Дополнительная общеразвивающая программа "Юный поэт"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Данная программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста стихотворчества как средства развития речи, чувство рифмы, воображения, нестандартного мышления, поэтического чутья. Дошкольники с удовольствием участвуют в творческих и увлекательных играх, таких как "Загадки-складки", "Веселое буриме", "Подскажи словечко-рифму" и т. п. Любой ребенок по своей природе творец и исследователь. Дети получают огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания чего-то своего (стишок, рифмовка, лимерик). Их очень увлекает сочинение стихов, где совершенствуется ритмическое чувство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_poet.docx | 40.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорска
детский сад №16 "Дюймовочка"
Дополнительная общеразвивающая программа
"Юный поэт"
для детей 6-7 лет
Автор - составитель:
Суборова Т.А. , воспитатель
Саяногорск
Пояснительная записка
Дети любят стихи, но испытывают трудности при чтении и заучивании стихотворного материала. Это явление препятствует становлению будущего читателя и носителя языка. При этом дошкольники с удовольствием участвуют в творческих и увлекательных играх, таких как "Загадки-складки", "Веселое буриме", "Подскажи словечко-рифму" и т. п. Любой ребенок по своей природе творец и исследователь. Дети получают огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания чего-то своего (стишок, рифмовка, лимерик). Их очень увлекает сочинение стихов, где совершенствуется ритмическое чувство. В ходе такой совместной с дошкольниками деятельности происходит нормализация эмоционально- волевой сферы личности-ребенка с речевой патологией. Стихотворная речь благотворно влияет на коррекцию проблем в темпо - ритмической стороне речи у детей с ОНР.
На систематических занятиях по стихосложению, речь ребёнка оттачивается, становится более содержательной, складной, выразительной, образной, насыщенной. Словарный запас дошкольников обогащается. Дети знакомятся с новыми звуковыми и смысловыми ресурсами художественного слова. Систематическая работа с рифмой повышает интерес ребёнка к словотворчеству и словообразованию, позволят раскрыть творческий потенциал ребенка, сформировать активную жизненную позицию личности дошкольника, самоутвердиться, чувствовать себя уверенным и находчивым.
Данная программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста стихотворчества как средства развития речи, чувство рифмы, воображения, нестандартного мышления, поэтического чутья.
Работа кружка будет организована в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основная форма организации образовательной деятельности - игровая. Во время игры ребёнок чувствует себя более раскрепощено, понимая, что его никто не оценивает и не ограничивает. Непринужденная обстановка позволяет совершенствовать речевые способности ребёнка, развивать чувство юмора, желание переноса своего слова на бумагу, а также учит остроумию и сообразительности.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы "Юный поэт" рассчитана на 2018-2019 учебный год. Образовательная деятельность будет осуществляться один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут с октября по май (32 занятия)
Целью программы является создание условий для развития литературных способностей воспитанников в процессе совместной деятельности "Стихосложение".
Задачи:
- Создать условия для формирования поэтического слуха и чувства рифмы.
- Развивать словотворческие возможностей детей.
- Обогащать активный и пассивный словарь.
- Совершенствовать выразительность речи.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Развивать навыки презентации результатов собственной и коллективной
деятельности
Ожидаемый результат
1. У детей сформированы элементарные знания о профессии поэта.
2. Воспитанники оперируют разными словами, подбирая к нему рифмы.
3. Сформировано умение придумывать простые стихотворные строки.
4. Дети умеют читать стихи выразительно.
5. Сформированы умения презентовать собственное стихотворчество, дети имеют опыт
публичного выступления.
Виды и формы организации деятельности:
1.Коммуникативная: беседы, объяснение, анализ произведения, чтение детской художественной литературы; подбор рифм к различным текстам (строкам), сочинение стихотворений, загадок, буриме, лимериков.
2.Игровая деятельность: словесные игры ("В кругу поэтов", "Чтецы" и др.), игровые ситуации, дидактические игры.
3. Познавательная деятельность: просмотр видео-записи выступлений поэтов.
4. Продуктивная деятельность: создание книжек с собственными стихами.
Обеспечение интегративных связей дополнительной общеразвивающей программы "Юный поэт" с образовательными областями Адаптированной основной
образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Образовательные области | Содержание интеграции |
Речевое развитие | Развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, диалогической и монологической форм связной речи, формирование о обогащении словаря. Развитие интонационной культуры речи. Воспитание интереса и любви к чтению. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения. Развитие речевого творчества. Развитие умения понимать на слух тексты различных жанров детской литературы. Развитие навыков связной речи. Профилактика речевых нарушений и их системных последствий. |
Социально- коммуникативное развитие | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Развитие эмоциональной отзывчивости. |
Познавательное развитие | Развитие познавательной деятельности. Расширение кругозора. Развитие воображения и творческой активности. |
Художественно - эстетическое развитие | Развитие интереса к эстетической стороне действительности. Развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности к восприятию художественной литературы. |
Содержание программы
1 этап (вводный), сентябрь | ||
В начале учебного года подбирается состав детей, обладающих литературными способностями. Основными характеристиками детей являются инициативность, выраженная творческая активность, умение развёрнуто и понятно высказывать свои мысли, составлять интересные рассказы о каких-либо событиях, способность детей подбирать рифму к заданным словам. Для таких детей работа в кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления таких детей используются следующие методы: - беседа с родителями; - направленное наблюдение за ребенком, его литературными способностями, тестовые задания; - беседа с ребенком, выявляющая его интересы, а также желание заниматься в кружке. | ||
2 этап (основной) | ||
Формирование элементарных знаний о профессии поэта, литературных жанрах, мира поэзии | 3 | |
Развитие навыков и умений слышать, подбирать, выделять, сочинять рифмы | 14 | |
Развитие навыков и умений сочинительства чистоговорок | 2 | |
Создание книжки - малышки "Веселые чистоговорки" (подарок для ребят младшей группы) | 1 | |
Развитие навыков и умений сочинительства загадок | 2 | |
Развитие навыков и умений сочинительства стихотворений в стиле буриме. | 4 | |
Представление собственного стихотворчества (двустиший, загадок, стихотворений) детям группы | 3 | |
Презентация своей первой книжки детям группы и родителям . Награждение грамотами | 1 | |
Итого | 30 | |
3 этап (заключительный) | ||
Подведение итогов, мониторинг развития детей | 2 |
Календарно-тематический план образовательной деятельности
Мероприятие | Сроки | Краткое содержание ОД | Задачи |
Вводный этап | |||
Организация педагогической диагностики, мотивирование детей и родителей | Сентябрь | Организованна вводная диагностика, выявлены дети, обладающими выраженными способностями к литературному творчеству, сформирован актив кружка. | |
Основной этап | |||
1."Мир поэзии" | 1 неделя октября | Беседа "Чем стихотворение отличается от рассказа, сказки", "Кто такие поэты?" Д.и "Угадай жанр" | Создание условий для развития представлений о профессии поэта, и литературных жанрах |
2. "Что такое рифма?" | 2 неделя октября | Беседа "Как сочиняется стихотворение" Д.и. "Рифмы- миниатюры" (устно) Д.и. "Подарки" (с картинками) | Создание условий для развития представлений о рифме. |
3. "Незнайкины чистоговорки" | 3 неделя октября | Д.и. "4 лишний" (устно) Д.и "Подбери пару" (видео игра) Д. и. "Подскажи Незнайке последнее слово" (устно) | Создание условий для закрепления представлений о рифме, чистоговорках. |
4."Добрый слон" | 4 неделя октября | Стихотворение "Жил на свете добрый слон" (рифмы - зарисовки) Д.и. "Подбиралки" (слова которые оканчиваются на – ка (пушка, подушка, вертушка…)(устно) Д.и. "Подарок слону" ( на -ан, диван, барабан, баян, банан..) (картинки из видео ряда) | Создание условий для развития умения подбирать рифмы, развития фонематического слуха. |
5. "Умный мяч" | 1 неделя ноября | Д.и. "Соедини рифмы" (картинки) Д.и."Цепочка слов" ( передача мяча по кругу рифмуя слово: кошка-мошка - ложка- брошка- окошко- окрошка..) Стихотворчество: Из окошка видит Вова Подошла к пруду корова.......... | Создание условий для развития умения подбирать рифмы без опоры на картинки. Создание условий для развития умения сочинять небольшое стихотворение |
6. "Абракадабра" | 2 неделя ноября | Д.и. "4 лишний" (4 картинки, взрослый не называет предметы) Д.и. "Абракадабра" (кусок-сок, салат-лат, стол-ол...) | Создание условий для развития умения четко выделять рифмующийся слог (исключается смысловой аспект) |
7."Смешной цветок" | 3 неделя ноября | Д.и."Поймай рифму" (работа в парах) Чтение взрослым стихотворения А. Барто "Смешной цветок" Д.и. "Какую рифму услышали?" Анализ стихотворения Зарисовка (цветные карандаши) | Создание условий для развития умения работать в парах, развития художественного вкуса, эмоционального восприя-тия, умения слышать рифму, пересказывать и анализировать. |
8."Рифмованное лото" | 4 неделя ноября | Д.и. "Рифмованное лото" (у играющих по 5 карточек, нужно подобрать карточку- рифму к заданной, кто это сделает первым, тот получает фишку. Выигрывает, тот, кто первым останется без карточек) Задание на дом: найти стихотворение о любом животном. | Создание условий для развития умения подбирать рифму с опорой на картинки. |
9. "Сочиним вторую строчку" | 1 неделя декабря | Д.и "Давай по строчке" Взрослый придумывает первую строчку, а ребенок вторую: Села на кошка на окошко.... Абрикосы кушаю..... Запись стихотворения в записную личную книжку . Работа с домашним заданием: зачитывание всех найденных стихотворений, их авторов. Д.и. "Какая здесь рифма?" | Создание условий для умения подбирать целую рифмованную строчку. создать условия для знакомства с разными авторами, развития желания работать с д. з, умения слышать и выделять рифму. |
10."Путешествие по миру поэзии" | 2 неделя декабря | Аудиозапись стихотворений. (грустное, веселое, о природе, о человеке...) Д.и. "Ритмолов" | Создание условий для развития эмоционального восприятия, умения слушать, понимать содержание стихотворения его настроение. |
11. "Веселые сочинялки" | 3 неделя декабря | Выбрать игрушку. Д.и" Расскажи об игрушке, какая, что любит делать..." Д.и. "Сочини двустишье" ( по своей игрушке) Запись стихотворения в личную книжку (с зарисовкой) | Создание условий для развития умения сочинять двустишья к заданным игрушкам, развития творческого воображения, сообразительности. |
12. "Выразитель- ные средства поэзии – эпитет, сравнение | 4 неделя декабря | Д.и "В стране красивых слов". парно соединить картинки по принципу – на что похоже слово-предмет, женщина (мама), на другой солнце (Мама как, солнышко добрая и лучистая) | Создание условий для развития умения подбирать эпитеты, сравнения. |
13. Д.з.: "Сочинить двустишья к своим любимым игрушкам" | 1 неделя января | (по домашнему заданию) Представление двустиший собственного сочинения детям группы на тему "Моя любимая игрушка" | Создание условий для умения презентовать собственное стихотворчест-во и выступления на публике. |
14.Сочинение продолжения к стихотворению: "Зайку бросила хозяйка" | 2 неделя января | Д.и. "Рифмы- миниатюры" (устно) Д.и."Зайку бросила хозяйка..." Запись стихотворения в личную книжку с зарисовкой (цветные карандаши) | Создание условий для сочинения стихов на основе знакомого стихотворения, развития творческого воображения и активности. |
15. "В гостях у сказки" | 3 неделя января | Д.и. "4 лишний" (4 картинки)- кто быстрее. Д.и "Прозвища" (В сказках у персонажей есть прозвища -Лягушка- Квакушка, Зайка- Побегайка, Акула- Каракула. Подобрать прозвища для игрушек: Котик -Бархатный животик, , Хрюшка- Розовое Брюшко и т.д.) | Создание условий для развития умения находить рифмы - прозвища, развития творческого воображения и активности. |
16. "Я сам" | 4 неделя января | Д.и. "Зимние забавы" Д.и. "Я сам" (сочинение двустиший о зимних забавах) Запись стихотворения в личную книжку с зарисовкой (цветные карандаши). Д.з : выучить стих | Создание условий для развития умения сочинять небольшое стихотворение |
17. "Концерт" | 1 неделя февраля | Представление стихотворений собственного сочинения детям группы на тему "Зимние забавы" | Создание условий для умения презентовать собственное стихотворчест-во и выступления на публике. |
18. "Загадки - складки" | 2 неделя февраля | Д.и."Поймай рифму" (работа в парах) Д.и. "Отгадай загадку" Слушание стихотворения одного из поэтов (анализ и зарисовка) | Создание условий для развития слухового внимания, умения разгадывать загадки в стихах посредством рифмы, развития эмоционального восприятия. |
19. "Сочини загадку" | 3 неделя февраля | Д.и. "Закончи загадку" Д.и. "Загадки малышки" ( по предметным картинкам) Запись загадки в личную книжку с зарисовкой (цветные карандаши). Д.з.: сочинить загадку | Создание условий для развития умения составлять загадку, развития стихосложения. |
20. "Я загадаю, ты отгадай" | 4 неделя февраля | Представление загадок - складок детям группы. | Создание условий для умения презентовать собственное стихотворчест-во (загадки) и выступления на публике. |
21."Чистоговорки" | 1 неделя марта | Д.и. "Чистоговорки" (ча-ча-ча- мы порвали два мяча...) Д.и. "Придумай сам" (придумывание чистоговорок ) | Создание условий для развития умения сочинять чистоговорки, с целью полезного подарка для малышей. |
22. "Подарок малышам" | 2 неделя марта | Создание книжки - малышки "Веселые чистоговорки" (раскрашивание обложки и рисунков к текстам) | Создание условий для развития желания поделиться своим творчеством, сделать приятное младшим ребятам. |
23. Знакомство с буриме" | 3 неделя марта | Знакомим с моделью составления буриме. (по схеме: полоски + картинки) Д.и. "Составь буриме: машина-картина, лошадки- прятки" (коллективно) | Создание условий для развития представлений о таком стиле, как буриме, умения создавать рифмованные тексты в "шуточном стиле" |
24. "Поиграем в буриме" | 4 неделя марта | Д.и. "Буриме" (по схеме) (сочинить буриме, в котором рифмуются 2 слова: руки - брюки «Я засунул в дырки руки, Оказалось это брюки" стакан – таракан «Весь запачканный стакан, Словно жил в нем таракан» Запись буриме в личную книжку Дом. задание: составить буриме к паре слов: варенье – печенье, гость- гвоздь | Создание условий для развития умения составлять буриме, развития творческого воображения и активности, сообразительности, желания поделиться своими успехами со взрослыми. |
25."Кто смешнее" | 1 неделя апреля | Представление своих буриме (д.зад) Д.и. "Девочки-мальчики" (составление буриме без схемы девочки: привет- букет, мальчики: автомат-солдат) Запись буриме в личную книжку | Создание условий для развития умения составлять буриме, развития творческого воображения и активности, желания поделиться своим результатом |
26. "Сложное буриме" | 2 неделя апреля | Д.и. "Кто быстрее придумает рифму" Д.и. "Буриме из 4 слов" (схема) (мышки-книжки, читать-жевать) Запись буриме в личную книжку с зарисовкой | Создание условий для развития умения составлять буриме, развития сообразительности, творческого воображения и активности. |
27. "В мире поэзии" | 3 неделя апреля | Д.и. "Цепочка слов" (мяч) Восприятие стихотворений посредством видеозаписей (дать описание) | Создание условий для развития эмоционального восприятия, умения слушать, понимать содержание стихотворения его настроение. |
28. "Давай по строчке" | 4 неделя апреля | Зачитывание детских стихотворений Д.и. "Найди рифму" Д.и. "Жила была Маша..." (каша, наща, Паша, Саша..) Запись стихотворения в личную книжку | Создание условий для совершенствования умения сочинять вторую строчку к заданной, развития творческого воображения, сообразительности. |
29. "Проба пера" | 1 неделя мая | Тема: "Дружба", "Мама", Лето" Самостоятельное сочинение стихотворений Запись стихотворения в личную книжку ( с зарисовкой) | Создание условий для развития навыков самостоятельного стихосложения |
30. "Моя первая книжка" | 2 неделя мая | Презентация своего творческого результата (книжек со стихами) и стихотворений собственного сочинения детям группы и родителям. Награждение грамотами "Юный поэт" | Создание условий для развития навыков презентации результатов собственной и коллек-тивной деятельности, чувства успешности и уверенности в себе. |
31- 32. Подведение итогов | 3-4 неделя мая | Мониторинг индивидуального развития. |
Мониторинг образовательного процесса будет организован два раза в год (сентябрь, май). Мониторинг освоения детьми образовательной программы будет выполнен руководителем кружка с использованием метода аутентичной оценки.
Ф.И. ребенка | Имеет представления о профессии поэта | Проявляет активность в подборе рифмы к слову. умеет подбирать "правильную" рифму к слову. | Умеет подбирать "правильную" рифму к словосочетанию | Умеет читать стихи выразительно, проявляет эмоциональный отклик | Итого | |||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Критерии оценки развития детей:
0 баллов (Низкий уровень) – показатель не сформирован, ребенок затрудняется составить элементарную рифму. Наводящие вопросы не помогают, требуется пошаговая помощь педагога;
1 балл (Средний уровень) – показатель сформирован частично. Ребенок составляет рифмы по наводящим вопросам. Требуется некоторая помощь, совет педагога;
2 балла (Высокий уровень) – показатель сформирован, ребёнок самостоятельно составляет рифмы. С заданиями справляется легко.
Оценка уровня развития | Начало года | Конец года | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Низкий уровень (большинство показателей не сформировано) - 0-3 баллов | ||||
Средний уровень (отдельные показатели не развиты) - 4-6 баллов | ||||
Высокий уровень (показатели развиты достаточно) - 7-8 баллов |
Литература
1. Берхин Н.Б. Особенности литературного творчества младших школьников и
подростков//Вопросы психологии. 1972. - №4. - С.127-131.
2. Бродовский М. Руководство к стихосложению. С-Пб., 1895. - 102 с
3. Глоцер В.И. Дети пишут стихи. М., 1964. - 254 с.
4. Гурович М.М. Ребенок и книга. Пособие для воспитателей СПб.: Акцидент.
5. Дрьпкакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. М., 1978. - 205 с.
6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972. -271 с.
7. Новлянская З.Н. Характеристика элементарных проявлений основных компонентов
литературных способностей у детей младшего школьного возраста //Материалы
конференции по проблеме способностей (декабрь 1970 г). М., 1970. - С.114-117.
8. Ягункова В.П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных
к литературному творчеству//Вопросы психологии способностей школьников. М., 1964. - С.136-202.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...