Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОУ
статья

Султанова Елена Викторовна

 

Интеллектуально-творческая игра

для педагогов ДОУ

«Развивающая предметно-пространственная среда

 в соответствии с ФГОС ДО»

 

 

 

 

 

 

Разработано:

Боровинская И.А. старший воспитатель МБДОУ ДС № 411

Султанова Е.В. старший воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 311

Карелина Л.А. старший воспитатель МБДОУ ДС № 230

Грехова В.В. старший воспитатель МБДОУ ДС № 12

Брызгалова Ф.Ф. зам. по УВР МБДОУ ЦРР ДС № 467

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2015

 

 

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Задачи:

  • Активизировать форму повышения квалификации педагогов ДОУ.
  • В игровой форме проанализировать профессиональную компетентность и общую культуру педагогических работников.
  • Активизировать действия воспитателей по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития.

Вводная часть

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные  изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ними задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова и вы освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность – состояние адекватного выполнения задачи, способность к актуальному выполнению деятельности.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

На развитие ребёнка в значительной степени оказывает влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребёнка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребёнка. Всё это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Ход игры:

Педагогам участникам предлагается разделиться на две команды с помощью игры «Чудесный мешочек» (участники при входе в аудиторию выбирают фишки разного цвета и садятся согласно цвету). Затем проводится турнир «Эрудитов» для выбора капитанов команд (участники, набравшие наибольшее количество фишек в двух командах выбираются капитанами).

Турнир «Эрудитов»

  1. «Общая культура воспитателя и в шутку и всерьез»:
  • Какова продолжительность ежедневной прогулки детей в ДОУ? (не менее 4-4.5 часов).
  • Сколько времени в режиме дня для детей 3-4 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)? (не менее 3-4 часов).
  • В какие дни недели  и в какое время суток необходимо проводить занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей? (в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей – вторник, среда).
  • Сколько основных образовательных областей входит в содержание основной образовательной программы дошкольного образования? (Пять)
  • Этот документ обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса? (Конвенция)
  • Сказка о пользе коллективного труда? (Репка)
  • Сказочная девочка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)
  • Сброшюрованные листы печатного материала? (Книга)
  • Лошадь для поэта? (Пегас)
  • Танец на пальцах? (Балет)
  • «Лицо» у дома? (Фасад)
  • Скоростной просмотр фотографий? (Фильм)
  • Беготня на природе? (Кросс)
  • Спортивный конец? (Финиш)
  • Самая большая лужа? (Океан)
  • Пляжные залежи? (Песок)
  • Праздничные цветы на небесах? (Салют)
  • Уменьшительный прототип гильотины? (Топор)
  • Засланец в чужую страну с добрыми намерениями? (Посол)
  • Склад государственных бумаг? (Архив)

Турнир «Ты мне - я тебе»

Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее. Оценивается полнота и правильность ответов.

Дать понятия:

- «развивающая предметно-пространственная среда» - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п, в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы). Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

- под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.

Командная игра «Педагогический сундучок»: в сундучке находятся вопросы, которые содержат особенности  РППС. Каждая команда берет из сундучка один вопрос и отвечает.

Вопросы: (требования ФГОС ДО):

1) Что должна обеспечивать РППС? (развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (раздел ІІІ п. 3.3.2 ФГОС ДО).

2) Какой должна быть РППС? (РППС должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).

3) назовите основные принципы построения РППС? (дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, творчества, эмоциогенности, учет полоролевых и возрастных различий, открытости-закрытости).

4) Назовите основные функции РППС (организующая функция – ее цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности; воспитательная функция - ее цель: наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения; развивающая функция- её цель: соответствие содержания каждой деятельности «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка в группе).

5) Вопрос обеим командам: почему среда называется развивающей? (среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребёнка).

Турнир капитанов: нужно вписать слова по смыслу, которых не достает в тексте (речь пойдет об особенностях РППС):

Капитан команды № 1: младший дошкольный возраст:

- Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

- Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ:

- Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.

- Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Капитан команды № 2: средний дошкольный возраст:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Развивающая предметно-простарнственная среда группы организуется с учётом возможностей для детей …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ:

- Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

- Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. - Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

1 команда:  старший дошкольный возраст:

 

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ:

 В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

2 команда: при проектировании развивающей предметно-пространственной среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

1-                                            ; 2 -                                                            ; 3 -            ;

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 -                     2 -                  3 -

Ответ. При проектировании развивающей предметно-пространственной среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

- пространство;

- время;

- предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 – рабочая     2 - активная   3 - спокойная

Составление синквейна

Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы говорили нужно представить в 5-ти строках.

