Паспорт мини-музея «Чудо из дерева» группы общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет
методическая разработка (подготовительная группа)
Актуальность
Деревянные игрушки – это первые игрушки, которыми играли дети много веков назад, но и сейчас, в наше время, трудно переоценить их значение на развитие ребенка. Да, появилось множество других новых материалов, из которых состоят игрушки. Но все-таки игрушки из дерева популярны. Игрушки из дерева очень красивы, так как зачастую изготавливаются вручную и являются настоящими произведениями искусства. Также детские игрушки из дерева прочны и долговечны. В связи с вышесказанным, мы решили создать замечательный мини-музей деревянной игрушки. Сам музей и все его составляющие состоят из дерева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini_muzeya_chudo_iz_dereva.docx | 537.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №196»
Паспорт мини-музея «Чудо из дерева»
группы общеразвивающей направленности
для детей 6-7 лет
Составила:
воспитатель
Шершнева Евгения Олеговна
Содержание:
1. Паспортные данные мини-музея
2. Аспекты музейной деятельности
3. Характеристика мини-музея
4. План работы музея
5. Перспектива развития мини-музея
6. Приложения
Паспортные данные мини-музея
Наименование мини-музея: «Чудо из дерева»
Актуальность
Деревянные игрушки – это первые игрушки, которыми играли дети
много веков назад, но и сейчас, в наше время, трудно переоценить их значение на развитие ребенка. Да, появилось множество других новых материалов, из которых состоят игрушки. Но все-таки игрушки из дерева популярны.
Игрушки из дерева очень красивы, так как зачастую изготавливаются вручную и являются настоящими произведениями искусства. Также детские игрушки из дерева прочны и долговечны.
В связи с вышесказанным, мы решили создать замечательный мини-музей
деревянной игрушки. Сам музей и все его составляющие состоят из дерева.
Адресность: Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников группы, где проводится ОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия.
Профиль мини-музея: познавательно-исследовательский.
Мини - музей «Чудо из дерева» предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков. Мы создали данный музей, так как хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно – развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как люди используют свойства материалов при изготовлении игрушек и других предметов из дерева.
Цели: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности (рассматривания экспонатов музея)
Задачи:
Образовательные:
Дать представления о многообразии видов деревьев. Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей. Дать элементарное представление о разнообразии видов деревянных изделий их значением в нашей жизни
Развивающие:
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, развивать любознательность.
Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
-принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
-принцип опоры на интересы ребёнка;
-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
-принцип наглядности;
-принцип последовательности;
-принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2023 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе «Ромашка».
Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены разные предметы, связанные с миром деревьев –кора деревьев; деревянная посуда, игрушки, украшения; предметы самоделки; альбомы и другое.
Руководители мини-музея: воспитатель Шершнева Е.О.
Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее «Чудо из дерева».
Аспекты музейной деятельности
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
Характеристика мини-музея
Музейная педагогика в условиях детского сада:
позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Формы деятельности:
фондовая;
поисковая;
научная;
экспозиционная;
познавательная.
Разделы мини-музея:
«Кухонная утварь и посуда»;
«Шкатулки»;
«Сувениры»;
«Игрушки»;
«Предметы быта»;
«Предметы старины»;
«Инструменты»
Экспонаты могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, а именно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое» и «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».
Предполагаемый результат:
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
Пополнение и активизация словаря.
Дети активно проявляют интерес к деревянным игрушкам, исследуя их и экспериментируя с ними.
Деревянные игрушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
Деревянные игрушки формируют представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Деревянные игрушки формируют интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
Деревянные игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка.
План работы музея
Схема построения работы в музее
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Обзорные видео-экскурсии;
- Рассказы воспитанников;
- Мини- экскурсии.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Рассматривание объектов;
- Рассматривание альбомов;
- Интегрированная образовательная деятельность;
- Экспериментирование;
- Конструирование.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Деятельность по лепке;
- Деятельность по рисованию;
- Деятельность по аппликации;
- Самостоятельная продуктивная деятельность;
Взаимодействие с родителями:
- Участие в сборе экспонатов;
- Участие в открытии музея;
- Изготовление экспонатов своими руками;
- Изготовление альбомов;
- Открытие мини-музея.
Планирование и организация образовательной деятельности:
1.Этап (информационный) подготовительный
Выбор места размещения.
