Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников
консультация

Наливкина Юлия Михайловна

Рассматривается понятие музейной педагогики, дается определения мимни музея, даются формы и методы совместной образовательной деятельности с детми в рамках мини музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Музейная педагогика - как средство патриотического воспитания дошкольников»

   В российскую образовательную среду вернулось понятие «патриотизм», ориентирами социальной и образовательной политики опять стали служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. В современных условиях жизни одним из центральных направлений работы с детьми дошкольного возраста становится патриотическое воспитание. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных.

Неоценимую помощь в патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. Существует немало методик и технологий патриотического воспитания, но особое внимание хотелось бы уделить музейной педагогике, как современному направлению в педагогической системе, которое играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведенияпедагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики :

• Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

• Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

• Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

•Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

•Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

• Формирование у дошкольников представления о музее.

• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

• Развитие речи и расширения словарного запаса.

• Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

• Воспитание культуры поведения.

Музейная педагогика состоит из работы, направленной на формирование целостного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями, на развитие способности воспринимать музейную информацию и на воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности детей.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа.

Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов. На первом этапе дети знакомятся с такими понятиями как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей организуются виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей оформляются консультации, папки – передвижки, организуются виртуальные экскурсии на родительских собраниях.

На втором этапе детям предъявляется готовый мини- музей, организуются экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего, исследуются пути формирования экспозиции и прослеживается история каждого экспоната. Для родителей также организуются экскурсии по существующим мини – музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики.

На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини – музея: участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.

Методы, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как погружение в прошлое, манипулирование с музейными предметами, вопросно-ответный метод, интерактивный прием – использование листов активности, сюжетно-ролевая игра с переодеванием, обыгрывание ситуаций, мини-спектакли, смена интерьеров, экскурсия по выставке, демонстрация экспонатов, эвристическая беседа и так далее.

Естественно, что не всегда у педагога есть возможность работать с детьми в музее, именно поэтому все вышеназванные методы с успехом применяются в мини – музеях, которые создаются во многих дошкольных учреждениях.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Мини-музей -это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог Александр Устинович Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет-значит действовать с ним"). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Жан Пиаже.

Формы и методы совместной образовательной деятельности с детьми в рамках мини-музея могут быть интересны и разнообразны. Их можно рассмотреть на примере функционирования минимузея «Край Воронежский», опираясь на образовательные области:

• Речевое развитие

     Мини-музей - своеобразная иллюстрация к национальному фольклору, он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством, для восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т. д). Слушание сказок Воронежских сказителей, беседы, сочинение своих собственных сказок и изготовление книжек-малышек.

  • Познавательное развитие

Обращаясь к экспонатам музея можно знакомить дошкольников с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками. Современные дети смогут наглядно представить себе быт и обычаи родного народа. Проведение ООД, экскурсий по маршруту к ближайшему окружению детского сада.

  • Социально-коммуникативное развитие

В мини-музее находят свое место предметы народного быта, которые часто упоминаются в сказках, былинах (ухват, веретено, коромысло, чугунок, лапти и. т. д.) Расширению словаря способствует и знакомство с национальным костюмом, с некоторыми предметами народной одежды. Изготовление дидактических, настольно- печатных игр своими руками и совместно с родителями.

  • Художественно-эстетическое развитие

Огромный художественно-эстетический потенциал дошкольников раскрывается в ходе знакомства с предметами декоративно-прикладного искусства, которое воздействует на чувственную сферу ребенка, развивает фантазию, вызывает эмоциональный отклик, стимулирует важные психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и общего развития детей, а также решает задачи патриотического воспитания: вызывает чувство уважения к Родине и своему народу, к труду народных мастеров, чувство гордости за их талант и трудолюбие. Художественно-творческая деятельность детей, изготовление кукол для некоторых видов театра и театрализованная деятельность.

     Музыкальная деятельность в рамках мини-музея приобретает особенное значение для дошкольников, ведь они по-настоящему смогут «погрузиться» в атмосферу народной культуры: облачиться в народный костюм, исполнить песню, станцевать танец или поиграть на народных музыкальных инструментах.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений -музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что перед дошкольной педагогикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к природе и животным, любви к национальной культуре. Формирование личности ребенка, определенной духовно-нравственной позиции – это сложный педагогический процесс. Огромную помощь в этом процессе может оказать музейная педагогика, сделав процесс формирования личности ребенка эффективным и результативным для педагога и увлекательным и занимательным для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия»  В.А.Сухомлинский...

Программа "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Реализуемая цель:     Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств личности средствами музейной педагогики....

План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников" МБДОУ д/с № 4 г. Починка

План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников"...

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания в ДОУ

Доклад на тему: "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания в ДОУ", подготовлен для участия в районной конференции на тему: "Практическое содержание реализации федераль...

«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников»

laquo;Музейная педагогика как средствопатриотического воспитания дошкольников» Слайд 2. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного о...

«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста "

Система работы в ДОУ по формированию у дошкольников нравственно - патриотических чувств....