Внутрифирменное повышение квалификации
проект
На современном этапе модернизации образования, в связи с введением в действие образовательных стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, что в свою очередь требует новых профессиональных компетенций от педагогических работников.
Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в правовых документах федерального уровня, в первую очередь это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от «17» октября 2013 года, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, утвердивший профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «24» июля 2015 г. № 514н, утвердивший профессиональный стандарт «Педагог - психолог», Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «10» января 2017 г. № 10н, утвердивший профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания».
Поэтому существует необходимость формирования организационных механизмов внедрения профессионального стандарта в дошкольном образовательном учреждении.
Предполагается, что внедрение профессионального стандарта педагога упорядочит подходы руководителя образовательного учреждения при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Важнейшим аспектом эффективности профессионального стандарта как механизма реализации политики в области повышения качества образования, является не только содержание стандарта, но и способы его использования.
Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования и объективным измерителем квалификации педагога.
Одна из основных задач профессионального стандарта - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов. Поэтому для преодоления негативизма в отношении стандарта со стороны профессионального сообщества необходимо сделать правильные акценты при его внедрении:
-постепенность перехода к применению профессионального стандарта;
-прозрачность и понятность процедур оценки персонала
- нормативно-правовое и методическое сопровождение педагогов, разъяснительная работа.
Основная проблема состоит в том, что существует противоречие между требованиями, предъявляемыми к педагогу профессиональным стандартом и реальным уровнем развития необходимых для этого профессиональных компетенций у педагогов. Ситуация затрудняется тем, что несмотря на разработанные на федеральном уровне методические рекомендации, нормативные документы, профессиональный стандарт педагога носит «рамочный» характер, поэтому у руководителя дошкольного учреждения существуют затруднения в наличии проверенных алгоритмов работы по внедрению профессионального стандарта.
Идея нашего проекта по внутрифирменному повышению квалификации педагогических кадров по внедрению профстандарта «Педагог» состоит в том, чтобы облегчить переход дошкольного учреждения к реализации стандарта профессиональной деятельности педагога, помочь запустить необходимые механизмы для организации работы по оценке персонала на новом уровне и его развитию в соответствии с новыми требованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внутрифирменное повышение квалификации | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
«Внутрифирменное повышение квалификации педагогических кадров по внедрению профстандарта «Педагог», «Педагог-психолог», «Специалист в области воспитания»
в ГБДОУ детский сад № 1 Калининского района
Санкт-Петербурга»
Авторы-составители:
И.В. Артёмова, старший воспитатель
Санкт-Петербург
2018
1. Актуальности проекта:
На современном этапе модернизации образования, в связи с введением в действие образовательных стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, что в свою очередь требует новых профессиональных компетенций от педагогических работников.
Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в правовых документах федерального уровня, в первую очередь это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от «17» октября 2013 года, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, утвердивший профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «24» июля 2015 г. № 514н, утвердивший профессиональный стандарт «Педагог - психолог», Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «10» января 2017 г. № 10н, утвердивший профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания».
Несмотря на то, что применение профессионального стандарта отсрочено до 2020 года перед руководителем встает задача поэтапного освоения и внедрения в образовательную практику данного документа. Поэтому существует необходимость формирования организационных механизмов внедрения профессионального стандарта в дошкольном образовательном учреждении.
Предполагается, что внедрение профессионального стандарта педагога упорядочит подходы руководителя образовательного учреждения при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Важнейшим аспектом эффективности профессионального стандарта как механизма реализации политики в области повышения качества образования, является не только содержание стандарта, но и способы его использования.
Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования и объективным измерителем квалификации педагога.
Одна из основных задач профессионального стандарта - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов. Поэтому для преодоления негативизма в отношении стандарта со стороны профессионального сообщества необходимо сделать правильные акценты при его внедрении:
-постепенность перехода к применению профессионального стандарта;
-прозрачность и понятность процедур оценки персонала
- нормативно-правовое и методическое сопровождение педагогов, разъяснительная работа.
Основная проблема состоит в том, что существует противоречие между требованиями, предъявляемыми к педагогу профессиональным стандартом и реальным уровнем развития необходимых для этого профессиональных компетенций у педагогов. Ситуация затрудняется тем, что несмотря на разработанные на федеральном уровне методические рекомендации, нормативные документы, профессиональный стандарт педагога носит «рамочный» характер, поэтому у руководителя дошкольного учреждения существуют затруднения в наличии проверенных алгоритмов работы по внедрению профессионального стандарта.
Идея нашего проекта по внутрифирменному повышению квалификации педагогических кадров по внедрению профстандарта «Педагог» состоит в том, чтобы облегчить переход дошкольного учреждения к реализации стандарта профессиональной деятельности педагога, помочь запустить необходимые механизмы для организации работы по оценке персонала на новом уровне и его развитию в соответствии с новыми требованиями.
2. Цель и задачи проекта:
Цель проекта: обеспечение перехода ДОУ на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагог».
Задачи проекта:
- Приведение локальных нормативных актов ДОУ в соответствие с профессиональным стандартом.
- Разработать «дорожную карту» по внедрению профессионального стандарта «Педагог».
- Разработать и апробировать инструментарий для выявления профессиональных дефицитов у педагогов образовательных организаций в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
- Разработать программу повышения профессиональных компетенций педагогов и соответствующих им методических материалов.
- Организация аттестации и профессиональной переподготовки работников ДОУ в соответствие профессиональным стандартам.
Планируемые результаты:
1. Создание современной, гибкой системы повышения квалификации педагогов.
2. Разработка единых, индивидуальных подходов к определению, содержанию повышения квалификации педагогических работников ДОУ.
3. Совершенствование учебно - методического сопровождения образовательного процесса.
4. Повышение профессионального мастерства педагогов.
5. Внедрение современных технологий в образовательный процесс.
Для реализации задач проекта в детском саду решили создать методическую службу. В данную службу включили: методическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров, цели и задачи методической работы, содержание и формы работы по обучению кадров, предполагаемые результаты реализации модели, структура методической службы, перспективы дальнейшей работы по организации обучения педагогических кадров.
Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении - возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании, разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала педагогов, направленного на формирование и развитие интегративных качеств личности воспитанников.
Функционально-структурная модель методической службы дошкольного образовательного учреждения
3. Этапы реализации проекта
1 этап
Организационно- правовое обеспечение и информационное сопровождение
1. Издание приказа о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов - декабрь 2016 г.
2. Доведение до работников ДОУ информации о нормативных актах, регулирующих введение профессиональных стандартов, утвержденных профессиональных стандартах и порядке их введения – январь 2017 г.
3. Определение перечня локальных нормативных актов ДОУ, в которые необходимо внести изменения в связи с введением профессиональных стандартов - сентябрь 2017 г.
4. Внесение изменений в локальные нормативные акты, в связи с введением профессиональных стандартов изменения в локальных актах - сентябрь 2017 г.
5. Внесение изменений в должностные инструкции - сентябрь 2017 г.
6. Ознакомление педагогических работников с вновь разработанными локальными нормативными актами.
7. Составление плана аттестации педагогических работников – ежегодно.
2 этап
Внедрение профессионального стандарта в ДОУ
(2017-2020 г.г.)
1. Внутренний аудит профессиональной деятельности педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Мониторинг соответствия уровня профессиональной компетентности – сентябрь-ноябрь 2017 г.
2. Определение необходимости профессиональной подготовки (переподготовки, обучения, дополнительной профессиональной подготовки работников ДОУ).
Список работников, которым необходимо пройти профессиональную подготовку (переподготовку, обучение, дополнительную профессиональную подготовку) в целях приведения их квалификации в соответствие квалификационным требованиям профессиональных стандартов – сентябрь 2017 г.
