Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей и подготовительной группах.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр по месяцам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей и подготовительной группах.
Есина М.А. воспитатель 1 категории
Сюжетно ролевая игра «Супермаркет»
Старшая группа | Подготовительная группа | |
сентябрь | 1.Беседа «Что такое магазин? Цель: уточнить знания детей о специфике работы магазинов, об их назначении, о работе продавцов, кассиров. 2.Игра «Магазин» Цель: Вызвать у детей интерес к профессии продавца, учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телепередач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. Формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. | 1.Беседа «Откуда берутся товары в магазинах». Цель: помочь детям на доступном уровне осознать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги», что стоимость товара зависит от его качества. 2.Игра “Путешествие товаров”. |
октябрь |
Рассматривание иллюстраций товаров, которые украшают наш быт. Изготовление сувениров из оригами. 2.Игра «Магазин» Задачи: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей, ввести понятия: «продукты питания», «посуда», «бытовая химия». Самостоятельно распределять роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, учить рассортировывать товары по отделам –– продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. |
1.Знакомство с деньгами. Цель: Познакомить детей с экономическими понятиями "деньги", "цена", денежными знаками Российской Федерации, уточнить их назначение. Формировать умение соотносить товар с определенным количеством денег. Продолжать учить решать простые задачи на вычитание и раскладывать число на два меньших. Познакомить с понятием «валюта», а так же , какие деньги имеют хождение в разных странах, какого назначение денег, откуда они берутся, закрепить знания о возникновении металлических денег, с помощью взрослого узнать, что служило деньгами для древних людей, стимулировать активность детей, раскрыть главный смысл обращения с деньгами и научиться или пользоваться. |
ноябрь
| 1.Д\И «Опиши овощи и фрукты». Цель: учить детей описывать овощи и фрукты, называть цвет, форму, вкус. 2.Игра «Овощной магазин» Цель: Воспитывать культуру общения, учить употреблять в игре вежливые слова, совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовать сюжетно-ролевые игры. Ввести понятие «экологически чистый продукт». | Игра «Детская ярмарка» Цель: Знакомство детей с простейшими экономическими терминами «прибыль», «стоимость», «товар», «бартер», «фермер», с понятием «ярмарка», а также с понятиями «наличная сумма, цена, сдача», учить определять сумму сдачи., развивать коммуникабельность, формировать у детей экономическое мышление путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, развивать умение считать |
декабрь
| 1.Знакомство с новой профессией – директор магазина. Рассказать, что директор организует работу сотрудников. Делает заявки на получении товара, обращает внимание на правильность и аккуратность работы. 2. Совместная игра (роль директора – воспитат.) Цель: дать образец взаимодействия директора с сотрудниками, учить детей выполнять правила игры в соответствии с взятой на себя ролью. Вводить в игру постройки и обыгрывать, разворачивая сюжет | 1.Знакомство с рекламой. Индивидуальные беседы с детьми о рекламе: что такое реклама, какая бывает реклама, для чего нужна реклама, какая реклама нравится, какая нет и т. д., знакомить с новой профессией «рекламный агент». Цель: Учить детей отражать свойства, особенности, достоинства определенного предмета, игрушки, книги: четко, кратко, выразительно, используя слова и словосочетания из современного языка. |
январь | Беседа "Мы были в магазине» Цель: продолжать знакомить детей с многообразием магазинов: продовольственный, промтоварный, книжный, хлебный, кондитерский. Дать понятие «Супермаркет». Развивать речь, обогащать словарь и представления детей о взаимоотношениях между людьми. | Игра «Бухгалтер». Цель: Закрепить знания об экономических терминах "выгода", "экономия", "бюджет". Дать представление о работе бухгалтера с показом иллюстраций, оборудования (счеты, калькулятор, компьютер). Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова (экономия, бюджет, бухгалтер, выгода). Воспитывать любознательность, умение самостоятельно принимать решения. |
февраль | Беседа: «Какие бывают книги» Цель: расширять представления детей о содержании книг, о том, что книги - это часть мировой культуры. Благодаря книгам развивается и сохраняется культура. С помощью книг люди узнают мысли и советы других людей, даже тех, кто живет далеко-далеко или жил давным-давно. Очень важно, чтобы каждый человек берег достижения культуры, умел их использовать и «добавлял» к ним по крупицам новые открытия. 2. Игра «Книжный магазин» Цель: учить создавать игровую обстановку, оборудовать витрины книжного магазина с учетом содержания книг, обогащать сюжет игры. | Игра «Супермаркет» Цель: Учить детей играть в новую игру "Супермаркет". |