Схема синквейна:

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка – форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например:

1 строка – СРЕДА

2 строка – РАЗВИВАЮЩАЯ, ДОСТУПНАЯ

3 строка – РАЗВИВАЕТ, РЕАЛИЗУЕТ, СТИМУЛИРУЕТ

4 строка – СРЕДА РАЗВИВАЕТ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ, СТИМУЛИРУЕТ

5 строка – ПРОСТРАНСТВО (УСЛОВИЯ)

Выполнение домашнего задания: защита проектов РППС групп (презентации)

ИТОГ: притча «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет», то я распахну ладони и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и не главнее. Н что другой мудрец ответил, вопреки всем ожиданиям: «Все в твоих руках». Так вот и в наших руках то, какие мы сможем создать условия для сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Рефлексия

Педагогам предлагаются два сундучка «Знаний». Каждый педагог по окончании игры кладет фишку соответствующего цвета в сундучок (зеленая фишка – расширил, пополнил, обогатил знания, понравилось, красная фишка – недостаточно, не понравилось)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка

в условиях дошкольной образовательной организации»

(из опыта работы)

Султанова Е.В.,

старший воспитатель

СП МБДОУ «ДС №12 г. Челябинска»

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей.

В настоящее время четко обозначилась тенденция направленности движения современной цивилизации к отражению общечеловеческих ценностей, национальной культуры, духовности.

Современные дети живут в эпоху прогресса, новейших инновационных технологий, компьютеризации. Стало привычно, что дети уже в дошкольном возрасте владеют умениями и навыками обращения с многофункциональными устройствами: с компьютером, айфоном, айпадом… Бесспорно, что это развивает познавательный интерес ребенка, его мышление, внимание, память, быстроту реакции. Но, на мой взгляд, общечеловеческие ценности, национальная культура и духовность рассматриваются как неотъемлемая часть современного образования.

Общеобразовательная Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя и организацию совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка, является самообразование. Тема, над которой мы работали в течение четырех лет «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством приобщения к культуре народов Южного Урала» актуальна и значима.

На современном этапе государственный образовательный стандарт требований по дошкольному образованию включает наличие регионального компонента развития и воспитания детей дошкольного возраста.  За основу работы по самообразованию была взята Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом - Южный Урал» Елены Семеновны Бабуновой.

Наличие методического комплекса по региональному компоненту развития воспитания дошкольников позволило нам ознакомиться, изучить и создать перспективный план работы в данном направлении.

В настоящее время в мировой практике наблюдается обострение межэтнических конфликтов, которые ведут не только к людским потерям, но и к разрушению как национальной, так и мировой культуры.

Поэтому основной целью нашей работы является:  способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики через организацию совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознание своего национального «Я», формирования эмоциональной отзывчивости, дружелюбия очень актуально и общезначимо в наши дни.

Так часто происходит, что в дошкольном учреждении оказываются  воспитанники - представители коренных народов Южного Урала: татары, башкиры, русские. Поэтому работа по данному направлению была нами предопределена.

На первом этапе работы нами был организован с родителями старшей группы «Круглый стол», в котором освещалась актуальность воспитания подрастающего поколения на  традициях народной этнокультуры Южного Урала.

 Предложили родителям оказать посильную помощь в создании мини-музея этнокультуры татар и башкир в группе, куда могли бы войти предметы быта, посуда, одежда, украшения.  Родители заинтересовались нашей идеей, охотно откликнулись и поддержали ее. Постепенно мини-музей группы пополнялся. Дети с удовольствием приносили экспонаты и рассматривали их, общались.

Организовывали встречи с интересными людьми, которые знакомили детей с традициями, обычаями, праздниками (сабантуй, каргатуй). Эти встречи в воспитательном аспекте не прошли даром, так как народные традиции содержат богатый воспитательный потенциал: дошкольники приобщаются к культуре другого народа, адаптируются к ценностям и особенностям региона. Народные культурно-исторические традиции объединяют в себе духовное, историческое, культурное, семейное воспитание детей.

Создавали условия для проявления детской игровой культуры через формирование интереса к башкирским, татарским народным играм. Обогащали интеллектуально-информационную сферу детей знанием правил многих народных игр, так как народная игра – одно из средств народной педагогики. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно и полезно.

Продолжали знакомить детей с народным искусством башкир и татар. Познакомили с национальным жилищем башкир (юртой), композиционными художественными особенностями оформления жилища; кухонной утварью  (казаном, пиалой); предметами одежды (тюбетейкой, ичигами), украшениями. Приобщение к народному искусству осуществляли через различные формы работы с детьми. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми являлся кружок, который был назван «Уральские узоры».

Расширить представления детей об этнокультуре народов Южного Урала способствовало посещение Челябинского краеведческого музея.

Результатом деятельности по данному направлению является: приобщение детей к народной культуре татар и башкир, к развитию эмоционально-действенного отношения, информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурной социализации.

Демографические особенности Уральского края позволяют расширить рамки содержания народного искусства, так как на территории края проживают разные народы: русские, татары, башкиры, украинцы, нагайбаки и другие. Наиболее крупные этнические группы – это представители русской, башкирской, татарской национальностей.

Так как на первом этапе осуществлялась работа по ознакомлению детей с культурными традициями татар и башкир, вторым этапом  возникла необходимость ознакомления детей с культурно-историческими традициями русского народа.  

По данному направлению разработан цикл бесед и конспектов непосредственно образовательной деятельности по расширению и уточнению знаний детей о культурно-исторических традициях народов Южного Урала.

        В раннем и младшем возрасте работа в данном направлении осуществлялась через ознакомление с разными жанрами фольклора (потешки, частушки, прибаутки, песенки, пестушки, заклички, колыбельные). В старшем дошкольном возрасте помимо использования всех жанров фольклора (пословиц, поговорок, небылиц, дразнилок, загадок, легенд и приданий родного края) осуществлялось ознакомление  с традициями,  обычаями, жилищем, утварью, декоративно-прикладным искусством русского народа.

        По ознакомлению детей с фольклором народов Южного Урала были собраны материалы: сказки, пословицы, поговорки, загадки, заклички, приговорки, прибаутки.

Для ознакомления детей с традиционным жилищем и бытом русских крестьян возникла необходимость создания мини-музея «Русская изба». В этом нам помогли не только родители, но и все сотрудники дошкольного учреждения, каждый из которых внес свою лепту.

Подлинные произведения народного искусства являются важным культурно-историческим свидетельством о правилах бережного отношения наших предков к предметам народного быта. Поэтому в нашем музее появились: «красный угол» (с иконами), русская печь с заслонкой и ухватом, кухонная утварь (крынки, чугунок, глиняная и деревянная посуда, самовар), плетеные корзины, лапти, сундуки, коромысло с ведрами), резные шкатулки, фигурки, вязаные скатерти, салфетки, коврики, полотенца с вышивкой…

        Развитие костюма каждого народа происходит в тесной связи с культурным опытом соседних народов. Традиционная одежда раскрывает глубокие корни истории взаимодействия народов, населяющих Урал. Знакомя детей с особенностями национальной русской одежды, мы не акцентировали внимание детей на отличиях в одежде русских, татар и башкир. Основное внимание уделяли красоте, необычности цветового решения, отдельным деталям, украшениям. Хочется отметить, что в нашем дошкольном учреждении сохранились национальные костюмы, которые были с любовью отреставрированы сотрудниками и родителями; сшиты татарские сапожки – ичиги, головные уборы -  тюбетейки, платья.

        По изобразительной деятельности и художественному труду было создано: наглядно-методическое пособие «Народные узоры»: (образцы и последовательность украшения предметов народными узорами); развивающие игры: игра – лото «Национальные костюмы», «Составь национальных костюм по картинке», «Карточная викторина».

На Урале русские люди по воскресным и праздничным дням устраивали игры, забавы, посиделки. Они были отдыхом для человека, его увеселением. Посиделки и вечерки вобрали в себя самобытность и местные особенности края. Русские народные посиделки мы проводили с детьми в русских народных костюмах, в форме чаепития за самоваром с традиционной выпечкой, пением русских народных песен, рукоделием.

        Во время русских сезонных праздников: Святки, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купала пели обрядовые праздничные песни, водили хороводы, танцевали.  

Одной из традиций на Урале было совместное участие взрослых и детей в различных состязаниях, колядовании, хороводах, вечерних посиделках, пении русских народных песен и частушек. Пение песен проходило всегда под звучание русских народных инструментов, поэтому мы знакомили детей со старинными музыкальными инструментами: балалайкой, трещоткой, деревянными ложками, домрой, колотушкой, гуслями, колокольчиками, сурной (дудочкой), свистулькой, рубелем.

Народная игра – одно из средств народной педагогики. Кроме формирования нравственных черт характера русские люди всегда уделяли физическому развитию детей. Поэтому мы разучивали русские народные подвижные игры, которые способствовали формированию навыкам социального поведения, вырабатывали выносливость и смекалку: «Дед Мороз», «Чурилка», «Бирюльки», «Лапта»…

Для ознакомления с народными играми Южного Урала была создана картотека.  

Приобщение к народному декоративно-прикладному искусству осуществлялось через сотворчество воспитателей, родителей и детей.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса заключалось в том, чтобы научить детей: вышивать, вязать; мастерить кукол из ложек, тряпочек, платков, собирать бусы из природного материала, плести сети, коврики, корзинки.

Для ознакомления с художественно – творческим и декоративно- прикладным искусством созданы дидактические игры: «Укрась ичиги, тюбетейку», «Укрась юрту, ковер», «Русский узор» (туесок, прялка, русская изба).

Изучение, обобщение, распространение и внедрение нашего педагогического опыта продолжается и в настоящее время, так как этнокультурное образование дошкольников связывается с социально-личностным развитием детей и рассматривает воспитательный потенциал народной педагогики как условие развития национального и планетарного мышления. Планетарность, ощущение себя жителем планеты Земля должно сочетаться с осознанием своей принадлежности к определенной культуре.

Стандарт утверждает основные принципы: 

- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Мы соглашаемся с мнением философа В.С. Библера, о том что … «Диалог культур предполагает воспитание детей в духе доброжелательности, толерантности, открытости к сотрудничеству, способности к сопереживанию. В связи с этим возникает необходимость в передаче детям универсального наследия, основу которого составляет передача культурного достояния».

Список использованной литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

Кириллова,  И.А. Легенды Южного Урала / Сост. И.А. Кириллова. - 4-е изд. – Челябинск: Аркаим, 2010. – 208 с.: ил.

Корецкая, Т. История Урала в рассказах для детей: книга для чтения / Т. Корецкая. – Челябинск: «Край Ра», 2013. – 104 с.

Корецкая, Т.Л. Земля уральская: Энциклопедия для детей. – Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. – 128 с.: ил.

Лаврова, С.А. Урал. Кладовая земли / С.А. Лаврова. – М.: «Белый Город», 2007. – 47 с.

Бобризин, А.А. Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. – сост. А.А. Бобрихин; А.А. Бобрихин, О.Д. Коновалова, С.Н. Кучевасова, Н.Г. Сидорова, О.М. Тихомирова. – Екатеринбург: ООО «Баско», 2007. – 112 с.: ил.

Бабунова, Е.С. Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред. – сост. Е.С. Бабунова. – 2-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 239 с.

Бабунова, Е.С. Наш дом – Южный Урал: Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. /сост. Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Свдырин, В. Турченко. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 255 с.

Бабунова, Е.С. Природа Южного Урала: иллюстрированное приложение к программно-методическому комплексу Наш дом – Южный Урал / сост. Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Свдырин, В. Турченко. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 100 с.

Бабунова, Е.С. Жизнь и труд людей на Южном Урале: иллюстрированное приложение к программно-методическому комплексу Наш дом – Южный Урал / сост. Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Свдырин, В. Турченко. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 100 с.

Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб.  для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; Под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.

Соловьева, Е.В. Наследие. И быль, и сказка… : пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиций отечественной культуры / Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко – М.: Обруч, 2011. – 144 с.



Предварительный просмотр:

«Организация совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка

в условиях дошкольной образовательной организации»

(из опыта работы)

Султанова Е.В.,

старший воспитатель

СП МБДОУ «ДС №12 г. Челябинска»

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей.

В настоящее время четко обозначилась тенденция направленности движения современной цивилизации к отражению общечеловеческих ценностей, национальной культуры, духовности.

Современные дети живут в эпоху прогресса, новейших инновационных технологий, компьютеризации. Стало привычно, что дети уже в дошкольном возрасте владеют умениями и навыками обращения с многофункциональными устройствами: с компьютером, айфоном, айпадом… Бесспорно, что это развивает познавательный интерес ребенка, его мышление, внимание, память, быстроту реакции. Но, на мой взгляд, общечеловеческие ценности, национальная культура и духовность рассматриваются как неотъемлемая часть современного образования.

Общеобразовательная Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя и организацию совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка, является самообразование. Тема, над которой мы работали в течение четырех лет «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством приобщения к культуре народов Южного Урала» актуальна и значима.

На современном этапе государственный образовательный стандарт требований по дошкольному образованию включает наличие регионального компонента развития и воспитания детей дошкольного возраста.  За основу работы по самообразованию была взята Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом - Южный Урал» Елены Семеновны Бабуновой.

Наличие методического комплекса по региональному компоненту развития воспитания дошкольников позволило нам ознакомиться, изучить и создать перспективный план работы в данном направлении.

В настоящее время в мировой практике наблюдается обострение межэтнических конфликтов, которые ведут не только к людским потерям, но и к разрушению как национальной, так и мировой культуры.

Поэтому основной целью нашей работы является:  способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики через организацию совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознание своего национального «Я», формирования эмоциональной отзывчивости, дружелюбия очень актуально и общезначимо в наши дни.

Так часто происходит, что в дошкольном учреждении оказываются  воспитанники - представители коренных народов Южного Урала: татары, башкиры, русские. Поэтому работа по данному направлению была нами предопределена.

На первом этапе работы нами был организован с родителями старшей группы «Круглый стол», в котором освещалась актуальность воспитания подрастающего поколения на  традициях народной этнокультуры Южного Урала.

 Предложили родителям оказать посильную помощь в создании мини-музея этнокультуры татар и башкир в группе, куда могли бы войти предметы быта, посуда, одежда, украшения.  Родители заинтересовались нашей идеей, охотно откликнулись и поддержали ее. Постепенно мини-музей группы пополнялся. Дети с удовольствием приносили экспонаты и рассматривали их, общались.

Организовывали встречи с интересными людьми, которые знакомили детей с традициями, обычаями, праздниками (сабантуй, каргатуй). Эти встречи в воспитательном аспекте не прошли даром, так как народные традиции содержат богатый воспитательный потенциал: дошкольники приобщаются к культуре другого народа, адаптируются к ценностям и особенностям региона. Народные культурно-исторические традиции объединяют в себе духовное, историческое, культурное, семейное воспитание детей.

Создавали условия для проявления детской игровой культуры через формирование интереса к башкирским, татарским народным играм. Обогащали интеллектуально-информационную сферу детей знанием правил многих народных игр, так как народная игра – одно из средств народной педагогики. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно и полезно.

Продолжали знакомить детей с народным искусством башкир и татар. Познакомили с национальным жилищем башкир (юртой), композиционными художественными особенностями оформления жилища; кухонной утварью  (казаном, пиалой); предметами одежды (тюбетейкой, ичигами), украшениями. Приобщение к народному искусству осуществляли через различные формы работы с детьми. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми являлся кружок, который был назван «Уральские узоры».

Расширить представления детей об этнокультуре народов Южного Урала способствовало посещение Челябинского краеведческого музея.

Результатом деятельности по данному направлению является: приобщение детей к народной культуре татар и башкир, к развитию эмоционально-действенного отношения, информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурной социализации.

Демографические особенности Уральского края позволяют расширить рамки содержания народного искусства, так как на территории края проживают разные народы: русские, татары, башкиры, украинцы, нагайбаки и другие. Наиболее крупные этнические группы – это представители русской, башкирской, татарской национальностей.

Так как на первом этапе осуществлялась работа по ознакомлению детей с культурными традициями татар и башкир, вторым этапом  возникла необходимость ознакомления детей с культурно-историческими традициями русского народа.  

По данному направлению разработан цикл бесед и конспектов непосредственно образовательной деятельности по расширению и уточнению знаний детей о культурно-исторических традициях народов Южного Урала.

        В раннем и младшем возрасте работа в данном направлении осуществлялась через ознакомление с разными жанрами фольклора (потешки, частушки, прибаутки, песенки, пестушки, заклички, колыбельные). В старшем дошкольном возрасте помимо использования всех жанров фольклора (пословиц, поговорок, небылиц, дразнилок, загадок, легенд и приданий родного края) осуществлялось ознакомление  с традициями,  обычаями, жилищем, утварью, декоративно-прикладным искусством русского народа.

        По ознакомлению детей с фольклором народов Южного Урала были собраны материалы: сказки, пословицы, поговорки, загадки, заклички, приговорки, прибаутки.

Для ознакомления детей с традиционным жилищем и бытом русских крестьян возникла необходимость создания мини-музея «Русская изба». В этом нам помогли не только родители, но и все сотрудники дошкольного учреждения, каждый из которых внес свою лепту.

Подлинные произведения народного искусства являются важным культурно-историческим свидетельством о правилах бережного отношения наших предков к предметам народного быта. Поэтому в нашем музее появились: «красный угол» (с иконами), русская печь с заслонкой и ухватом, кухонная утварь (крынки, чугунок, глиняная и деревянная посуда, самовар), плетеные корзины, лапти, сундуки, коромысло с ведрами), резные шкатулки, фигурки, вязаные скатерти, салфетки, коврики, полотенца с вышивкой…

        Развитие костюма каждого народа происходит в тесной связи с культурным опытом соседних народов. Традиционная одежда раскрывает глубокие корни истории взаимодействия народов, населяющих Урал. Знакомя детей с особенностями национальной русской одежды, мы не акцентировали внимание детей на отличиях в одежде русских, татар и башкир. Основное внимание уделяли красоте, необычности цветового решения, отдельным деталям, украшениям. Хочется отметить, что в нашем дошкольном учреждении сохранились национальные костюмы, которые были с любовью отреставрированы сотрудниками и родителями; сшиты татарские сапожки – ичиги, головные уборы -  тюбетейки, платья.

        По изобразительной деятельности и художественному труду было создано: наглядно-методическое пособие «Народные узоры»: (образцы и последовательность украшения предметов народными узорами); развивающие игры: игра – лото «Национальные костюмы», «Составь национальных костюм по картинке», «Карточная викторина».

На Урале русские люди по воскресным и праздничным дням устраивали игры, забавы, посиделки. Они были отдыхом для человека, его увеселением. Посиделки и вечерки вобрали в себя самобытность и местные особенности края. Русские народные посиделки мы проводили с детьми в русских народных костюмах, в форме чаепития за самоваром с традиционной выпечкой, пением русских народных песен, рукоделием.

        Во время русских сезонных праздников: Святки, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купала пели обрядовые праздничные песни, водили хороводы, танцевали.  

