Паспорт мини- музея " Морское царство" разновозрастной группы от 1.5 до 4 лет " Пчёлки"
материал (младшая группа)
Паспорт мини - музея " Морское царство" разновозрастной группы от 1.5 до 4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini-muzeya.docx | 483.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«Морское царство».
I разновозрастной группы
«Пчёлки»
СДЕРЖАНИЕ:
1.Паспортные данные мини-музея.
2.Аспекты музейной деятельности.
3.Оформление мини-музея.
4.План работы по созданию мини-музея.
5.Перспективное планирование работы мини-музея.
6.Перспектива развития мини-музея.
В настоящее время мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Но что такое мини-музей?
- Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.
- Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
- В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и эта особенность очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Родители наших воспитанников не сразу активно включились в работу. Но когда поняли, что это интересно, с энтузиазмом взялись за дело.
Паспортные данные:
Наименование мини-музея: «Морское царство».
Профиль музея: познавательный.
Место расположения: групповая комната.
Направленность: дети первой разновозрастной группы и их родители.
Направление:
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
ЦЕЛИ:
1.Привлечение внимания родителей к музеям;
2.Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
3.Обогащение развивающей среды группы;
4.Использование новых форм работы с детьми и их родителями;
5.Формирование знаний о животном мире, о мире морей;
6.развитие экологического и эстетического воспитания детей;
7.Формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-знакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
-тренировать мыслительные операции, анализ сравнения;
Развивающие:
-обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;
-развивать самостоятельность суждений;
-развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук, творчество, фантазию, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
Воспитательные:
-воспитывать желание познавать и беречь природу, поддерживать чувство радостного удивления, чувство путешественника и исследователя;
-воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря;
-Способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры;
-способствовать сотрудничеству педагогов, детей и их родителей.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
-принцип опоры на интересы ребенка;
-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
-принцип наглядности;
-принцип последовательности;
-принцип сотрудничества и взаимоуважения
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-у детей расширяются представления об обитателях подводного мира через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;
-владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» ;
-иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида);
-знать о взаимосвязи с другими обитателями;
-иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
-сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ:
Место расположения мини-музея: групповая комната.
Площадь, занятая под экспозицию: 2 кв.м.
Совет мини-музея:2 человека-воспитатели Некрылова Т.В., Жармуканова Р.Т.
АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ:
-мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, для развития художественно-изобразительных навыков.
-поисковая;
-фондовая;
-игровая;
-экспозиционная;
-познавательная.
ОФОРМЛЕНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ:
: экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции располагаются на вертикальных полках в групповой комнате.
Коллекция игрушек-мягких,резиновых,пластмассовых располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция ракушек стоит на верхних полках в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.
На средних полках представлены детская литература, подборки картинок, дидак.игры, пазлы,игра «рыбалка».
РАЗДЕЛЫ МИНИ-МУЗЕЯ, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
«Мягкие игрушки-дельфин,осьминог», «Резиновые игрушки акул,черепах,крабов», «Пластмассовые игрушки рыб».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых ,дидактическихигр.Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности.
«Сами своими руками». Экспонаты данной коллекции выполнены детьми,родителями,воспитателями.Экспонаты могут быть использованы в процессе организации образовательной деятельности.
«Галерея» оформлена в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки,аппликации.,которые потом переносятся с полотна в фотоальбом.Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе образовательной деятельности.
«Библиотека». Здесь собраны загадки, стихи ,рассказы и другие произведения о рыбах, морских обитателях которые могут быть использованы как в образовательной, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека». Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке.Дети могут использовать их самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ:
1 ЭТАП-Подготовительный
Предварительная работа:
-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;
-знакомство с литературными произведениями: Г.Косова «Азбука подводного мира», С.Сахарнов «Кто в море живет?»,А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,В.Орлов «Для чего морю наряды?», «Я рисую море»; Ю.Дулепины «Осьминог», С.Баранов «Дельфины»;
-разучивание стихов о морских обитателях, логоритмического упражнения «Путешествие по морскому дну»,пальчиковой гимнастики «Акула», «Чайка»,загадываниезагадок,словотворчество;
-просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва»,просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского»;
-беседы на темы: «Океаны», «Обитатели моря»;
-рассматривание репродукций картин: И.К.Айвазовский «Ночь.Голубая волна», «Девятый вал», «Черное море», «Ураган на море», А.Рылов «Море.Камни», «В голубом просторе», А.Боголюбов «Парусник в море».
2ЭТАП-ОСНОВНОЙ:
Цель:
-разработка методических материалов;
-создать единый детско-взрослый коллектив;
-реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.
3 ЭТАП- заключительный
Цель: оценка и представление результатов реализации музея.
-оформление результатов в виде рисунков, аппликаций о подводном мире;
-выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности;
-выявление наиболее активных родителей-участников в создании мини-музея.
-определение темы и названия мини-музея вместе с детьми, определение места для музея;
-подбор экспонатов совместно с детьми и родителями;
-беседы с детьми «Для чего нужны музеи»,значение музеев, роль людей в его создании;
-диагностика знаний детей о музее ( устный опрос);
-подвижные игры «Ловцы жемчуга», «Гонки раков»;
-дидактические игры «Собери картинку», «Русалочка»;
-сюжетно-ролевая игра «Мы в музее».
