Современная модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов в ДОУ
методическая разработка
В методической разработке представлена модель современной методической работы по внутрифирменному повышению профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_vpk_2018.docx | 43.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
Введение.
Современная ситуация развития дошкольного образования в России связана с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Изучение ресурсов, способных обеспечить конструктивное развитие российской системы образования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 октября 2013 № 544-н, Концепцией развития системы образования Калининского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы, одним из основных направлений деятельности которой, является повышение уровня квалификации педагогов, рост эффективности работы образовательных организаций, позволяет назвать кадровый потенциал одним из важнейших в этом процессе.
Педагогические профессии в дошкольной образовательной организации постепенно переходят в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Они становятся более сложными, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих парадигм и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом. «Профессиональный портрет» современного педагога представлен в Профессиональном стандарте «Педагог». Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в т. ч. для выполнения трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТКРФ).
Профессиональный стандарт педагога применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
В связи с вышесказанным повышение квалификации педагогов стало актуальной проблемой на сегодняшний день. Поэтому возникла необходимость в разработке и реализации в образовательном учреждении всесторонней модели методической работы по внутрифирменному повышению профессиональной компетентности педагогических кадров, что явилось основной целью настоящей работы.
Данная цель конкретизировалась в ряде задач.
- Провести анализ актуального уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в образовательном учреждении, их профессиональных потребностей, проблем, интересов, а также проанализировать современные взгляды на педагога в теории и практике дошкольного образования.
- Выявить современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров образовательного учреждения: формы, методы, условия.
- Выявить наиболее эффективные формы методической работы по внутрифирменному повышению профессиональной компетентности педагогов.
- Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения.
Таким образом, установка на разработку модели внутрифирменного повышения квалификации педагогических кадров - ее организации, структуры, содержания – стала одним из актуальных направлений в процессе методической работы образовательного учреждения.
Методическая модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательного учреждения.
Модель (фр. modele, от лат. modulus – мера, аналог, образец) - отображение, копия, схема, макет, изображение, некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняющий только важные его свойства, например в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования. Другими словами, модель — это объект или явление, аналогичные, то есть в достаточной степени повторяющие свойства моделируемого объекта или явления (прототипа), существенные для целей конкретного моделирования и опускающие несущественные свойства, в которых они могут отличаться от прототипа. Процесс создания объекта называется моделированием. Модель в науке — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели).
В нашем образовательном учреждении была разработана собственная модель внутрифирменного повышения квалификации, при реализации которой необходимо учитывать следующие принципы (по Л.И.Ильенко):
- Принцип актуальности, единства теории и практики - практической реализации законодательных актов, положений современного дошкольного образования, учета современного заказа общества, ориентации на социальную значимость личности педагога, учета проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.
- Принцип научности, нацеливающий на соответствие всей системы повышения профессиональной компетентности педагогов современным научным достижениям.
- Принцип системности и комплексности — реализация подхода к методической работе как целостной системе, oптимальность которой зависит от единства целей, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения профессиональной компетентности педагога.
- Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы.
- Принцип создания благоприятных условий работы — моральных, психологических, гигиенических, наличие свободы творческой реализации в деятельности педагога.
- Принцип постоянного самообразования педагогов — оказание квалифицированной помощи как в вопросах теории, так и в практической деятельности, повышение результативности его педагогического труда.
- Принцип креативности - творческий характер методической работы, учитывающей актуальные потребности, интересы конкретного коллектива.
Модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательного учреждения.
Для реализации модели внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательного учреждения применяются современные технологии работы с педагогическим коллективом с использованием ЭОР лицензионных и созданных педагогами:
- мозговой штурм;
- дискуссия;
-деловая игра;
-анализ конкретных ситуаций;
-мастер-класс;
-портфолио педагога;
- технология самовоспитания и самообразования;
- сайт педагога;
- официальный сайт образовательного учреждения;
- педагогическая студия и др.
Педагогическая студия
В практике внутрифирменного повышения квалификации педагогических кадров нашего Образовательного учреждения активно используется технология «Педагогическая студия». Данная технология рассматривается как адекватная для обучения профессиональному мастерству форма. «Студийцы» проходят ученичество у лучших педагогов, которые передают важнейшие достижения своего индивидуального опыта. Студия не предполагает постоянных монологов мастера, в ней специально создаются возможности для самовыражения всех ее участников под несковывающим инициативу наблюдением руководителя студии и всех студийцев.
Технология организации педагогической студии отработана Н. Е. Щурковой и ее коллегами.
В основе педагогической студии лежат три ключевых метода. Первый – иллюстративный (сопровождается этюдом), обеспечивающий педагогическое профессиональное предъявление того феномена, который изучается на студии. Второй - метод обыденной аналогии (выводит на экспликацию), позволяющий построить логический мост от житейских представлений к научным обобщениям, понятиям. Третий - упражнения, содействующие формированию необходимых умений для осуществления педагогического замысла (коррекция).
