РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
консультация по конструированию, ручному труду

Марина Ивановна Порфирьева

В данной статье представлена классификация дидактических игр и упражнений по развитию конструктивных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konstr.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ  ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

            Аннотация. В данной статье представлена классификация дидактических игр и упражнений по развитию конструктивных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Ключевые слова: Конструктивная деятельность, дидактическая игра, дошкольники с нарушениями зрения.

Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, становится «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности»  [10,ст. 1.4, п.7]

Конструктивная деятельность уже в дошкольном возрасте развивает способности ребёнка производить глубокий зрительный анализ объекта, модели. Таким образом, формируются важные мыслительные процессы: сравнение, обобщение, умение делать собственные выводы и умозаключения.

Конструирование - это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность зависит от уровня развития восприятия, мышления у детей.

 В своей работе с детьми по конструированию использую методику разработанную Л. А. Ремезовой «Обучение  дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала»,  Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду», Л.А. Парамоновой «Детское творческое конструирование».

Мною был разработан долгосрочный проект «Город детства», направленный на  развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения через дидактические игры и упражнения.

В ходе реализации проекта решались следующие задачи:

  • Создать условия для  творческой конструктивной деятельности детей с нарушением зрения.
  • Формировать представления о сенсорных эталонах через дидактические игры и упражнения.
  • Учить детей умению соотносить реальные  объекты с их моделями, символическими и графическими изображениями.
  • Учить детей создавать комплексные постройки, совместно    планировать свою деятельность, договариваться, искать рациональные решения.

Поставленные задачи активно решались в процессе проведения специально-организованных занятий, в совместной деятельности и самостоятельной конструктивной деятельности, возникающей по инициативе самих детей. Для этого в группе был создан центр конструирования. Достаточно широко использовалась  такая форма, как посещение выставок, экскурсий по городу, просмотр презентаций.

Для организации конструктивной деятельности  в «Центре конструирования» имеется обширный строительный материал, с детьми используем разнообразные яркие, эстетически оформленные игры, такие как:

  • Плоскостные настольные конструкторы
  • Малые настольные деревянные и пластмассовые конструкторы
  • Магнитные конструкторы
  • Напольные крупногабаритные конструкторы
  • Деревянные конструкторы
  • Механические конструкторы с разным креплением деталей
  • ЛЕГО-конструкторы напольные и настольные.  
  • Для обыгрывания построек  подобраны мелкие игрушки.
  • Собран и систематизирован демонстрационный материал.

•   Сюжетные комплексы (для ландшафтного стола)

В процессе конструктивной деятельности дети усваивают правильные названия геометрических форм деталей строительного набора, узнают об особенностях геометрических тел, учатся видеть форму в окружающих предметах.

Чтобы воссоздать целостный конструктивный образ предмета, ребенок должен воспринимать признаки и свойства, которые существенны с точки зрения конструктивных особенностей этого предмета. Это касается восприятия формы, пропорций, пространственного расположения элементов, составляющих целое. Эти действия у детей со зрительной патологией затруднены, что связано с нарушением бинокулярного видения, глазодвигательных функций. Поэтому большое внимание я уделяю сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения. Сенсорное развитие проходит через практическое действие с многообразием предметов и материалов. Необходимость пропедевтического (пропеде́втика от греч. propaidéuō, предварительно обучаю) этапа диктуется своеобразием развития конструктивной деятельности у детей с нарушением зрения, недостаточностью представлений об окружающей действительности, в сравнении со зрячими сверстниками.

Пропедевтические упражнения создают потенциальные возможности для успешного овладения предметными действиями детьми.

К ним относится рассматривание, наблюдение, тренировка сенсорных функций, расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира на основе полисенсорного восприятия.

В этой работе  с детьми я использую счётные палочки для выкладывания фигур, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, математический планшет Геоборд.

 На первом этапе знакомлю детей с многообразием геометрических форм (кругами разных диаметров; овалами с разным соотношением осей; прямоугольными, тупоугольными и остроугольными треугольниками; квадратами, прямоугольниками, различающимися соотношением сторон); учу строить сериационные ряды, развиваю способность к ранжированию, то есть, расположению элементов в ряд в порядке возрастания или убывания величины. С этой целью  использую разнообразные дидактические игры и упражнения, например: «Расставь по образцу» «Каждую фигуру на своё место», «Найди деталь такой же формы», «Продолжи ряд» и др.

Процесс развития сенсорных способностей включает усвоение не только эталонов, но и действий по их использованию, то есть, перцептивные действия.

Л.А.Ремезова выделяет три вида действий по использованию сенсорных эталонов в конструктивной деятельности:

1 вид - действия идентификации, то есть установление тождества, какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.

2 вид - действия соотнесения предмета с эталоном. Это более сложный вид перцептивных действий по сравнению с действиями идентификации. И связано это с тем, что простым наложением предмета на эталон задача не решается.

3 вид - перцептивное моделирование. Это действие в конструктивной деятельности играет особую роль, поскольку любая конструкция предполагает анализ неоднородных свойств конструктивных деталей, входящих в её состав, на основе сенсорных эталонов.

При нарушении зрения у детей с косоглазием и амблиопией затруднено выполнение всех трёх видов действий по использованию сенсорных эталонов, что должно учитываться в процессе обучения конструированию.

С целью развития способности к идентификации  я использую следующие дидактические игры и упражнения: «Найди одинаковые конструктивные детали», «Подбери к силуэтному изображению конструктивную деталь», «Подбери к контурному изображению фигуры конструктивную деталь), «Распредели в группы», «Четвёртый лишний», «Сопоставь»,  «Соотношение геометрических тел и фигур» и др.

Для развития у детей действий соотнесения с эталоном  использую следующие упражнения: «Найди предмет такой же формы», «Найди конструкцию такой же формы».

Для того что бы научить детей зрительно расчленять форму контурного изображения предмета или конструкции на составные части использую игровых заданий типа: "Составь предмет из фигурок", "Сложи квадрат", «Танграм»,  «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Счётные палочки Кюйзенера»,   "Сложи узор", "Построй такую же конструкцию", «Накладываем детали»  «Построй по модели», «Создай схему»   и др. Выкладывая из частей квадрат, из готовых геометрических фигур предмет, из кубиков узор, из знакомых геометрических фигур конструкцию по её контурному изображению, дети упражняются в выделении их формы, размера, пространственного расположения.

Успех конструктивной деятельности во многом зависит от уровня сформированности у ребенка произвольных движений рук и от того, насколько согласованно действуют его руки под контролем зрения.

Поэтому следующий вид игр направлен на развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения. Зрительно-моторная координация – это способность согласовывать движения руки с работой зрительного анализатора. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.  Наши дети много и с удовольствием выкладывают мозаичные узоры, панно в соответствии с образцами, срисовывают изображения различных предметов через кальку, что способствует совершенствованию зрительно-моторной координации, формирует умение точно воспроизводить графические образцы. Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.  

Следующая группа игр направлена на получение начальных  представлений о пространстве: об изменчивости пространственных отношений, о перемещениях, приводящих к изменению расположения. Дошкольники учатся так же воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами и частями предмета. Наиболее трудные задания связанны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием в виде рисунка, чертежа, плана, схемы. С детьми  выполняю такие задания на тифлоприборе «Ориентир». Он состоит из пластин (полей построения), магнитных фигур, магнитных полос, и предназначен для построения на плоскости  различных  планов местности, помещений, зданий, схем. например: обставить  комнату как на картинке; детям, воспользовавшись картой, найти спрятанную игрушку; путешествие на игрушечном поезде по строго указанному маршруту и т. д. После использования готовых схем  постепенно переходим к самостоятельному их составлению.

Полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует обобщению образов предметов и явлений, развитию мыслительной деятельности. Это особенно важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у них из-за недостаточности зрительной информации могут формироваться неполноценные представления. Поэтому с детьми использую игры на определение геометрических фигур и конструктивных деталей на ощупь:  «Выбери все предметы квадратной (круглой и т. п) формы»  «Найди  заданную фигуру в «Волшебном мешочке», «Распредели в группы», «Убери лишнюю фигуру», «Разложи верно»,

Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста помогает решать и задачи коррекционной направленности в конструктивной деятельности:

 1. Развитие ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса.

2. Развитие зрительно-двигательной координации.

3. Развитие глазодвигательных функций, фиксации, локализации.

4. Формирование сенсорных эталонов, обучение выделению объемных предметов в макропространстве, соотнесению формы объемных предметов с заданными эталонами формы.

5. Обучение расчленению сложной формы на составные части, составлению целого из частей.

6. Развитие способности соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами.

7. Развитие словесной ориентации.

8. Формирование анализирующего наблюдения, обучение способам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки и классификации, то есть формирование общедеятельностных умений на основе конструирования.

9. Развитие коммуникативных навыков в процессе конструирования.

Моя задача научить детей с помощью дидактических игр и упражнений оперировать ими, учить сравнивать и группировать предметы по внешним признакам по их назначению; рассуждать, делать правильные выводы, развивать познавательные способности,  Входе такой работы у детей воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость.

Литература:

1. Куцакова Л.В Конструирование и художественный труд в детском саду.- М., 2005.

2. Ремезова Л.А Обучение дошкольников с нарушением зрения

конструированию из строительного материала.- Самара, 2003.

3. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с  нарушением зрения.- М.: Город, 1998.

         4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для детей с нарушением зрения.- М., 2003.

         5. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование». – М.: Изд. дом «Карапуз», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика инклюзивного образования «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через дидактические игры»

Практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на воспитанников старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-дидактических игр

Конспект мастер-класса "Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-дидактических игр"...

Буклет Консультация для педагогов и родителей на тему: "Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры"

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Для расширения и активизации словаря в пе...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через ЛЕГО игры

Лего – игры являются новым и актуальным направлением в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ОВЗ. Использование Лего конструктора является хорошим средством для познавательного р...

Обучение детей дошкольного возраста основам математики через дидактическую игру.

   Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитыва...

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста с ОВЗ через дидактическую игру

Публичная презентация личного опыта на областном практико-ориентированном семинаре для специалистов реабилитационных центров Московской области «ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБЫЙ ПОДХОД» Фо...