ОКТЯБРЬ:
-чтение стихотворений о подводном царстве;
-загадки о морских обитателях;
-сюжетно-ролевые игры «Мы в музее», «Путешествие на корабле»;
-дидактические игры «Четвертый лишний», «Чей силуэт»;
-лепка «Рыбка»;
-рисование «Рыбки в море»;
-оригами «Морские обитатели»;
-подвижная игра «Лягушата»;
-поделки детей и их родителей «Рыбки из природного материала»;
НОЯБРЬ:
-рассматривание картин о море;
-беседы «Обитатели морских глубин», «Чем питаются обитатели моря»;
-сюжетно-ролевая игра «Подводная экспедиция»;
-дидактические игры «Чья тень», «Собери пазлы»;
-подвижные игры «Точное погружение», «Улитки»;
-лепка «Аквариум»;
-рисование «Рыбки в аквариуме»;
-создание альбома «Морские обитатели».
ДЕКАБРЬ:
-беседы «Моря бывают разные», «Сокровища морей»;
-чтение произведений о морских рыбах;
-сюжетно-ролевая игра «Путешествие в подводный мир»;
-дидактические игры «Кто здесь живет», «Подводный разговор»;
-подвижная игра «Караси и щука»;
-оригами «Морские обитатели своими руками»;
-макет «На дне морском»;
ЯНВАРЬ:
-беседа «Все о ракушках»;
-собрание коллекции ракушек «Сокровища Черного моря»;
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»;
-дидактическая игра «Узнай какой водоем»;
-подвижные игры «Водяной», «Водолаз»;
-лепка,рисование «Дельфин»;
-фотовыставка «Я в океанариуме».
ФЕВРАЛЬ:
-беседа «Морские растения»;
-сюжетно-ролевые игры «Экскурсия в музей», «Мы под водой»;
-дидактические игры «Веселые рыбки», «Рыболовы»;
-подвижные игры «Море волнуется», «Рыбки и камушки»;
-рассказы, стихи,загадки о морских обитателях и о морских растениях;
-лепка «Осьминог»;
-аппликация «Золотая рыбка»;
МАРТ:
-тематическое занятие «Дельфин»;
-беседы «Какие рыбы живут в море», «Что едят рыбы»;
-дидактические игры «Сложи рыбку», «Назови рыб», «Рыболовы»;
-сюжетно-ролевая игра «Мы плывем по морю»;
-подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Караси и щука»;
-создание альбома с иллюстрациями «Как прекрасен этот подводный мир».
АПРЕЛЬ:
-беседы «Путешествие по морским глубинам», «Опиши медузу»;
-сюжетно-ролевая игра «Подводники»;
-дидактические игры «Морские животные», «Кого не стало», «Покорми рыбку»;
-подвижные игры «Море волнуется», «Рыбки и камушки»;
-аппликация обрывная «Рыбка»;
-конструирование из мозаики «Морские обитатели»;
-выставка поделок, игрушек-сувениров «Кулоны и браслеты из ракушек».
МАЙ:
-беседа «Кто такой Нептун»;
-тематическое занятие «Морской конек»;
-познавательные опыты с водой;
-дидактические игры «Кто живет в море и пруду», «Закончи предложение», «Морские животные»;
-подвижные игры «Водолаз», «Водяной»;
-лепка из соленого теста картины «Подводный мир».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
-родительское собрание на тему: «Создание мини-музея «Морские обитатели»;
-вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формировании коллекций, сборе информации;
Мотивирование родителей для организации совместного с ребенком поиска, исследования;
-поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме: «Море», «Морские обитатели»;
-оформление фотовыставки «Вспомним море голубое!», «Мы в океанариуме»;
-консультации для родителей «как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира», «Путешествуем по морю»;
-совместный подбор экспонатов для мини-музея, изготовление их своими руками, оформление экспозиций;
-оформление игротеки:дидактическиеигры,пазлы на морскую тематику, разрезные картинки «Морские животные», лото, рыбалка, сюжетно-ролевые игры.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МУЗЕЕ:
-в нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть с ними;
-экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво;
-экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
-можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры;
-приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ:
-подбор коллекций детских мультфильмов, детской литературы, научно-познавательных фильмов и художественно-познавательной литературы о море, морских обитателях;
-пополнение экспонатов музея растительным и животным миром морей;
-проведение экскурсий для других групп детского сада;
-пополнение раздела «Библиотека»консультациями для педагогов и родителей.
-использовать коллекции мини-музея на занятиях по разным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «Чудо-дерево» (подготовительная к школе группа)
Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально ре...
Паспорт мини - музея «Воздух - невидимка» Группа №5 «Веснушки».
Паспорт мини - музея«Воздух - невидимка»...
Паспорт мини-музея «Чудо-дерево». (подготовительная группа)
Паспортные данные мини-музеяНаименование: Мини-музей «Чудо-дерево»Профиль музея: познавательный.Цель:- Развивать познавательную активность детей, через восприятие экспозиций...
Паспорт мини-музея «Волшебный мир Лукоморья» логопедической группы № 1 (с детьми дошкольного возраста 6-7 лет)
составление паспорта по организации мини-музея в подготовительной группе...
ПРОЕКТ: Паспорт мини-музея в старшей группе " Мышкин музей"
Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.Социальная значимость программы музея: заключается в создании развивающей среды - совмес...
Паспорт мини-музея "Сказка" младшая группа
Тематический план мини-музея театральной деятельности детей младшего возраста....
Паспорт мини-музея "Буренушка" младшая группа
В паспорте представлен план мероприятий в рамках деятельности мини-музея....