В дополнение к этим организуются начальный и финальный этапы, продиктованные психологической необходимостью. Первая часть занятий посвящена психологическому настрою и интеллектуальной установке. Этот этап назван прологом. Он служит для осмысления значения и личностного смысла вопроса, а также для концентрирования всех ресурсов личности перед напряженной активной работой. При необходимости этот этап должен включить в себя снятие физических и психологических зажимов, обеспечение психологической раскованности всех участников занятий.
Завершающая часть студийных занятий - рефлексия, обращающая студийцев мысленно ко всему ходу занятий, к своим ощущениям, переживаниям, новообразованиям, самочувствию. Рефлексия способствует осмыслению нового профессионального рубежа, планированию изменений в будущей педагогической деятельности.
Сценарий проведения студийного занятия.
«Организация совместной деятельности воспитателя и детей:
соответствие ФГОС ДО и Профессиональному стандарту «Педагог»»
Основные понятия:
- совместная образовательная деятельность;
- виды детской деятельности;
- партнерский стиль взаимоотношений;
- недирективная помощь;
- поддержка детской инициативы;
- индивидуализация образования.
Ключевые профессиональные функции, входящие в Профессиональный стандарт «Педагог»
Трудовая функция: педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
Трудовые действия: 1. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской с правилом), продуктивной, конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.
2. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.
3. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Учебные средства: ролевая игра.
Содержание
- Пролог.
Квик -настройка. (Настрой педагога на успешную работу.)
«Научить ребенка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». (А.С.Макаренко)
Уважаемые коллеги! Сегодняшнее мероприятие мне хочется начать с вопроса:
«Почему совместная образовательная деятельность не всегда приводит к ожидаемым результатам?»
Педагоги высказывают свои предположения по данному вопросу. Проводится мини-дискуссия.
По окончании занятия каждый педагог получит памятку «Четыре компонента совместной образовательной деятельности», что позволит организовывать совместную деятельность так, чтобы образовательные задачи были успешно решены.
Рассмотрим понятие «совместная деятельность» - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры (Психологический словарь).
Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка - оптимальная форма сотрудничества. Что значит быть партнером детей? Взрослый-партнер находится рядом (вместе) в едином пространстве (например, воспитатель сидит с дошкольниками за общим столом), уважает их мнение, в общении предпочитает диалог, предоставляет свободу выбора (партнера, деятельности, материала).
- Этюд
Педагогам предлагается выйти и обыграть ситуацию: «Воспитатель во время прогулки предлагает детям совместно понаблюдать за осенним листопадом». Педагоги – помощники разыгрывают разные варианты проведения совместного наблюдения, заранее подготовленные руководителем педагогической студии. Задача остальных педагогов определить, какой из предложенных вариантов оказался для них приемлемым, а также выявить типичные ошибки организации совместной деятельности.
По окончании предварительно очерчиваются четыре компонента эффективной организации совместной деятельности.
- Экспликация
В зависимости от образовательной ситуации воспитатели могут принимать разные позиции. Это может быть педагог-тьютор, который помогает ребенку в трудной ситуации или советует, обсуждает с детьми, как решить задание. При этом помощь воспитатель оказывает только в том случае, если ребенок ее попросит сам.
При необходимости педагог моделирует и изменяет предметно-пространственную среду, привносит в нее мотивирующие элементы. В этом случае он может выступить в роли экспериментатора, участвовать в проектах вместе с детьми.
Совместная деятельность предполагает общение в форме конструктивного диалога, которым дети еще не владеют. Он развивается в процессе содержательного взаимодействия с другими людьми. Поэтому важно показывать детям, как вести диалог, и учить их общению.
Таким образом, основными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются: наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.
Совместную деятельность воспитатель реализует посредством различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграции. Педагог выбирает формы и методы работы в зависимости от контингента детей, их уровня освоения программы и образовательных задач, которые он хочет решить.
При организации совместной деятельности важно соблюдать ряд условий (по Н.А. Коротковой): воспитатель включен в деятельность наравне с детьми; дошкольники участвуют в деятельности добровольно (без психического и дисциплинарного принуждения); во время деятельности дети свободно общаются и перемещаются; НОД имеет открытый временной конец (каждый работает в своем темпе). Когда воспитатель выполняет эти условия, ребенок чувствует и осознает свою успешность.
Четыре компонента совместной деятельности
- Общая цель. Совместное выполнение задания, игра или проект.
- Общий мотив. Всегда объединяет усилия партнеров, приводит их к сотрудничеству.
- Совместные действия. Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.
- Общий результат. Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата.
- Коррекция
После рассмотрения четырех компонентов совместной деятельности, ряда условий для ее эффективной организации, педагогам предлагается поочередно принять участие в ролевой игре.
При обыгрывании ситуаций группа педагогов исполняет роли детей с заданными им характерами. Один педагог пробует реализовать основные компоненты и условия совместной деятельности.
Ситуации
- Организация совместной деятельности с детьми по оформлению коллажа «Этажи леса»;
- Организация совместной проекта с детьми «Огонь – друг, огонь – враг» и т.д.
- Рефлексия
Предложить педагогам сформулировать общую идею проделанной работы.
Можно использовать фразы:
«За этот час я поняла, что…»
« Главным для меня было…» и т.д.
Результативность модели внутрифирменного повышения квалификации педагогов образовательного учреждения
Реализуемая в образовательном учреждении модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов позволяет получить стабильные положительные результаты:
- ежегодно растет число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование: к концу 2018 года 80% имеют высшее профессиональное образование;
- ежегодно растет число педагогов, подтверждающих уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации. К концу 2018 года в образовательном учреждении 93% педагогов прошли процедуру аттестации, при этом 36% имеют высшую квалификационную категорию, 57% - первую, 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации, что подтверждает результативность методической работы, рост мотивации педагогов к самообразованию и повышению своего профессионального уровня;
- педагоги нашего образовательного учреждения постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения района и города, знакомятся с опытом работы своих коллег из других дошкольных образовательных учреждений, приобретают и изучают новинки методической литературы. Педагоги учреждения неоднократно принимали участие в районных и городских конференциях и семинарах, делились опытом своей работы, 80% педагогов опубликовали свой опыт работы в сети Интернет и периодических изданиях.
Достижения педагогов в фестивально-конкурсном движении
2011-2012 учебный год
- Дроздова Е.А., воспитатель, лауреат Конкурса педагогических достижений Калининского района Санкт-Петербурга номинация «Лучший воспитатель Калининского района».
- Дроздова Е.А., воспитатель, премия Правительства Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Лучший воспитатель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга».
- учебный год
- Беликова О.В., воспитатель, лауреат Конкурса педагогических достижений Калининского района Санкт-Петербурга номинация «Лучший воспитатель Калининского района».
- Беликова О.В., воспитатель, премия Правительства Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Лучший воспитатель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга».
2014-2015 учебный год
- Безбородова В.В., старший воспитатель, представление инновационного продукта на семинаре старших воспитателей и зам. зав. по УВР Калининского района Санкт-Петербурга. Опыт работы «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО».
- Чихачева С.Ю., инструктор по физической культуре, представление инновационного продукта на семинаре старших воспитателей и зам. зав. по УВР Калининского района Санкт-Петербурга. Опыт работы «Система работы по физическому развитию дошкольников с использованием информационно-тренажерной системы «ТИСА»».
2015-2016 учебный год
- Сухоносенко Е.В., воспитатель, премия Правительства Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Лучший воспитатель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга».
- Безбородова В.В., старший воспитатель, представление инновационного продукта в ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга на круглом столе «Профессиональная общественная экспертиза продуктов инновационной деятельности «пилотных» площадок по реализации ФГОС ДО»
Методические рекомендации по созданию РППС в ДОУ с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей».
2017-2018 учебный год
- Парфёнова Е.Н, воспитатель, дипломант Конкурса педагогических достижений Калининского района Санкт-Петербурга номинация «Лучший воспитатель Калининского района».
- Парфенова Е.Н., воспитатель, премия Правительства Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Лучший воспитатель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга».
Заключение
Стабильные положительные результаты педагогов позволяют сделать вывод о выполнении разработанной моделью своей основной цели — повышения квалификации педагогических кадров образовательного учреждения.
Литература:
Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
Веселова Т. Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Савченко В. И. Анализируем итоги методической работы по сопротивлению введения ФГОС ДО// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016. - № 5
Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. – М.: Скрипторий, 2003, 2006.
Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
Дейнеко О. В. Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 3Е. Каралашвили, Павлова Л. Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС ДО// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2017. - № 10
Матвеева Л. В. Методическая работа с педагогами: 25 форм на весь учебный год //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016. - № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современный взгляд на проблему повышения квалификации педагогов ДОУ».
Конспект выступления на круглом столе руководителей ДОУ Кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....
Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОО: содержание, формы, результаты
СЛАЙД 1: ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОО:СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ Ищенко Инна Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №...
Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях
Тема методической разработки направлена на решение первой задачи, которую ставит перед дошкольными учреждениями федеральный образовательный стандарт дошкольного образования : охрана и укрепление психи...
«План внутрифирменного повышения квалификации для ДОУ по профессиональному стандарту «Педагог»».
laquo;План внутрифирменного повышения квалификации по профессиональному стандарту «Педагог»» содержит традиционные и нетрадиционные формы работы с педагогоми ДОУ по...
Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях
Конкурсный материал для участия в районном конкурсе «Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях»...
Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОУ
Интеллектуально-творческая игра для педагогов ДОУ«Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» Разработано:Боровинск...
Внутрифирменное повышение квалификации
На современном этапе модернизации образования, в связи с введением в действие образовательных стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, что в сво...