Одной из традиций на Урале было совместное участие взрослых и детей в различных состязаниях, колядовании, хороводах, вечерних посиделках, пении русских народных песен и частушек. Пение песен проходило всегда под звучание русских народных инструментов, поэтому мы знакомили детей со старинными музыкальными инструментами: балалайкой, трещоткой, деревянными ложками, домрой, колотушкой, гуслями, колокольчиками, сурной (дудочкой), свистулькой, рубелем.

Народная игра – одно из средств народной педагогики. Кроме формирования нравственных черт характера русские люди всегда уделяли физическому развитию детей. Поэтому мы разучивали русские народные подвижные игры, которые способствовали формированию навыкам социального поведения, вырабатывали выносливость и смекалку: «Дед Мороз», «Чурилка», «Бирюльки», «Лапта»…

Для ознакомления с народными играми Южного Урала была создана картотека.  

Приобщение к народному декоративно-прикладному искусству осуществлялось через сотворчество воспитателей, родителей и детей.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса заключалось в том, чтобы научить детей: вышивать, вязать; мастерить кукол из ложек, тряпочек, платков, собирать бусы из природного материала, плести сети, коврики, корзинки.

Для ознакомления с художественно – творческим и декоративно- прикладным искусством созданы дидактические игры: «Укрась ичиги, тюбетейку», «Укрась юрту, ковер», «Русский узор» (туесок, прялка, русская изба).

Изучение, обобщение, распространение и внедрение нашего педагогического опыта продолжается и в настоящее время, так как этнокультурное образование дошкольников связывается с социально-личностным развитием детей и рассматривает воспитательный потенциал народной педагогики как условие развития национального и планетарного мышления. Планетарность, ощущение себя жителем планеты Земля должно сочетаться с осознанием своей принадлежности к определенной культуре.

Стандарт утверждает основные принципы: 

- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Мы соглашаемся с мнением философа В.С. Библера, о том что … «Диалог культур предполагает воспитание детей в духе доброжелательности, толерантности, открытости к сотрудничеству, способности к сопереживанию. В связи с этим возникает необходимость в передаче детям универсального наследия, основу которого составляет передача культурного достояния».

Список использованной литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

Кириллова,  И.А. Легенды Южного Урала / Сост. И.А. Кириллова. - 4-е изд. – Челябинск: Аркаим, 2010. – 208 с.: ил.

Корецкая, Т. История Урала в рассказах для детей: книга для чтения / Т. Корецкая. – Челябинск: «Край Ра», 2013. – 104 с.

Корецкая, Т.Л. Земля уральская: Энциклопедия для детей. – Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. – 128 с.: ил.

Лаврова, С.А. Урал. Кладовая земли / С.А. Лаврова. – М.: «Белый Город», 2007. – 47 с.

Бобризин, А.А. Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. – сост. А.А. Бобрихин; А.А. Бобрихин, О.Д. Коновалова, С.Н. Кучевасова, Н.Г. Сидорова, О.М. Тихомирова. – Екатеринбург: ООО «Баско», 2007. – 112 с.: ил.

Бабунова, Е.С. Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред. – сост. Е.С. Бабунова. – 2-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 239 с.

Бабунова, Е.С. Наш дом – Южный Урал: Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. /сост. Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Свдырин, В. Турченко. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 255 с.

Бабунова, Е.С. Природа Южного Урала: иллюстрированное приложение к программно-методическому комплексу Наш дом – Южный Урал / сост. Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Свдырин, В. Турченко. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 100 с.

Бабунова, Е.С. Жизнь и труд людей на Южном Урале: иллюстрированное приложение к программно-методическому комплексу Наш дом – Южный Урал / сост. Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Свдырин, В. Турченко. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 100 с.

Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб.  для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; Под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.

Соловьева, Е.В. Наследие. И быль, и сказка… : пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиций отечественной культуры / Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко – М.: Обруч, 2011. – 144 с.



Предварительный просмотр:

Е.В. Султанова

Старший воспитатель

МДОУ ЦРР ДС № 311

 

Организация режимных моментов с детьми раннего возраста.

Реализация личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет особые требования к специалистам дошкольных образовательных учреждений. Педагог и ребенок выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослый определяет содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир. Воспитатель дошкольного учреждения создает необходимые условия для такого взаимодействия.

Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация режимных процессов. Воспитатель должен последовательно, с учетом возрастных особенностей детей формировать культурно-гигиенические навыки, проводить закаливающие процедуры, организовывать самостоятельную деятельность детей, выбирать оптимальные формы и методы работы, стиль общения.

Что надо знать о режиме?

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности  и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.

  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
  4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Режим — это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными.

При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптации к детскому учреждению, время года). Переводить из одного режима в другой следует постепенно, при условии физиологической готовности ребенка к переходу. О необходимости перевода на новый режим могут свидетельствовать изменения в поведении здорового ребенка: медленное засыпание; укорачивание или отказ от дневного сна; снижение аппетита; неадекватный ответ, негативное отношение к предложению взрослого.

При выборе режима воспитатель учитывает, что активность и работоспособность повышаются с8 до 12 ч 16 до 18 ч снижаются с 14 до 16 ч. В течение недели наибольшая работоспособность приходится на вторник и среду, а с четверга уменьшается, достигая самого низкого уровня в пятницу и субботу.

В. Алямовская вводит понятие «гибкий режим», которое можно рассматривать в трех аспектах:

  • динамичный режим для детей;
  • гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала;
  • разная длительность пребывания детей в группе.

В. Алямовская отмечает следующие варианты гибкого режима.

  1. «Подвижное в неподвижном», распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям обучающего материала.
  2. Свободное посещение детьми детского сада по желанию родителей.
  3. «Мне хорошо», создание комфортного режима.
  4. «Внимание! Опасность!», организация жизни детей в дни карантина, во время других неблагополучных периодов.
  5. «Мы одни», организация жизни детей в группе в отсутствие, например, няни.
  6. «Каникулы», организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившейся усталости и предупреждению «энергетических кризисов».
  7. «Гибкий график работы сотрудников и администрации».

Организация сна детей

При недостатке сна 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам.

Исследование показало, что полное торможение наступает только во 2-й, а то и в 3-й периоды сна. Вот почему необходимо оберегать сон детей на всем его протяжении.

В зависимости от индивидуальных особенностей сон некоторых легко возбудимых детей остается неглубоким и в старшем возрасте. Необходимо посидеть около такого ребенка, правильно подобрать одежду для сна, создать спокойную обстановку.

При организации сна учитываются следующие правила.

  1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.
  2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.
  3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов.
  4. Для быстрого засыпания детей используют элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки.

Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5— 10 мин полежать, но не задерживать их в постели.

Организация питания детей

Важнейшим условием является соблюдение гигиенических требований. Столы необходимо промыть горячей водой с мылом. Младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, удобно расставить столы в соответствии с ростом детей.

Воспитатель усаживает детей за стол так, чтобы сначала сели часто болеющие и те, кто плохо и медленно ест. Важно, чтобы дети могли видеть друг друга. Выходить из-за стола нужно постепенно.

Если ребенок отказывается от пищи, не следует его заставлять. Гораздо важнее знать причины, побуждающие его так поступать.

В неблагоприятной обстановке раздражители тормозят деятельность коры головного мозга, а если ребенка принуждают принимать пищу, корковые торможения усиливаются. Поэтому за столом не следует торопить детей, кормить насильно или уговаривать. Это может привести к стойкой негативной реакции, которая станет привычной. Нужно создавать условия, при которых появится желание есть.

Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол. Необходимо создать спокойную обстановку во время приема пищи, поиграть перед обедом в спокойные игры.

Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети 2—3-х лет испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. От того, как сложатся отношения ребенка с окружающими взрослыми, во многом зависит культура его взаимоотношений с более широким кругом людей. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.

Прогулка

В режиме дня выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Прогулка, как правило, включает: наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную игровую деятельность, индивидуальную работу по развитию физических качеств. Зимой рекомендуются прогулки при температуре не ниже -15 °С.

Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку следует организовывать подгруппами, а продолжительность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.

В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью. Не следует сдерживать ребенка. Чередуйте движения и разнообразьте их.

Формирование культурно-гигиенических навыков

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Т. Богина, Л. Ионова, Н. Терехова выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков.

Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

Причесывание: причесать волосы, если они растрепались.

Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой; пережевывать пищу.

Питье: пить, не обливаясь.

В туалете: мыть руки после туалета.

Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.

Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Организация режимных процессов

Игровые приемы

В первую половину дня в работе с детьми широко используются игровые приемы. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.

•        Сегодня к нам пришел в гости Мишка. «Здравствуй, Миша!
Здравствуй! Да, Миша, когда кто-нибудь приходит, дети всегда
говорят: «Здравствуйте!» Мишка тоже будет учиться, говорить всем
«здравствуйте». А мы поможем ему.

«Здравствуй, Оля!» «Здравствуйте, Ирина Ивановна!»

  • Кукла Маша сегодня очень красивая. Вы заметили? Что ее украшает? Чистое платье, красивый бантик, нарядный фартучек. А еще у Маши чистые ручки и лицо.
  • Мишка - Топтыжка принес интересные картинки. Кто скажет, что это? Давайте их рассмотрим. Мыло, полотенце, зубная щетка. Для чего нужны эти предметы? Мишка - Топтыжка не знает. А вы, дети, знаете?
  • Зайчонка пригласила в гости кукла Маша, а он и не знает, как вести себя в гостях.

Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите меня, пожалуйста», «Расскажите, где вы были, что видели?» Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.

Следует создать условия для самостоятельной деятельности детей.

На столах до прихода детей разложить:

  • строительные наборы;
  • разрезные картинки из 2  частей (плоскостные и на кубиках);
  • матрешки, пирамидки, вкладыши, крупную мозаику;
  • настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Подбери и назови», «Подбери пару», «Сказки», «Найди такой же», «Соберем урожай»;
  • книжки рассказов в картинках.

Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку; поможем Мишутке найти маму.

В утреннее время воспитатель вместе с детьми ухаживают за обитателями уголка природы: поливают растения, протирают листья.

Основной задачей остается формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Можно продолжить работу с выбранным персонажем, игрушкой.

Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка.

Сказка «Три медведя» на новый лад — о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. «Заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и заревел: «А-а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его, как пользоваться салфеткой, что надо говорить после еды.

Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде.

Воспитатель с детьми, рассматривая предметы, необходимые для умывания, ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их назначение, загадывают загадки про них.

Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проведите словесные игры. Используйте чтение художественных произведений, потешки, стихи, сказки.

Утренняя гимнастика

Особое внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив: хочешь быть здоровым? По утрам зарядку делай!

Побеседуйте с детьми на темы: «Как стать сильным и здоровым?», «Зачем надо заниматься гимнастикой?».

Завтрак

Перед завтраком проверьте последовательности операций во время умывания.

Используйте стихи, потешки, образное слово: «Ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой моем левую ладошку, левой — правую».

Следите за аккуратностью в процессе умывания. Дети раннего возраста любят помогать накрывать на стол. Просите их помочь расставить на столы салфетницы. Обязательно расскажите о вкусной и здоровой пище.

Не забудьте ознакомить детей с меню.

  • Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак (обед, ужин).
  • Кукла Катя рассказывает о том, как кашка помогла ей вырасти.
  • Мишка рассматривает столы и восхищается, как красиво они накрыты. Во время завтрака привлекайте внимание детей к пище.

Подготовка к занятию

Перед занятием уберите игрушки. Для переключения внимания детей на другой вид деятельности используйте игрушку.

  • Мишка приглашает к себе в лес, в гости. Надо подготовить машину, расставить стульчики, посадить в машину игрушки. Они будут показывать путь.
  • Игра «Поставь игрушку на место». У каждой игрушки есть свой домик. Поставьте игрушки в домики.

Как оценку деятельности детей используйте похвалу Мишки. Оценка детей раннего возраста может быть только положительной. После занятия организуйте игры по желанию детей.

Прогулка

Создайте интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свой домик, найти можно только с помощью волшебного клубочка; покажем Мишке наш участок.

Игровой материал для прогулки готовится заранее. Можно вместе с Мишкой подготовить игрушки. Для закрепления последовательности одевания используют приемы: «Поможем Мишке одеться» (последовательность одевания в рисунках); игру «Найди следующую картинку».

Планируйте подвижные игры: 1—2 игры большой подвижности («Лошадки», «Воробышки и автомобиль», «Зайцы скок, скок»), 1—2 игры малой и средней подвижности.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослыми трудовой процесс.

В теплое время года можно заниматься изобразительной деятельностью, развитием речи, математическим развитием, театрализацией.

По возвращении с прогулки учите детей самостоятельно и последовательно раздеваться. Приемы: «Волшебные часы», «Лесенка», «Найди следующую картинку», «Поможем Мишке раздеться».

Уважаемые коллеги, в данной статье мы постарались обратить ваше внимание на наиболее важные моменты, которые необходимо учитывать при организации режимных процессов с детьми раннего возраста. Надеемся, что следование нашим советам поможет создать в группе обстановку, которая облегчит труд воспитателя и позволит достичь высоких результатов в воспитании и обучении маленьких детей. Желаем вам творческих успехов в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОО: содержание, формы, результаты

СЛАЙД 1: ВНУТРИФИРМЕННОЕ  ПОВЫШЕНИЕ  КВАЛИФИКАЦИИ  ПЕДАГОГОВ В ДОО:СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ Ищенко Инна Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №...

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.Юлия НароноваПовышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывн...

Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях

Тема методической разработки направлена на решение первой задачи, которую ставит перед дошкольными учреждениями федеральный образовательный стандарт дошкольного образования : охрана и укрепление психи...

«План внутрифирменного повышения квалификации для ДОУ по профессиональному стандарту «Педагог»».

laquo;План внутрифирменного повышения квалификации  по профессиональному стандарту «Педагог»» содержит традиционные и нетрадиционные формы работы с педагогоми ДОУ  по...

Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях

Конкурсный материал для участия в районном конкурсе «Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях»...

Внутрифирменное повышение квалификации

На современном этапе модернизации образования, в связи с введением в действие образовательных стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, что в сво...

Современная модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов в ДОУ

В методической разработке представлена модель современной методической работы по внутрифирменному повышению профессиональной компетентности  педагогов образовательного учреждения....