Подбор экспонатов для мини – музея.
Подбор картинок для альбомов «Весёлые матрёшки», «Деревянные игрушки».
Подбор стихов для альбома «Стихи про игрушки».
Оформление мини – музея «Деревянная игрушка» вместе с родителями.
Взаимодействие с родителями:
Сбор экспонатов для музея вместе с детьми и родителями.
2. Этап (практический) практическая деятельность детей
Рисование: «Укрась фартук у матрёшки».
Лепка: «Погремушка для матрёшки».
Конструирование: «Домик для куколки», «Комната для куколки», «Стол и стул для матрёшки», «Машинка», «Поезд».
Речевое развитие:
Чтение стихотворения А.Барто «Погремушка», Т.Лисенковой «Матрешка», С.Маршака «Мы на ярмарке бывали», Н.Радченко «Строим башенку», С.Ледковой «У меня есть братик Вася», В.Кокорева «Кубики», Л.Громовой «Маша в кубики играла».
Рассматривание альбома «Деревянные игрушки».
Познавательное развитие:
Рассматривание предметных картинок.
Дидактические игры: «Отгадай, что звучит», «Собери пирамидку», «Собери матрёшку», «Собери бусы», «Подбери нужную картинку».
Занятие «Разноцветные пирамидки».
Занятие «Игрушка - матрёшка».
Занятие «Что делают матрёшки?».
Занятие «Разноцветные бусы».
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу чаем».
Художественно-эстетическое развитие:
Пляска «Мы матрёшки - маленькие крошки».
Упражнение «Поиграй на свистульке».
Дидактическая игра «На чем играет матрёшка?».
Прослушивание песен: «Птичка» Т. Попатенко, «Матрёшки» Ю. Слонова.
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей:
«Деревянные игрушки – польза и особенности, рекомендации по выбору». «Деревянная игрушка в жизни ребёнка».
Фотовыставка: «Играем и развиваемся».
3. Этап (итоговый)
Пополнение мини - музея экспонатами.
Использование экспонатов музея на занятиях по разным видам деятельности.
Презентация мини-музея «Деревянная игрушка».
Перспективы развития:
Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, научно-познавательных фильмов о деревьях.
Проведение экскурсий для других групп детского сада.
Написание книжек-малышек для лэпбук «Деревья».
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.
Приложение 1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
В МИНИ – МУЗЕЕ
Месяц | Содержание | Участники |
Сентябрь | Знакомство: с музеем; с названием музея; экспонатами музея. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Октябрь | Познакомить с деревьями, их разнообразием | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Ноябрь | Познакомить с материалом: древесина. Учить детей аккуратно играть с деревянной игрушкой. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Декабрь | Познакомить детей с материалом: дерево (хохломой). Учить детей аккуратно играть с деревянной игрушкой. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Январь | Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?» | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Февраль | Игра-занятие «Кто и что, делает из дерева?» | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Март | Познакомить детей с материалом: дерево (Городец). Учить детей аккуратно играть с деревянной игрушкой. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Апрель | Лаборатория Почемучек. «Изучаем растения», «Проводим опыты» | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Май | Экскурсия по мини-музею | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Приложение 2
Анкета для родителей
Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "Чудо-дерево"
Формирование позновательных интересов дошкольников...
Паспорт мини-музея "Чудо-дерево"
Паспорт музея , созданного в д\с....
ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «Чудо-дерево» (подготовительная к школе группа)
Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально ре...
Паспорт мини-музея «Чудо-дерево». (подготовительная группа)
Паспортные данные мини-музеяНаименование: Мини-музей «Чудо-дерево»Профиль музея: познавательный.Цель:- Развивать познавательную активность детей, через восприятие экспозиций...
Паспорт мини-музея «Волшебный мир Лукоморья» логопедической группы № 1 (с детьми дошкольного возраста 6-7 лет)
составление паспорта по организации мини-музея в подготовительной группе...
Паспорт мини – музея «Моя семья» 2-младшая группа «Пчелки» Воспитатель Ткаченко Е.Ю
Паспортные данные: Актуальность. Говорят, что семья - самое теплое место на Земле. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается осла...
Паспорт Мини - музея: «Волшебница - вода» для подготовительной группы
Паспортные данныеНаименование мини - музея: «Волшебница - вода».Профиль музея: познавательный.Адресная направленность: дети подготовительной группыЦель:Развитие познавательного интереса ис...