«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста "
материал (подготовительная группа)

Лазарева Ирина Николаевна

Система работы в ДОУ по формированию у дошкольников нравственно - патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_patrioticheskomu_.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Слайд 2:  Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Слайд 3: С целью повышения опыта работы по данному направлению мною были пройдены курсы повышения квалификации по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников».

      Одной из Уникальных инновационных технологий развития патриотических чувств у детей является музейная педагогика.

Слайд 4: Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать Федеральный Государственный Образовательный Стандарт и Федеральную Образовательную программу, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формировать умение самостоятельно объяснять  поступки людей.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ является работа по созданию мини-музея.

Слайд 5: Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.     

Музейная педагогика позволяет использовать дополнительные пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников.  А так же помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.

Слайд 6: Принципы музейной педагогики: наглядность, доступность, динамичность, содержательность.

В нашей группе «Дюймовочка» был создан мини – музей «Родничок»

Цель создания мини-музея: 

Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея.

Создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения.

Для реализации данной цели определены следующие

Слайд 7: Задачи

- Формирование у дошкольника представления о мини – музее;

- Обогащение предметно развивающей среды ДОУ;

- Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности;

- Воспитание положительного отношения к культурно – историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности к нему;

- Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини – музея.

Важная особенность организации Музея - возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец.

Слайд 8: В нашем мини – музее действуют следующие экспозиции:

Экспозиция декоративно – прикладное творчество: представлены экспонаты:                

Хохломская роспись,

Гжель,

Матрешки, Дымковская игрушка.

Куклы – самокрутки.

Деревянные и глиняные игрушки,

Старинная утварь, Шкатулки;

Альбомы (Филимоновские игрушки, Дымковские игрушки, Хохлома, Жостовская роспись, Гжель),

Настольные и дидактические игр: Чудо узоры,

 Лейпбук «Виды русской народной росписи»

Слайд 9: Экспозиция «Урал мой край Родной», в которой представлены

Каслинское литье;

Камни Урала

Изделия из камней Урала

Альбомы (Писатели родного края, Геральдика городов Челябинской области; Природа Урала)

Энциклопедии, открытки.

- Слайд 10: экспозиция «В мире кукол», в ней представлены

Куклы СССР

Куклы в костюмах народов России и мира

Куклы в спец одежде (по профессиям)

Слайд 10: «День защитника Отечества» в экспозиции представлены:

Одежда разных родов Войск

Военная техника

Иллюстрации («Рода войск», «Военная техника»)

Настольные и дидактические игры («Российская армия», «Военная техника»)

Художественная литература.

Лейпбук «День защитников Отечества»

Слайд 11: формы работы в мини – музее вы видите на слайде:

 Согласно указу Президента РФ от 31.07.2023 № 568 о подготовке и проведению празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Мною был доработан блок в мини-музее - «Подвигу солдата поклонись….»

Создавая Музей Победы, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания.

Чтобы приблизить маленьких детей к истории своего народа, в нашем мини - музее «Родничок» была создана экспозиция

Слайд 12: «Подвигу солдата поклонись… На экспозиции представлены такие экспонаты,

-как фронтовые газеты, письма,

-планшет, фляжки, пилотки,

-каска, иллюстрации («Оружие победы», «На передовой», «Вещи войны», «Награды Победы», «Военная техника», «Города герой»)

-Альбомы: «Дети герой», «Великая отечественная война в произведениях художников», «Вспомним всех поименно» (Уфалейцы в годы Вов)

-художественная литература,

лейпбук, Куклы в солдатской форме.

Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами, подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы, размышляют.
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа.

По  проделанной мною работе в мини – музее, мы видим положительные результаты у воспитанников:

Дети умеют самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

 Имеют системные знания о назначении музеев;

 Приобретают навыки коллекционирования, бережного отношения к предметам экспозиции;

 Проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности, событиям прошлого, экспонатам коллекций;

 Испытывают чувство гордости за страну,

Слайд 13: А так же дети становятся активными участниками в конкурсах различного уровня по патриотическому воспитанию (фото детей).

Слайд 14: Я лично делюсь опытом своей работы по данному направлению в различных интернет сайтах, публикуя свои  педагогические разработки.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини-музеи продолжает обновлять свои экспозиции, разрабатываются дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

      Таким образом, мини-музей создан руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивным, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

« ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...

Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».  Тараскина. Я.С МДОУ «Детский сад №32комбинированог...