март | Цель: развивать у детей умение самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, находить компромиссное решение, заинтересовывать своей идеей других детей, аргументировать свою точку зрения, уметь отстаивать ее в споре, познакомить с профессией «шеф – повар». | Сюжетно-ролевая игра "Магазин" Задачи: Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания об экономических понятиях. Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Закреплять умение соотносить товар с определенным количеством денег, формировать взаимоотношения сотрудничества. Воспитывать культуру речевого общения. |
апрель | Самостоятельная игра Цель: Учить детей отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденное ими во время экскурсий и в процессе наблюдений, передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе игры (радость, удивление, огорчение) |
|
Сюжетно ролевая игра « Салон красоты»
Старшая группа | Подготовительная группа | |
сентябрь | Игра: «Парикмахерская» Задачи: познакомить детей с профессией парикмахера, объяснить, что это нужная, но нелегкая работа (все свое рабочее время парикмахер проводит на ногах, да еще в помещении, где работают с краской, включенными фенами), воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д. | Игра: «Салон красоты» |
октябрь | 1.Игра «Мужской зал» Задачи: закреплять и расширять знания детей о специфике работы мужского мастера (подстричь, побрить, придать красивую форму бороде). Учить передавать в игре характерные отношения между людьми, не нарушать логическую последовательность действий. | 1.Игра «Салон красоты», моделирование причесок. Задачи: познакомить с профессией модельер причесок, развивать творческую фантазию. Показать внешнюю красоту человека (аккуратность, скромность), соответствие прически стилю жизни, намеченному мероприятию, активизировать словарь: «гармония», «стиль», «пропорция», «укладка». Формировать у детей умение играть в коллективе сверстников. |
ноябрь | 1.Игра «Женский зал» Задачи: закрепить и расширить знания детей о специфике работы женского мастера ( стрижка, завивка, химическая завивка волос, окраска и т.д.), формировать умение распределять роли. Выполнять игровые действия, объединенных одним сюжетом. | 1.Беседа «Косметолог – это кто?» Задачи: дать детям представление о работе косметолога, сравнить с работой врача (лечит кожу лица) 2.Игра «Косметический салон» Задачи: знакомить со спецификой работы, профессиональными действиями, знакомить с понятиями «маска для лица», «массаж», «косметика», «макияж». Формировать умение творчески развивать сюжет игры. |
декабрь | Игра «Маникюрный кабинет» Задачи: познакомить детей с профессией «маникюрщица», объяснить, что профессия требует очень сильно развитой сосредоточенности и большого внимания, так как работа без этих навыков практически невозможна. Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. | 1.Знакомство с профессией «Визажист». Задачи: познакомить со спецификой работы визажиста (корректировка и зрительное улучшение контура лица с помощью макияжа ), уточнить знания о косметических средствах, познакомить с последовательностью наложения макияжа. Воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
январь | Самостоятельные игры Задачи: Учить детей осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность, самостоятельно организовывать игровую обстановку, придумывать сюжет игры, распределять роли, уступать друг другу. | Самостоятельные игры Задачи: Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счёт осмысления профессиональной деятельности взрослых. |
февраль | Игра «Кукла собирается в гости» или «Мы идём на утренник». Задачи: Развивать способность обогащать игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики, внесение предметов заместителей). Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, предоставлять детям возможность реализовать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей в соответствии с их желаниями, побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы (изготовление игрушечных бигудей, «цветочков» на резиночках, квитанций). Использовать предметы - заместители (карандаш - фен для волос, кубики - флаконы с лаком …). | 1.Игра «Конкурс красоты» Задачи: Совершенствовать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. Раскрыть смысл деятельности специалистов салона красоты. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус, ввести понятие «гримерная». |
март | Самостоятельная игра Цель: дать детям возможность выбора ролевой игры, развивать самостоятельность, воспитывать Коммуникабельность, развивать творческую инициативу, способность самостоятельно создавать и реализовывать творческие замыслы. | |
апрель | Объединенная игра «Семья и Салон красоты» Цель: расширять сюжет игры, учить в игре передавать взаимоотношения людей, распределять роли и до конца придерживаться их, согласовывать свои действия друг с другом.
| Самостоятельная игра Цель: дать детям возможность выбора ролевой игры, побуждать к совмещении игр, формировать правильные взаимоотношения между играющими, учить спокойно в вежливой форме высказывать несогласие с предложениями сверстников. |
Сюжетно ролевая игра «Шоферы»
Старшая группа | Подготовительная группа | |
сентябрь | 1.Наблюдения за машинами на улице. Наблюдение за играми детей подготовительной группы и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Пешеходы и такси». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?». | 1..Беседа «Транспорт» Задачи: упорядочить и систематизировать знания детей о разнообразии транспортных средств. Совершенствовать умение группировать и сравнивать различные виды транспорта по среде передвижения: наземный, водный, воздушный. |
октябрь | 1.Чтение сказки А. Седугиной «Разговор машин» Задачи: формировать представление о специальном транспорте, его сигналах и назначении. Предложить подумать какую машину милиционер пропустил первой, второй, третьей, четвертой. Почему? Изготовление атрибутов к игре «Шоферы» 2.Наблюдение за деятельностью шофера. Они должны направляться педагогом и сопровождаться его рассказом, объяснением. Очень хорошим поводом для первого детального знакомства детей с работой шофера может служить наблюдение за тем, как в детский сад привозят продукты. Желательно организовать постоянное общение с шофером, который привозит продукты в детский сад. Дети наблюдают за его работой, помогают разгружать машину. | 1.Игра «Автосервис» Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, расширить знания детей о том из чего состоит машина, где можно отремонтировать машину, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин - автослесарь (несет большую ответственность за безопасность владельцев автотранспорта, который прошел через его руки) Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей |
ноябрь | 1.Беседа на тему «Что мы знаем о машинах» Цель: уточнить знания детей о назначении различных машин, о специфике работы водителей, подчеркнуть необходимость данной профессии. 2.Веселое путешествие Цель: познакомить детей с профессией водителя, воспитать уважение к этой профессии, расширить словарный запас детей, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мирится, уступать, убеждать; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Учить детей играть с использованием построек, созданных из стульев («Машина», «Автобус»). | Игра «Автозаправка» Цель: Знакомить детей с работой транспорта, трудом транспортников: шофер, оператор, диспетчер, бензозаправщик. Дать знания о том, что шоферы перевозят большое количество пассажиров, доставляют различные грузы в города и села нашей большой страны, чтобы машины вышли в рейс и своевременно доставили грузы, их ремонтируют, чистят, смазывают, заправляют топливом. Расширить представления детей о труде транспортников, об общественной их значимости. Объединить с играми «Супермаркет» - «Станция техобслуживания». |
декабрь | Самостоятельные игры Цель: Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования. | Игра «Мы – конструкторы» Цель: формирование интереса к моделированию наземного транспорта из различных материалов, развитие творческих способностей в конструировании, развивать умение выбирать объекты и материалы, способы и последовательность работы. |
февраль | 1.Конструирование из строительного материала «Гараж для нескольких автомашин», «Грузовой автомобиль» с последующим обыгрыванием построек. Подвижная игра «Цветные автомобили» 2. Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Цель: Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать также добросовестно, ответственно, как и взрослые, заботиться о сохранности техники. | 1.Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад». Чтение художественной литературы на тему «Ребенок и улица». 2.Игра «Мы по улице идем» Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, об ответственности водителей и пешеходов на дороге, продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, продолжать знакомить с дорожными знаками. |
март | Игра «Шоферы» Связать с играми «Магазин», «Скорая помощь» Цель: закрепить и расширить знания детей о социальных отношениях шофера с другими людьми, осуществлять ролевое взаимодействие, Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовать сюжетно-ролевые игры. | 1.Рассматривание макета светофора, рассказ воспитателя о назначении светофора. Конструирование из бумаги «Светофор», дидактические игры: «Собери светофор», «Машины и светофор» 2.Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы». Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый, жезл. |
апрель | Игра «Дорога» Цель: Закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней, развивать внимание, память, мышление, развивать речь детей, активизировать словарь: существительные: пешеход, переход; | 1.Игра «На дорогах города» Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф». Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны. |
май | Игра «Поездка в городском транспорте" Цель: моделирование отношений между людьми в городе и в транспорте; направлять творческую деятельность детей; напоминать о правилах поведения на улице и в транспорте; оказывать помощь в диалоговом общении детей, активизировать словарь: «проездной», «кондуктор», «место для инвалидов». | Игра: «Инспектор ГИБДД» Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. |
Сюжетно ролевая игра « Летчики. Космонавты»
Старшая группа | Подготовительная группа | |
сентябрь | 1.Беседа о воздушном транспорте, его значимости и важности. Рассказать, что воздушными машинами управляют летчики, штурманы, радисты, за пассажирами ухаживают стюардессы. Задачи: расширить и уточнить знания детей о профессиях летчика, штурмана, радиста, стюардессы, метеорологов, о работе наземных служб связи и метеорологов, работников аэродрома. 2.Игра «Авиация» Цель: расширять диапазон ролевых игр на примере пассажирского авиалайнера, ввести дополнительные роли, совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовать с/р игры. | 1.Рассматривание иллюстраций о летчиках и космонавтах, космических кораблях, орбитальных станциях. Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Кто первым покорил космос? 2. Просмотр слайдов или видеофильма о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине, о космонавтах, о космическом городке. |
октябрь | 1.Рисование и аппликация на тему «Воздушный транспорт». Изготовление моделей самолетов. Пускание бумажных самолетиков. Оформление выставки рисунков. 2.Приготовить атрибуты: шлем, планшет, карту, наушники, модель самолета. | Игра «Космодром» Цель: расширять знания детей о том, что космодром это комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки и запуска космических аппаратов, включает в себя техническую позицию, стартовый комплекс и обслуживающие объекты (вычислительный центр, оборудование для хранения топлива, производства жидкого кислорода и водорода), ввести понятия «испытатель», «техник», «обслуживающий персонал – служащие военно- космических сил», Центр управления полетом. Именно отсюда проводится управление всем космодромом и его отдельными объектами. Центр управления полетом оснащен самой современной аппаратурой. |
декабрь | Игра « Путешествие на самолете» Цель: расширить знания детей о воздушных видах транспорта, о назначении самолета, о способах обслуживания самолета, научить видеть красоту земных пейзажей, воспитать уважение к профессии летчика, отметить - смелость, отвагу, решимость, образованность, физическая подготовка, расширить словарный запас детей: «самолет», «летчик», «стюардесса», «полет» «штурман», «радист», «авиадиспетчер», «метеосводка», «планшет». | Игра «Космонавты» Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос», ввести понятие «барокамера», «центр управления полетом», «конструктор», « генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры». Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты. |
январь | 1.Чтение художественной литературы: И.Винокуров «На аэродроме», «Кто водит самолет», «Много дел у наших летчиков ,(из книги «Самолет летит») 2. Совместить игру «Военные летчики» с игрой «Парашютисты» Цель: познакомить детей с парашютным видом спорта, воспитывать смелость, ловкость, уверенность, расширить словарный запас: «парашют», «приземлиться», «полет», «прыжок», «кольцо», «катапульта», учить совмещать сюжеты игр. | Игра «космическое путешествие» Цель: Рассказать о сообщении с призывом о помощи с неизвестной планеты, которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам, попавшим в беду, помочь детям с помощью краткого, логичного заключения выстроить последовательность действий в процессе игры, развивать фантазию. |
февраль | 1.Чтение художественной литературы Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой | Игра «Приключение в космосе» Цель: развитие воображения, учить детей управлять своим поведением, считаться с чужим мнением, быть не только командиром, но и подчиненным, не бояться трудностей, твердо идти к намеченной цели. |
март | Игра «Космонавты» Цель: учить детей воплощать в игру полученные знания о космосе и космонавтах, Оборудование: Ракета с пультом управления, микрофон, наушники, подзорная труба, фотоаппарат, планшет, блокноты, скафандры, пакеты со специальной едой, карта звездного неба, стенд с фотографиями космонавтов. | Игра «Космическая станция» Цель: расширить знания детей о космосе, о науке, изучающей окружающий мир, дать представление о спутниковой связи, стимулировать познавательную активность, воспитывать чувство гордости за достижения страны в освоении космоса, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков в поиске, обработке и передаче информации.. |
апрель | Беседа о космонавтах Рассказать детям, что космонавты — люди особые, они работают в космическом доме, куда прилетают на ракете; в космическом доме есть «прихожая», где хранятся скафандры, рабочий отсек (столы для работы, стадион для тренировок, кухня, медицинский кабинет), кладовая для горючего. Что такое невесомость и как она влияет на жизнь и работу людей в космосе. Оборудование: Ракета с пультом управления, микрофон, наушники, подзорная труба, фотоаппарат, планшет, блокноты, скафандры, пакеты со специальной едой, карта звездного неба, стенд с фотографиями космонавтов. | Игра «Научная космическая экспедиция» Задачи: расширять знания детей о исследовании космоса в научных целях, познакомить с новыми профессиями «космобиолог», «космозоолог», исследователь, «переводчик», продолжить обогащать ролевое взаимодействие в игре. |
май | Игра «Космическое приключение» |
Сюжетно ролевая игра «Моряки»
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
октябрь | Беседа на тему: «Что мы знаем о кораблях?» Задачи: уточнить знания о профессии моряков, о назначении кораблей.