3. Реализация Плана по организации применения Профстандарта (переподготовки, обучения, дополнительной профессиональной подготовки) работников с учетом требований профессиональных стандартов. План с указанием категорий педагогических должностей (профессий) и численности работников ДОУ - 2017-2020 г.г.
4. Проведение педагогическими работниками самооценки профессионального уровня.
5. Консультационная поддержка: в течение 2017 – 2020 г.г.
- процедура прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности;
- процедура прохождения аттестации на квалификационную категорию
6. Организация деятельности аттестационной комиссии в ДОУ с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности - в течение учебного года.
7. Планирование повышения квалификации педагогов на 2017-2020 г.г.
8. Самообразование педагогов. Отчеты педагогов по темам самообразования на педагогических советах в течение года.
9. Методическая работа с педагогами в течение учебного года.
На втором этапе проекта реализуется система методической работы с педагогами в течение учебного года по данным направлениям:
- мотивация к самосовершенствованию и профессиональному росту, самореализации;
- психологическая поддержка педагога;
- работа по раскрытию новых возможностей самореализации, повышающих ценность педагогов как профессионалов;
- интеграция работы с другими учреждениями и организациями (социумом);
- мониторинг личных достижений.
Система методической работы с педагогами в течение учебного года:
- Анкетирование на тему «Составляем годовой план работы ДОО».
Включить педагогов в процесс планирования, сформировать личную заинтересованность в реализации годового плана работы ДОО - все педагоги, ежегодно (перед новым учебным годом);
- Анкетирование на тему «Анализ профессиональной деятельности». Выявить индивидуальные достижения, способности педагогов - все педагоги, ежегодно в мае (по итогам учебного года);
- Разработка (корректировка) критериев оценочного листа на стимулирующие выплаты. Повысить у педагогов степень заинтересованности в достижении результатов работы посредством стимулирующих выплат.
- Анкетирование на тему «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии» (авт. Н В. Немова). Повысить профессиональную мотивацию педагогов, развивать творческую инициативность, формировать умение позиционировать себя в обществе в качестве педагога - все педагоги, ежегодно в августе.
- Психологическая поддержка педагога.
- Педгостиные. Проведение релаксационных упражнений, повысить уверенность в своих силах, сформировать понимание значимости личного вклада в общее дело - все педагоги, 3-4 раза в год;
- Тренинги. Развивать уверенность в своих силах, создавать условия для здоровьесбережения - мини-группы, индивидуально, регулярно, не реже 1 раза в месяц;
- Работа по раскрытию новых возможностей самореализации, повышающих ценность педагогов как профессионалов
- Курсовая подготовка. Расширять психолого-педагогические знания, закреплять профессиональные умения - все педагоги, 1 раз в 3 года;
- Повышение квалификации (аттестация) . Повышать профессиональную компетентность - все педагоги, регулярно, по плану;
- Индивидуальные беседы, консультации. Учитывать в работе индивидуальные особенности, возможности, навыки и умения педагогов - все педагоги, регулярно;
- Проектная деятельность с педагогами посредством организации работы одновременно нескольких творческих групп, мини-групп. Разрабатывать новые и систематизировать имеющиеся методические материалы, пополнять методическую копилку - по желанию, ежегодно, регулярно;
- «Школа молодого педагога». Оказывать психолого-педагогическую помощь начинающим педагогам в современных условиях работы, формировать индивидуальный творческий «почерк» у молодых педагогов - молодые педагоги, при наличии в коллективе молодых педагогов, 1 раз в месяц в течение года;
- Обобщение и распространение педагогического опыта на всех уровнях (в детском саду, районе), публикации, участие в конференциях, кустовых методических объединениях, педагогических советах и т. д. Распространять и внедрять эффективные формы и методы, которые способствуют получению высоких результатов в работе -педагоги-стажисты, ежегодно;
- Конкурсы педагогического мастерства, творческие конкурсы (с педагогами и дошкольниками). Стимулировать профессиональный и творческий рост - по желанию, ежегодно, регулярно;
- Открытые просмотры, взаимопосещения НОД, семинары-практикумы, систематический тематический контроль. Накапливать практический опыт, распространять новые эффективные формы работы с дошкольниками - все педагоги, 1 раз в месяц;
- Организация работы по самообразованию педагогов. Создать условия для личного и профессионального самосовершенствования педагогов - все педагоги, ежегодно, регулярно;
- Организация методических выставок. Изучить современную педагогическую литературу, методические новинки, наработки педагогов-стажистов - все педагоги, ежегодно, 1 раз в месяц или по необходимости;
- Создание личного блога в Интернете. Повысить профессиональную ИКТ-компетентность, распространять опыт работы, установить эффективную взаимосвязь с родителями воспитанников - по желанию, регулярное обновление.
Направление. Интеграция работы с другими учреждениями и организациями (социумом)
- Совместная работа с образовательными организациями и культурными учреждениями города: общеобразовательной школой; детской библиотекой; музеями; физкультурно-оздоровительными учреждениями. Создать систему взаимосотрудничества педагогов с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития дошкольников и успешной самореализации каждого педагога - все педагоги ежегодно, по плану;
- Мониторинг личных достижений.
Создание портфолио педагогов. Повысить уровень активности педагогов в различных мероприятиях - все педагоги, ежегодно, регулярно.
3 этап
Аналитико-обобщающий
(2019-2020 г.г.)
Анализ уровня готовности педагогов к реализации положений и требований профессионального стандарта «Педагог»:
-оценка эффективности реализации проекта по освоению профессионального стандарта;
- определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение введения профстандарта в ДОУ.
Формы реализации:
-аналитико-обобщающие презентации;
- тестирование;
- организационно-деятельностные игры;
- научно-практический семинар
4. Планируемые результаты проекта
В процессе освоения содержания профстандарта у педагогов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
- знание идеологии и требований профессионального стандарта педагога;
- понимание современных тенденций развития дошкольного образования;
- готовность к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Литература 1. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода // Справочник заместителя директора школы. - 2009. - № 6. - С.5-12. |
2. Профессиональный стандарт педагогической деятельности. Новая методика оценки уровня квалификации педагогических кадров // Методическая работа в школе. - 2011. - № 2. - С.3-15. |
3. О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (с приложением) // Официальные документы в образовании. - 2013. - № 5. - С.7-12. |
4. Новации в развитии образования. Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога // Школа управления ОУ. - 2013. - № 4. - С.3-6. |
5. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) // Вестник образования. - 2013. - № 8. - С.4-44. |
6. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)": приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.12.2013 г. Регистрационный № 30550 // Российская газета. - 2013. - № 285, 18 декабря. - С. 20. - См. также // Вестник образования России. - 2014. - № 2. - С. 10-36; |
7. Должностные инструкции, учитывающие требования профессионального стандарта педагога // Практика административной работы в школе. - 2014. - № 5. - С. 5-20. |
8. Профессиональный стандарт педагога как ориентир профессионального развития учителя // Инновации в образовании. - 2016. - № 4. - С. 14-22. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОО: содержание, формы, результаты
СЛАЙД 1: ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОО:СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ Ищенко Инна Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №...
Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях
Тема методической разработки направлена на решение первой задачи, которую ставит перед дошкольными учреждениями федеральный образовательный стандарт дошкольного образования : охрана и укрепление психи...
«План внутрифирменного повышения квалификации для ДОУ по профессиональному стандарту «Педагог»».
laquo;План внутрифирменного повышения квалификации по профессиональному стандарту «Педагог»» содержит традиционные и нетрадиционные формы работы с педагогоми ДОУ по...
Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях
Конкурсный материал для участия в районном конкурсе «Эффективные практики внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных учреждениях»...
Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОУ
Интеллектуально-творческая игра для педагогов ДОУ«Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» Разработано:Боровинск...
Современная модель внутрифирменного повышения квалификации педагогов в ДОУ
В методической разработке представлена модель современной методической работы по внутрифирменному повышению профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения....
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.В Федеральных государственных требованиях...