ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бегей Марина Владимировна

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_begey_m.v_po_muzeynoy_pedagogike.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

 СП «детский сад» ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка м.р.Сызранский Самарской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания

детей дошкольного возраста».

 Автор:

 Бегей Марина Владимировна,

 воспитатель СП «детский сад»

 ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка 

2015 год

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ………………………………………………………… 3 стр.
  2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА …………………………….……………….. 5 стр.
  3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (теоретический, методический,

     практический..…………….………….......................................................... 6 стр.

  1. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ ..................................... 7-8 стр.
  2. РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ............................... 9 стр.
  3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ  ........................................... 10-11 стр.
  4. ИТОГИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ............................................................11-12 стр.
  5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………...... 13 стр.
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….... стр.

Актуальность. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию.

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 1997 году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта «Старина», которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.

Сначала мини-музей располагался он в небольшой комнатке и насчитывал не более десяти подлинных старинных экспонатов.

Отрадно, что наши педагоги, воспитанники и родители оказались очень активными и заинтересованными участниками процесса пополнения фондов. Время шло, мини-музей заполнялся все новыми экспонатами. Стало ясно: надо расширяться.

Музей был переведен другое более просторное помещение, а стеллажи заполнились новыми экспонатами. Музей старинных вещей «Русская старина» - так стала называться оборудованная и более просторная комната в детском саду. Вся обстановка здесь разделена на несколько зон, это способствует более точному пониманию и восприятию детьми  – дошкольниками русской старины.

Ребята имеют возможность не просто рассматривать предметы, многие из которых видят впервые, но еще и «играть в историю». Сейчас в нашем музее более 40 подлинных предметов крестьянского быта, изделия народных промыслов, ремёсел, рукоделия.

Важно, что наш музей старинных вещей «Русская старина», собирается и сейчас руками самих детей и их родителей, только так дошкольники чувствуют себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого…

Предметы народной старины помогают дошкольниками вживаться в народную культуру, сформировать способность прогнозировать изменения предметов. Это важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи:

- создать предметно - развивающую среду в детском саду, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Направление деятельности музея:

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Этапы реализации проекта.

I этап – теоретический.

На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.

II этап - методический.

На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о Музее детского сада», структуры и идейного замысла экспозиций:

- устройство русской избы,

- утварь,

- орудия труда,

- русская народная одежда,

- предметы декоративно-прикладного творчества.

Разработка Советом Музея программы деятельности музея народного быта «Русская старина»,  согласование работы всех специалистов.

III этап – практический.

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Работа с педагогическими кадрами

Формы работы

Мероприятия

Педсовет

-«Роль музея дошкольного учреждения в процессе формирования личности воспитанников».

  1.       -«Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики». 
  2. - -«Воспитание дошкольников посредством музейной педагогики».

-«Музей в детском саду: организация и планирование работы».

Семинар

  1.   -   - «Организация музея в образовательном учреждении».

- «Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики».

  1. -  - «Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей».
  2. - «  - «Региональный компонент в образовании дошкольников».

Мастер-класс

- «Изготовление обрядовых кукол (Кубышка, Пеленашка, Зерновушка, Кувадка, Берегиня)».

- «Техники нетрадиционного рисования».

Консультация

- «Музей в детском саду».

-«Развитие речи старших дошкольников на основе фольклорного жанра».

- «Музееведение -в пространстве дошкольного учреждения».

- «Фольклор и звуковая культура речи детей дошкольного возраста».

- «Устройство русской избы».

-«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте этнокультурного образования»

-«Роль обычаев и традиций русского народа  в формировании у детей нравственно- патриотических чувств к своему народу».

- «Сберечь все то, что делает нас россиянами».

-«Организация физического воспитания детей с использованием русского  фольклора».

Деловая игра

- «Что вы знаете о русской народной культуре».

- «В русской избе».

- Интеллектуальный блиц-турнир для воспитателей «О русских обычаях, традициях и народном творчестве».

Анализ проблемных ситуаций

-Как привлечь родителей (законных представителей) к совместному творчеству с детьми.

-Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях.

Мозговой штурм

-Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта.

- Интеграция образовательных областей в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

-Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре.

Проблемная лекция

- Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Самостоятельное проектирование

- Работа педагогов по самообразованию.

- Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми.

Фестиваль педагогических идей

- Просмотр открытых занятий, обсуждение форм работы с детьми.

Смотр-конкурс

- «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей».

- «Лучший конспект в рамках музейной педагогики».

        

Работа с детьми в музее народного быта

Формы работы

Мероприятия

Экскурсии-путешествия

- Путешествие в мир старинных вещей.

- Экскурсия по музею народного быта.

- Путешествие по русской избе.

-  Путешествие по подворью.

Интегрированные и комплексные занятия

- «Путешествие в прошлое утюга».

- «Путешествие в прошлое прялки».

- «Печка- нам мать родная».

- «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей

   приглашу…»

- «Зыбка поскрипывает, тихо песенки поет».

- «В гостях у старого медного самовара»

- «Рушники: история, значение узоров».

- «Эх, лапти мои!».