| Беседа « Труженики моря» Задачи: продолжить формировать представление о необходимости функционирования моряков флота, работников мореходства. Провести классификацию кораблей, расширить знания о пассажирском и транспортном мореходстве, расширить словарный запас: «баржа», «вахта», «курс», «трюм», « штурвал», «палуба», «шлюпка», «дисциплина». Отметить, что профессиональные знания матроса обширны. Он должен уметь пользоваться спасательными средствами и управлять шлюпками, осуществлять прием и передачу сообщений посредством световой и флажной сигнализации, выполнять малярные, такелажные и парусные работы. | |
ноябрь | Беседа «Кто работает на корабле?» Задачи: расширять знания о том, что на корабле работают люди разных профессий: повар, механик, капитан, боцман, радист, матросы, машинист. Каждый из них выполняет определенную работу. Капитан корабля принимает окончательное решение по всем вопросам, будь то выбор курса, внеплановый ремонт, внештатная ситуация на борту. Он руководит действиями команды, решает проблемы с закупкой продовольствия, погрузки товара, согласует время прибытия в порты, обеспечивает своевременную дозаправку судна горючим и т.д. Капитан разбирается во всем, начиная от устройства корабля и его технического оснащения и заканчивая юридическими тонкостями оформления документов. Всегда нужно быть готовым к любым неожиданностям. | Игра "Морские путешествия" Цель: Расширять диапазон детский игр; учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли по ходу игры и игровые действия); помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации, учить называть свою роль, изображать события, расположения играющих (море, корабль, палуба, плывем к волшебным островам). | |
декабрь | Рассматривание иллюстраций «Обитатели морей» Задачи: знакомить детей с животным миром морей. 2.Игра «Рыбаки» Задачи: знакомить с новой профессией моряков, объяснить, что это интересная, но нелёгкая профессия, чтобы преуспеть в ней нужно любить море, не бояться физических нагрузок, тяжёлых условий труда, быть готовым работать в любое время дня и ночи и в любую погоду. Эта профессия привлекательна тем, что она нужна людям. Без рыбаков человечество лишилось бы вкусной и полезной рыбы и других морепродуктов. Учить самостоятельно придумывать сюжет игры распределять роли, определять, что понадобится для игры. | Сюжетно-ролевая игра "Круиз" Цель: Закрепить в игре экономические понятия "бюджет", "экономия", "выгода", "заработная плата", "затраты", знания о природно-климатических зонах (тропики, пустыня, горы). Продолжать учить выполнять роли в соответствии с сюжетом, используя атрибуты и строительный материал. Развивать творческое воображение. Воспитывать культуру речевого общения. Предварительная работа: Подготовка экскурсоводов, рассматривание схем кораблей. Материал: атрибуты для игр "Моряки", "Буфет", крупный строительный материал. Роли: капитан и команда корабля, группа туристов и руководитель группы, кассир, продавец буфета, экскурсоводы, строители. | |
январь | Знакомство с профессией «Водолаза». Задачи: расширять представление детей о людях. которые работают на море, о необходимости профессии водолаза. Профессия водолаза считается самой опасной и тяжелой из всех (даже в сравнении с профессией космонавта). Поле деятельности водолаза весьма обширно – ведь любую работу в недрах водной стихии могут выполнять только они. Водолазы оказывают экстренную помощь в случае аварий судов, спасают людей, поднимают со дна суда и любую затонувшую технику. Но больше всего водолазы заняты на так называемых подводно-технических работах: строительство, ремонт и обслуживание подводных частей всевозможных сооружений: гидроэлектростанций, шлюзов, нефтяных платформ, набережных, тоннелей, метро; прокладка и ремонт под водой газопроводов, труб, кабелей; очистка, углубление дна акваторий и т.п. | Чтение рассказа С.Сахарова «Два радиста» Задачи: познакомить детей с профессией людей спасательского судна, поискового вертолета, учить передавать в игре взаимоотношения людей, попавших в трудную ситуацию, отражать сложность действий людей при спасении пострадавших, возбуждать у детей сострадание и желание к людям, которым необходима помощь, познакомить детей с профессией радиста, подчеркнуть необходимость данной профессии, связать игру с игрой «Кораблекрушение» | |
февраль | Игра «Моряки – пограничники». Цель: учить самостоятельно придумывать сюжет игры, распределять роли, воплощать замысел игры путем решения нескольких игровых задач. | Игра «SOS!» | |
