«Перспективное планирование по руководству сюжетно – ролевыми играми»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Рябинка»
Методическая разработка
«Перспективное планирование по руководству
сюжетно – ролевыми играми»
2018–2019 год
Воспитатель
Фокина О.С.
2018–2019 год
Перспективное планирование по руководству сюжетно – ролевыми играми во второй младшей группе.
(По программе «Детство»)
Подготовила воспитатель Фокина О.С.
Тематика сюжетно-ролевых игр | Оснащение игры материалами и их хранение | Планирование |
I квартал. Детский сад. Семья. Магазин. В гостях у матрешки. Кукольный спектакль «Петрушка и шарик». II квартал. Семья. Больница. Парикмахерская. Детский сад. III квартал. Магазин игрушек. Магазин. Семья. Автобус. Пароход. Больница. Парикмахерская. Зоопарк. | Складные деревянные рамы, ширмы. Сюжетные игрушки (куклы, посуда, животные, наборы «Парикмахер», «Доктор» и пр.). лаконичные ролевые атрибуты. Предметы-заместители (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов, размеров, брусочки, палочки, веревочки). Мелкие игрушки для индивидуальной и сюжетной совместной игры (сказочные и «семейные» персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобили). Хранение открытое: уголки разворачиваются постепенно, по мере реализации программы. | I блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность педагога с детьми связывать с новой темой игры (чтение книг, прослушивание пластинок, рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.). II блок. Обогащение игрового опыта ребенка. Планирование ежедневной совместной игры с 1 – 2 детьми или с 1 – 2 парами групповой игры (не более 7 – 10 мин.). III блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игры детей. IV блок. Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и навыков общения в процессе игровой деятельности. V блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение за игрой: используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь (монолог, диалог), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр. VI блок. Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей. Информирование родителей о важности и значении игры для ребенка в дошкольном возрасте. |
Приемы формирования игровых умений. | Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре. | Приемы развития творческой активности детей в игре. |
Цели. Принимать роль, обозначать ее словом, осуществлять ролевые действия, ролевую игру с партнером-сверстником, ролевой диалог. 1.Подготовка игрушек и ролевых атрибутов, внесение и обыгрывание их. 2. Вовлечение детей в игру на дополнительные роли. 3. Называние ребенком своей роли, обращение к партнеру как носителю роли. 4. Словесное пояснение ролевых игровых действий. 5. Представление детям «обыгранных игрушек» и ролевых атрибутов. 6. наблюдения за играми детей «подытоживания» осознанного принятия ребенком игровой роли. 7. Подключение к игре для угадывания роли. 8. Совместная игра педагога с двумя детьми (у первого – главная роль). 9. Реплики, вопросы для активизации речи ребенка-партнера. 10. Создание игровых ситуаций, отвлекающих детей от предметных действий («телефонный разговор»). 11. Игры педагога с подгруппами детей по мотивам известных сказок ( с однотипными действиями) | 1. Организация совместных игр детей:
2. Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру. 3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их уважение. 4. Включение в игру застенчивых и «изолированных» детей. 5. Учет особенностей личности расторможенных и агрессивных детей. 6. Способствование полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные). | 1. Начало игры: а) по инициативе педагога:
б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны педагога). 2. Педагог не регламентирует игру детей:
3. Предоставление детям возможности выбора:
4. Стимулирование к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования. 5. Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:
|
Перспективное планирование по руководству сюжетно – ролевыми играми в средней группе.
(По программе «Детство»)
Подготовила воспитатель Фокина О.С.
Тематика сюжетно-ролевых игр | Оснащение игры материалами и их хранение | Планирование |
I квартал. Магазин. Семья. Автобус. Больница. Моряки. У зубного врача. Прачечная (выдача белья). II квартал. Детский сад. Салон красоты. День рождения Мишки. Мы переходим улицу. Театр. Зоопарк. Экскурсия в музей. Пароход. Кукольный театр. Столовая. Музыка для кукол. III квартал. Театр. Зоопарк. Экскурсия в музей. Кукольный театр. Столовая. | Сюжетно-образные игрушки, предметы-заместители (муляжи, плоскостные заместители на цвет и форму, на форму). Хранение полуоткрытое: во второй половине года первые игры можно сложить в коробки, на которых изображен символ данной игры. | I блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и деятельность педагога с детьми связывать с новой темой игры (чтение книг, прослушивание пластинок, рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.). II блок. Обогащение игрового опыта ребенка. Педагог планирует совместную игру с одним ребенком или небольшой подгруппой 3 раза в неделю. Групповая игра – 1-2 раза в неделю. Подготовительные периоды к самостоятельной игре детей – по мере необходимости, в зависимости от конкретной ситуации в группе. III блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности: внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр. IV блок. Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и навыков общения в процессе игровой деятельности. V блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение за игрой: используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь (монолог, диалог), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр. VI блок. Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей.
|
Приемы формирования игровых умений. | Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре. | Приемы развития творческой активности детей в игре. |
Цель. Установление разнообразных ролевых связей, изменение роли в ходе игры. 1. Разыгрывание многоперсонажных сюжетов, где одна роль по смыслу связана со всеми остальными (главная роль – у ребенка, второстепенные – у педагога). 2. Разыгрывание сюжетов по мотивам известных сказок (главная роль – у ребенка, второстепенные – у педагога). 3. Схема сюжетов – прежняя, но главная роль - у взрослого. Подключение детей к игре на разных дополнительных ролях. 4. Педагог со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. | 1. Организация совместных игр детей:
2. Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру. 3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их уважение. 4. Включение в игру застенчивых и «изолированных» детей. 5. Учет особенностей личности расторможенных и агрессивных детей. 6. Способствование полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные). | 1. Начало игры: а) по инициативе педагога:
б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны педагога). 2. Педагог не регламентирует игру детей:
3. Предоставление детям возможности выбора:
4. Поощрение к импровизации в игре:
5. Стимулирование к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования. 6. Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:
|
Перспективное планирование по руководству сюжетно – ролевыми играми в старшей группе.
(По программе «Детство»)
Подготовила воспитатель Фокина О.С.
Тематика сюжетно-ролевых игр | Оснащение игры материалами и их хранение | Планирование |
I квартал. Сентябрь Кондитерская фабрика. Магазин (овощной, хлебный). Семья. Поликлиника. Жатва. Пароход (труд речников). Октябрь Пароход (мы плывем по реке Волге). Подготовка к открытию детского сада. Магазин (кондитерский и хлебный). Ноябрь Животноводы. Столовая. Магазин (игрушки, кондитерский, овощной, хлебный). Детский сад. Путешествие в Атлантиду, на другую планету. II квартал. Декабрь Больница с разными отделениями. Поликлиника. Аптека. Строители космодрома. Январь Пароход (мы плывем по реке Волге, Оке). Отправляемся в путешествие по России и другим странам (выбор транспорта). Путешествие в дальние страны. Открывается новый детский сад. Магазин (Хлебный, кондитерский). Мы строим город будущего. Аэропорт. Мы – артисты. Февраль Семья. Цирк. Путешествие с приключениями. Мы – художники. Рыболовецкое судно. Транспорт (сухопутный, водный, воздушный). В театре – премьера. В театре – премьера III квартал. Март Мы строим Москву. Ателье. Ветлечебница. Почта. Праздник 8 Марта – дома. Как мы поздравляем мам в детском саду. Апрель Космическое путешествие. Мы - цирковые артисты. Газетный киоск. Кулинария. Дискотека. Мы строим Нижний Новгород. Май Лесная школа. Весенний бал. Уличное движение. В ботаническом саду. | Сюжетные игрушки, полифункциональные материалы: предметы-заместители, природный материал, бросовый материал, собственные поделки. Хранение закрытое: атрибуты сложены в коробки по назначению – «Посуда», «Белье», «Одежда», «Аксессуары» и т.п. | I блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность педагога с детьми связывать с новой темой игры (чтение книг, прослушивание пластинок, рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.). рассказывать об истории города, его достопримечательностях, знакомить с производительным и обслуживающим трудом, характерным для города. II блок. Обогащение игрового опыта ребенка. Планирование (на 1-2-м этапах – с 2-3детьми, на 5-м этапе – с 4-5 детьми; длительность игры-придумывания – не более 10-15 мин). III блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности: внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр. IV блок. Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и навыков общения в процессе игровой деятельности. V блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение за игрой: используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь (монолог, диалог), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр. VI блок. Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей.
|
Приемы формирования игровых умений. | Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре. | Приемы развития творческой активности детей в игре. |
Цель. Формировать умение включать в игру разнообразные сюжеты в новых комбинациях; пояснять партнерам свои ближайшие замыслы о развитии событий в игре, выяснять их отношение к предложенному, разворачивать общий сюжет с учетом мнений всех сторон. Основное средство – игра-придумывание, игра-фантазирование. Этапы работы над игрой-придумыванием: 1. Совместный пересказ известной сказки (одноразовое включение). 2. Преобразование известной сказки (2-3 раза):
3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных событий с реалистическими. 4. Развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе «телефонных разговоров». 5. Придумывание новых историй на основе реальных событий (стимулирование знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, из книг (до 4-5 человек; не более 10-15 мин). Режиссерская игра – развернутая форма коллективной деятельности. Это разновидность сюжетной игры, где ребенок организует деятельность, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Развитие режиссерской игры способствует переходу на новый уровень воображения. Роль взрослого – наблюдатель и консультант, к которому дети обращаются в случае затруднений. | 1. Организация совместных игр детей:
2. Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру. 3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их уважение. 4. Включение в игру застенчивых и «изолированных» детей. 5. Учет особенностей личности расторможенных и агрессивных детей. 6. Способствование поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные). | 1. Начало игры: а) по инициативе педагога:
б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны педагога). 2. Педагог не регламентирует игру детей:
3. Предоставление детям возможности выбора:
4. Поощрение к импровизации в игре:
5. Стимулирование к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования. 6. Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:
|
Перспективное планирование по руководству сюжетно – ролевыми играми в подготовительной группе.
(По программе «Детство»)
Подготовила воспитатель Фокина О.С.
Тематика сюжетно-ролевых игр | Оснащение игры материалами и их хранение | Планирование |
I квартал. Сентябрь В школе. Кондитерская фабрика. Магазин (овощной, хлебный). Семья. Поликлиника. Жатва. Пароход (труд речников). Октябрь Пароход (мы плывем по реке Волге). Кафе. Подготовка к открытию детского сада. Магазин (кондитерский и хлебный). Ноябрь Животноводы. Столовая. Семья. Магазин (игрушки, кондитерский, овощной, хлебный). Детский сад. Путешествие в Атлантиду, на другую планету. II квартал. Декабрь Больница с разными отделениями. Поликлиника. Аптека. Строители космодрома. Январь Пароход (мы плывем по реке Волге, Оке). Отправляемся в путешествие по России и другим странам (выбор транспорта). Путешествие в дальние страны. Открывается новый детский сад. Магазин (Хлебный, кондитерский). Мы строим город будущего. Аэропорт. Мы – артисты. Февраль Семья. Цирк. Летчики. Путешествие с приключениями. Мы – художники. Рыболовецкое судно. Транспорт (сухопутный, водный, воздушный). В театре – премьера. III квартал. Март Мы строим Москву. Ателье. Ветлечебница. Почта. Праздник 8 Марта – дома. Как мы поздравляем мам в детском саду. Апрель Космическое путешествие. Мы - цирковые артисты. Газетный киоск. Кулинария. Дискотека. Мы строим Нижний Новгород. Пожарные. Май Лесная школа. Лесники. Весенний бал. Уличное движение. Полицейскиц. В ботаническом саду. | Сюжетные игрушки, полифункциональные материалы: предметы-заместители, природный материал, бросовый материал, собственные поделки. Хранение закрытое: атрибуты сложены в коробки по назначению – «Посуда», «Белье», «Одежда», «Аксессуары» и т.п. | I блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность педагога с детьми связывать с новой темой игры (чтение книг, прослушивание пластинок, рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.). рассказывать об истории города, его достопримечательностях, знакомить с производительным и обслуживающим трудом, характерным для города. II блок. Обогащение игрового опыта ребенка. Планирование (на 1-2-м этапах – с 2-3детьми, на 5-м этапе – с 4-5 детьми; длительность игры-придумывания – не более 10-15 мин). III блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности: внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр. IV блок. Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и навыков общения в процессе игровой деятельности. V блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение за игрой: используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь (монолог, диалог), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр. VI блок. Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей.
|
Приемы формирования игровых умений. | Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре. | Приемы развития творческой активности детей в игре. |
Цель. Формировать умение включать в игру разнообразные сюжеты в новых комбинациях; пояснять партнерам свои ближайшие замыслы о развитии событий в игре, выяснять их отношение к предложенному, разворачивать общий сюжет с учетом мнений всех сторон. Основное средство – игра-придумывание, игра-фантазирование. Этапы работы над игрой-придумыванием: 1. Совместный пересказ известной сказки (одноразовое включение). 2. Преобразование известной сказки (2-3 раза):
3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных событий с реалистическими. 4. Развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе «телефонных разговоров». 5. Придумывание новых историй на основе реальных событий (стимулирование знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, из книг (до 4-5 человек; не более 10-15 мин). Режиссерская игра – развернутая форма коллективной деятельности. Это разновидность сюжетной игры, где ребенок организует деятельность, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Развитие режиссерской игры способствует переходу на новый уровень воображения. Роль взрослого – наблюдатель и консультант, к которому дети обращаются в случае затруднений. | 1. Организация совместных игр детей:
2. Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру. 3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их уважение. 4. Включение в игру застенчивых и «изолированных» детей. 5. Учет особенностей личности расторможенных и агрессивных детей. 6. Способствование поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные). | 1. Начало игры: а) по инициативе педагога:
б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны педагога). 2. Педагог не регламентирует игру детей:
3. Предоставление детям возможности выбора:
4. Поощрение к импровизации в игре:
5. Стимулирование к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования. 6. Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:
|
Литература:
1) С.Новоселова «Игра дошкольников»;
2) Михайленко Н.Я., Короткова Н.Л. «Организация сюжетной игры в детском саду» –М.: 2000;
3) Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006;
4) «Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» –СПб.: Детство-пресс, 2004;
5) Скоролупова О.А., Логинова Л.В. «Играем?.. Играем!!!» -М.: 2005
6) Е.Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника»;
7) Рекомендации для воспитателей «Планирование игровой деятельности дошкольников»/М.Н.Лашкова
8) Планы по развитию игры из опыта работы воспитателей г.Саров /Т.П.Кимяева, И.Ю.Забродина
9) Планы по развитию игры из опыта работы воспитателей ДОУ № 29
10) Электронные образовательные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование организации сюжетно-ролевой игры в средней группе
Содержание сюжетно-ролевых игр...
перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре
перспективное планирование...
Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей и подготовительной группах.
Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр по месяцам....
Перспективное планирование руководства сюжетно - ролевыми играми в младшей группе
Данное перспективное планирование представляет собой годовой план работы по руководству сюжетно - ролевыми играми, содержание работы по организации игровой деятельности, приемы руководства...
Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей группе
Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей группе...
Примерное перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в группе раннего возраста
Примерное перспективное планирование...
Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в старшей группе
Разработана система работы над сюжетно-ролевой игрой в старшей логопедической группе...