Музейная педагогика как средство патриотического воспитания в ДОУ
статья
Доклад на тему: "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания в ДОУ", подготовлен для участия в районной конференции на тему: "Практическое содержание реализации федеральных образовательных стандартов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_kak_sredstvo_patrioticheskogo_vospitaniya_v_dou.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания в ДОУ"
Тихомирова Надежда Ивановна,
воспитатель
МКДОУ "Детский сад №162"
Культура родного края - это удивительный феномен, воздействие которого на духовный мир человека трудно переоценить. Культура и природа малой Родины помогла нам в формировании нравственно-ценностных отношений, исторического и патриотического сознания. В процессе приобщения к малой Родине душа раскрывается, развиваются способности к образному мышлению, наблюдательность, эмоциональная и волевая сфера.
В организации образовательной и воспитательной работы с детьми, уделяется большое внимание изучению истории, приобщению детей к народной культуре. Данная работа осуществляется путем реализации различных педагогических технологий, одна из которых - музейная педагогика.
Термин "музейная педагогика" пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 в.в. В последние десятилетия "музейная педагогика" приобретает большую популярность в дошкольном образовании: создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей.
В нашем детском саду созданы мини-музеи. (Слайд 2)
Целью создания мини-музеев является социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности по средствам приобщения детей к культуре, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы родного края.
Музей в детском саду - это форма работы, которая решает следующие задачи: (Слайд 3)
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Развитие познавательной способности и познавательной деятельности.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
- Развитие речи и расширение словарного запаса.
- Воспитание любви к Родному краю, чувство патриотизма.
- Воспитание культуры поведения.
Важная особенность в создании мини - музеев — участие детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот у нас в мини-музеях не только можно, но и нужно!
Мини-музей дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире, позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются воспитателями для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.
В наших мини-музеях отражен региональный компонент, где формируется у детей интерес к малой Родине, расширяется представление о родной стране.
Одним из таких мини-музеев является музей "Русская изба" (Слайд 4). Он создан с целью формирования у детей интереса к малой Родине. Здесь дети знакомятся с обычаями русского народа, творчеством, бытом, традициями, воспитывается любовь к Родине, расширяется представление о родной стране.
В настоящее время мы создаем в нашем детском саду "Мини-музей народной куклы". (Слайд 5)
Русская кукла считается одним из самых загадочным символом России. Знакомство с ней расширяет знания историко-культурного наследия страны.
С этого учебного года я стала вести кружок "Звездочка". Коротко рассказать детям о большом космосе нельзя! Для расширения кругозора детей 5-7 лет по этой теме, я решила организовать работу в мини-музее "Космос", так как это направление и является частью патриотического воспитания, где формируется чувство гордости и достижения ученых и космонавтов.
База мини-музея "Космос" (Слайд 6) уже была создана в нашем детском саду и я решила идти дальше. Разработала дополнительную образовательную программу по приобщению детей к науке о космических телах "Звездочка" для детей 5-6 лет, побрала темы, которые будут интересны детям. Познакомила детей с именем великого русского ученого К. Э. Циолковского, отцом космической науки.
Хочется отметить, что родителям воспитанников очень нравится, что их дети расширяют свои знания, и многое узнают сами.
На одном из занятий кружка дети настолько увлеклись изучением комет, что сами их рисовали и придумали им своё название. А вечером совместно с родителями наблюдали за растущей луной, потом в музей приносили рисунки и макеты Луны. (Слайд 7)
Наши дети с удовольствием пробуют себя в роли экскурсоводов музея, и к 12 апреля хотят пригласить гостей, чтобы рассказать им о космосе и его покорителях. Также в конце года планируется поездка детей и родителей в музей Космонавтики г. Калуга.
Мы очень хотим верить, что кто-то и из наших воспитанников, увлекшись этой проблемой, когда вырастет, станет покорителем звездных просторов Вселенной.
А результат уже виден - это горящие глаза детей, открытые для получения знаний. Поэтому, работу в этом направлении я буду продолжать, а именно приобщать детей к истокам отечественной истории, воспитывать патриотические чувства.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
А небольшой музей в детском саду может стать началом большого пути в мир культуры, оказать влияние на формирование личности, воспитать достойного гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия» В.А.Сухомлинский...
Программа "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Реализуемая цель: Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств личности средствами музейной педагогики....
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников" МБДОУ д/с № 4 г. Починка
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников"...
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников
Рассматривается понятие музейной педагогики, дается определения мимни музея, даются формы и методы совместной образовательной деятельности с детми в рамках мини музея....
«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников»
laquo;Музейная педагогика как средствопатриотического воспитания дошкольников» Слайд 2. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного о...
«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста "
Система работы в ДОУ по формированию у дошкольников нравственно - патриотических чувств....