- «Колыбельной песни -добрый свет».

Театрализованные представления

- «Как избушка стала дворцом».

- «История бабушкиного сундука».

- «В гостях у Морозко».

Кружковая работа

- «Василинка» (изготовление обрядовых кукол).

- «Светлый лучик старины»(музейная педагогика) .

Выставки, конкурсы

- «Осень в гости к нам пришла».

- «Мастерская деда Мороза».

- «Добрых рук мастерство»

- «Руками наших мам  и бабушек».

Проекты

- «Декоративное чудо».

- «История моего села».

- «Краеведение через сказку».

Презентации

- «Матрешечка- русская красавица».

- «Славянские семьи и их ремесла»

- «Народная вышивка».

- «Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!»

Праздники, развлечения.

- «Кузьминки - по осени поминки».

 - «Здравствуй, маслена неделя!».  

- «Праздник русской берёзки».  

- «Праздник великого Покрова».

- «Праздник русского валенка».

Взаимодействие с родителями по приобщению детей

к истокам русской народной культуры

Формы работы

Мероприятия

Анкетирование

- «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа».

- «Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей».

- «Патриотическое воспитание детей»

Общие родительские собрания

- «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе музейной педагогики».

- «Роль русской народной культуры в развитии связной речи детей».

- «Русский фольклор в жизни малыша».

Групповые родительские собрания

- Игра «Мудрость народная» по приобщению детей к истокам народной культуры.

- Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников».

Консультации групповые, подгрупповые, индивидуальные

- «Фольклор в жизни малышей».

- «Читайте детям русские сказки».

  1.       - «Духовно-нравственное воспитание детей в семье».
  2.       - «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста»

- «Народная сказка в изобразительной деятельности детей».

- «Игрушки из природного материала и игры с ними».

Выставки

- Фестиваль детского творчества по мотивам нар. игрушек.

- Выставка поделок «Лесная сказка».

- Выставка рисунков «Декоративное чудо».

- Выставка рисунков «К тебе, мое село, с любовью!».

Конкурсы, викторины

- «Мастерская деда Мороза».

- «Глиняные мастера».

- «Чудеса из снега».

- Совместная литературная викторина для детей и взрослых «В тридевятом царстве».

Экскурсии

- Экскурсии в районный музей народного быта.

Наглядная информация

- Папки-передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких».

Праздники, развлечения.

- Совместный досуг «Моя счастливая семья».

- «День Матери»

- Спортивный праздник «Наши папы - бравые солдаты».

 

IV этап — аналитический.

- анализ   результатов   работы   (педагогическая диагностика);

- передача опыта (освещение работы на страницах районной газеты «Красное Приволжье», окружной православной газеты «Церковный вестник» , смотры, конкурсы в детском саду).    

       Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т.д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.

Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы учреждения нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей, познавательно-речевого развития дошкольников.

 Ежегодное участие дошкольников и педагогов в конкурсах, акциях по краеведению, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, дает хорошие результаты (за 2013-2014 гг ):

- в окружном творческом конкурсе «Русь моя родная», наши дошкольники стали дипломантами (учредитель Свято - Вознесенский Сызранский мужской монастырь);

- в VIII Межрегиональном Рождественском фестивале «Возродим Русь святую», организован приходом Арских храмов г. Ульяновска, презентация о святом старце с.Старая Рачейка Андрее Логинове, заняла призовое место;

- за участие в межрегиональных акции «Вестник добра» и конкурсе «Пасха радость нам несет», организованных также приходом Арских храмов г. Ульяновска воспитанники получили памятные Благодарения;

-  в окружном конкурсе по духовно - нравственному воспитанию детей «Источник вдохновения», повещенному 300-летию явления иконы Федоровской Божией Матери (учредитель администрация г.Сызрани) мультимедейная презентация признана лучшей;

- в IX Межрегиональном Рождественском фестивале «Возродим Русь святую»,  /Арские храмы г. Ульяновск/, творческие работы воспитанников заняли 2 и 3 места. Воспитанница Репьева А. была приглашена на ежегодный Рождественский фестиваль, награждена памятными подарками и дипломом от настоятеля Арских храмов  о.Алексия (Кормишина).

Вот так многогранно, принося положительные плоды, используется работа музея старинных вещей «Светелка» в структурном подразделении «детский сад» ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: «Линнка-Пресс», 2008.

3. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

6. nsportal.ru: Социальная сеть работников образования. 

7. http://festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

8. http://dob.1september.ru: Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.

9. http://www.portal-slovo.ru: Образовательный портал"Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.

 

 


Мониторинговое обследование  старших дошкольников  по  этнокультурному развитию /2013-2014уч.год/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Реализуемая цель:     Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств личности средствами музейной педагогики....

Выступление на педагогическом совете "Музейная педагогика как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Посещение музея  - событие в жизни ребенка.  Музей является тем художественным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Представлена консультация для воспитателей о понятии музейная педагогика, о ее формах, принципах....

Педагогический проект «Инновационные подходы в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города, Нижневартовска, России....

Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.

В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства ...

Семинар-практикум "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание  является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма....