Дополнительная общеразвивающая программа "Юный поэт"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Суборова Татьяна

Данная программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста   стихотворчества как средства  развития  речи, чувство рифмы, воображения,  нестандартного мышления,  поэтического чутья. Дошкольники с удовольствием участвуют в творческих и увлекательных играх, таких как "Загадки-складки", "Веселое буриме", "Подскажи словечко-рифму" и т. п. Любой ребенок по своей природе творец и исследователь. Дети получают огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания чего-то своего (стишок, рифмовка, лимерик). Их очень увлекает сочинение стихов, где совершенствуется  ритмическое чувство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_poet.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорска

детский сад №16 "Дюймовочка"

Дополнительная общеразвивающая программа

"Юный поэт"

для детей 6-7 лет 

 

                                                                                                                   Автор - составитель:

                                                                                        Суборова Т.А. , воспитатель

 

Саяногорск

Пояснительная записка

   Дети любят стихи, но испытывают трудности при чтении и заучивании стихотворного материала. Это явление препятствует становлению будущего читателя и носителя языка. При этом дошкольники с удовольствием участвуют в творческих и увлекательных играх, таких как "Загадки-складки", "Веселое буриме", "Подскажи словечко-рифму" и т. п. Любой ребенок по своей природе творец и исследователь. Дети получают огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания чего-то своего (стишок, рифмовка, лимерик). Их очень увлекает сочинение стихов, где совершенствуется  ритмическое чувство. В ходе такой совместной с дошкольниками деятельности происходит нормализация эмоционально- волевой сферы личности-ребенка с речевой патологией. Стихотворная речь благотворно влияет на коррекцию проблем в темпо - ритмической стороне речи у детей с ОНР.

    На систематических занятиях по стихосложению, речь ребёнка оттачивается, становится более содержательной, складной, выразительной, образной, насыщенной. Словарный запас дошкольников обогащается. Дети знакомятся с новыми звуковыми и смысловыми ресурсами художественного слова. Систематическая работа с рифмой повышает интерес ребёнка к словотворчеству и словообразованию, позволят раскрыть творческий потенциал ребенка, сформировать активную жизненную позицию личности дошкольника, самоутвердиться, чувствовать себя уверенным и находчивым.

    Данная программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста   стихотворчества как средства  развития  речи, чувство рифмы, воображения,  нестандартного мышления,  поэтического чутья.

   Работа кружка будет организована в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 Основная форма организации образовательной деятельности - игровая. Во время игры ребёнок чувствует себя более раскрепощено, понимая, что его никто не оценивает и не ограничивает. Непринужденная обстановка позволяет совершенствовать речевые способности ребёнка, развивать чувство юмора, желание переноса своего слова на бумагу, а также учит остроумию и сообразительности.

  Реализация дополнительной общеразвивающей программы "Юный поэт" рассчитана на 2018-2019 учебный год. Образовательная деятельность будет осуществляться один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут с октября по май (32 занятия)

 Целью программы является создание условий для развития литературных способностей  воспитанников в процессе совместной деятельности "Стихосложение".

Задачи:

- Создать условия для формирования поэтического слуха и чувства рифмы.

- Развивать словотворческие возможностей детей.

- Обогащать активный и пассивный словарь.

- Совершенствовать выразительность речи.

- Развивать воображение и творческую активность.

- Развивать навыки презентации результатов собственной и коллективной  

  деятельности

Ожидаемый результат

  1. У детей сформированы элементарные знания о профессии поэта.

  2. Воспитанники оперируют разными словами, подбирая к нему рифмы.

  3. Сформировано умение придумывать простые стихотворные строки.

  4. Дети умеют читать стихи выразительно.

  5. Сформированы умения презентовать собственное стихотворчество, дети имеют опыт

      публичного выступления.

     

   

Виды и формы организации деятельности:

1.Коммуникативная: беседы, объяснение, анализ произведения, чтение детской художественной литературы; подбор рифм к различным текстам (строкам), сочинение стихотворений, загадок, буриме, лимериков.

