Дидактические игры и упражнения для развития творческих способностей дошкольников
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Капустина Надежда Михайловна

Возникновение и развитие воображения является социально-обусловленным процессом. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения и только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_kapustina.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения для развития творческих способностей дошкольников

Воспитатель ГБОУ «Школа №718» Зеленоградского округа г. Москвы Капустина Надежда Михайловна

«Какой?»

Дети передают из рук в руки какой-либо природный предмет. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, каштан - круглый, гладкий, твердый и т. д.

«На что похоже»

Дети передают по кругу природный предмет, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок - на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.

«Собери узор»

Воспитатель предлагает детям выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм - семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«Перевоплощение»

Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.

«Камушки на берегу»

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 - 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«Веселый гном»

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картинка на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

«На что это похоже»

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.

«Волшебный лес»

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

«Перевертыши»

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Карандаши, наборы из 8 - 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание - взять карточки с другой фигуркой.

        Список литературы:

  1. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М., 2000. - 142 с.
  2. Гаврина, С.Е. Развиваем воображение. Лучшие упражнения для детей 4-5 лет / С.Е. Гаврина. - М.: Академия развития, 2009.
  3. Жукова, Олеся Развививаем память, внимание, воображение / Олеся Жукова. - М.: АСТ, 2012
  4. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С.16-20.
  5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М., 1989. - 114 с.
  6. Лелеко, А.А. Развиваем логику и воображение / А.А. Лелеко. - М.: Эксмо, 2015.
  7. Лыкова, И. А. Небылицы, путаницы и загадки-обманки. Развиваем воображение и чувство юмора / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 144 c.
  8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2006. - 144 с.
  9. Парфенова, И.И. Лучшие игры в дорогу для развития воображения / И.И. Парфенова. - М.: Эксмо, 2015.
  10. Субботина, Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей / Л.Ю. Субботина. - М.: Харвест, Академия Развития, 2011. - 192 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перечень игр и упражнений для развития творческих способностей дошкольника

перечень игр и упражнений для развития творческих способностей у старших длшкольников...

Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников

Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников...

Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников

Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников...

Презентация "Использование дидактических игр и упражнений для развития творческих способностей дошкольников"

Автором представлен материал о видах дидактических игр и упражнений способствующих развитию творчества дошкольников....

Картотека "Игры и упражнения для развития творческих способностей дошкольников"

Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если малыш в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обрете...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Представленные игрны способствуют , развитию интереса к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого, обучают ориентировке на плоскости, умению подбирать цвета по подражанию педагогу или по сл...