Статья "Организация предметно-развивающей среды в группе для формирования безопасного поведения у дошкольников".
статья по обж на тему

Овчинникова Анна Андреевна

В данной статье говорится о том, как организовать предметно - пространственную среду в группе для формирования безопасного поведения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья по ОБЖ23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды в группе для формирования безопасного поведения у дошкольников.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. 
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. 
           

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. 

Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению. Наша задача донести до ребенка очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив дыхание и с восторгом поглощал всю информацию. Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? ».

Как сделать, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетена с познавательным процессом.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится, что формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) у дошкольников реализуется через содержание образовательной области «Безопасность».

В процессе освоения данной области дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.

Создание соответствующей предметно- пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников.

  • Первое, что сюда относится, это уголок безопасности.

Уголку должно быть выделено определённое место. Уголок  должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение необходимо подобрать  в соответствии с возрастными требованиями  и требованиями общеобразовательной программы ДОУ.

Уголок безопасности может содержать:

  1. Различные плакаты по ОБЖ, альбомы.
  2. Немаловажную роль в уголке безопасности играют макеты. Поскольку с помощью макета ребенок может смоделировать ситуацию и проиграть. Это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора. Здесь могут быть представлены следующие макеты: «Противопожарные щиты безопасности»;  «Город», в который дети играя, закрепляют знания о всех видах транспорта: наземный транспорт: (специальные машины, грузовые, легковые, водный транспорт, воздушный; «Улица», «Перекресток» с дорожными знаками, способствующие закреплению знаний по правилам дорожного движения и названий дорожных знаков, здесь дети совершенствуют умение решать на модели дорожные ситуации, активизируют словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток) ; развивают логическое мышление, внимание, память.
  3. Уголок безопасности может быть оснащен набором дорожных знаков, такими наглядными пособиями, пособиями ТСО и играми по обучению детей ПДД как «Соответствие: дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Знаки на дорогах», конспекты занятий «Правила дорожного движения», «Зимняя дорога», «Школа пешеходных наук», презентации «Дорожная азбука», «ПДД – переход улицы», «Профессия полицейский», «Безопасное поведение на дороге», «Правила поведения в общественном транспорте», «Профессия шофер», плакаты «Правила дорожного движения», атрибутами к с/р игре «Автобус» (кепка водителя, руль, сумка кондуктора, билеты, машинами специального назначения.) Кроме этого здесь мы можем знакомить детей с работой регулировщика (в этом помогут схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
  4. По разделу «Безопасность в быту» решаются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей. В этом нам помогают дидактические игры «Хочу быть пожарным», «Детям спички не игрушки», настольно-печатные игры «Противоположности», иллюстрированный материал «Экстренные ситуации», «Если ты остался один дома», «Правила пожарной безопасности», «Поведение при пожаре», «Оказание первой помощи», иллюстрации к загадкам по теме, изображения с опасными предметами, художественная литература К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Е. Хоринский «Спичка-невеличка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», картотека мультфильмов «Спасик и его команда», «Уроки тетушки Совы», «Вежливые уроки». Также можно собрать хороший материал для проведения соревнований-эстафет, с/р игры на тему «Спасатели», «Пожарные».

  • Немаловажную роль в формировании у детей навыков безопасного поведения играют сюжетно- ролевые игры.

Я вам уже назвала такие игры, как «Автобус» , «Спасатели», «Пожарные». «Постовой  - регулировщик»,  «Водители», «Пешеходы», «Мы пассажиры».

  • Большое значение в формировании основ безопасности несут дидактические игры. Основная цель таких игр - дать детям знания, привить навык правильного поведения на улицах и дорогах. Некоторые из них были уже названы.

Вашему вниманию хочу представить некоторые игры:

«Можно - нельзя». Формирует у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге, в транспорте, дома и в детском саду. Ситуативные картинки это яркие изображения, которые раскрывают для детей потенциально возможную ситуацию с двух сторон – верной и неверной. У ребят есть возможность самим прокомментировать изображения и определить правильную модель поведения.

Игры «Учим дорожные знаки», «Дорожное лото» учат детей называть и различать дорожные знаки, развивать наблюдательность и внимание, воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

игра «Ассоциации», тренирует логическое мышление ребенка, память.

Дид. Игры: "Знай и соблюдай", "Три сигнала светофора", "Помоги Незнайке перейти дорогу", "А как бы ты поступил?", "Проезжая часть и тротуар", "Что за друг наш - "зебра"?", "Улица и пешеход", "Сигналы регулировщика", "Транспорт", "Важные машины",

Разрезные картинки формируют у детей представления о целостном образе предмета, дети очень любят собирать пазлы, можно сделать большую подборку по теме; кубики со знаками учат детей различать дорожные знаки; закреплять знания по безопасности; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

  • Следующая составляющая: библиотека, так как литературные произведения служат примером для детей

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. 

  • Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях необходимо широко использовать информацию:
  • на стендах "Папа, мама, я - пешеходная семья", "Ребёнок и взрослый на улицах города", "Учите детей наблюдать", "На вас лежит ответственность", "Внимание, дорога!" и др.;
  • в папках передвижках "Знай сам - учи других", "Знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок", "Правила светофора", ""Пешеходам разрешается", ""Обязанности пешеходов и пассажиров" и др.
  • Изготавливать для родителей буклеты по ОБЖ, памятки, проводить систематические консультации.

Работа по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически и постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропуская через продуктивную деятельность и затем реализуя в играх, а в повседневной жизни за пределами детского сада это перешло в привычку.

«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал А. Н. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно-развивающая образовательная среда в группе "Ымыычаан"

Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содер­жится д...

Презентация: "Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»"

Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»...