Паспорт мини-музея "Волшебный песок" старшая группа
материал (старшая группа)
План мероприятий деятельности в рамках мини-музея с детьми старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini-muzeya_volshebnyy_pesok_st_gr.docx | 99.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Сибирячок» г. Назарово Красноярского края
Паспорт мини - музея
«Волшебный песок»
Старшая группа «Незабудки»
Разработали воспитатели: Карандашова С.И.
Лященко И. О.
2022-2023 год
Актуальность.
Играя в песок, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с песком у детей развивается тактильно – двигательная чувствительность, координированные движения кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму, по формированию навыков самообслуживания, предметно – практической деятельности. Благотворное влияние оказывает и на развитие речи, и на формирование навыков общения, и на взаимодействие со сверстниками. На основе опытов дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (зачем, почему), самостоятельно делатьвыводы.Испытывают чувство радости от своих полученных результатов, приобретают новые знания, умения и навыки.
Вид мини-музея:познавательно - исследовательский.
Адресность:мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников, а также для детей других групп ДОУ.
Цель:Формирование у детей представлений о песке, как объекте неживой природы, его свойствах, о песчаной пустыне как среде обитания животных и растений.
Задачи:
1.Познакомить детей с природно-климатической зоной «Пустыня» и ее обитателями через художественную литературу.
2.Формировать у детей знания о сходстве и различии свойств песка и глины через опытно - экспериментальную деятельность.
3.Развивать умения детей рассуждать, отвечать на вопросы воспитателя и делать выводы.
4.Воспитыватьу детей аккуратность в обращении с песком и глиной, ответственность за порядок на рабочем месте.
5.Обеспечить сотрудничество с родителями в совместной деятельности и пополнении разделов мини-музея.
Руководители:Воспитатели: Лященко И.О. Карандашова С.И.
Место нахождения:групповое помещение.
Музей относится к блоку: Природа.
Принципы работы:
- Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- Принцип наглядности;
- Принцип доступности;
- Принцип вариативности;
- Принцип многофункциональности;
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
- Принцип опоры на интересы ребенка.
Разделы:
1 раздел: «От камня до песчинки». Представлена коллекция от большого камня, до маленькой песчинки.
2 раздел: «Такой разный песок» (Коллекцияразных видов песка –вбаночках, пробирках собран морской, речнойи декоративный песок).
3 раздел: «Песочные часы» Раздел представлен песочными часами, а так же воронкой и половинкой пластиковой бутылки, используя которые можно наблюдать за тем, как сыплется песок.
4 раздел: «На дне морском»Представлен макет песчаного морского дна и картинки«Морское дно», где рассказывается о жителях морского дна.В разделе собраны обитатели морского дна. (Краб, рыбки, морская звезда, осьминог, морской конек, черепаха, ракушки).
5 раздел: «Игры с песком»В разделе находится песочница для рисования «Чудеса на песке» со световой подсветкой, поднос для игры с песком, набор для игр с декоративным песком.
6 раздел:«Мини библиотека»Представлены книгиоб обитателях морского дна, о жизни в пустыне.Так же собраны загадки, стихи и авторские произведения о песке, о животных пустыни, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
7 раздел:«Пустыня»Представлен макет пустыни и картинки о пустынях мира.В разделе собраны обитатели пустыни (верблюд, змея).
8 раздел:«Экспериментальная деятельность»Оборудования для опытов: стаканчики, лупы, баночки, подносы, формочки,
Ожидаемый результат работы мини-музея:
- 85% детей рассказывают о растительном и животном мире пустыни.
- 90% детей перечисляют свойства песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, а глина из мелких частичек; песок воду пропускает, а глина нет; глина лепится хорошо, песок нет; в песке вырыть нору легче, чем в глине).
- 77% детей выполняют опыты с песком и глинойи делают выводы.
- 83% детей соблюдают порядок на рабочем месте (пересыпают песок и глину лепят из глины и песка, наливают воду, убирают формочки).
- 67% родителей активно участвуют в создании и реализации работы мини-музея (разделы мини-музея пополнились: макетом «Пустыня», книжками-малышками о растительном и животном мире пустыни, картотека «Оригами», альбом «Жизнь в пустыне»).
Экспонаты мини-музея:
№ | Название экспоната | Дата поступления | Постоянное/ временное хранение | Ф.И.О. предоставившего экспонат |
1 | Прозрачные контейнеры | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
2 | Ложки | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
3 | Палочки | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
4 | Лупы | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
5 | Трубочки | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
6 | Подносы | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
7 | Воронка | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
8 | Клеенки | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
9 | Салфетки | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
10 | Коллекция «От камня до песчинки» | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
11 | Картотека стихов | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
12 | Картотека опытов | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
13 | Песок речной | Сентябрь | постоянное | воспитатель |
14 | Песок с побережья «Японского моря» | Сентябрь | постоянное | Янченко Ю.И. |
15 | Песочные часы 3 мин. | Сентябрь | постоянное | Воспитатель |
16 | Песочные часы 5 мин. | сентябрь | постоянное | воспитатель |
17 | Ракушки | сентябрь | постоянное | воспитатель |
18 | Книга-панорама «Кто живет в океане?» | сентябрь | постоянное | воспитатель |
19 | Картотека пальчиковых игр | октябрь | постоянное | воспитатель |
20 | Макет «На дне морском » | ноябрь | постоянное | Родители |
21 | Песочница «Чудеса на песке» | март | постоянное | Родители |
22 | Прозрачные бутылочки | Октябрь | постоянное | Воспитатель |
23 | Ножницы | Октябрь | временное | Воспитатель |
24 | Клей | Октябрь | временное | Воспитатель |
25 | Бумага | Октябрь | временное | Воспитатель |
26 | Картон | Октябрь | временное | Воспитатель |
27 | Стеки | Октябрь | временное | Воспитатель |
28 | Декоративный цветной песок (кинетический) | ноябрь | постоянное | Родители |
29 | Макет «Пустыня» | |||
Альбом «Жизнь в пустыне» | Сентябрь | постоянное | Родители | |
Картотека «Оригами» | Октябрь | |||
Д/игра Разрезные картинки «Животные пустыни» | Ноябрь | |||
Д/игра «Четвертый лишний» | Декабрь | |||
Книга «Верблюжья варежка» | январь | |||
Игрушка «Верблюд» | февраль | Родители | ||
Игрушка «Змея» | Февраль | |||
Книжки-малышки | Апрель |
Тематический план мероприятий в мини – музее
на 2021 – 2022 учебный год
Тема недели (сроки) | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей (форма и тема мероприятия) | Развивающая среда (название раздела, экспонаты) | Работа с родителями |
Сентябрь | ||||
I- II неделя Педагогическая диагностика | П.Р. | Экскурсия в мини-музее «Волшебный песок» | Экспонаты мини-музея | Обсуждение с родителями перспективы развития мини-музея |
III неделя Ранняя осень. Ягоды. Грибы. Насекомые. | Х.-Э.Р. | Рассматривание коллекции «От камня до песчинки» Беседа «Откуда берется песок» | «Мини библиотека» (иллюстрации) «От камня до песчинки» (коллекция) | Создание картотеки стихов и рассказов о пустыне Создание альбома «Жизнь в пустыне» |
IV-Vнеделя Земля. Вода. Ранняя осень. Ягоды. Грибы. | Р.Р. П.Р. | Чтение стих-я С. Кашлев «Мы в песочнице играем» Рассматривание иллюстрации | «Мини библиотека» (книги, иллюстрации) | Консультация для родителей «Песочные фантазии» (игры с песком) |
Октябрь | ||||
I неделя Я и моя семья. | Р.Р. П.Р. | Опыты: «Песчаный конус» Сравнение свойств песка и глины. | «Мини библиотека» (картотека опытов) «Экспериментальная деятельность» (контейнеры, ложки, салфетки, баночки с водой) | Изготовление макета «Пустыня» |
II неделя Мой дом. | Х.-Э.Р. | Беседа «Пустыня» Чтение рассказа Н. Сладкова «В песках» Из книги «С севера на юг» | «Мини библиотека» (иллюстрации) | Пополнение картотеки стихами о пустыне |
III неделя Сезонные изменения. Овощи. Огород. | Р.Р. С.-К.Р. | Опыты: «Проходит ли вода через песок и глину» (сравнение) | «Экспериментальная деятельность» (контейнеры, ложки, салфетки, баночки с водой) «Мини библиотека» (картотека опытов) | Пополнение картотеки опытов. Создание картотеки «Оригами» |
IVнеделя Водные обитатели. Аквариум. | Х.-Э.Р. | Конструирование оригами «Обитатели морского дна» | «Мини библиотека» (картотека «Оригами») | Пополнение альбома «Жизнь в пустыне» иллюстрациями |
Ноябрь | ||||
I неделя Тема: Город | Х.-Э.Р. | Рисование карандашами «Пустыня» | «Мини библиотека» (иллюстрации) | Выставка детских рисунков |
II неделя Тема: изучаем свой организм. Солнце. Воздух. | П.Р. Р.Р. | Опыты: «Лепим из песка и глины» (сухой и мокрый) | «Экспериментальная деятельность» (контейнеры, ложки, салфетки, баночки с водой) «Такой разный песок» (баночки с песком) «Мини библиотека» (картотека опытов) | Изготовление д/игры Разрезные картинки «Животные пустыни» |
III неделя Тема: Сад. Фрукты. | П.Р. Р.Р. | Презентация макета «Пустыня» | «Пустыня» (макет) | Пополнение альбома «Жизнь в пустыне» |
IVнеделя Тема: Домашние животные. | Р.Р. П.Р. | Д/игра Разрезные картинки «Животные пустыни» | «Мини библиотека» (игра) | Пополнение раздела «Мини библиотека» Книгой «Верблюжья варежка» |
Декабрь | ||||
I-II неделя Тема: Кто, где живет? Наш Край. Чувства и эмоции. | Х.-Э.Р. | Рисование в песочнице «Чудеса на песке» | «Чудеса на песке» песочница | Консультация для родителей «Песочные фантазии (веселые игры и упражнения с песком)» |
III неделя Тема: Мой Красноярский край | Х.-Э.Р. Р.Р. | Чтение рассказа Г. Снегирева «Верблюжья варежка» | «Мини библиотека» (книги, иллюстрации) | Изготовление Д/игры «Четвертый лишний» |
IV-V неделя Тема: Новый год шагает по планете. | Р.Р. П.Р. | Д/игра «Четвертый лишний» | «Мини библиотека» (книги, иллюстрации) | Пополнение мини-музея раскрасками «Животный и растительный мир пустыни» |
Январь | ||||
I неделя Тема: Культура быта. | П.Р. Р.Р. | Игра с макетом «На дне морском» | «На дне морском» (экспонаты раздела) | |
II неделя Тема: Лес, луг, поле. Сезонные изменения и явления природы. | П.Р. Р.Р. | Игра - драматизация по рассказу Г. Снегирева «Верблюжья варежка» | «Мини библиотека» (книга) | Подбор атрибутов для драматизации по рассказу «Верблюжья варежка» |
III неделя Тема: Птичий двор. | Х.-Э.Р. Р.Р. | Рассматривание песочных часов. | «Песочные часы» (экспонаты раздела) | |
Февраль | ||||
I неделя Тема: Транспорт | С.-К.Р. Р.Р. | Игра с макетом «Пустыня» | «Пустыня» (экспонаты раздела) | |
II неделя Тема: Здоровье. Опасные предметы | П.Р. Р.Р. | Опыт: «Такой разный песок» «Лепим из песка» (кинетический песок) | «Такой разный песок» (баночки с песком) «Экспериментальная деятельность» (контейнеры, ложки, салфетки, формочки, баночки с водой) «Мини библиотека» (картотека опытов) | Консультации для родителей «Значение оригами для развития детей» |
