ПРОЕКТ: Паспорт мини-музея в старшей группе " Мышкин музей"
материал (старшая группа)

Поспелова Екатерина Александровна

Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Социальная значимость программы музея: заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт мини-музея «Мышкин музей» для воспитанников старших групп

Содержание

1. Сведение об авторском коллективе…3

2. Пояснительная записка…4

3. Паспортные данные…. 5

4. Аспекты музейной деятельности…7

5. План работы по созданию мини – музея…8

6. Характеристика мини – музея….9

7. Разделы мини – музея….15

8. План работы в мини – музее…. 16

9. Список литературы….19

Сведения об авторе

 ГБОУ Школа 1476 г Москвы

1 дошкольное отделение

 Воспитатель ПОСПЕЛОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музейное дело – очень важное дело.

Живой показ явлений, фактов особенно

убеждает, особенно врезается в память,

толкает мысль…

Н. К. Крупская

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики.

В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную

роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на базе образовательного учреждения.

Музей « Мышкин музей» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогического коллектива.

Социальная значимость программы музея « Мышкин музей» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты.

В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Паспортные данные

Наименование мини-музея:  « Мышкин музей »

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед

нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Толстой)

Профиль музея

 познавательный.

Цель

– эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. Формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора, развитие у дошкольников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности дошкольника.

Задачи:

Пробудить в детях интерес к сказке, книге;

Воспитание бережного отношения к книге;

Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

Воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;

Развитие устной речи, навыков общения;

Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.

При создании мини-музея учитывались следующие принципы:

- наглядность;

- доступность;

- содержательность;

- сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;

- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;

- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия).

Совет мини-музея:

2 человека.

Характеристика помещения:

 Уголок в игровой комнате.

Руководитель мини-музея:

Поспелова Екатерина Александровна

Структура управления мини-музеем:

Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

- поисковая;

- экспозиционная;

- познавательная.

Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими верными и преданными четвероногими друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую «живую игрушку».

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.

 Коллекции мини-музея располагаются на полках.

Например, подборка сказок (диск, маски) располагаются на средней полке, поэтому всегда доступны для детских рук.

Экспонаты сказок изготовлены из различных материалов (цветной картон, вата, яичная скорлупа, фарфоровая тарелка, вязаные нитки, магнитная доска, стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.

На нижней полке представлена детская литература, сделана подборка сказок:

 Изготовлены сюжетные картинки сказок «Теремок», «Курочка ряба» для показа сюжета сказки и пересказа.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

 Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1 Подготовительный этап.

Анкетирование для родителей группы. Май 2018

1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

2 Практический этап.

1. Сбор экспонатов.

2. Оформление выставки.

3. Индивидуальная работа с детьми.

4. Проведение экскурсий.

Создания мини-музея « Мышкин музей».

3 Подведение итогов Заседание инициативной группы.  Альбом «Мини-музей «Мышкин музей».

Выставка экспонатов мини-музея

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ

Экспонаты мини-музея

№ Название экспоната

Постоянное

1 Сказка « Сказка о глупом мышонке» экспозиция постоянное

 Воспитатель: ПОСПЕЛОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

2 Вязаный пальчиковый театр « Курочка ряба»

 Воспитатель: ПОСПЕЛОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

3 Сказка « экспозиция постоянное

4 Сказка «Курочка ряба» экспозиция

5 Сказка «» экспозиция

6 Сказка «» экспозиция

 

Разделы мини-музея, особенности использования

«Сами своими руками», «Библиотека», «Игротека».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе детей могут пользоваться ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественно – эстетическое творчество»

«Сами своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности.

«Галерея» оформлена в виде небольшой полки, где расположены детские роботы для конкурсов, кукольные театры, аппликации. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественно - эстетическое творчество», «Коммуникация».

«Библиотека» Здесь собраны сказки, загадки о волшебных предметах, жанровые разновидности фольклорной сказки, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека» Игры и атрибуты для игр расположены, так чтоб дети могли использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Нам хочется верить, что мини-музей «В гостях у сказки» – это то волшебное место, где осуществляются самые неосуществимые детские фантазии, а сказочные герои будто оживают и сходят со страниц книг, чтобы поиграть вместе с ребятами.

План работы в мини-музее «Мышкин музей» на 2018-2019год.

Месяц      Сентябрь     Работа в мини-музее

Октябрь Д/и «Угадай с какой сказки мышка »

цель: развивать умение узнавать и называть героя сказки, определять его характер.

Взаимодействие с родителями

1. Консультация «Мини – музей в детском саду как форма взаимодействия с детьми и родителями».

