Паспорт мини-музея «Чудо из дерева» группы общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет
методическая разработка (подготовительная группа)

Шершнева Евгения Олеговна

Актуальность

Деревянные игрушки – это первые игрушки, которыми играли дети много веков назад, но и сейчас, в наше время, трудно переоценить их значение на развитие ребенка. Да, появилось множество других новых материалов, из которых состоят игрушки. Но все-таки игрушки из дерева популярны. Игрушки из дерева очень красивы, так как зачастую изготавливаются вручную и являются настоящими произведениями искусства. Также детские игрушки из дерева прочны и долговечны. В связи с вышесказанным, мы решили создать замечательный мини-музей деревянной игрушки. Сам музей и все его составляющие состоят из дерева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini_muzeya_chudo_iz_dereva.docx537.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №196»

Паспорт мини-музея «Чудо из дерева»

группы общеразвивающей направленности

для детей 6-7 лет

Составила:

воспитатель

 Шершнева Евгения Олеговна

       

                                                                       

 

Содержание:

1. Паспортные данные мини-музея

2. Аспекты музейной деятельности

3. Характеристика мини-музея

4. План работы музея

5. Перспектива развития мини-музея

6. Приложения

Паспортные данные мини-музея

Наименование мини-музея: «Чудо из дерева»

Актуальность

Деревянные игрушки – это первые игрушки, которыми играли дети

много веков назад, но и сейчас, в наше время, трудно переоценить их значение на развитие ребенка. Да, появилось множество других новых материалов, из которых состоят игрушки. Но все-таки игрушки из дерева популярны.

Игрушки из дерева очень красивы, так как зачастую изготавливаются вручную и являются настоящими произведениями искусства. Также детские игрушки из дерева прочны и долговечны.

В связи с вышесказанным, мы решили создать замечательный мини-музей

деревянной игрушки. Сам музей и все его составляющие состоят из дерева.

Адресность: Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников группы, где проводится ОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия.

Профиль мини-музея: познавательно-исследовательский.

Мини - музей «Чудо из дерева» предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков. Мы создали данный музей, так как хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно – развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как люди используют свойства материалов при изготовлении игрушек и других предметов из дерева.

Цели: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности (рассматривания экспонатов музея)

        

Задачи:

Образовательные: 

Дать представления о многообразии видов деревьев. Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей. Дать элементарное представление о разнообразии видов деревянных изделий их значением в нашей жизни

Развивающие: 

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, развивать любознательность.

Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

-принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

-принцип опоры на интересы ребёнка;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

-принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2023 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе «Ромашка».

Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены разные предметы, связанные с миром деревьев –кора деревьев; деревянная посуда, игрушки, украшения; предметы самоделки; альбомы и другое.

Руководители мини-музея: воспитатель Шершнева Е.О.

Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее «Чудо из дерева».

Аспекты музейной деятельности

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

Характеристика мини-музея

Музейная педагогика в условиях детского сада:

позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Формы деятельности:

фондовая;

поисковая;

научная;

экспозиционная;

познавательная.

Разделы мини-музея:

«Кухонная утварь и посуда»;

«Шкатулки»;

«Сувениры»;

«Игрушки»;

«Предметы быта»;

«Предметы старины»;

«Инструменты»

Экспонаты могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, а именно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое» и «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».

Предполагаемый результат:

Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

Пополнение и активизация словаря.

Дети активно проявляют интерес к деревянным игрушкам, исследуя их и экспериментируя с ними.

Деревянные игрушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности.

Деревянные игрушки формируют представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Деревянные игрушки формируют интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Деревянные игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка.

План работы музея

Схема построения работы в музее

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Обзорные видео-экскурсии;

- Рассказы воспитанников;

- Мини- экскурсии.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Рассматривание объектов;

- Рассматривание альбомов;

- Интегрированная образовательная деятельность;

- Экспериментирование;

- Конструирование.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Деятельность по лепке;

- Деятельность по рисованию;

- Деятельность по аппликации;

- Самостоятельная продуктивная деятельность;

Взаимодействие с родителями:

- Участие в сборе экспонатов;

- Участие в открытии музея;

- Изготовление экспонатов своими руками;

- Изготовление альбомов;

- Открытие мини-музея.

Планирование и организация образовательной деятельности:

1.Этап (информационный) подготовительный

Выбор места размещения.

Подбор экспонатов для мини – музея.

