Паспорт мини- музея " Морское царство" разновозрастной группы от 1.5 до 4 лет " Пчёлки"
материал (младшая группа)

Некрылова Татьяна Валерьевна

Паспорт мини - музея " Морское царство" разновозрастной группы от 1.5 до 4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini-muzeya.docx483.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«Морское царство».

I разновозрастной группы

«Пчёлки»

        

СДЕРЖАНИЕ:

1.Паспортные данные мини-музея.

2.Аспекты музейной деятельности.

3.Оформление мини-музея.

4.План работы по созданию мини-музея.

5.Перспективное планирование работы мини-музея.

6.Перспектива развития мини-музея.

В настоящее время мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Но что такое мини-музей?

  • Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.
  • Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
  • В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

 

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно  трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и эта особенность очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Родители наших воспитанников не сразу активно включились в работу. Но когда поняли, что это интересно, с энтузиазмом взялись за дело.

Паспортные данные:

Наименование мини-музея: «Морское царство».

Профиль музея: познавательный.

Место расположения: групповая комната.

Направленность: дети первой разновозрастной группы и их родители.

Направление:

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

ЦЕЛИ:

1.Привлечение внимания родителей к музеям;

2.Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;

3.Обогащение развивающей среды группы;

4.Использование новых форм работы с детьми и их родителями;

5.Формирование знаний о животном мире, о мире морей;

6.развитие экологического и эстетического воспитания детей;

7.Формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

-знакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете;

-тренировать мыслительные операции, анализ сравнения;

Развивающие:

-обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;

-развивать самостоятельность суждений;

-развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук, творчество, фантазию, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.

Воспитательные:

-воспитывать желание познавать и беречь природу, поддерживать чувство радостного удивления, чувство путешественника и исследователя;

-воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря;

-Способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры;

-способствовать сотрудничеству педагогов, детей и их родителей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

-принцип опоры на интересы ребенка;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

-принцип сотрудничества и взаимоуважения

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-у детей расширяются представления об обитателях подводного мира через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;

-владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» ;

-иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида);

-знать о взаимосвязи с другими обитателями;

-иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

-сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ:

Место расположения мини-музея: групповая комната.

Площадь, занятая под экспозицию: 2 кв.м.

Совет мини-музея:2 человека-воспитатели Некрылова Т.В., Жармуканова Р.Т.

АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ:

-мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, для развития художественно-изобразительных навыков.

-поисковая;

-фондовая;

-игровая;

-экспозиционная;

-познавательная.

ОФОРМЛЕНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ:

: экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции располагаются на вертикальных полках в групповой комнате.

Коллекция игрушек-мягких,резиновых,пластмассовых располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция ракушек стоит на верхних полках в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.

На средних полках представлены детская литература, подборки картинок, дидак.игры, пазлы,игра «рыбалка».

                РАЗДЕЛЫ МИНИ-МУЗЕЯ, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

«Мягкие игрушки-дельфин,осьминог», «Резиновые игрушки акул,черепах,крабов», «Пластмассовые игрушки рыб».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых ,дидактическихигр.Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности.

«Сами своими руками». Экспонаты данной коллекции выполнены детьми,родителями,воспитателями.Экспонаты могут быть использованы в процессе организации образовательной деятельности.

«Галерея» оформлена в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки,аппликации.,которые потом переносятся с полотна в фотоальбом.Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе образовательной деятельности.

«Библиотека». Здесь собраны загадки, стихи ,рассказы и другие произведения о рыбах, морских обитателях которые могут быть использованы как в образовательной, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека». Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке.Дети могут использовать их самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ:

1 ЭТАП-Подготовительный

Предварительная работа:

-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;

-знакомство с литературными произведениями: Г.Косова «Азбука подводного мира», С.Сахарнов «Кто в море живет?»,А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,В.Орлов «Для чего морю наряды?», «Я рисую море»; Ю.Дулепины «Осьминог», С.Баранов «Дельфины»;

-разучивание стихов о морских обитателях, логоритмического упражнения «Путешествие по морскому дну»,пальчиковой гимнастики «Акула», «Чайка»,загадываниезагадок,словотворчество;

-просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва»,просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского»;

-беседы на темы: «Океаны», «Обитатели моря»;

-рассматривание репродукций картин: И.К.Айвазовский «Ночь.Голубая волна», «Девятый вал», «Черное море», «Ураган на море», А.Рылов «Море.Камни», «В голубом просторе», А.Боголюбов «Парусник в море».

2ЭТАП-ОСНОВНОЙ:

Цель:

-разработка методических материалов;

-создать единый детско-взрослый коллектив;

-реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.

3 ЭТАП- заключительный

Цель: оценка и представление результатов реализации музея.

-оформление результатов в виде рисунков, аппликаций о подводном мире;

-выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности;

-выявление наиболее активных родителей-участников в создании мини-музея.

 

-определение темы и названия мини-музея вместе с детьми, определение места для музея;

-подбор экспонатов совместно с детьми и родителями;

-беседы с детьми «Для чего нужны музеи»,значение музеев, роль людей в его создании;

-диагностика знаний детей о музее ( устный опрос);

-подвижные игры «Ловцы жемчуга», «Гонки раков»;

-дидактические игры «Собери картинку», «Русалочка»;

-сюжетно-ролевая игра «Мы в музее».

ОКТЯБРЬ:

-чтение стихотворений о подводном царстве;

-загадки о морских обитателях;

-сюжетно-ролевые игры «Мы в музее», «Путешествие на корабле»;

-дидактические игры «Четвертый лишний», «Чей силуэт»;

-лепка «Рыбка»;

-рисование «Рыбки в море»;

-оригами «Морские обитатели»;

-подвижная игра «Лягушата»;

-поделки детей и их родителей «Рыбки из природного материала»;

НОЯБРЬ:

-рассматривание картин о море;

-беседы «Обитатели морских глубин», «Чем питаются обитатели моря»;

-сюжетно-ролевая игра «Подводная экспедиция»;

-дидактические игры «Чья тень», «Собери пазлы»;

-подвижные игры «Точное погружение», «Улитки»;

-лепка «Аквариум»;

-рисование «Рыбки в аквариуме»;

-создание альбома «Морские обитатели».

ДЕКАБРЬ:

-беседы «Моря бывают разные», «Сокровища морей»;

-чтение произведений о морских рыбах;

-сюжетно-ролевая игра «Путешествие в подводный мир»;

-дидактические игры «Кто здесь живет», «Подводный разговор»;

-подвижная игра «Караси и щука»;

-оригами «Морские обитатели своими руками»;

-макет «На дне морском»;

ЯНВАРЬ:

-беседа «Все о ракушках»;

-собрание коллекции ракушек «Сокровища Черного моря»;

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»;

-дидактическая игра «Узнай какой водоем»;

-подвижные игры «Водяной», «Водолаз»;

-лепка,рисование «Дельфин»;

-фотовыставка «Я в океанариуме».

ФЕВРАЛЬ:

-беседа «Морские растения»;

-сюжетно-ролевые игры «Экскурсия в музей», «Мы под водой»;

-дидактические игры «Веселые рыбки», «Рыболовы»;

-подвижные игры «Море волнуется», «Рыбки и камушки»;

-рассказы, стихи,загадки о морских обитателях и о морских растениях;

-лепка «Осьминог»;

-аппликация «Золотая рыбка»;

МАРТ:

-тематическое занятие «Дельфин»;

-беседы «Какие рыбы живут в море», «Что едят рыбы»;

-дидактические игры «Сложи рыбку», «Назови рыб», «Рыболовы»;

-сюжетно-ролевая игра «Мы плывем по морю»;

-подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Караси и щука»;

-создание альбома с иллюстрациями «Как прекрасен этот подводный мир».

АПРЕЛЬ:

-беседы «Путешествие по морским глубинам», «Опиши медузу»;

-сюжетно-ролевая игра «Подводники»;

-дидактические игры «Морские животные», «Кого не стало», «Покорми рыбку»;

-подвижные игры «Море волнуется», «Рыбки и камушки»;

-аппликация обрывная «Рыбка»;

-конструирование из мозаики «Морские обитатели»;

-выставка поделок, игрушек-сувениров «Кулоны и браслеты из ракушек».

МАЙ:

-беседа «Кто такой Нептун»;

-тематическое занятие «Морской конек»;

-познавательные опыты с водой;

-дидактические игры «Кто живет в море и пруду», «Закончи предложение», «Морские животные»;

-подвижные игры «Водолаз», «Водяной»;

-лепка из соленого теста  картины «Подводный мир».

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ  С РОДИТЕЛЯМИ:

-родительское собрание на тему: «Создание мини-музея «Морские обитатели»;

-вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формировании коллекций, сборе информации;

Мотивирование родителей для организации совместного с ребенком поиска, исследования;

-поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме: «Море», «Морские обитатели»;

-оформление фотовыставки «Вспомним море голубое!», «Мы в океанариуме»;

-консультации для родителей «как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира», «Путешествуем по морю»;

-совместный подбор экспонатов для мини-музея, изготовление их своими руками, оформление экспозиций;

-оформление игротеки:дидактическиеигры,пазлы на морскую тематику, разрезные картинки «Морские животные», лото, рыбалка, сюжетно-ролевые игры.

ПРАВИЛА   ПОВЕДЕНИЯ   В   МУЗЕЕ:

-в нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть с ними;

-экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво;

-экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

-можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры;

-приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

ПЕРСПЕКТИВА  РАЗВИТИЯ  МИНИ-МУЗЕЯ:

-подбор коллекций детских мультфильмов, детской литературы, научно-познавательных фильмов и художественно-познавательной литературы о море, морских обитателях;

-пополнение экспонатов музея растительным и животным миром морей;

-проведение экскурсий для других групп детского сада;

-пополнение раздела «Библиотека»консультациями для педагогов и родителей.

-использовать коллекции мини-музея на занятиях по разным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «Чудо-дерево» (подготовительная к школе группа)

Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально ре...

Паспорт мини - музея «Воздух - невидимка» Группа №5 «Веснушки».

Паспорт мини - музея«Воздух - невидимка»...

Паспорт мини-музея «Чудо-дерево». (подготовительная группа)

Паспортные данные мини-музеяНаименование: Мини-музей «Чудо-дерево»Профиль музея: познавательный.Цель:- Развивать познавательную активность детей, через восприятие экспозиций...

Паспорт мини-музея «Волшебный мир Лукоморья» логопедической группы № 1 (с детьми дошкольного возраста 6-7 лет)

составление паспорта по организации мини-музея в подготовительной группе...

ПРОЕКТ: Паспорт мини-музея в старшей группе " Мышкин музей"

Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.Социальная значимость программы музея: заключается в создании развивающей среды - совмес...

Паспорт мини-музея "Сказка" младшая группа

Тематический план мини-музея  театральной деятельности детей младшего возраста....

Паспорт мини-музея "Буренушка" младшая группа

В паспорте представлен план мероприятий в рамках деятельности мини-музея....