Дополнительная общеразвивающая программа Юный техник
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа Юный техник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_yunyy_tehnik.docx | 48.42 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГУСЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5»
238050, Россия, Калининградская обл., г. Гусев, ул. Железнодорожная 17
тел: 8(401-43) 3-71-41, 3-15-22, факс: 8 (401-43) 3-03-63, e-mail: madou5@mail.ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий
Протокол №___ муниципальным автономным
от «___» _____2017 г. дошкольным образовательным учреждением «Детским садом №5»
_________ О.В. Бугаенко
Приказ №___от «___» ___ 2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ТЕХНИК»
(технической направленности)
для детей 5 – 6 лет
срок реализации программы: 1 год ( 52 часа)
Программу составила:
Воспитатель:
Ушакова Мария Владимировна
1 квалификационная категория
г. Гусев
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный техник» социально-педагогической направленности. Нормативной базой разработки программы являются: ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13), Положение о дополнительной общеразвивающей программе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» .
Образовательная программа «Юный техник» имеет техническую направленность по общекультурному уровню освоения.
Новизна программызаключается в LEGO-технологии - одной из актуальных, известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно- игровую среду обучения и развития ребенка. LEGO- это всегда новые идеи, это всегда новые игры, это всегда новые друзья, радость, интерес, фантазия. Каждая постройка LEGO- это фантастическое новое приключение, которое вот-вот начнется! Каждый раз необычное! Всегда веселое! Использование в образовательном процессе ДОУ программируемых LEGO-конструкторов нового поколения - уникальная возможность познакомить дошкольников с искусственным интеллектом, научить создавать "умные" механизмы и мыслить логически через программируемый конструктор.
Актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС, таккак:являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Педагогическая целесообразность. Дошкольный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев.
Применение ЛЕГО –технологий для развития мелкой моторики руки, а также развитие воображения, мышления, памяти, воспитание усидчивости педагогически целесообразно с подготовкой дошкольников к школьному обучению.
Практическая значимость программы заключается в том, что дети подготовлены к обучению в школе.
Отличительные особенности программы
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста к пройденного материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Работа с образовательными конструкторами LEGO, позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний.
Ведущие теоретические идеи программы. Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере, является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения конструированию. Данную стратегию обучения и развития можно реализовать в образовательной среде ДОУ с помощью LEGO-конструкторов.
Ключевые понятия (Википедия)
Лего – конструкторы - это универсальный конструктор, который имеет ряд преимуществ перед другими видами конструкторов: уникальная пластмасса, большое разнообразие деталей, яркость, качество, безопасность, эргономичный, свобода в выборе тематик, что вызывает со стороны детей большой интерес именно к этому конструктору. У лего - конструирования нет возрастных ограничений, дети имеют возможность продолжать занятия этим видом деятельности, усложняя и совершенствуя свои умения.
ЛегоWEDO - конструктор LEGO WeDo дает возможность ученикам собрать и запрограммировать простые модели LEGO через приложения в компьютере.
Лего – DUPLO– это видконструктора, только более крупные кубики, легко собирается детьми.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
Целью использования Lego-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, развитие координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), формирование навыков взаимодействия в группе.
Основными задачами программы являются:
- Познавательная, развитие познавательного интереса к робототехнике и азам предметов: информатике и физике;
- Обучающие:
- сформировать знания об окружающем мире на основе создания конструктивных 3D- моделей;
- познакомить с деталями конструктора и сформировать умения и навыки конструирования через овладение способами создания ЗБ-моделей;
- научить решать конструктивные, изобразительные задачи.
-знакомство и освоение программирования в компьютерной среде LegoWedo.
- Развивающие:
- развивать пространственное мышление, воображение, креативные и творческие способности;
- развивать интерес к созданию конечного продукта труда, самостоятельность в принятии решений в различных ситуациях.
- активизация активного словаря, выстраивание монологической и диалогической речи.
- Воспитательные:
- воспитывать толерантность друг к другу, ответственность за свои действия;
- воспитывать волевые качества, доводить начатое дело до конца.
Принципы отбора содержания:
- доступность и наглядность;
-практическое обучение;
-последовательность и систематичность обучения и воспитания;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста к пройденного материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Работа с образовательными конструкторами LEGO, позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний.
Основные формы и методы:
- групповые формы занятий;
- беседы как групповые, так и индивидуальные;
- индивидуальная работа;
- занятие - взаимообучение (ребёнок консультант обучает других ребят);
- коллективно-творческая деятельность;
- экскурсии.
Используются также различные методы обучения:
репродуктивный метод (деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях);
объяснительно-иллюстративный метод;
метод проблемного изложения материала;
частично поисковый и исследовательский методы.
На протяжении всего периода обучения с детьми проводятся теоретические и практические занятия по темам программы.
Возраст детей и их психологические особенности
Программа рассчитана на обучающихся от 5 до 6 лет.
Дети 5-6 лет. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Дети способны выделять основные части предлагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности, применением в конструировании обобщенного способа обследования образца, усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты.
Особенности набора детей в кружок:
- принимаются все желающие дети;
- по запросу родителей.
Наполняемость в кружке составляет: 10- 12 человек.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
-виды конструкторов Lego и их основные компоненты,
-простейшие основы лего- конструирования и механики;
- виды конструкций (одно детальные и много детальные), и виды соединения деталей (неподвижное и подвижное);
- иметь представление об архитектуре, инженерии, знать кто такие архитекторы, инженеры, чем занимаются;
-конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Механизм оценивания образовательных результатов:
- Диагностика проводится два раза в год – первые две недели сентября и последние две недели мая на специально разработанных занятиях. Навыки и умения определяются по следующим критериям: интеллектуальное и творческое развитие детей.
- Отслеживание уровня сформированности интеллектуально-творческих способностей детей проводится с помощью диагностики по пятибальной системе.
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки
3 балла –ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы :
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ воспитанников.
3. Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.
4. Участие в районных и городских выставках.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана и регламентируется расписанием занятий.
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Устав МАДОУ детского сада № 5,
Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Занятия проводятся в кабинете оборудованном столами, доской, специальными настольными наглядными пособиями. Во время занятий предусматриваются перерывы для отдыха. Перед началом занятий проводится инструктаж по технике безопасности и правила поведения, наличие наглядных пособий и рабочих инструментов и материалов.
Режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов, отведённых на реализацию всей программы 52.Занятие проводится 1 раз в неделю по 30 мину
Вводная часть, необходима для подготовки группы к работе.
Основная часть. В этой части дается основной информационный материал по теме, осуществляется конструктивная деятельность.
Заключительная часть. В этой части подводятся итоги (рефлексия), делаются выводы. На каждом из вышеперечисленных этапов учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.
Дидактические игры: картотека пальчиковых игр, физ.минуток, гимнастика для глаз.
Оборудование: мелкие игрушки для обыгрывания построек, атрибуты сюжетно- ролевых игр
Демонстрационный материал: схемы, алгоритмы, правила
Учебный план
№ п/п | Раздел программы | Теория | Практика | Самоподготовка | Всего | |
1 | Вводный урок. Знакомство с конструктором. Инструктаж по ТБ. | 1 | 0,5 | - | 1,5 | |
2 | Знакомство с Лего - конструктором. | 3 | 1 | - | 4 | |
3 | Работа с технологическими картами, схемами. Модели животных | 2 | 1 | - | 3 | |
4 | Основные приемы архитектурного строительства. Дом-ширма, объемный дом, дом с элементами интерьера.. | 4 | 2 | - | 6 | |
5 | Кто такие звери. Фигурки диких животных. | 2 | 1 | - | 3 | |
6 | Строительство дорог и мостов. | 2,5 | 1 | - | 3,5 | |
7 | Любимые герои сказок. | 2 | 1 | - | 3 | |
8 | Космические корабли и ракеты. | 2 | 1 | - | 3 | |
9 | Знакомство с новым видом конструктором с LEGOWEDO | 6 | 3 | - | 9 | |
10 | Каникулярный период | - | - | 16 | 16 | |
Всего | 24,5 | 11,5 | - | 52 |
Календарный учебный график
Год реализации | 1 учебный период | 1 каникулярный период | 2 учебный период | Летний период | Всего | |||
Июнь | Июль | Август | ||||||
1 год | 18 недель | 19, 20 неделя | 18 недель | 5 недель 5 | 4 недели | 5 недель | 52 недели |
Условные обозначения:
Введение занятий по расписанию
Самостоятельная подготовка
Итоговая аттестация
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | Самоподготовка | В том числе: | ||||||||
Теоретические | Практические | |||||||||||
Раздел 1 | ||||||||||||
1.1 | Вводный урок. Знакомство с конструктором. Инструктаж по ТБ. | 1,5 | - | 0,5 | 1 | |||||||
Раздел 2 | ||||||||||||
2.1 | Знакомство с Лего - конструктором.. | 2,5 | 0,5 | 2 | ||||||||
2.2 | Виды крепежа, деталей Лего и способы их соединения. Сборка модели, работа с использованием различных вариантов крепежа по примеру преподавателя. | 1,5 | - | 0,5 | 1 | |||||||
Раздел 3 | ||||||||||||
3.1 | Работа с технологическими картами, схемами. Модели животных. | 1,5 | - | 0,5 | 1 | |||||||
3.2 | Домашние животные. | 1,5 | - | 0,5 | 1 | |||||||
Раздел 4 | ||||||||||||
4.1 | Основные приемы архитектурного строительства. Дом-ширма, объемный дом, дом с элементами интерьера. | 3 | - | 1 | 2 | |||||||
4.2 | Одноэтажный домик = Сборка стен и крыши домика, разные виды крыш. | 3 | - | 1 | 2 | |||||||
Раздел 5 | ||||||||||||
5 | Кто такие звери. Фигурки диких животных. | 1,5 | - | 0,5 | 1 | |||||||
5.1 | Что такое зоопарк? | 1,5 | - | 0,5 | 1 | |||||||
Раздел 6 | ||||||||||||
6.1 | Строительство дорог и мостов. | 2 | - | 0,5 | 1,5 | |||||||
6.2 | Назначение транспорта. Специальный транспорт. | 1,5 | - | 0,5 | 1 | |||||||
Раздел 7 | ||||||||||||
7 | Любимые герои сказок. | 1,5 | - | 0,5 | 1 | |||||||
7.1 | По дорогам сказок: сказочные животные. | 1,5 | - | 0,5 | 1 | |||||||
Раздел 8 | ||||||||||||
8.1 | Космические корабли и ракеты. | 1,5 | - | 0,5 | 1 | |||||||
8.2 | Зачем строят корабли. Виды водного транспорта. | 1,5 | - | 0,5 | 1 | |||||||
Раздел 9 | ||||||||||||
9 | Знакомство с новым видом конструктором с LEGO WEDO | 3 | 1 | 2 | ||||||||
9.1 | Голодный аллигатор | 3 | - | 1 | 2 | |||||||
9.2 | Танцующие птицы | 3 | - | 1 | 2 | |||||||
Каникулярный период | 16 | 16 | - | - | ||||||||
Всего | 52 | 11,5 | 24,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Основное содержание | Основные формы работы | Средства обучения и воспитания | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Знакомство с содержанием работы в учебном году. Организационные моменты. Правила ТБ. Сведения из истории развития лего конструирования, объемного конструирования. Показ образцов. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. | Лекция с элементами беседы | Интерактивная доска Оборудованные столы Дидактический материал Компьютер Бумага | Анкетирование Опрос |
2 | Знакомство с Лего - конструктором | Обучение навыкам создания построек по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передаче особенностей предметов средствами конструктора LEGO | презентация | Образцы поделок Иллюстрации Раздаточный материал Компьютер Схемы | Презентация работ |
3 | Работа с технологическими картами, схемами. Модели животных. | Формирование представлений о строительных деталях, их свойствах и способах крепления; Учить работать со схемами, картами. | презентация | Образцы поделок Схемы Карты | Конкурс поделок |
4 | Основные приемы архитектурного строительства. Дом-ширма, объемный дом, дом с элементами интерьера. | Развитие умения анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве | презентации | Образцы поделок Раздаточный материал Показ презентации | Презентация работ |
5 | Кто такие звери. Фигурки диких животных. | Развитие эмоциональной сферы при воплощении своих идей на практике посредством конструктора ЛЕГО; обсуждать и делиться впечатлениями, учить составлять композицию определенного содержания из готовых моделей | Выставка | Раздаточный материал Образцы поделок Компьютер | Выставка |
6 | Строительство дорог и мостов. | Формирование умения использовать в игре постройки разной конструктивной сложности; Развитие фантазии и воображения, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции; Развитие творческих способностей, эстетического восприятия, логического и аналитического мышления (умение мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое). | Конкурс | Раздаточный материал Образцы поделок Схемы Компьютер | Конкурс |
7 | Любимые герои сказок. | Способствование формированию коммуникативной культуры и воспитание культуры общения. Пробуждение в детях радости от встречи с любимыми сказочными героями, развитие воображения. Формирование умения определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи. | Презентации | Схемы Компьютер Образцы подделок | Создание альбома |
8 | Космические корабли и ракеты. | Развитие способностей детей к моделированию объектов реального мира, пространственного воображения, внимания, памяти, способности сосредоточиться. Формирование умения использовать в игре постройки разной конструктивной сложности | Презентации | Компьютер Образцы поделок схемы | Выставка для родителей |
9 | Знакомство с новым видом конструктором с LEGO WEDO | Конструктор- Lego - Wedo, развиваются навыки конструирования, работы в команде, общения в группе, работы с мультимедийными источниками информации и многие другие меж предметные навыки. | презентации | Компьютер Схемы Образцы подделок | Выставка |
10 | Итоговая диагностика | Отбор лучших работ. Подготовка к итоговым выставкам и конкурсам. | Итоговое занятие, отчётное мероприятие | Видеоматериалы Альбомы Поделки | Выставка |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Ноутбук
- Интерактивная доска.
- Конструкторы Лего
- Конструкторы LEGO WEDO
- Программное обеспечение к конструктору LEGO WEDO
- Инструкционные карты сборка изделий
- Схемы
- Деревянные конструкторы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
- Конституция РФ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам».
- Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.20014№41 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14»
- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Литература для педагога:
- Бедфорд А. « ИнструкцияLEGO»
- Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова. - Всерос. уч. метод, центр образоват. Робототехники. -М.: Изд.-полиграф, центр «Маска».-2013.-100с.
- Литвин А.В. Организация детского лагеря по робототехнике. Методическое пособие для педагогов, 2013 г;
- Робототехника для детей и их родителей/ В.Н. Халамов (рук.) и др. - Челябинск, 2012.-72 с.
- Мякушко А.А. Основы образовательной робототехники: уч. мет пособие для слушателе 1 курса, 2014г, 80с.
- ФешинаЕ.В. ,Лего- конструирование в детском саду.
Литература для детей и родителей:
1.Елена Фешина« Лего конструирование в детском саду» Сфера, 2012 год.
2. М.С.Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» «Маска»2013г.
3.Л.Г.Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» реализуется в МБДОУ детский сад №45 «Волчок» и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный метеоролог»
Дополнительная общеразвивающая программа«Юный метеоролог»...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный поэт"
Данная программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста стихотворчества как средства развития речи, чувство рифмы, воображения, нестандартного мышле...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...