинки и просит их внимательно рассмотреть, сказать какие цвета есть на картинке. «Посмотри, какие тут цвета?» Затем, когда дети рассмотрели картинки, педагог показывает детям разноцветные картинки и предлагает детям поднять картинку, тем у кого совпадают цвета (вначале, как образец, педагог может сам показать соответствие одной из картинок с разноцветной карточкой). Тот ребенок, который нашел у себя на картинке соответствие цветов с разноцветной карточкой, поднимает Руку и забирает карточку себе. Например, если педагог показал карточку зелено-красную, то ребенок должен поднять картинку с зеленой яблоней и красными яблоками.
Если кто-нибудь из детей не берет свою карточку, то он выбывает из игры. Выигрывают те, которые подобрали карточки к своим картинкам. Если ребенок испытывает затруднение в подборе карточек, то педагог помогает ему, задавая вопрос: «Какого цвета карточка? Какие цвета у тебя? Сравни. Одинаковые или нет?»
При повторе игры дети меняются картинками.
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ
Почтовый ящик
Цель: различать форму на ощупь, соотносить плоскостную и объемную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.
Оборудование: почтовый ящик - коробка с различным количеством прорезей (от двух до десяти) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг треугольник, шестигранник, трапеция, звезда и т.п.), объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстие, ширм или экран.
Речевой материал: возьми, круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, протолкни, такой - не такой.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за экраном (или за ширмой или под салфеткой), не контролируя зрением (допускаются пробы). «Возьми круг, протолкни в коробку». «Смотреть нельзя!»
Усложнение: увеличивается количество прорезей в коробке.
Дай такой
Цель: учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков.
Оборудование: любой детский конструктор (мягкий из поролона, пластмассовый, деревянный).
Речевой материал: посмотри, будь внимательным, найди такой же, дай такой, положи.
Ход игры
Педагог складывает различные по форме детали от разных конструкторов в коробку (ящик, корзинку, мешочек), перемешивает их, а затем вынимает по одной детали, показывает ребятам и предлагает им найти среди своих деталей (у каждого ребенка так же стоит коробочка с различными деталями) такую же: «Дай такой же». Дети внимательно смотрят и находят необходимую деталь, показывая ее педагогу, говорят: «Вот такой же». Игра продолжается до тех пор пока все детали не будут выбраны из коробок.
Усложнение: сначала детям даются детали конструктора, идентичные по цвету и размеру деталям, находящимся у педагога на столе, а затем детали даются другого цвета и размеров. Ребенок должен, опираясь только на признак формы, предъявить требуемую деталь.
Палочки
Цель: учить детей схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от других свойств предмета и деталей.
Оборудование: картинки с изображением разных предметов, палочки различной величины.
Речевой материал: делайте так. Где такой? Покажите Названия изображаемых предметов.
Ход игры
1 вариант. Педагог раздает детям картинки (с табличками) и предлагает детям схематично изобразить предмет < помощью палочек («сделайте так»), если возникают затруднения, то педагог на примере одной картинки дает образец.
2 вариант. Перед детьми картинки с изображениями предметов. Дети называют предметы (по возможности), подбирают таблички. Затем подбирают парные схематичные изображения этих же предметов («где такой?», «покажите»), после чего воспроизводят схему с помощью палочек («сделайте так «), опираясь на образец или по памяти (с отсрочкой)
Собери бусы
Цели: развивать зрительное восприятие формы, память внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять названия цветов, геометрических фигур, совершенствовать умение выделять величину предметов.
Оборудование: карты с рисунком (размер карты 15х 18 см) картонные эквиваленты геометрических фигур, фломастера или цветные карандаши (см. прил. 7).
Речевой материал: дорисуй бусы, названия геометрических фигур, цветов, собери бусы, что дальше, какой по цвету, какая по форме? Назови фигуру, покажи.
Ход игры:
1. Педагог раздает детям карты и предлагает дорисовать элементы уже имеющихся бус: «Посмотрите. Кукла порвала бусы. Никак не может собрать. Подумайте, какую фигуру надо дорисовать сначала? Потом? Какие бусы получились?» Педагог проверяет и помогает. В случае затруднений педагог первый вариант бус рисует сам, подсказывая закономерность распределения фигур на бусах. Можно не дорисовывать бусы, а выкладывать из имеющихся картонных деталей.
2. Педагог раздает карточки, дети устанавливают закономерность, но указывают ее не дорисовывая и не выкладывая картонные детали, а л ишь пальчиком указывая нужную «бусину» из представленных под рисунком геометрических фигур.
3. Педагог раздает карточки, дети дорисовывают бусы. Затем карточки закрываются, и ребенку предлагается на чистом листе бумаги воспроизвести варианты бус по памяти, соблюдая последовательность геометрических фигур, их величину и цвет. После этого все вместе проверяют правильность выполнения задания, сравнивая с образцом.
4. Детям раздаются карточки, на которых бусы еще не начаты, но их детали внизу представлены. Сначала педагог просит внимательно рассмотреть имеющиеся геометрические фигуры и ответить: «Покажите красный маленький круг. Что это? Какого цвета? Какой по величине? и т.п. Затем дает задание: «Рисуем первые бусы. Сначала желтый большой квадрат, потом красный маленький треугольник, после синий маленький круг» и т. д. 3: тем вторые и третьи бусы.
Рис. 7. К игре «Собери бусы»
5. Педагог раздает карточки, на которых бусы не начаты, но их элементы есть внизу рисунка, и предлагает из этих элементов составить свои бусы по желанию, а затем рассказать о них: «Я нарисовал бусы: желтый маленький квадрат, потом красный большой круг, потом синий маленький треугольник и т.д.». Можно не рисовать бусы, а выкладывать из картонных элементов.
ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Три медведя
Цель: учить выделять величину предмета, соотноси предметы по величине.
Оборудование: три игрушечных медведя разной величины, по три кровати, тарелки, чашки, стула соответствующей величины.
Речевой материал: мишка, большой, поменьше, маленький стул, кровать, тарелка, чашка, ложка, сядь, ешь, ложись.
Ход игры
Перед детьми появляются три медведя: «Тук-тук. Kто там? Вот Мишка. Мишка большой. Мишка - папа», «Тук-тук. Кто там? Вот Мишка. Поменьше. Мишка - мама», «Туктук. Кто там? Вот Мишка. Мишка маленький». Затем педагог предлагает детям рассадить медведей на стулья, обращая их внимание на соотношение величин: «Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький. Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький - стул маленький».
Затем дети самостоятельно расставляют тарелки, раскладывают ложки («Кому большую тарелку, большую ложку?»), укладывают медведей спать.
Домик для зайки
Цель: учить детей ориентироваться на величину в игре.
Оборудование: домики разной величины, в дверном проеме которых изображены зайчики, прямоугольники-двери разной величины и цвета.
Речевой материал: спрячь зайчиков, дверь, большой, маленький, вено, не верно, названия цветов.
Ход игры
Педагог раздает детям домики: «спрячьте зайчиков». Дети должны подобрать «двери» для каждого домика, ориентируясь только на величину (домик и дверь могут быть разного цвета).
Флажки
Цель: формировать зрительную ориентировку на величину без учета других свойств предмета, а также с учетом всех свойств предмета (по памяти).
Оборудование: флажки разного цвета, формы, величины (по три квадратных, прямоугольных, треугольных флажка трех цветов и трех величин) для каждого ребенка и демонстрационный набор у педагога, три стаканчика, ширма.
Речевой материал: какой по форме, цвету? Названия формы флажков (треугольник, квадрат, прямоугольник), величины (большой, меньше, маленький), одинаковые, верно, не верно, такой, не такой.
Ход игры
1-й вариант. Педагог вместе с детьми рассматривает флажки, обращает их внимание на то, что флажки отличаются друг от друга по величине, затем выставляет три стаканчика и ставит в каждый по флажку-эталону, после чего дети самостоятельно расставляют свои флажки. Когда все флажки будут расставлены, педагог вместе с детьми уточняет принцип классификации: «Какой величины? Тут большие. Тут поменьше. Тут маленькие. Одинаковые. Верно, не верно».
2-й вариант. Педагог ставит в стаканчик один флажок и закрывает его ширмой, а после отсрочки предлагает детям найти такой же (ориентировка на форму, величину и цвет предмета): «такой, не такой, верно, не верно».
Запомни и найди
Цель: учить удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению.
Оборудование: карты лото с изображением четырех-шести предметов разной величины по две на ребенка (один тот же предмет может быть изображен несколько раз, но рядом), маленькие карточки с изображением всех предметов, чистые листы плотной бумаги.
Речевой материал: названия изображенных предметов, запомни, найди, у кого такой? Одинаковые, такой не такой.
Ход игры
Педагог раздает детям по одному листу лото и по листу чистой бумаги, дети рассматривают картинки, по возможности называют, после чего все карты закрываются чистыми листами
Педагог поднимает одну маленькую карточку и показывает детям изображенный предмет, не называя его. Затем кладет ее на стол тыльной стороной вверх и спрашивает: «У кого такая?» (можно после отсрочки). Дети открывают свои карточки и ищут нужное изображение (можно отметить его фишкой), затем педагог показывает свою карточку и проверяет правильность выбора детей. Он обращает их внимание на величину: «верно, неверно, одинаковые, большая, маленькая
Длинное - короткое
Цели: формирование у детей восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения.
Высокое - низкое
Цели: формирование у детей восприятия такого качества величины как высота, совершенствование навыков сравнения.
Оборудование: картонные елочки, таблички.
Речевой материал: какая по высоте? Названия игрушек или их изображений, елка, высокая, низкая, самая высокая, самая низкая, ниже, выше, сравни.
Ход игры
Игра проводится по аналогии с играми «Длинное - короткое» и «Широкое - узкое». Педагог предлагает детям сравнить сначала резко отличные по высоте елочки, говорит, что одна высокая, другая низкая. Могут вводится полоски. Также даются поручения.
Усложнения: сравнивается по величине (высоте) большее количество елочек;
· сравниваются различные предметы (домик и елка, кукла и собака и т.п.);
· дается превосходная и сравнительная степень прилагательных.
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Зарядка
Цели: учить детей осознавать свое положение в пространстве, ориентироваться в схеме.
Оборудование: карточки со схематичным изображением человечков в разных статичных позах (демонстрационные раздаточные для каждого ребенка), таблички.
Речевой материал: делай так, покажи такую картинку, правильно, неправильно.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть («будем играть») предъявляет карточку с человечком-схемой, дети находят в своем наборе парную (можно ввести отсрочку); «покажите такую картинку». Затем педагог, предлагая карточку-образец, просит детей воспроизвести позу: «Делайте так» (в качестве усложнения вводится отсрочка в воспроизведении)
Шарик и кубик
Цель: учить детей воспринимать пространственные отношения по вертикали (внизу-наверху), по горизонтали.
Оборудование: шарики и кубики для каждого ребенка и демонстрационные карточки с различными изображениями геометрических фигур относительно друг друга, круг и квадрат, таблички.
Речевой материал: что это? Кубик, шарик, круг, квадрат. Похожи, делай так, внизу, наверху
Ход игры
Педагог раздает детям кубики и шарики, предлагает назвать их: «Что это? Кубик. Шарик», затем дети соотносят объемные фигуры с их изображениями на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с изображением квадрата и круга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно: «Делайте так».
Комната
Цель: учить понимать план-схему. Закреплять ориентировку в пространстве помещений.
Оборудование: мебель (игрушки), план-схема, комната (коробка с обозначенными окнами и дверью), таблички.
Речевой материал: комната, названия мебели, мебель, кукла, такой - не такой, поставь.
Ход игры
Педагог предлагает детям расставить мебель в «комнате» по плану. Сначала дети соотносят предметы мебели с их изображениями на плане (такой, не такой, стол, стул, кровать, диван, шкаф), а затем расставляют мебель в соответствии с планом. Затем педагог предлагает кукле поиграть: он берет фишку, бросает ее, в зависимости от перемещения фишки передвигается кукла. Затем педагог перемещает только фишку, а куклу перемещают дети.
Что внизу, что наверху
Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве листа бумаги.
Оборудование: листы бумаги с картинками, расположенными внизу и наверху, таблички, белые пустые карточки, по размеру закрывающие изображенные на листах картинки.
Вечевой материал: наверху, внизу, названия предметов, игрушек, изображенных на картинках, закрой, кто первый, вы выиграли, молодцы.
Ход игры
Педагог раздает детям по одному-два листа с картинками (в дальнейшем можно увеличить количество листов с картинками), а также белые пустые карточки. Себе берет для образца лист с картинками, объясняет. «Тут наверху кукла, а внизу мяч». «Где кукла? Где мяч? « Педагог дает таблички «вверху» и «внизу». Затем поднимает табличку «вверху елка» и прочитав ее, накрывает соответствующую картинку на листе белой карточкой. Затем задания даются детям устно и на табличках. Дети внимательно слушают, смотрят на таблички, узнав свою картинку, накрывают ее белой карточкой и говорят: «У меня вверху машина (машина вверху)» и т.п.
Выигрывает тот, кто первым закроет свои картинки белыми карточками.
Возможен вариант соревнования: дети делятся на две команды, им раздается определенное равное количество листов с картинками, которые они должны накрыть белыми карточками. Выигравшая команда награждается аплодисментами остальных детей и педагога.
Куда идет ежик?
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку на листе бумаги.
РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВИБРАЦИОННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Что лежит в мешочке?
Цели: учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов - названий предметов, формы, величины.
Оборудование: парные предметы - объемные геометрические формы (шар, кубик, овощ-яйцо, пирамида и др.), предметы разной величины (большие и маленькие шары, кубики, овощи, машинки, матрешки и др.), «чудесный мешочек», салфетка или ширма.
Речевой материал: название игрушек, используемых в игре, кубик, шар, круглый, квадратный, треугольный, большой, маленький, угадал, что там?
Ход игры
Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов (например, шар, кубик и яблоко). У педагога «чудесный мешочек». Он просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов (или убирает ширму), лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает детям проверить выбор, достает из мешочка кубик и показывает. «Верно? Угадал?». Дети называют предмет. Педагог хвалит ребенка и предлагает обследовать предмет, уточняет свойства предмета: например, выделяет грани у кубик
В следующий раз задача усложняется: для выбора дают только округлые или только угловатые предметы (например, под салфеткой у педагога - матрешка, яблоко, шар, а в мешочке - шар).
Далее задача усложняется: ребенку нужно установи различия не только по форме и предметной отнесенности, но и различия по величине (например, под салфетку кладут две матрешки (большую и маленькую), и деревянное яйцо). В остальном ход игры остается тем же.
Платочек для куклы
Цель: узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак - фактуру материала.
Оборудование: три куклы в разных платочках: одна - в шелковом, другая - в шерстяном, третья - в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».
Речевой материал: платочек, куклы пришли в гости, сними, найди на ощупь, завяжи кукле платок.
Ход игры
Игра проводится сначала по два, а затем по три ребенка в подгруппе.
Педагог показывает детям трех кукол в платочках: на одной - шелковый платок, на другой тканевый - шерстяной, на третей - вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает усадить кукол за стол и угостить их чаем; «Куклы - гости. Давайте угостим их чаем». «Надо снять платочки». Педагог предлагает каждому ребенку взять куклу и помочь ей снять платочек, усадить за стол. Педагог дает детям хорошо ощупать каждый платок, запомнить, у какой он куклы. Педагог предлагает сложить платки в мешочек. Затем педагог действует с куклами - пьет чай. Затем вместе с куклами педагог благодарит ребят за вкусный чай с пирогом и делает вид, что куклы собираются уходить, прося вернуть им платочки. Педагог предлагает на ощупь найти платочек для каждой куклы. «Дети, будьте внимательны. Найдите этой кукле платок». Ребята на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на кукол. После этого куклы прощаются, уходят.
Обведи и нарисуй
Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее его движение очерчивает контур предмета; называть предмет и его изображение.
Холодно - горячо
Цель: учить детей воспринимать температурные различия.
Оборудование: три бутылки с водой (холодной, теплой, горячей), чашки, ширма.
Речевой материал: там вода, горячая, теплая, холод} где такая? такая, не такая.
Ход игры
Перед детьми три стеклянных бутылки (с завинчивающимися крышками). Педагог предлагает прикоснуться к каждой бутылке, предъявляет слова, подкрепляя их табличками, «холодная», «теплая», «горячая».
Затем педагог за ширмой отливает часть воды из каждой бутылки в чашки, убирает ширму и предлагает детям определить, из какой бутылки вода в каждой чашке.
Тактильное домино
Цели: развивать тактильное восприятие, умение определять текстуру материала на ощупь.
Оборудование: набор деревянных домино из 24 штук размером 10x15 см с восемью различными текстурами, таблички.
Речевой материал: домино, ощупай, положи такой же, найди такой же.
развитие вибрационной чувствительности
Ход игры:
Педагог предлагает детям поиграть в новую игру. До этого дети должны быть знакомы с игрой в обычное детское домино. Для начала тактильное домино внимательно рассматривается и ощупывается детьми. Можно поиграть в него как в обычное один раз. Затем педагог завязывает детям глаза и предлагает играть на ощупь. «Ощупай. У тебя есть такой же? Положи сюда. Нет? Выбери тут такой». Педагог постоянно помогает, координирует игру.
Тактильные яблоки
Цель: развивать тактильно-двигательное восприятие.
Оборудование: 20 маленьких яблок из разного материала, прикрепленных к матерчатой яблоне (размет яблони: 60x58 см, размер яблок: 5,6x5,6 см) (см. рис. 10).
Речевой материал: возьми яблоко, ощупай, найди такое же, верно, не верно.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку поиграть. Касаясь яблок на яблоне, дети должны определить идентичные пары. Проверить правильность выбора можно по идентичным рисункам, напечатанным на обратной стороне каждой пары.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
Достань тележку
Цели: учить анализировать условия практической задачи: учитывать свойства орудия для достижения цели: использовать метод проб при решении практической задачи.
Оборудование: тележка с петлей, мелкие игрушки, экран, таблички.
Речевой материал: достань тележку, лента, тяни, играй, молодец.
Ход игры
На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой pyки ребенка, находится тележка с петлей, через нее свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. Ребенок может легко достать их. Для подтягивания тележки надо использовать оба конца одновременно. На тележке для привлечения внимания лежат мелкие яркие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и подтянуть к себе тележку. Если потянет за один конец, тесьма выскочит из петли, тележка останется на месте. Педагог просит: «Достань тележку. Поиграй». Если ребенок вытянул тесьму, то педагог вставляет ее снова обязательно за экраном. Важно, чтобы ребенок сам догадался взяться за оба конца. У него может быть несколько попыток. Если все же ребенок не сумел сделать сам, педагог медленно показывает.
Сложи узор
Дели: учить детей пользоваться предметами-заместителями: располагать реальные предметы на плоскости в соответствии с расположением их заместителей.
Оборудование: основы для расположения фишек мозаики (по числу детей), наборы фишек: по пять фишек любых двух цветов; карточки, на которых нарисованы полоски разной длины: длинные и короткие. На каждой карточке чередуются три-четыре полоски. Например, на одной карточке могут быть нарисованы длинная полоска, короткая, опять длинная; на другой - короткая полоска, еще короткая, длинная, длинная и т.д.
Речевой материал: полоски, сложи узор, название основных цветов.
Ход игры
Каждый ребенок получает основу для выкладывания узора мозаики и набор фишек. Педагог предлагает детям выложить из своих фишек узоры по картинке. Показывает первую карточку и говорит, что у них есть фишки разных цветов, а на картинке нарисованы полоски разной длины. Можно выложить узор, если вместо длинных полосок класть фишки одного цвета, вместо коротких - другого. Педагог спрашивает у детей или сам им сообщает, какой цвет какие полоски заменяет.
После этого педагог предлагает каждому ребенку на своей основе выложить узор из разноцветных фишек точно по картинке. Дети размещают фишки разных цветов в той же последовательности, в какой расположены полоски разной Длины на карточке. Если кто-либо затрудняется, педагог напоминает еще раз, какой цвет заменяет какую полоску. Когда дети правильно выполняют задание, педагог показывает им другую карточку с новой последовательностью расположения полосок. Перед выполнением второго задания педагог не напоминает принцип замещения, однако при затруднениях он помогает детям.
Посади огород
Цели: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей.
Оборудование: набор игрушечных овощей: репки, огурчики, морковки.
Листы картона(12х12), разделенные на девять частей. Карточки с заданиями (на каждой карточке кружки разных цветов - зеленый, желтый, оранжевый), расположенные в клетках хаотично (от четырех до девяти кружков на карточке).
Речевой материал: морковь, репа, огурец, тут так желтый, зеленый, оранжевый.
Ход игры
Педагог раздает детям карточки, разделенные на клетки, и игрушечные овощи. Затем показывает карточку-образец предлагает соотнести цветные кружки и игрушки, а потом разложить овощи в соответствии с образцом на своей карточке.
Постепенно количество заданий увеличивается. Можно увеличить количество частей (грядок) в «огороде».
Зверюшки на дорожках
Цели: Учить детей пользоваться заместителями - уметь соотносить картинки с определенными знаками; формировать умение варьировать заместители при выполнении одного и того же задания.
Оборудование: набор картинок (4x4 см) с изображениями животных: цыпленок, петух, собака, еж, гусь, кошка (по 50 изображений); 10 полосок бумаги с различными значка» (круг, квадрат, «флажок», овал, «плюс»). На каждой полоске по шесть значков. Разные значки повторяются в разных сочетаниях: пять полосок - образцов с изображением животных и соответствующих значков. Каждая пара (картинка-значок) отделяется друг от друга вертикальной чертой. Сочетание животных и значков различно.
Речевой материал: собака, кошка, еж, цыпленок, гусь, петух, тут, такой, не такой.
Ход игры
Педагог демонстрирует детям материалы: картинки, разложенные кучками (в каждой кучке одинаковые картинки), полоска-образец (шифр), полоски бумаги со значками.
Полоска-образец выставляется перед детьми. Ребята получают полоски со значками.
Педагог показывает какая картинка какому значку соответствует («Собака - тут, еж - тут...») и как выполняется задание: каждый значок накрывается соответствующей картинкой.
После выполнения задания дети складывают в кучки одинаковые картинки. При повторном проведении игры дети меняются «дорожками», получают новые.
Вместо одноцветных значков можно использовать кружки разного цвета, подготовив новый набор материала.
Работа с сериями картин
Цель: учить детей понимать и воспроизводить простую последовательность событий, изображенных на картине.
Оборудование: серии картин, материал для конструирования, обыгрывания.
Речевой материал определяется выбором темы.
Ход игры
1. Ворота (конструирование)
Педагог показывает детям картинку, на которой изображена готовая постройка. Затем педагог предлагает детям построить ворота. («Будем строить. Это ворота»). Ребята получают необходимый строительный материал, соотносят плоскостной образец с объемным. Педагог выставляет первую картинку с изображением начального этапа постройки и предлагает детям его выполнить. Постепенно дети возводят всю постройку. Карточки-образцы убираются, а дети получают аналогичные наборы и, глядя на свою постройку, раскладывают карточки по порядку.
Сложи квадраты
(квадраты Никитина -1-2 тип сложности)
Цель: учить составлять целое из разных геометрических фигур.
Оборудование: деревянная рамка, деревянные вкладыши.
Речевой материал: сложи квадрат. Какой по цвету? Будь внимательным. Верно, неверно, поверни, положи по-другому, попробуй еще, сделай так, молодец.
Ход игры
Педагог кладет перед ребенком собранный вариант квадратов, дает время рассмотреть. Затем переворачивает рамку, высыпает вкладыши, перемешивает их и предлагает ребенку попытаться собрать все квадраты снова, соблюдая признак цвета. Если ребенок затрудняется, педагог приходит ему на помощь.
Усложнение: собрать квадрат без рамки.
Где ошибся художник?
Цель: развивать логическое мышление детей, внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: карты с рисунками (размер карты 15x18 см), картонные детали этих же картин, фломастеры или цветные карандаши по количеству детей (см. прил. 9).
Речевой материал: где ошибся художник? Что не верно? Что бывает, чего не бывает? Названия животных и других предметов, названия цветов.
Ход игры:
1. Детям раздаются два варианта картинок: одна раскрашенная с ошибками художника, другая раскрашенная, но основных моментов (ежика, рыбы, птицы) нет. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку с ошибками, найти эти ошибки и исправить их на другой картинке, выложив на нее картонные детали (ежика, рыбы, птицы) туда, куда нужно. Педагог может задать вопросы: «Кто летает? Кто ходит по земле? Кто плавает в воде?» Проверяют все вместе правильность выполнения задания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батурина Е. Г. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». — М., 1974.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М., 1991.
3. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988.
4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Отгадай-ка. Развивающие задания детям от 3 до 7 лет.
5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М., 1989.
6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.,2001.
7. Никольская Л. Ю. Путь к слову. — Иркутск,1999.
8. Матюхин И. Ю. Тактильная память. — М., 1991.
9. Носкова Л. П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать. Учебное пособие для дошкольников и младших школьников. — 1999.
10. Носкова Л. П. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок. Учебное пособие для дошкольников и младших школьников. — 1999.
11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр и упражнений для развития познавательных способностей детей в непосредственно образовательной деятельности. Конспект итогового занятия – игры в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний».
Материал может быть использован при подготовки интегрированного итогового занятия....
Дидактические игры и упражнения по развитию сенсорных способностей
Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятия формы, величины, цвета....
Упражнения для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школе.
Данные упражнения я подготовила и провела на родительском собрании. В настоящее время мы часто стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения. Я подготовила несколько практических упражнений, к...
Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3—5 лет
Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3—5 летКомплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятийРазвивающие игры и упражнения, предлагаемые вашему вниманию...
Дидактические игры и упражнения для развития творческих способностей дошкольников
Возникновение и развитие воображения является социально-обусловленным процессом. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения и только в общении с ним ребенок осваивает общественно выра...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Представленные игрны способствуют , развитию интереса к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого, обучают ориентировке на плоскости, умению подбирать цвета по подражанию педагогу или по сл...