Примерное перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в группе раннего возраста
консультация на тему
Примерное перспективное планирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примерное перспективное планирование
развития сюжетно-ролевой игры в группе раннего возраста
Общие задачи на год
1 полугодие: формирование у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, используя втягивание одного-двух детей в игру с педагогом, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипные действия.
2 полугодие: формирование у детей умения выстраивать в совместной со взрослым игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами заместителями и воображаемыми предметами.
Организация игры
Совместная игра с 1-2 детьми (или 1-2 парами детей), совместная игра с небольшой подгруппой детей на протяжении 7-10 минут. Педагог по своему усмотрению распределяет эту нагрузку на весь день, используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободных занятий детей.
Дата | Задачи | Методы работы |
Сентябрь, октябрь, ноябрь | Развивать ориентировочную деятельность | Перенос предмета в другое место, в разные условия; соединение разных предметов (кубик на кубик, карандаш в отверстие катушки, платочек на катушку ниток); комбинирование действий и использование в новой, неспецифической функции, игровое применение (спрятать шар в кулачок «ку-ку», в карман «зайчик спрятался») накопление игрового опыта: игровая форма общения взрослого с детьми «…Кубик, кубик, а ты куда спрятался? Ну-ка, Таня, догони его!», «Зубки, кусайте скорее хлеб!» |
Формировать у детей игрового опыта по книжным сюжетам | Проигрывание с детьми сюжета сказки. 1 занятие – подкрепление рассказа педагога показом действий персонажей и показ иллюстраций; 2 занятие – сопровождение рассказа действиями воспитателя и детей (без картинок); 3 занятие – рассказ воспитателя, детей побуждают показать действия персонажей; 4 занятие – действия не предусматриваются, но дети иногда сокращенно показывают действия персонажей, т.к. это стало способом слушания. | |
Формировать простейшие взаимодействия между детьми. | Стимулируются подражательные действия детей. Воспитатель предлагает одному из детей встать у конца скамейки и предлагает: «Давай поиграем! Будем мячик катать». Взрослый прокатывает мяч по скамейке к ребенку и стимулирует его ответное действие: «А теперь ты кати мяч». | |
Формировать простейшее парное взаимодействие детей с общим предметом | Воспитатель при помощи другого взрослого демонстрирует совместную игру (прокатывание мяча, совместная постройка башен, сбор пирамидок). Активных детей педагог вовлекает в игру, организуя игровую подгруппу из 2-3 детей, стимулируя дополнение действий игровых партнеров («Давай построим башню! Я положила первый кубик, Петя, а теперь ты клади свой кубик сверху. Теперь – Оля, потом опять Петя. Получилась высокая башня! Давайте снова строить!» | |
Декабрь, январь, февраль | Формировать у детей условные действия с сюжетными игрушками | 1. Развертывание игры на виду у детей с использованием игрушки-партнера, одушевляемой педагогом. Игровые предметы, используемые воспитателем должны имитировать реальные, это поможет пониманию детьми смысла игровой ситуации, включению в нее. Условность ситуации подчеркивается тем, что взрослый в своей комментирующей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормит кашей, которой нет, моют водой, которая не течет. При этом сам предмет, которым оперирует ребенок, пока еще должен быть похож на реальный. Игра может продолжаться с вовлечением ребенка. 2. Внесение второй игрушки (тарелка, ложка, кровать) для развертывания цепочки из 2-3 действий. 3. Игра с двумя связанными смысловыми ситуациями («варка» каши и «кормление» куклы). Это позволяет решить задачу по формированию умений дополнять действия взрослого, а затем сверстника. Взрослый «выясняет» потребности игрушки и предлагает выполнить действия ребенку. |
Стимулировать детей к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого и сверстника | Педагог использует сюжеты с двумя взаимосвязанными ситуациями, чтобы его действия дети не только повторяли, но и дополняли, продолжали по смыслу действия взрослого: «Маша! Свари мишке кашу – он есть хочет!» Ребенок «варит кашу», а воспитатель тем временем накрывает на стол. Обращается к мишке: «Маша принесет нам кашу. Будешь есть, а потом спать». «Кормит» мишку. Затем обращается к Паше: «Паша, мишка наш поел, теперь ему пора спать. Уложишь его в кровать?» | |
Сформировать умение моделировать действия взрослого, выполнять их в сокращенном, схематизированном виде и на разных игрушках. | Перенос игровой ситуации, включение в нее разных персонажей. Кормить и укладывать спать не только кукол, но и другие игрушки. К медведю обращаться с теми же словами, что и к кукле. Руководство игровой деятельностью на данном этапе должно осуществляться как путем прямого обучения с четкой словесной установкой взрослого и совместным выполнением действий, так и путем использования косвенных приемов руководства (подготовка игрового материала). Для этого нужно посадить несколько игрушечных персонажей за столы, поставить перед ними тарелки, положить ложки или подготовить пару игрушечных кроваток и стульчиков. При этом нужно предоставить возможность нескольким детям одновременно развертывать в самостоятельной деятельности привлекающие их сюжетны игры. |
Март, апрель, май | Формирование игрового действия с предметом – заместителем.
| Взрослый, предварительно убрав предмет, предлагает действие, заменяя предмет заместителем. Потом предлагает ребенку подменить его ребенку (продолжить действие). Обязательно должно быть словесное обозначение условного предмета, как взрослым, так и ребенком. Для того чтобы избежать стереотипных действий ребенка с предметом-заместителем, нужно использовать один и тот же предмет в разных игровых действиях. В то же время в игре детей должны присутствовать сюжетные игрушки, реальные предметы. Необходимо, чтобы ребенок был включен в игровую ситуацию, захотел ее продолжать, даже если не обнаружит необходимых предметов. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка), а затем как основные. По мере развития активной речи использование предметов-заместителей становится более осознанным. Например, ребенок надевает на голову кольцо — это «шляпа», придерживает его на боку — «карманчик», повесит на руку — «сумочка», тянет колечко по столу — «машина» и др. |
Стимулировать словесное обозначение игровых действий | Словесные неоднократные комментарии взрослого делают понятным для ребенка условное действие. Взрослый побуждает ребенка самостоятельно называть производимые действия: «Чем ты свою куклу кормишь? Это у тебя хлеб?» | |
Осуществлять игровое действие с воображаемым предметом | Когда ребенок освоил действия «понарошку», наряду с предметом-заместителем в игру включается и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (причесываться расческой, которой нет, брать воображаемое яблоко). После усвоения действий необходимо провести усиление воображаемого действия за счет детализации. Нужно, также, сопровождать речью действия, производимые с воображаемым предметом. | |
Способствовать направлению детьми игровых действий не только на кукол, но и на себя | В такой игре можно обойтись без игрушек-персонажей. Например: воспитатель ставит несколько стульчиков, говорит, что это автобус и предлагает желающим поехать с ним в лес. Педагог придумывает несколько игровых ситуаций, стимулирующих развертывание условных действий с заместителями и воображаемыми предметами. | |
Развивать элементарное взаимодействие детей в рамках общего сюжета | Участвуя в игре, воспитатель развертывает сюжет таким образом, чтобы действия ребенка адресовалось сверстнику: развертывая «кормление» кукол, просит ребенка помочь, поделиться, передать что-либо другому ребенку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное недельное планирование учебно-воспитательной работы во второй группе раннего возраста.
Примерное недельное планирование учебно-воспитательной работы во второй группе раннего возраста по ФГОС...
Статья "Технология сюжетно-ролевых игр во второй группе раннего возраста"
Дошкольное детство - большой о резок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...
Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в старшей группе
Разработана система работы над сюжетно-ролевой игрой в старшей логопедической группе...
Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская"
Перспективный план развития сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" для второй младшей группы...
Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры "Магазин"
Перспективный план развития сюжетно-ролевой игры "Магазин" во второй младшей группе...
Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте
Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте...
Примерное перспективное планирование проведения сюжетно-ролевых игр на тему: «Семья» во второй младшей группе.
Примерное перспективное планирование проведения сюжетно-ролевых игр на тему: «Семья» во второй младшей группе....