«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста "
материал (подготовительная группа)
Система работы в ДОУ по формированию у дошкольников нравственно - патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_patrioticheskomu_.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Слайд 2: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Слайд 3: С целью повышения опыта работы по данному направлению мною были пройдены курсы повышения квалификации по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников».
Одной из Уникальных инновационных технологий развития патриотических чувств у детей является музейная педагогика.
Слайд 4: Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать Федеральный Государственный Образовательный Стандарт и Федеральную Образовательную программу, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формировать умение самостоятельно объяснять поступки людей.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ является работа по созданию мини-музея.
Слайд 5: Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Музейная педагогика позволяет использовать дополнительные пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников. А так же помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.
Слайд 6: Принципы музейной педагогики: наглядность, доступность, динамичность, содержательность.
В нашей группе «Дюймовочка» был создан мини – музей «Родничок»
Цель создания мини-музея:
Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея.
Создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения.
Для реализации данной цели определены следующие
Слайд 7: Задачи
- Формирование у дошкольника представления о мини – музее;
- Обогащение предметно развивающей среды ДОУ;
- Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности;
- Воспитание положительного отношения к культурно – историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности к нему;
- Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини – музея.
Важная особенность организации Музея - возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец.
Слайд 8: В нашем мини – музее действуют следующие экспозиции:
Экспозиция декоративно – прикладное творчество: представлены экспонаты:
Хохломская роспись,
Гжель,
Матрешки, Дымковская игрушка.
Куклы – самокрутки.
Деревянные и глиняные игрушки,
Старинная утварь, Шкатулки;
Альбомы (Филимоновские игрушки, Дымковские игрушки, Хохлома, Жостовская роспись, Гжель),
Настольные и дидактические игр: Чудо узоры,
Лейпбук «Виды русской народной росписи»
Слайд 9: Экспозиция «Урал мой край Родной», в которой представлены
Каслинское литье;
Камни Урала
Изделия из камней Урала
Альбомы (Писатели родного края, Геральдика городов Челябинской области; Природа Урала)
Энциклопедии, открытки.
- Слайд 10: экспозиция «В мире кукол», в ней представлены
Куклы СССР
Куклы в костюмах народов России и мира
Куклы в спец одежде (по профессиям)
Слайд 10: «День защитника Отечества» в экспозиции представлены:
Одежда разных родов Войск
Военная техника
Иллюстрации («Рода войск», «Военная техника»)
Настольные и дидактические игры («Российская армия», «Военная техника»)
Художественная литература.
Лейпбук «День защитников Отечества»
Слайд 11: формы работы в мини – музее вы видите на слайде:
Согласно указу Президента РФ от 31.07.2023 № 568 о подготовке и проведению празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Мною был доработан блок в мини-музее - «Подвигу солдата поклонись….»
Создавая Музей Победы, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания.
Чтобы приблизить маленьких детей к истории своего народа, в нашем мини - музее «Родничок» была создана экспозиция
Слайд 12: «Подвигу солдата поклонись… На экспозиции представлены такие экспонаты,
-как фронтовые газеты, письма,
-планшет, фляжки, пилотки,
-каска, иллюстрации («Оружие победы», «На передовой», «Вещи войны», «Награды Победы», «Военная техника», «Города герой»)
-Альбомы: «Дети герой», «Великая отечественная война в произведениях художников», «Вспомним всех поименно» (Уфалейцы в годы Вов)
-художественная литература,
лейпбук, Куклы в солдатской форме.
Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами, подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы, размышляют.
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа.
По проделанной мною работе в мини – музее, мы видим положительные результаты у воспитанников:
Дети умеют самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
Имеют системные знания о назначении музеев;
Приобретают навыки коллекционирования, бережного отношения к предметам экспозиции;
Проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности, событиям прошлого, экспонатам коллекций;
Испытывают чувство гордости за страну,
Слайд 13: А так же дети становятся активными участниками в конкурсах различного уровня по патриотическому воспитанию (фото детей).
Слайд 14: Я лично делюсь опытом своей работы по данному направлению в различных интернет сайтах, публикуя свои педагогические разработки.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини-музеи продолжает обновлять свои экспозиции, разрабатываются дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.
Таким образом, мини-музей создан руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивным, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
«Метод проектов как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Статья...
Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)
Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева С.И., ...
« ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...
Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Тараскина. Я.С МДОУ «Детский сад №32комбинированог...