Опыт работы "Развитие сенсорных способностей у младших дошкольников по средствам дидактические игры и упражнения"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Калинина Вера Владимировна

"Развитие сенсорных способностей у младших дошкольников по средствам дидактические игры и упражнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx20.99 КБ
Файл prezentatsiya_k_opytu_raboty.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

 «Развитие сенсорных способностей у младших дошкольников по средствам дидактические игры и упражнения»

Актуальность: Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача

которых -это накопление разнообразного сенсорного опыта, т.е. научить ребенка понимать окружающий мир и ориентироваться в нем.

Педагогические задачи:

- развитие сенсорных способностей детей через игру (т.к. игра это ведущий

  вид деятельности дошкольников);

-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия; -развивать мелкую моторику рук;

-создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей;

-повысить уровень знаний родителей по сенсорному воспитанию детей.

Этапы реализации

1. Подготовительный.

  • Постановка проблемы

Работая много лет с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Результаты обследования показали, что большинство детей испытывают трудности в сенсорном развитии. Как говорил ученый Щелованов Николай Матвеевич: «Ранний возраст – золотая пора сенсорного воспитания», поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме.

  • Изучение литературы
  • Подбор консультаций и рекомендаций для родителей
  • Подбор дидактических игр и упражнений.

•  Создание развивающей среды и условий для успешного использования дидактических игр.

2. Основной (практический)

1. Работа с детьми        

     Игра - универсальный способ востштания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу младшего дошкольного возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В этом возрасте ощущение и восприятие обгоняют мышление.

     Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения


Рассмотрим дидактические игры и упражнения, которые я использую в своей работе:

- игры и упражнения, направленные на развитие понятия величины:

   «Собери пирамидку», «Подбери по величине»

- игры и упражнения, направленные на развитие понятия формы:

   «Подбери по форме», «Найди предмет такой же формы» и т.д.

- игры и упражнения, направленные на закрепления цвета:

    «Собери бусы», «Подбери чашки к блюдцам»

-игры и упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений:  

   «Чудесный мешочек», «Найди на ощупь», «Узнай фигуру»,

игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия

   «Что звучит», «Найди пару» (найти баночку с таким же звуком) .

 

2. Работа с родителями

Вся моя работа не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла заинтересовать родителей. На родительских собраниях я подробно рассказала родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома В родительском уголке регулярно помещаю консультации о сенсорном воспитании детей, провожу беседы.

Родители заинтересовались моей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса и сами изготовили игры по сенсорном у развитию.

Основные виды работы с родителями:

-Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей;

-Консультации

Папки-передвижки

Привлечение родителей к изготовлению игр по сенсорному развитию детей.        

 Вывод: 

Данная тема еще мной не окончена, но уже на этом этапе можно сказать, что совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей.

В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача совершенного развития ребенка, т.к. ребенок видит, слышит, чувствует, учится обследовать и различать, т.е познает окружающий мир.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы «Развитие сенсорных способностей у младших дошкольников по средствам дидактических игр и упражнений» Выполнила: Калинина Вера Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Комаричский Детский сад №2

Слайд 2

Актуальность: Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения.

Слайд 3

Педагогические задачи: Развитие сенсорных способностей, через дидактические игры; развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия; развивать мелкую моторику рук; создать в группе предметно-развивающую среду , способствующую развитию сенсорных способностей детей; повысить уровень знаний родителей по теме.

Слайд 4

Этапы реализации: Подготовительный . Постановка проблемы Изучение литературы Подбор консультаций и рекомендаций для родителей Подбор дидактических игр и упражнений. Создание развивающей среды и условий для успешного использования дидактических игр.

Слайд 5

Основной (практический) Работа с детьми Работа с родителями

Слайд 6

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие понятия величины «Собери пирамидку» «Подбери по размеру»

Слайд 7

И гры и упражнения, направленные на развитие понятия формы «Почини одеяло» «Подбери по форме»

Слайд 8

И гры и упражнения, направленные на развитие умения соотносить по цвету. « Подбери чашки к блюдцам» «Собери фигуры в свой домик»

Слайд 9

И гры и упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений «Волшебный мешочек» «Мешочки радости»

Слайд 10

И гры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия «Что звучит» «Найди пару»

Слайд 11

* Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей ; *Консультации *Папки-передвижки *Привлечение родителей к изготовлению игр по сенсорному развитию детей . Работа с родителями

Слайд 12

Дидактические игры сделанные руками родителей .

Слайд 13

Вывод: Систематическая и планомерная работа по данной теме уже помогла повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами дидактического материала"

Педагогическая целесообразность моей работы заключается в изучении содержания различных дидактических игр и упражнений, в которых  вариативность и многофункциональность, а также применение их на ...

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Как развивать сенсорные способности у детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры....

Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста по средствам дидактических игр.

Сенсорное развитие детей младшего возраста является условием успешного овладения любой практической деятельностью....

Опыт работы «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять орга...

Наш опыт работы «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Как известно, игра - ведущая деятельность детей,она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию  имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики....