Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа (старшая группа)

Колчанова Елена Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа

«Мир логики»

Социально-педагогической направленности

Возраст обучающихся 5 - 6 лет

Срок реализации: 1 год

 

image

 

Автор-составитель:

Колчанова Е.В., воспитатель

                                                                                                    

 

Белый Яр – 2019

 

1.     Пояснительная записка.

 

       Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре! Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.     

         Актуальность программы «Мир логики» Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Программа основана на современных научных представлениях о структуре внимания, памяти, образного мышления, воображения, фантазии, рассчитана на 1 год обучения и представляет собой цикл, последовательно выстроенных усложняющихся занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.docx157.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Дополнительная общеразвивающая программа

«Мир логики»

Социально-педагогической направленности

Возраст обучающихся 5 - 6 лет

Срок реализации: 1 год

D:\фото группа\P_20180222_100348.jpg

Автор-составитель:

Колчанова Е.В., воспитатель

                                                                                                   

Белый Яр – 2019

  1. Пояснительная записка.

       Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре! Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.      

          Актуальность программы «Мир логики» Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Программа основана на современных научных представлениях о структуре внимания, памяти, образного мышления, воображения, фантазии, рассчитана на 1 год обучения и представляет собой цикл, последовательно выстроенных усложняющихся занятий.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13).

  1. Цель программы «Мир логики»: всестороннее развитие способности ребёнка путём формирования зрительной и тактильной памяти, образного и логического мышления, слухового и зрительного внимания, а также активизация ресурсов познавательных процессов.

  1. Задачи:

Образовательные - формировать специальные знания и умения, развивать навыки умений, основанные на интересе, стремление к достижениям, желание  лучше познать мир и себя в нем, проявить творческие способности; развить фонематический слух;

Развивающие - развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память; развивать интеллектуальные способности, мыслительные умения, переносить знания и умения в новые ситуации; развить у детей умение выделять главное, существенное; формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать, дифференцировать;

Воспитательные - формировать коммуникативные умения; формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний; развивать способности ориентироваться в изменяющихся условиях.

      Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 5-6 лет. Срок реализации программы 1 года. ООД проводится в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность ООД в группе старшего дошкольного возраста 20- 25 минут. Форма проведения ООД - групповая. Образовательная деятельность содержит познавательную информацию, насыщена играми, игровыми ситуациями.

     

  1. Ведение в игровую ситуацию.

3 мин.

  1. Актуализация и затруднения в игровой ситуации

3-4 мин.

  1. Открытие детьми нового знания

10 мин.

  1. Эмоциональная устойчивость на успех

5 мин.

                   

  1. Календарный учебный график

Наименование оказываемой услуги

Группа

Форма организации

Учебный

 год

Учебных недель

Кол-во

часов

в неделю

всего

1.

«Мир логики»

Старшая группа

групповая

начало учебного года

окончание учебного года

28

1

28

  1. Учебно-тематический план

первый год обучения

Месяц

Тема занятия

Количество учебных часов

Дата

Октябрь

 Вводная ООД «Песик Гавчик пришел в гости к ребятам»

1

Развиваем внимание.

 «В какой упаковке лежит этот предмет», « Выбери листок, который подходит к  ветке», «Помоги Гавчику найти пуговичку».

1

Развиваем логическое мышление.

«Определи и покажи», «Логические задачи», «Найди пару», «что должно быть в окошках»

1

Развиваем воображение.

«На что похоже», «Подумай и скажи», «Нарисуй в каждой игрушке».

1

Ноябрь

Развиваем память.

«Запомни предметы», «Найди точно такую же фигуру», «Что изменилось».

1

Развиваем внимание.

«Нарисуй такую же картину», «Схема расстановки медведя», «Найди все  предметы».

1

Развиваем логическое мышление.

«Логические задачи»,  «Найди пару», «какая из этих картинок правильная», «Жили -были три бегемотика».

1

Развиваем воображение.

«Помоги Гавчику дорисовать картинки», «Сказка колобок – придумай другой конец».

1

Декабрь

Развиваем память.

«Выбери предмет, которого нет среди этих предметов», «Запомни фигуру», «Послушай слова и запомни».

1

Развиваем внимание.

«Выбери точно такой же предмет», «Найди и назови по порядку цифры, зашифрованные в рисунке», «Найди лишний предмет».

1

Развиваем логическое мышление.

«Логические задачи», «Умные игры».

1

Развиваем воображение.

«Нарисуй несуществующее животное», «На что похожи тени».

1

Январь

Развиваем память.

«Послушай текст и постарайся его запомнить», «Вот такие продукты Гавчик  хочет купит в магазине», «Игра на развитие тактильной памяти».

1

Развиваем внимание.

«Найди отличия», «Найди шляпу Снеговика», «Кто больше кто меньше».

1

Развиваем логическое мышление.

 «Выбери части этой фигуры», «Логические задачи», «Чей домик», «Сделай праздничную гирлянду».

1

Развиваем воображение.

«Нарисовать с помощью трафарета воображаемый рисунок».

1

Февраль

Развиваем память.

«Игра на развитие памяти», «Пятерка выходи», «Запомни порядок расстановки медведей».

1

Развиваем внимание.

«Какой фрагмент соответствует этому изображению?», «Контур какого предмета здесь изображен», «Найди все мячики».

1

Развиваем логическое мышление.

«Логические задачи», «По цветочкам», «Соедини рисунки с цифрами», «Игра в домино с Гавчиком».

1

Развиваем воображение.

«Выложить узор»,  «Как ты думаешь», «Что можно из них сделать».

1

Март

Развиваем память.

«Разыгрываем контекстные задачи», «Запомни фигурки и найди», «Подарок маме».

1

Развиваем внимание.

«Какой предмет в этом ряду встречается один раз», «Выложить мозаику, зеркально отображающую образец», «Какой из этих предметов самый маленький по размеру».

1

Развиваем логическое мышление.

«Логические задачи», «Определи последовательность, в которой Гавчик рисовал картинку», «Сначала, потом».

1

Развиваем воображение.

«каком животном идет речь?», «Пофантазируй и ты», «Догадайся какие».

1

Апрель

Развиваем память.

«Сюжетные карточки», «Вспомни и расскажи», «День рождения Гавчика», «Увидеть порядок расстановки медведей, описать его и повторить».

1

Развиваем внимание.

«Бусы в подарок», «На какой из этих картинок присутствует этот предмет?», «Подбери подходящую заплатку».

1

Развиваем логическое мышление.

«Логические задачи», «Подбери подходящий элемент»,  «Сложить из геометрических фигур», «А ты как думаешь?»

1

Познавательно-развлекательная программа

«Умники и умницы».

1

Методическое обеспечение

№ п/п

Тема

Форма проведения

Программные задачи

Методы и приемы организации

Материал

1

Вводная ООД «Песик Гавчик пришел в гости к ребятам»

 Игра - шоу

Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.

 Развивать у детей всех видов мышления:

-наглядно-действенного;

-наглядно-образного;

-словесно-логического.

Наглядный, устный. Игровые – упражнения.

Простые, цветные карандаши, Распечатанные за ламинированные игры.

2

Развиваем внимание.

 «В какой упаковке лежит этот предмет», « Выбери листок который подходит кэтой ветке», «Помоги Гавчику найти пуговичку».

Дидактические упражнения.

Формировать у старших дошкольников внимание, развивать устойчивость,  используя дидактические игры.

Игровые – упражнения.

   Цветные карандаши.

3

Развиваем логическое мышление.

«Определи и покажи», «Логические задачи», «Найди пару», «что должно быть в окошках»

ООД

Развивать у детей старшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать  у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.

Наглядный, устный. Игровые – упражнения.

Простые, цветные карандаши

4

Развиваем воображение.

«На что похоже», «Подумай и скажи», «Нарисуй в каждой игрушке».

ООД

Развивать у детей старшего дошкольного возраста воображение, умение фантазировать. Развивать качество творческого мышления.

Наглядный, устный.

Простые и цветные карандаши.

5

Развиваем память.

«Запомни предметы», «Найди точно такую же фигуру», «Что изменилось».

Игровые упражнения.

Развивать различные виды памяти: сенсорную (зрительную, слуховую, моторную, образную, словесно – логическую).

Наглядный устный.

Игровые карточки.

УМК «Мате+. Математика в детском саду»

6

Развиваем внимание.

«Нарисуй такую же картину», «Схема расстановки медведя», «Найди все  предметы».

ООД

Формировать у старших дошкольников внимание, развивать устойчивость,  концентрацию,  распределение внимания, используя дидактические игры.

Наглядный устный, словесный.

Простые и цветные карандаши.

УМК «Мате+. Математика в детском саду»

7

Развиваем логическое мышление.

«Логические задачи»,  «Найди пару», «какая из этих картинок правильная», «Жили- были три бегемотика».

Деловая игра.

Развивать у детей старшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать  у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.

Практические и игровые.

Карандаши.

8

Развиваем воображение.

«Помоги Гавчику дорисовать картинки», «Сказка колобок – придумай другой конец».

ООД

Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность.

Словесные, наглядные.

Карандаши.

9

Развиваем память.

«Выбери предмет, которого нет среди этих предметов», «Запомни фигуру», «Послушай слова и запомни».

 Деловая игра.

Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

Практические и игровые.

УМК «Мате+. Математика в детском саду»

Игровые карточки.

10

Развиваем внимание.

«Выбери точно такой же предмет», «Найди и назови по порядку цифры, зашифрованные в рисунке», «Найди лишний предмет».

Игровые упражнения.

Продолжать повышать уровень произвольного внимания старших дошкольников, используя дидактическую игру.

Практические и игровые.

Игровые карточки.

11

Развиваем логическое мышление.

«Логические задачи», «Умные игры».

Математическое-многоборье.

Продолжать обучать детей логическим операциям. Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.  Развивать у детей предпосылки навыков учебной деятельности.

Словесные, наглядные, игровые.

Листочки, карандаши УМК «Мате+. Математика в детском саду»+.

12

Развиваем воображение.

«Нарисуй несуществующее животное», «На что похожи тени».

ООД

Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность.

Словесные, наглядные.

Карандаши.

13

Развиваем память.

«Послушай текст и постарайся его запомнить», «Вот такие продукты Гавчик  хочет купит в магазине», «Игра на развитие тактильной памяти».

ООД

Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

Игровые.

УМК «Мате+. Математика в детском саду»

Игровые карточки.

14

Развиваем внимание.

«Найди отличия», «Найди шляпу Снеговика», «Кто больше кто меньше».

Игровые упражнения.

Продолжать повышать уровень произвольного внимания старших дошкольников, используя дидактическую игру.

Игровые.

Карандаши.

15

Развиваем логическое мышление.

 «Выбери части этой фигуры», «Логические задачи», «Чей домик», «Сделай праздничную гирлянду».

Математическое – многоборье.

Продолжать развивать у детей старшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать  у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать, учить детей ориентироваться в пространстве.

Игровые, словесные, наглядные.

Игровые карточки, карандаши, ножницы, цветная бумага.

16

Развиваем воображение.

«Нарисовать с помощью трафарета воображаемый рисунок».

ООД

Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность

Словесные.

УМК «Мате+. Математика в детском саду»,

карандаши.

17

Развиваем память.

«Игра на развитие памяти», «Пятерка выходи», «Запомни порядок расстановки медведей».

Игровые упражнения.

Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

УМК «Мате+. Математика в детском саду»

карточки.

18

Развиваем внимание.

«Какой фрагмент соответствует этому изображению?», «Контур какого предмета здесь изображен», «Найди все мячики».

Игровые упражнения.

Продолжать повышать уровень произвольного внимания старших дошкольников, используя дидактическую игру. Развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания у дошкольников.

Наглядные, словесные, игровые.

Игровые карточки.

19

Развиваем логическое мышление.

«Логические задачи», «По цветочкам», «Соедини рисунки с цифрами», «Игра в домино с Гавчиком».

Блиц-турнир.

Продолжать развивать у детей старшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать  у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать, воспитывать стремление к определению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Словесные, наглядные, практические и игровые.

Карандаши, Игровые карточки.

20

Развиваем воображение.

«Выложить узор»,  «Как ты думаешь», «Что можно из них сделать».

Игровые упражнения.

Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность.

Игровые, наглядные, словесные.

Ножницы, клей, цветная бумага.

 УМК «Мате+. Математика в детском саду»

21

Развиваем память.

«Разыгрываем контекстные задачи», «Запомни фигурки и найди», «Подарок маме».

ООД

Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

Игровые.

Игровые карточки.

22

Развиваем внимание.

«Какой предмет в этом ряду встречается один раз», «Выложить мозаику, зеркально отображающую образец», «Какой из этих предметов самый маленький по размеру».

Игровые упражнения.

Продолжать повышать уровень произвольного внимания старших дошкольников, используя  игровые упражнения. Развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания у дошкольников.

Игровые.

УМК «Мате+. Математика в детском саду», карандаши.

23

Развиваем логическое мышление.

«Логические задачи», «Определи последовательность, в которой Гавчик рисовал картинку», «Сначала, потом».

Математическое-многоборье.

Продолжать развивать у детей старшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать  у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать, воспитывать стремление к определению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Игровые, наглядные, словесные.

Карандаши.

24

Развиваем воображение.

« О каком животном идет речь?», «Пофантазируй и ты», «Догадайся какие».

Занятие-фантазия

Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность.

Игровые.

Игровые карточки, карандаши.

25

Развиваем память.

«Сюжетные карточки», «Вспомни и расскажи», «День рождения Гавчика», «Увидеть порядок расстановки медведей, описать его и повторить».

Игровые упражнения.

Формировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

Игровые.

УМК «Мате+. Математика в детском саду»,

сюжетные картинки.

26

Развиваем внимание.

«Бусы в подарок», «На какой из этих картинок присутствует этот предмет?», «Подбери подходящую заплатку».

Игровые упражнения.

Продолжать повышать уровень произвольного внимания старших дошкольников, используя  игровые упражнения. Развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания у дошкольников.

Игровые, наглядные.

Игровые карточки, карандаши.

27

Развиваем логическое мышление.

«Логические задачи», «Подбери подходящий элемент»,  «Сложить из геометрических фигур», «А ты как думаешь?»

ООД

Продолжать развивать у детей старшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать  у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать, воспитывать стремление к определению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Игровые, Наглядные, словесные.

УМК «Мате+. Математика в детском саду»,

карандаши.

28

Познавательно-развлекательная программа

«Умники и умницы».

Викторина

Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на

развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное

мышление, логическое мышление.

Способствовать развитию познавательных интересов и потребностей детей.

Игровые, наглядные, словесные.

Карандаши, УМК «Мате+. Математика в детском саду»

Список литературы.

  1. Чуб Н.В. Большая книга заданий и упражнений «Готовимся к школе» ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», г. Белгород, 2012.
  2. Бурдина С.В. «Игры забавы в картинках» для детей  5-7 лет. Мышление.
  3. Бурдина С.В. «Игры забавы в картинках» для детей 5-7 лет. Внимание.
  4. Бурдина С.В. «Игры забавы в картинках» для детей 5-7 лет. Память.
  5. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина, «Большая энциклопедия подготовка к школе» г. Ярославль «Издательство Академия развития» 2010 г.
  6.  Бурдинина С.В.  рабочие тетради серия «Умный малыш», «Математика». ОАО «Дом печати – Вятка», г. Киров.
  7.  Федосова И.Е., Терентьева В.К. Математика в детском саду, серия «МАТЕ:ПЛЮС» ООО «Издательство «Национальное образование» г. Москва 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...