Подбор картинок для альбомов «Весёлые матрёшки», «Деревянные игрушки».

Подбор стихов для альбома «Стихи про игрушки».

Оформление мини – музея «Деревянная игрушка» вместе с родителями.

Взаимодействие с родителями:

Сбор экспонатов для музея вместе с детьми и родителями.

2. Этап (практический) практическая деятельность детей

Рисование: «Укрась фартук у матрёшки».

Лепка: «Погремушка для матрёшки».

Конструирование: «Домик для куколки», «Комната для куколки», «Стол и стул для матрёшки», «Машинка», «Поезд».

Речевое развитие:

Чтение стихотворения А.Барто «Погремушка», Т.Лисенковой «Матрешка», С.Маршака «Мы на ярмарке бывали», Н.Радченко «Строим башенку», С.Ледковой «У меня есть братик Вася», В.Кокорева «Кубики», Л.Громовой «Маша в кубики играла».

Рассматривание альбома «Деревянные игрушки».

Познавательное развитие:

Рассматривание предметных картинок.

Дидактические игры: «Отгадай, что звучит», «Собери пирамидку», «Собери матрёшку», «Собери бусы», «Подбери нужную картинку».

Занятие «Разноцветные пирамидки».

Занятие «Игрушка - матрёшка».

Занятие «Что делают матрёшки?».

Занятие «Разноцветные бусы».

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу чаем».

Художественно-эстетическое развитие:

Пляска «Мы матрёшки - маленькие крошки».

Упражнение «Поиграй на свистульке».

Дидактическая игра «На чем играет матрёшка?».

Прослушивание песен: «Птичка» Т. Попатенко, «Матрёшки» Ю. Слонова.

Взаимодействие с родителями:

Консультации для родителей:

«Деревянные игрушки – польза и особенности, рекомендации по выбору».             «Деревянная игрушка в жизни ребёнка».

Фотовыставка: «Играем и развиваемся».

3. Этап (итоговый)

Пополнение мини - музея экспонатами.

Использование экспонатов музея на занятиях по разным видам деятельности.

Презентация мини-музея «Деревянная игрушка».

Перспективы развития:

Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, научно-познавательных фильмов о деревьях.

Проведение экскурсий для других групп детского сада.

Написание книжек-малышек для лэпбук «Деревья».

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.

Приложение 1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В МИНИ – МУЗЕЕ

Месяц

Содержание

Участники

Сентябрь

Знакомство: с музеем; с названием музея; экспонатами музея.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Октябрь

Познакомить с деревьями, их разнообразием

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Ноябрь

Познакомить с материалом: древесина. Учить детей аккуратно играть с деревянной игрушкой.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Декабрь

Познакомить детей с материалом: дерево (хохломой). Учить детей аккуратно играть с деревянной игрушкой.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Январь

Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?»

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Февраль

Игра-занятие «Кто и что, делает из дерева?»

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Март

Познакомить детей с материалом: дерево (Городец). Учить детей аккуратно играть с деревянной игрушкой.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Апрель

Лаборатория Почемучек. «Изучаем растения», «Проводим опыты»

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Май

Экскурсия по мини-музею

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Приложение 2

Анкета для родителей

Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Чудо-дерево"

Формирование позновательных интересов дошкольников...

Паспорт мини-музея "Чудо-дерево"

Паспорт музея , созданного в д\с....

ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «Чудо-дерево» (подготовительная к школе группа)

Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально ре...

Паспорт мини-музея «Чудо-дерево». (подготовительная группа)

Паспортные данные мини-музеяНаименование: Мини-музей «Чудо-дерево»Профиль музея: познавательный.Цель:- Развивать познавательную активность детей, через восприятие экспозиций...

Паспорт мини-музея «Волшебный мир Лукоморья» логопедической группы № 1 (с детьми дошкольного возраста 6-7 лет)

составление паспорта по организации мини-музея в подготовительной группе...

Паспорт мини – музея «Моя семья» 2-младшая группа «Пчелки» Воспитатель Ткаченко Е.Ю

Паспортные данные: Актуальность.        Говорят, что семья - самое теплое место на Земле. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается осла...

Паспорт Мини - музея: «Волшебница - вода» для подготовительной группы

Паспортные данныеНаименование мини - музея: «Волшебница - вода».Профиль музея: познавательный.Адресная направленность: дети подготовительной группыЦель:Развитие познавательного интереса ис...