2.Игровая деятельность: словесные игры ("В кругу поэтов", "Чтецы" и др.), игровые ситуации, дидактические игры.

3. Познавательная деятельность: просмотр видео-записи выступлений поэтов.

4. Продуктивная деятельность: создание книжек с собственными стихами.

Обеспечение интегративных связей дополнительной общеразвивающей программы "Юный поэт" с образовательными областями Адаптированной основной

образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Образовательные области

Содержание интеграции

Речевое развитие

Развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, диалогической и монологической форм связной речи, формирование о обогащении словаря.

Развитие интонационной культуры речи.

Воспитание интереса и любви к чтению. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения.

Развитие речевого творчества.

Развитие умения понимать на слух тексты различных жанров детской литературы.

Развитие навыков связной речи.

Профилактика речевых нарушений и их системных последствий.

Социально- коммуникативное развитие

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Развитие эмоциональной отзывчивости.

Познавательное развитие

Развитие познавательной деятельности. Расширение кругозора. Развитие воображения и творческой активности.

Художественно - эстетическое развитие

Развитие интереса к эстетической стороне действительности. Развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности к восприятию художественной литературы.

Содержание программы

1 этап (вводный), сентябрь

В начале учебного года подбирается состав детей, обладающих литературными способностями. Основными характеристиками детей являются инициативность, выраженная творческая активность, умение развёрнуто и понятно высказывать свои мысли, составлять интересные рассказы о каких-либо событиях, способность детей подбирать рифму к заданным словам. Для таких детей работа в кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей.

Для выявления таких детей используются следующие методы:

- беседа с родителями;

- направленное наблюдение за ребенком, его литературными способностями, тестовые задания;

  - беседа с ребенком, выявляющая его интересы, а также желание заниматься в кружке.

2 этап (основной)

Формирование элементарных знаний о профессии поэта, литературных жанрах, мира поэзии

3

Развитие навыков и умений  слышать, подбирать, выделять, сочинять рифмы

14

Развитие навыков и умений сочинительства чистоговорок

2

Создание книжки - малышки "Веселые чистоговорки" (подарок для ребят младшей группы)

1

Развитие навыков и умений сочинительства загадок

2

Развитие навыков и умений сочинительства стихотворений в стиле буриме.

4

Представление собственного стихотворчества (двустиший, загадок, стихотворений) детям группы

3

Презентация своей первой книжки детям группы и родителям . Награждение грамотами

1

                                                                                                                                                    Итого

30

3 этап (заключительный)

Подведение итогов, мониторинг развития детей

 2

Календарно-тематический план образовательной деятельности

Мероприятие

Сроки

Краткое содержание ОД

Задачи

Вводный этап

Организация педагогической диагностики, мотивирование детей и родителей

Сентябрь

Организованна вводная диагностика, выявлены дети, обладающими выраженными способностями к литературному творчеству, сформирован актив кружка.

Основной этап

1."Мир поэзии"

1 неделя

октября

Беседа "Чем стихотворение отличается от рассказа, сказки",

"Кто такие поэты?"

Д.и "Угадай жанр"

Создание условий для развития представлений о профессии поэта, и литературных жанрах

2. "Что такое

       рифма?"

2 неделя октября

Беседа "Как сочиняется стихотворение"

 Д.и. "Рифмы- миниатюры" (устно)

 Д.и. "Подарки" (с картинками)

Создание условий для развития представлений о рифме.

3. "Незнайкины

    чистоговорки"

3 неделя октября

Д.и. "4 лишний" (устно)

Д.и "Подбери пару" (видео игра)

Д. и. "Подскажи Незнайке последнее слово" (устно)

Создание условий для закрепления представлений о рифме, чистоговорках.

4."Добрый слон"

4 неделя октября

Стихотворение "Жил на свете добрый слон" (рифмы - зарисовки)

Д.и. "Подбиралки" (слова которые оканчиваются  на – ка (пушка, подушка, вертушка…)(устно)

 Д.и. "Подарок слону" ( на -ан, диван, барабан, баян, банан..) (картинки из видео ряда)  

Создание условий для развития умения подбирать рифмы,  развития фонематического слуха.

5. "Умный мяч"

1 неделя

ноября

Д.и. "Соедини рифмы" (картинки)

Д.и."Цепочка слов"

( передача мяча по кругу

рифмуя слово: кошка-мошка - ложка- брошка- окошко- окрошка..)

Стихотворчество:

Из окошка видит Вова

Подошла к пруду корова..........

Создание условий для развития умения подбирать рифмы без опоры на картинки. Создание условий для развития умения сочинять небольшое стихотворение

6. "Абракадабра"

2 неделя

ноября

Д.и. "4 лишний" (4 картинки, взрослый не называет предметы)

Д.и. "Абракадабра" (кусок-сок, салат-лат, стол-ол...)

Создание условий для развития умения четко выделять рифмующийся слог (исключается смысловой аспект)

7."Смешной

       цветок"

3 неделя

ноября

Д.и."Поймай рифму" (работа в парах)

Чтение взрослым стихотворения

А. Барто "Смешной цветок"

Д.и. "Какую рифму услышали?" Анализ стихотворения

Зарисовка (цветные карандаши)

Создание условий для развития умения работать в парах, развития художественного вкуса, эмоционального восприя-тия, умения слышать рифму, пересказывать и анализировать.

8."Рифмованное

           лото"

4 неделя

ноября

Д.и. "Рифмованное лото"

 (у играющих по 5 карточек, нужно подобрать  карточку- рифму к заданной, кто это сделает первым, тот получает фишку. Выигрывает, тот, кто первым останется без карточек)

Задание на дом: найти стихотворение о любом животном. 

Создание условий для развития умения подбирать рифму с  опорой на картинки.

9. "Сочиним вторую строчку"

1 неделя

декабря

Д.и "Давай по строчке"

Взрослый придумывает первую строчку, а ребенок вторую:

Села на кошка на окошко....

Абрикосы кушаю.....

Запись стихотворения в записную личную книжку .

Работа с домашним заданием: зачитывание всех найденных стихотворений, их авторов.

Д.и. "Какая здесь рифма?"  

Создание условий для умения подбирать целую рифмованную строчку. создать условия для знакомства с разными авторами, развития желания работать с д. з, умения слышать и выделять рифму.

10."Путешествие

   по миру поэзии"

2 неделя

декабря

Аудиозапись стихотворений. (грустное, веселое, о природе, о человеке...)

Д.и. "Ритмолов"

Создание условий для развития эмоционального восприятия, умения слушать, понимать содержание стихотворения его настроение.

11. "Веселые

    сочинялки"

3 неделя

декабря

Выбрать игрушку.

Д.и" Расскажи об игрушке, какая, что любит делать..."

Д.и. "Сочини двустишье" ( по своей игрушке)

Запись стихотворения в личную книжку (с зарисовкой)

Создание условий для развития умения сочинять двустишья к заданным игрушкам, развития творческого воображения, сообразительности.

12. "Выразитель-

      ные средства

   поэзии – эпитет,

       сравнение

4 неделя

декабря

Д.и "В стране красивых слов".

парно соединить картинки по принципу – на что похоже слово-предмет,  женщина (мама), на другой солнце (Мама как, солнышко добрая и лучистая)

Создание условий для развития умения подбирать эпитеты, сравнения.

13.        Д.з.:

     "Сочинить

    двустишья к своим любимым

      игрушкам"

1 неделя января

(по домашнему заданию)

Представление двустиший собственного сочинения детям группы на тему "Моя любимая игрушка"

Создание условий для умения презентовать собственное стихотворчест-во и выступления  на публике.

14.Сочинение продолжения к стихотворению: "Зайку бросила

     хозяйка"

2 неделя января

Д.и. "Рифмы- миниатюры" (устно) Д.и."Зайку бросила хозяйка..."

Запись стихотворения в личную книжку с зарисовкой (цветные карандаши)

Создание условий для сочинения стихов на основе знакомого стихотворения, развития творческого воображения и активности.

15. "В гостях у

         сказки"

3 неделя января

Д.и. "4 лишний" (4 картинки)- кто быстрее.

Д.и "Прозвища"

(В сказках у персонажей есть прозвища -Лягушка- Квакушка, Зайка- Побегайка, Акула- Каракула.

Подобрать прозвища для  игрушек: Котик -Бархатный животик, , Хрюшка- Розовое Брюшко и т.д.)

Создание условий для развития умения находить рифмы - прозвища, развития творческого воображения и активности.

16. "Я сам"

4 неделя января

Д.и. "Зимние забавы"

Д.и. "Я сам" (сочинение двустиший

 о зимних забавах)

Запись стихотворения в личную книжку с зарисовкой (цветные карандаши).     Д.з : выучить стих

Создание условий для развития умения сочинять небольшое стихотворение

17.  "Концерт"

1 неделя февраля

Представление стихотворений собственного сочинения детям группы на тему "Зимние забавы"

Создание условий для умения презентовать собственное стихотворчест-во и выступления  на публике.

18. "Загадки -

       складки"

2 неделя февраля

Д.и."Поймай рифму" (работа в парах)

Д.и. "Отгадай загадку"

Слушание стихотворения одного из поэтов (анализ и зарисовка)

Создание условий для развития слухового внимания, умения разгадывать загадки в стихах посредством рифмы, развития эмоционального восприятия.

19. "Сочини

        загадку"

3 неделя февраля

Д.и. "Закончи загадку"

Д.и. "Загадки малышки" ( по предметным картинкам)

Запись загадки в личную книжку с зарисовкой (цветные карандаши).    

Д.з.: сочинить загадку

Создание условий для развития умения составлять загадку, развития стихосложения.

20. "Я загадаю,

       ты отгадай"

4 неделя февраля

Представление загадок - складок детям группы.

Создание условий для умения презентовать собственное стихотворчест-во (загадки) и выступления  на публике.

21."Чистоговорки"

1 неделя марта

Д.и. "Чистоговорки" (ча-ча-ча- мы порвали два мяча...)

Д.и. "Придумай сам" (придумывание чистоговорок )

Создание условий для развития умения сочинять чистоговорки, с целью полезного подарка для малышей.

22.   "Подарок

       малышам"

2 неделя марта

Создание книжки - малышки "Веселые чистоговорки" (раскрашивание обложки и рисунков к текстам)

Создание условий для развития желания поделиться своим творчеством, сделать приятное младшим ребятам.

23. Знакомство с

          буриме"

3 неделя марта

Знакомим с моделью составления буриме. (по схеме: полоски + картинки)

Д.и. "Составь буриме: машина-картина, лошадки- прятки" (коллективно)

Создание условий для развития представлений о таком стиле, как буриме, умения создавать рифмованные тексты в "шуточном стиле"

24. "Поиграем в

          буриме"

4 неделя марта

Д.и. "Буриме" (по схеме)

(сочинить буриме, в котором

 рифмуются 2 слова: руки - брюки

 «Я засунул в дырки руки,                        

  Оказалось это брюки"

 стакан – таракан                                   

 «Весь запачканный стакан,

  Словно жил в нем таракан»

Запись буриме в личную книжку Дом. задание: составить буриме к паре слов: варенье – печенье,

гость- гвоздь

Создание условий для развития умения составлять буриме, развития творческого воображения и активности, сообразительности, желания поделиться своими успехами со взрослыми.

25."Кто смешнее"

1 неделя апреля

Представление своих буриме (д.зад)

Д.и. "Девочки-мальчики" (составление буриме без схемы

 девочки: привет- букет, 

мальчики: автомат-солдат)

Запись буриме в личную книжку

Создание условий для развития умения составлять буриме, развития творческого воображения и активности, желания поделиться своим результатом

26. "Сложное

        буриме"

2 неделя апреля

Д.и. "Кто быстрее придумает рифму"

Д.и. "Буриме из 4 слов" (схема) (мышки-книжки, читать-жевать)

Запись буриме в личную книжку

с зарисовкой

Создание условий для развития умения составлять буриме, развития сообразительности, творческого воображения и активности.

27.  "В мире

        поэзии"

3 неделя апреля

Д.и. "Цепочка слов"  (мяч)

Восприятие стихотворений посредством видеозаписей (дать описание)

Создание условий для развития эмоционального восприятия, умения слушать, понимать содержание стихотворения его настроение.

28.   "Давай

    по строчке"

4 неделя апреля

Зачитывание детских стихотворений Д.и. "Найди рифму"

Д.и. "Жила была Маша..." (каша, наща, Паша, Саша..)

Запись стихотворения в личную книжку

Создание условий для совершенствования умения сочинять вторую строчку к заданной, развития творческого воображения, сообразительности.

29. "Проба пера"

1 неделя мая

Тема: "Дружба", "Мама", Лето"

Самостоятельное сочинение стихотворений

Запись стихотворения в личную книжку ( с зарисовкой)

Создание условий для развития навыков самостоятельного стихосложения

30. "Моя первая

          книжка"

2 неделя мая

Презентация своего творческого результата (книжек со стихами)  и стихотворений собственного сочинения детям группы и родителям. Награждение грамотами "Юный поэт"

Создание условий для развития навыков презентации результатов собственной и коллек-тивной  деятельности, чувства успешности и уверенности в себе.

31- 32.    Подведение

     итогов

3-4 неделя мая

Мониторинг индивидуального развития.

Мониторинг образовательного процесса будет организован два раза в год (сентябрь, май). Мониторинг освоения детьми образовательной программы будет выполнен руководителем кружка с использованием метода аутентичной оценки.

Ф.И. ребенка

Имеет представления о профессии поэта

Проявляет активность в подборе рифмы  к слову. умеет подбирать "правильную" рифму к слову.

Умеет подбирать "правильную" рифму  к словосочетанию

Умеет читать стихи выразительно, проявляет эмоциональный отклик

Итого

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Критерии оценки развития детей:

0 баллов  (Низкий уровень) – показатель не сформирован, ребенок затрудняется составить элементарную рифму. Наводящие вопросы не помогают, требуется пошаговая помощь педагога;

1 балл (Средний уровень) – показатель сформирован частично. Ребенок составляет рифмы по наводящим вопросам. Требуется некоторая помощь, совет педагога;

2 балла (Высокий уровень) – показатель сформирован, ребёнок самостоятельно составляет  рифмы. С заданиями справляется легко.

Оценка уровня развития

Начало года

Конец года

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Низкий уровень (большинство показателей не  сформировано) - 0-3 баллов

Средний уровень (отдельные показатели не развиты) - 4-6 баллов

Высокий уровень (показатели развиты достаточно) - 7-8 баллов

Литература

1.  Берхин Н.Б. Особенности литературного творчества младших школьников и

     подростков//Вопросы психологии. 1972. - №4. - С.127-131.

2. Бродовский М. Руководство к стихосложению. С-Пб., 1895. - 102 с

3.  Глоцер В.И. Дети пишут стихи. М., 1964. - 254 с.
4.  Гурович М.М.    Ребенок   и   книга.   Пособие  для  воспитателей СПб.:  Акцидент.      

5.  Дрьпкакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. М., 1978. - 205 с.

6.  Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972. -271 с.

7.  Новлянская З.Н. Характеристика элементарных проявлений основных компонентов

     литературных способностей у детей младшего школьного возраста //Материалы

     конференции по проблеме способностей (декабрь 1970 г). М., 1970. - С.114-117.
8.  Ягункова В.П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных

      к литературному творчеству//Вопросы психологии способностей школьников. М., 1964. - С.136-202.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...