2. Привлечь родителей (законных представителей) к приобретению раскрасок по сказкам.

Ноябрь Мероприятия для детей

1. «Путешествие по русским народным сказкам с главным сказочным героем МЫШКОЙ» - закрепить понятие русской народной сказки, учить пересказывать небольшие произведения с помощью воспитателя.

2. Художественное творчество «Разукрась героя сказки» - совершенствовать умение детей закрашивать, не заходя за контуры, развивать творческое начало, мелкую мускулатуру пальцев рук.

Взаимодействие с родителями

1. Привлечь родителей (законных представителей) к приобретению сказок С.Я. Маршака.

2. Консультация  «Сказка ложь, да в ней намек».

Декабрь Мероприятия для детей

1. Игра - приключение «Путешествие по мышкиным сказкам» - развивать логическое мышление, связную речь; обогащать словарь образными словами и выражениями.

2. Выставка рисунков «Мышка - любимый сказочный герой» (совместно с родителями)

Взаимодействие с родителями

1. Сообщение «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Январь Мероприятия для детей

1. Литературная викторина «Сказка, я тебя знаю» - развитие творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками.

2. Дидактическая игра «Разрезные картинки» - учить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление.

Взаимодействие с родителями

1. Папка – передвижка «Как выбрать полезную сказку»

Февраль Мероприятия для детей

1. «Играем в сказку» - воспитывать интерес к сказке, развивать желание инсценировать знакомую сказку, передавать характер ее героев.

2. Д/и «Найди ошибку» - развивать внимание, восприятие, речь, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке.

Взаимодействие с родителями

1. Привлечь родителей (законных представителей) к обновлению мини – музея сказочными экспонатами.

Март Мероприятия для детей

1. «Ах, эти русские сказки» - учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам; активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

2. «Дефиле сказочных персонажей»

Взаимодействие с родителями

1. Привлечь родителей (законных представителей) к изготовлению масок и элементов костюмов сказочных персонажей.

2. Консультация «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказочного материала»

Апрель Мероприятия для детей

1. Д/и «Отгадай-ка!» - учить детей отгадывать сказку, по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки.

2. КВН «Сказка ложь, да в ней намек» - повышать интерес детей к сказкам, используя занимательные вопросы и игры; воспитывать чувство сопереживания, желание помочь товарищу.

Взаимодействие с родителями

1. Акция «Подари книгу музею»

Май Мероприятия для детей

1. Д/и «Расскажи сказку по иллюстрациям» - побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.

2. «Играем в сказку» - воспитывать интерес к сказке, развивать желание инсценировать знакомую сказку, передавать характер ее героев.

Взаимодействие с родителями

1. Выставка творческих работ (совместно дети и родители) «Что за прелесть эти сказки, в которых, живут наши мышки-малышки».

Список литературы:

1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б. Ребёнок и книга. СПб. : Детство-Пресс, 1999.

2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М. : Мозаика-Синтез, 2006.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : Детство- Пресс, 1999.

4. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. : Линка-Пресс, 2003.

5. Неизвестных И. Г. Настольный театр на крутящейся платформе. Музыкальный руководитель № 4, 2006, стр. 89.

6. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. М. : ТЦ “Сфера”, 2005.

7. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.

8. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.

9. Алябьева Е. а. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М. : ТЦ “Сфера”, 2001



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект: создание мини-музея во второй младшей группе

Опыт создания мини-музея во второй младшей группе. Конспект экскурсии в мини-музей "Петя-петушок" для детей младшего дошкольного возраста....

Паспорт мини-музея «Чудо-дерево». (подготовительная группа)

Паспортные данные мини-музеяНаименование: Мини-музей «Чудо-дерево»Профиль музея: познавательный.Цель:- Развивать познавательную активность детей, через восприятие экспозиций...

Паспорт мини- музея " Морское царство" разновозрастной группы от 1.5 до 4 лет " Пчёлки"

Паспорт мини - музея " Морское царство" разновозрастной группы от 1.5 до 4 лет...

ПРОЕКТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАБЩЕЙСРЕДЫ Создание мини-музея "МИР СПОРТА" (старшая группа)

Проект разработан для активизации позновательных интересов....

Паспорт мини- музея "Волшебный песок" (средняя группа)

Паспорт мини- музея "Волшебный песок" (средняя группа)...

Паспорт мини-музея "Волшебный песок" средняя группа

Представлены мероприятия  совместной деятельности взрослых и детей в мини-музее "Волшебный песок"...

Паспорт мини-музея "Волшебный песок" старшая группа

План мероприятий деятельности в рамках мини-музея с детьми старшей группы....