Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
статья (младшая группа) на тему

Остапова Галина Ивановна

Статья из опыта работы.
Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1533.doc749 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ.

Важная составляющая в развитии речи младших дошкольников - это создание предметно-развивающей речевой среды. В своей группе строим предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС.

Одним из условий полноценного речевого развития является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Среда должна быть:

  1. Содержательно-насыщенной.
  2. Трансформируемой.

  1. Полифункциональной
  2. Вариативной.

  1. Доступной.
  2. Безопасной.

  • 1-й младшей группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные картинки с доступным для детей сюжетом,книги для чтения и рассматривания.

Во 2-й младшей группе можно уже выделить отдельную зону с играми и материалами по развитию речи.

Это наборы сюжетных картинок, предметные картинки, дидактические игры, игрушки для развития мелкой моторики, художественная литература, различные виды театра.

Театр - это один из любимых видов деятельности детей. Наши дети умеют драматизировать сказки: “Теремок”, “Курочка Ряба”,’Репка” и др.

Широко используем театр кукол бибабо,пальчиковый театр и театр на фланели. Театральная деятельность способствует развитию интонационной выразительности


речи, вызывает положительные эмоции, интерес к перевоплощению.

В музыкальном уголке собраны различные музыкальные инструменты,помогающие развивать музыкальный слух детей. Используем их в дидактических играх “Послушаем, что слышно”, “Угадай, что звучит”, “Громче-тише постучи”.


Дети охотно играют на музыкальных инструментах и в подвижные игры с их использованием, например, “Жмурка с колокольчиком”, “Веселый бубен”.

В группе создан центр сенсорного развития, который способствует развитию мелкой моторики,тактильных ощущений,зрительного восприятия,слуховых анализаторов, обоняния и развития всех психических процессов. Здесь собраны крупные мозаики,


пазлы, пирамидки, игрушки-вкладыши, шнуровки, трафареты и др.

В группе оформлен книжный уголок. Разнообразные художественные произведения оказывают большое влияние на развитие речи детей. Знакомим детей со сказками, рассказами, беседуем о прочитанном, учим стихотворения. Дети самостоятельно


рассматривают иллюстрации в книгах.

Для развития правильного физиологического дыхания используем такие игрушки и тренажеры, как : вертушки, дудочки, надувные шарики,султанчики, бабочки, снежинки, листочки на ниточках, мыльные пузыри.

Немаловажную роль в речевом развитии имеет взаимодействие с музыкальным работником на музыкальных занятиях. Танцы, игры с пением, музыкальные упражнения, развивают у детей внимание к речи, т.к. они должны выполнять те или иные действия, движения в соответствии с инструкцией взрослого. Разучивание и пение песенок развивает речь, а игра на музыкальных инструментах - слуховое


восприятие детей.

На занятиях по физкультуре, при подборе подвижных игр,физкультурный работник учитывает тему,которую дети изучают в данный момент. Например: тема “Транспорт” - подвижные игры “Воробушки и автомобиль”, “Самолеты”, “Поезд”; тема ”Весна” - “Птички в гнездышках”, “Солнышко и дождик”; тема “Домашние птицы”,значит игры


“Наседка и цыплята”, “Петушок” и т.д.

Значительным фактором в развитии речевой среды является работа с родителями. Для них предлагается следующая развивающая зона - приёмная, целью которой является создание единого общества педагогов и родителей.


Она включает в себя:

  1. Информационные стенды с рекомендациями педагогов, консультациями, памятками.
  2. Папки-раскладушки с рекомендациями по организации режима, досуга детей, материалы для игр и домашних заданий.

Для больших возможностей развития речи малышей нами была создана картотека физминуток, мирилок, стихов, чистоговорок, пальчиковых игр, которые мы активно применяемых в динамических паузах, на занятиях, в утреннее время, перед


обедом, полдником и др. режимных моментах - умывании, одевании, подготовке ко сну.

Богатые возможности для развития речи имеют сюжетные картинки и настольно-печатные игры. Они позволяют учить детей правильно называть, изображенные предметы, группировать предметы по форме, размеру, назначению.


Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к совместной игре. Игровой центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений, в которых происходит их непосредственное речевое общение. Игровые уголки оснащены атрибутами для сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей детей..

В заключение хочу сказать, что построение предметной среды - это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка и должна выполнять образовательную, воспитывающую, организационную, коммуникативную функции.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы по ФГОС

Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе:·        Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира...

Отчет по конкурсу предметно – развивающей речевой среды в МБДОУ д/с №39.

На основании годового плана работы 18.02.2016года в нашем детском саду был проведен конкурс на лучший «Речевой уголок». В конкурсе принимали участие все группы....

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

«Конструирование предметно-развивающей речевой среды в ДОУ»

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие р...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе по ФГОС»

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием...