Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях
методическая разработка на тему
Конкурсный материал
для участия в районном конкурсе
«Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурсный материал для участия в районном конкурсе | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 Калининского района Санкт-Петербурга.
Конкурсный материал
для участия в районном конкурсе
«Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях»
Санкт-Петербург
2018
Организация внутрифирменного обучения в ДОО как условие формирования и развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу
при условии целенаправленной работы над собой.
А.С. Макаренко
Главная черта современного мира — стремительные перемены. Дошкольное образование активно включилось в процессы модернизации.
Понятие Модернизация вошло в наше ДОУ вместе с:
Нормативно-правовыми документами федерального уровня:
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
− Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295.
− Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N2765-р.
− Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» (опубликована для общественного обсуждения).
− Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
Нормативно-правовыми документами регионального уровня:
-Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, разработанная в соответствии с пунктом 3.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 N275 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года»
− Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N453 (в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2015 N296)
Нормативно-правовыми документами районного уровня:
-Концепция развития системы образования Калининского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы, направленой на реализацию общей политики развития образования в районе, которая была установлена предыдущей районной Концепцией развития образования на 2011-2015 годы, и ориентирована на проблемные зоны в развитии системы образования района, приоритеты Государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы.
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.
Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В современных условиях противоречие между требуемым и актуальным уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации этих направлений углубляется.
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Правомерность существования нового понятия «компетентность» применительно к сфере образования и теоретические идеи компетентностного подхода обосновываются в работах В.А. Болотова, O.E. Лебедева, В.В. Серикова, A.B. Хуторского.
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Процесс модернизации в дошкольном образовании характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов.
Современный, динамичный мир, изменения, происходящие в системе образования, требуют от педагога постоянного повышения квалификации. Непрерывное образование- процесс трудоёмкий, но человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом.
Система методической работы ДОУ нацелена на наращивание качественных изменений в содержании повышения квалификации работников, на обновление учебно-воспитательной работы, поиск более эффективных способов управления образовательным процессом, обеспечению преемственности и непрерывности образования.
Перестройка методического сопровождения в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации. Нужно отметить важность оптимального выбора содержания методического сопровождения в современном дошкольном образовательном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Лосев П.Н. отмечает что, нередко выбор содержания работы с педагогами случаен, отличается бессистемностью, отсутствием или слабостью связей между основными направлениями повышения квалификации работников детских садов, отсутствием в планах методической работы ряда необходимых блоков содержания, самых острых и актуальных проблем.
Специалистами ДОУ были разработаны формы работы, оптимальное сочетание которых гарантирует повышение компетентности педагогов, комфортность пребывания воспитанников в ДОУ и установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников.
1. Актуальность
Самым главным и существенным в методической работе ДОУ является оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства, освоении ими наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся с учетом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики, содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и районных программ образования.
В условиях модернизации системы образования возрастает актуальность задачи проектирования и построения модели методического сопровождения, максимально учитывающего особенности региона, объективные и субъективные потребности педагогических работников в повышении квалификации.
Модель методического сопровождения, реализуемая в деятельности ГБДОУ детский сад №37 Калининского района Санкт-Петербурга:
Формы | Комментарии |
Анкетирование «Анализ профессиональной деятельности» «Составляем годовой план работы ДОО» | Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года с помощью анкетирования проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке и самоанализе педагогов. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу ДОУ на следующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, осуществлять необходимую коррекцию. |
Индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов. | Данная форма работы обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необходимые педагогические условия непрерывного образования воспитателей. |
Семинары - практикумы | Одна из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов. Это особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель их проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует изучение затруднений педагогов в практической деятельности. |
Праздники профессионального успеха | «Звездный час» (День дошкольного работника) «Достояние года» (Итоговый педсовет) |
Интеллектуальное кафе «За чашкой чая»(приглашение в методический кабинет для неформальной беседы) | Данная форма работы направлена на повышение у педагогов уверенности в своих силах, формирование понимания значимости личного вклада в общее дело |
Тренинги по сплочению педагогического коллектива | Данная форма работы направлена на построение эффективного командного взаимодействия. |
Площадки, ярмарки, галереи, конкурсы, фестивали педагогических достижений | Презентация результатов своего труда для коллег ДОУ, социуме и педагогическом сообществе разного уровня стала важным стимулом в повышении профессионально – личностного статуса педагогов |
Интерактивные формы - творческие группы - круглые столы - брифинги, дискуссии, «Коучинг–сессия», «Квик – настройка»,деловая игра | Интерактивные формы работы предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. |
«Клуб начинающих педагогов»: включает в себя такие формы как - Командировка в другие учреждения для ознакомления с методами и опытом работы других педагогов(Методические объединения) - День молодого специалиста
| Данные формы работы направлены на оказание психолого-педагогической помощи начинающим воспитателям в современных условиях работы, формирование индивидуального творческого «почерка» у молодых педагогов. |
Обобщение и распространение передового педагогического опыта представлено такими формами как: - «Банк инновационных идей» в методическом кабинете, который содержит опыт работы педагогов нашего ДОУ, педагогов ДОУ района. - участие в педагогических советах, проблемных семинарах, конференциях, как на базе ДОУ, так и на базе других организаций. - публикации в профессиональных изданиях, в том числе электронных - размещение материалов на сайте учреждения или собственном сайте | Все формы работы направлены на распространение и внедрение эффективных средств и методов, способствующих получению высоких результатов в работе. Свой опыт педагоги представляют в виде конспектов образовательной деятельности и режимных моментов; перспективных и комплексно-тематических планов работы; сценариев утренников, развлечений, выпускных балов; образцов дидактических материалов, продуктов детского творчества (фотоматериалы); авторских программ и проектов; образцов информационных материалов по работе с родителями и воспитанниками. |
Информчас | Это практическая тренировка использования информационно – коммуникативной техники в воспитательно – образовательном процессе
|
Студия партнерского взаимодействия с родителями «Семейная гостиная» | Цель – научить педагогов выстраивать партнерские взаимоотношения с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, используя адекватные методы и средства для их психолого – педагогического просвещения. |
Открытые просмотры, взаимопосещения НОД, мастер - классы | Пропагандируют лучший опыт педагогов ДОУ, новые эффективные формы работы с дошкольниками. Его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагогов |
Формирование методического кабинета | Методический кабинет является одной из самых распространенных форм методической работы, обеспечивающей создание единого информационного и методического пространства в ДОУ. Его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в повышении педагогического мастерства, в организации воспитательно – образовательного процесса и во взаимодействии с родителями. |
Данные формы методической работы применяются дифференцированно с учетом стажа работы, возраста педагогов, их индивидуальных особенностей и интересов. Именно такой подход позволяет педагогам раскрыть творческие способности, проявить деловые и организаторские качества, преодолеть неуверенность в себе.
2. Новизна, перспективность, прогностичность
Методическая служба ДОУ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, другими образовательными организациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений
Содержание деятельности методической службы определяется особенностями образовательной ситуации и уровнем квалификации работников образования. В связи с этим изменяется функция методического сопровождения, модернизируются подходы к организации методической работы и обновляются задачи.
3. Рациональность, реалистичность, целостность
В основе деятельности методической службы лежит создание условий для реализации программ развития профессионализма педагогов на основе их образовательных потребностей и выявленных затруднений деятельности на основании сетевого подхода: представление информации как знания, порождающего конструктивные изменения системы. Сетевой подход состоит в рассмотрении различных форм деятельности.
Сетевая модель организации методической работы - условие успешного повышения профессионализма, активная позиция каждого участника мероприятий (аналитическая, самостоятельная работа, инициативность, формирование собственной позиции), изменения в профессионализме педагога.
4. Надежность
Методическая работа ГБДОУ детский сад №37 обеспечивает реализацию Региональной и районной Модели выявления, поддержки и развития одаренных детей, комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Калининского района через сотрудничество с социальными партнерами, а также путем индивидуального сопровождения воспитанников.
В рамках данного направления работы осуществляется организация повышения мастерства педагогов через участие в профессиональных конкурсах, организацию курсовой подготовки. В межкурсовой период также ведется работа по повышению квалификации педагогов.
Следует отметить эффективность и результативность деятельности методической службы при организации системы методических мероприятий (от планирования и проведения различных семинаров, конференций, конкурсов и др. до обобщения педагогического опыта).
Полезность системы методических мероприятий для педагогов нашего образовательного учреждения можно оценить по:
• росту профессионализма педагогов и готовности решать задачи, поставленные перед системой образования в целом;
• владению педагогами новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями;
• качеству методического обеспечения образовательного процесса;
• освоению педагогами инновационного опыта в решении задач, стоящих перед образованием;
• способности педагогов к профессиональному саморазвитию;
• деятельности новых работников в образовательных учреждениях;
• росту профессиональной компетентности молодых педагогов и уровню их адаптации к профессии.
В моделе методического сопровождения ГБДОУ №37 прослеживается инновационный потенциал и перспективы развития, так как основными принципами построения модели являются:
- перспективность (учитываются перспективы развития системы образования Калининского района);
- комплексность (учитываются все факторы, воздействующие на районную систему образования);
- оперативность (своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию деятельности);
- согласованность (взаимодействие всех участников образовательных отнлшений.);
- прозрачность/открытость (доступность и обновление материала).
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Педагог 21 века - это:
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Способный организовать рефлексивную деятельность;
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
Информационно-методические ресурсы Учреждения по сопровождению мероприятий и проектов, реализуемых в рамках заявленной темы
№ п/п | Название, описание | Адрес |
1 | Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ | http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-29122012-n-273-fz-ob/ |
2 | Министерство Просвещения Российской Федерации | http://government.ru/department/390/events/ |
3 | Вести образования | https://vogazeta.ru/ |
4 | ФИОКО Федеральный институт оценки качества образования | http://www.fioco.ru/ |
5 | Научная электронная библиотека | http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/365-nauchnaya-elektronnaya-biblioteka-elibrary-ru |
6 | Российское образование. Федеральный портал | http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/362-rossijskoe-obrazovanie |
7 | Московский институт открытого образования | http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/367-moskovskij-institut-otkrytogo-obrazovaniya |
8 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/363-edinaya-kollektsiya-tsifrovykh-obrazovatelnykh-resursov |
9 | Издательская группа «Основа» | http://irorb.ru/index.php/119-izdatelstva-bannery/948-izdatelskaya-gruppa-osnova |
10 | Федеральный центр единых образовательных ресурсов | http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/364-federalnyj-tsentr-informatsionno-obrazovatelnykh-resursov |
11 | ||
12 | Агентство стратегических инициатив | http://irorb.ru/index.php/121-informatsionno-obrazovatelnye-resursy/560-agentstvo-strategicheskikh-initsiativ |
13 | ФИПИ Федеральный институт педагогических измерений | http://irorb.ru/index.php/123-osnovnye-bannery/374-fedinstpedizm |
14 | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) | http://irorb.ru/index.php/123-osnovnye-bannery/376-rosobrnadzorrf |
15 | Федеральный центр Информационно-образовательных ресурсов | http://fcior.edu.ru/ |
Федеральное агентство по образованию | ||
16 | Федеральный центр образовательного законодательства | |
17 | Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского Образовательные ресурсы Интернет | |
18 | Международный русскоязычный социально-образовательный интернет проект | |
19 | Центральное хранилище электронных образовательных ресурсов нового поколения эффективные практические занятия – виртуальное посещение музея, лабораторный эксперимент и так далее отрабатывать практические навыки (используя, например,электронные тренажеры) выполнить аттестацию своих знаний, умений, навыков, компетенций | http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru |
20 | Социальная сеть работников образования арегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы. Можно создать блог - интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли. Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д. На основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты. | nsportal.ru |
21 | Переподготовка методистов Дистанционно по всей России | |
22 | Журнал "Детский сад будущего" опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов; набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ; разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков; новые идеи и интересные находки Ваших коллег | |
23 | Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика» наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. | http://sdo-journal.ru/ |
24 | Журнал «Справочник руководителя ДОУ» авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях
Опыт работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов...
отчёт о самостоятельной работе по программе курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций
В 2014 году я проходила курсы повышения квалификации .Думаю этот отчёт поможет другим воспитателям....
ОТЧЕТ о самостоятельной работе Комаровой Елены Александровны по программе курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений
по ДПП «Проектирование и организация современного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»на базе ГАУ ДПО «СОИРО», в период с 08.04.2015 г. по 30.04.2015 г....
ПРОГРАММА работы секции руководителей дошкольных образовательных организаций "Повышение качества управления дошкольным образовательным учреждением в условиях стандартизации".
Выступление №2 "Ступеньки к мастерству" - система работы с молодыми педагогами в ДОУ...
Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте требований ФГОС: проблемы и решения
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС. Обозначена нормативно-правовая баз...
Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях
Тема методической разработки направлена на решение первой задачи, которую ставит перед дошкольными учреждениями федеральный образовательный стандарт дошкольного образования : охрана и укрепление психи...
Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения
В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психич...