«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников»
материал
«Музейная педагогика как средство
патриотического воспитания дошкольников»
Слайд 2.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В. Пантелеевой, Н.А. Рыжовой и др.)
Слайд 3.
На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию, которая играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Слайд 4.
Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Музейная педагогика состоит из работы, направленной на формирование целостного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями, на развитие способности воспринимать музейную информацию и на воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности детей.
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т.е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Слайд 5.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Слайд 6.
Музейная педагогическая деятельность может осуществляться не только в условиях музейной среды, но и в детском саду. В детских садах создаются собственные музеи, они конечно небольшие, и называются «мини — музеи».
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.
Слайд 7.
«Мини — музей» в детском саду, по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного.
Я слышу — и забываю.
Я вижу — и вспоминаю.
Я делаю и постигаю.
Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно — воспитательной деятельности.
Музейная педагогика призывает дать ребенку самому манипулировать с предметами, самому извлекать из них информацию, самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». Полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка. В музее ребенок знакомится с новыми, незнакомыми предметами, которые он до этого не встречал. Это расширяет его кругозор, представления об окружающем его мире.
Слайд 8.
Цели мини-музея:
‒ Расширение кругозора дошкольников.
‒ Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
‒ Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
‒ Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
‒ Развитие творческого и логического мышления.
‒ Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
‒ Формирование у дошкольников представлений о музее.
Слайд 9.
Принципы создания мини-музея:
‒ Принцип интеграции — мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
‒ Принцип деятельности и интерактивности — мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
‒ Принцип природосообразности — мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
‒ Принцип научности — представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
‒ Принцип гуманизации и партнерства — мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый — ребенок», «ребенок- ребенок».
‒ Принцип культуросообразности — мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
‒ Принцип динамичности и вариативности — экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
‒ Принцип разнообразия — наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
‒ Принцип регионального компонента — мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма».
Слайд 10.
Тематика мини-музеев может быть различной. Это могут быть картинные галереи, фольклорные избы, горницы; это может быть мини-музей одной или разных игрушек, транспорта, часов, пуговиц, и т. д.
Слайд 11.
Почему дети с огромным желанием идут в мини-музей? В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Он знает, что в этом музее многое сделано его руками, руками его родителей, пап, мам, бабушек, дедушек. Каждый мини-музей — это совместная работа воспитателя, родителей и воспитанников. Ему здесь разрешается переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть прикоснуться к истории. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать скрытый в предметах — экспонатах мини — музея смысл. Изучив и воспользовавшись методами музейной педагогики, воспитатель будет проводником для детей в мир открытий.
Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение праздников и досугов, исследовательская и проектная деятельность.
Музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия, помогает постичь всю глубину и красоту русской культуры. В мини-музее проводятся тематические занятия, посвящённые памятным датам и событиям, помогающие прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, чувство патриотизма, привязанности к своей малой и большой Родине.
Слайд 12.
Деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний детьми, которое происходит в свободной форме, или в совместной деятельности, или самостоятельно. Планируя, в любое занятие можно включить отдельные музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провести занятие.
Музейная педагогика служить комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня к нам возвращается национальная память, и мы должны научить детей по-новому относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Слайд 13.
Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников. | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию, которая играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Музейная педагогическая деятельность может осуществляться не только в условиях музейной среды, но и в детском саду.
«Мини — музей» в детском саду, по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей ».
Цели мини-музея: * Расширение кругозора дошкольников. * Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. * Обогащение воспитательно -образовательного пространства новыми формами. * Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. * Развитие творческого и логического мышления. * Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. * Формирование у дошкольников представлений о музее.
Принципы создания мини-музея: * Принцип интеграции. * Принцип деятельности и интерактивности. * Принцип природосообразности . * Принцип научности. * Принцип гуманизации и партнерства. * Принцип культуросообразности . * Принцип динамичности и вариативности. * Принцип разнообразия. * Принцип регионального компонента.
Тематика мини-музеев может быть различной.
Изучив и воспользовавшись методами музейной педагогики, воспитатель будет проводником для детей в мир открытий.
Квест - игра «Земля Донская - благодать, как о тебе не рассказать » Занятие «Русский национальный костюм» Сюжетно – ролевая игра «Семья» Эстафета «Перенеси водицу»
Спасибо за внимание! .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия» В.А.Сухомлинский...
Программа "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Реализуемая цель: Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств личности средствами музейной педагогики....
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников" МБДОУ д/с № 4 г. Починка
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников"...
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания в ДОУ
Доклад на тему: "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания в ДОУ", подготовлен для участия в районной конференции на тему: "Практическое содержание реализации федераль...
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников
Рассматривается понятие музейной педагогики, дается определения мимни музея, даются формы и методы совместной образовательной деятельности с детми в рамках мини музея....
Консультация для родителей на тему: «Музейная педагогика – как средство патриотического воспитания дошкольников»
В современных условиях жизни одним из центральных направлений работы с детьми дошкольного возраста становится патриотическое воспитание.Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых ...