Статья "Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
рабочая программа на тему
Статья "Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_predmetno-razvivayushchey_sredy_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos_do.docx | 891.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Никакое обучающее влияние взрослого без реальной деятельности самого ребенка не может быть успешно осуществлено. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит. Маленького ребенка окружают различные предметы, придуманные для развития ребенка и имитирующие мир взрослых. Ребенок пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности, манипулирует этими предметами, стремится узнать, для чего они предназначены, как они устроены. Ребенок интересуется тем, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы, как работают различные машины и механизмы. Играя в ролевые игры, он познает правила жизни в коллективе и закономерности окружающего его мира.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л.Новоселова)
Одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо. Грамотно организованная среда педагогом способствует максимальному развитию личности ребенка. В соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста насыщение окружающего ребенка пространства должно постоянно изменяться. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), вопрос организации предметно-развивающей среды ДО стоит особо актуально. В ФГОС четко прописаны требования к:
1) структуре основных образовательных программ и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ
Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали:
1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Мы старались выстроить гибкое и вариативное пространство, чтобы среда служила удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Элементы декора легко сменяемые и соответствуют реализуемой теме.
4. Место для детской экспериментальной деятельности предусмотрено в группе.
5. Дизайн и форма предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
6. При создании развивающего пространства в групповом помещении мы учитывали ведущую роль игровой деятельности.
7. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
8. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
9.После наблюдений в период проведения мониторинга развития воспитанников в начале учебного года мы организуем предметную среду в групповом помещении, учитывая закономерности психического развития, показатели здоровья воспитанников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
Предметная среда в группах имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметный мир, окружающий ребенка стараемся пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Организация предметно-развивающей среды осуществляется по следующим видам детской деятельности:
-игровая;
-двигательная;
-познавательно-исследовательская;
-коммуникативная;
-изобразительная;
-музыкальная;
-самообслуживание и элементарно-бытовой труд;
-восприятие художественной литературы.
Основные функции развивающей среды:
- служит носителем разносторонней информации об окружении;
- влияет на эстетическое развитие, на интеллектуальное нравственное;
- в процессе самостоятельной деятельности создает благоприятные условия для обучения ребенка;
-способствует познанию особенностей устройства собственного организма, физическому развитию;
- становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования обеспечивает разные виды активности ребенка;
-раскрывает индивидуальность каждого ребенка, повышает его активность и заинтересованность.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Список используемой литературы:
1.Микляева И.В «Игровая среда в дошкольном учреждении».
2. Меремьянина О.Р, Казинцева О.С «Предметно-развивающее пространство в ДОУ» журнал «Воспитатель ДОУ» 2009г №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему :" Построение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эс...
Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с требованием ФГОС ДО
Создание в группе "Теремок" развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО...
Презентация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС и программой А.А Парамоновой «Истоки».
Презентация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС и программой А.А Парамоновой «Истоки». с учетом 6 основных принципов....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
При организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личност...
Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Никакое обучающее влияние взрослого без реальной деятельности самого ребенка не может быть успешно осуществлено. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предмет...
«Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Никакое обучающее влияние взрослого без реальной деятельности самого ребенка не может быть успешно осуществлено. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка п...
построение предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС
Предметно-развивающая среда - это определенное пространство, организационно оформленное и предметно-насыщенное, оно должно удовлетворять потребности каждого ребенка в общении, познании, труде, физичес...
- Мне нравится (1)