III неделя Тема: Страна. Защитники Отечества. | П.Р. Р.Р. | Чтение рассказа П. Мариковского «Два лика пустыни» | «Мини библиотека» (картотека произведений) | |
IV неделя Тема: Животные Красноярского края | С.-К.Р. Р.Р. | Чтение рассказа Н. Сладкова «Черепаха» из книги «С севера на юг» Пальчиковые игры «Черепашка», «Покормим лошадку» | «Мини библиотека» (картотека пальчиковых игр) | Пополнение картотеки пальчиковыми играми |
Март | ||||
I неделя Тема: Международный женский день. Труд взрослых. | Р.Р. П.Р. | Оригами «Фигурки животных пустыни» Чтение рассказа Н. Сладкова «Загадочные истории» Из книги «С севера на юг» | «Мини библиотека» (картотека поделок оригами) | Выставка детских работ |
II неделя Тема: Цветы. Комнатные растения. | П.Р. | Чтение рассказа Н. Сладкова «Разговоры в песках» «Кто что умеет» Из книги «С севера на юг» | «Мини библиотека» (картотека произведений) | Пополнение раздела «Обитатели дна морского и пустыни» фигуркой змеи. |
III неделя Тема: Птицы | Р.Р. | Беседа «Птицы пустыни» Чтение рассказа Н. Сладкова «Песчанкин дом» Из книги «С севера на юг» | «Мини библиотека» (картотека иллюстраций) | Пополнение альбома «Жизнь в пустыне» |
IV неделя Тема: Земля. Вода. Сезонные изменения. | Р.Р. С.-К.Р. | Игра в песочнице «Чудеса на песке» (рисование пальчиками) | «Игры с песком» (песочница с подсветкой) | |
Апрель | ||||
I неделя Тема: Предметный рукотворный мир. | Х.-Э.Р. С.-К.Р. | Выставка «Книжки-малышки о растительном и животном мире пустыни» (Совместное изготовление с родителями и детьми) | «Мини библиотека» (альбом «Жизнь в пустыне») | Выставка «Книжки-малышки о пустыне» (совместная деятельность детей и родителей) |
II неделя Тема: Планета Земля. | Х.-Э.Р. | Игра с кинетическим песком «Следы. Отпечатки» | «Такой разный песок» (контейнеры с песком) | Выставка рисунк |
III неделя Дикие и домашние животные. Животные природных зон. | Р.Р. Х.-Э.Р. | «Дерево загадок» (о пустыне, животных, водных обитателях) | «Мини библиотека» (картотека) | Пополнения раздела иллюстрациями. |
IV неделя Празднуем Победу ВОВ 1941-1945гг. | Р.Р. Х.-Э.Р. | Рисование красками «Морское дно» | «Мини библиотека» (картотека ) | Оформление выставки |
Май | ||||
I-II неделя Тема: Педагогическая диагностика | С.-К.Р. | Лепка «Животные пустыни» | «Мини библиотека» (альбом «Жизнь в пустыне») | Оформление выставки |
III - IV неделя Скоро лето! Травы. | Х.-Э.Р. Р.Р. | «Жизнь в пустыне» Выставка совместных работ детей и родителей | «Мини библиотека» (иллюстрации) | Оформление выставки «Жизнь в пустыне» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Н.А. Рыжова «Наш дом природа» направление «Неживая природа», «Экологическое образование в детском саду»,«Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями»;
Л.А. Парамонова «Развивающиезанятия с детьми 4 -5 лет»;
С.Н. Николаева «Неживая природа»;
Интернет – ресурс. Картотека опытов.
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорта комнатных растений.
В данной презентации представлен готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы для каждой возрасной группы в детском саду. Каждый файл посвящен одному р...
Социальный паспорт ДОУ
Социальный паспорт ДОУ общая информация....
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
Паспорт экологической тропы детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему экология...
Экологический паспорт детского сада
Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...