март | 1.Чтение произведения В. Маяковского «Это книжечка моя про моря и про маяк». Задачи: вызвать у детей желание и способность оказывать людям помощь, воссоздать героический образ в игре, ввести слова «маяк», | Игра «Военный корабль» Цель: расширять знания детей о назначении военных кораблей, развивать интерес и уважение к защитникам Родины, учить самостоятельно придумывать сюжет, проигрывать несколько взаимодополняющих ролей, связанных одним сюжетом. | |
апрель | Ролевая игра по желанию детей. Задачи: сориентироваться на знания и желания детей, отработать последовательность сюжета, распределение ролей на основе доброжелательного, товарищеского взаимопонимания. | Игра «Ледокол» Цель: познакомить детей со спецификой работы моряков на Севере. (Обыгрывание ситуации «доставка груза на метеорологическую станцию»), развивать интерес к совместным играм, развивать организаторские способности детей, умение обсудить замысел, прислушаться к мнению товарищей. | |
май | Игра: «Кругосветное путешествие» штурвал, бинокль, карта мира. |
Сюжетно - ролевая игра «Туристическое агентство»
Старшая группа | Подготовительная группа | |
декабрь январь | 1.Беседы «Куда я хочу отправиться в путешествие», составление рассказа на тему «Где мы отдыхали», рассматривание карт городов, глобуса, изготовление билетов для путешествия поездом, самолетом, схем расписания движения транспорта, банковских кредитных карт, путевок. | Игра «Туристическое агентство» Цель: Расширять представление о труде людей, работающих в сфере туризма, ввести понятия: директор агентства – руководит, налаживает контакты с туроператорами, менеджер по туризму (топ-менеджер) - работает с клиентами, выбирает направления маршрутов, заказывает места в гостиницах, билеты на самолет, поезд, курьер - оплачивает путевки, привозит, увозит документы, билеты, кассир - продает билеты на поезд, самолет, автобус. |
февраль | 1.Игра «Юные путешественники» Цель: закреплять знания о своем городе. Дать знания о своеобразии труда людей, работающих в туристических агентствах. Познакомить с современными способами путешествий с помощью туристического агентства. Воспитывать желание и интерес к путешествию по Родине, ввести понятие «экскурсовод» Оборудование: макет компьютера, игрушечные микрофоны, видеокамеры, сотовые телефоны, фотоаппараты, путёвки (карточки с аппликативным изображением достопримечательностей городов) Наборы открыток, фотографии, иллюстрации, плакаты, книги, посвященные достопримечательностям городов | Игра «Турпоездка». Цель: побуждаем детей вносить большее разнообразие в игру, активизировать воображение детей, побуждать к самостоятельности в умении выбирать маршрут путешествия, обращать внимание на рекламу туристических агентств, использовать по необходимости банковские кредитные карты, созваниваться с менеджером по туризму, Изготовление на занятиях по изобразительной деятельности эмблемы турагентства, бейджиков для сотрудников, вывески. |
март | 1.Игра «Едем в отпуск» Цель: Вызвать интерес к путешествиям. Расширять представление о труде людей, работающих в сфере туризма. Активизировать словарь - агентство, туризм, гостиница, курьер, достопримечательность, путёвка, клиент, страховка, реклама. | Игра «Путешествие в жаркие страны». Цель: вызвать интерес к путешествию способствовать расширению представлений дошкольников о стране, мире, закрепить полученные ранее понятия. Сотрудники туристического агентства предлагают клиентам отправиться на новогодние каникулы в тёплые страны. Менеджер оформляет путёвки, заказывает билеты на самолёт. Во время полёта стюардесса демонстрирует пассажирам видеофильм об обитателях южных морей. По приезде в страну туристов встречает представитель агентства, он проводит инструктаж о правилах безопасного поведения на пляже. Туристы осматривают достопримечательности, покупают сувениры, занимаются дайвингом, фотографируют морских обитателей. |
май | Игра «Космические туристы» Цель: Сотрудники турагентства предлагают клиентам стать космическими туристами. Для этого необходимо пройти медицинское обследование. Менеджер турагентства проводит инструктаж (предупреждает об опасности путешествия, рассказывает об особенностях полёта и состоянии невесомости). Туристы, прошедшие обследование и ответившие на вопросы инструктора (руководителя полёта) по теме «Космос», отправляются в космический полёт вокруг Земли. Сопутствующая деятельность. Рассматривание иллюстраций по |
Сюжетно – ролевые игры: «Почта - России», «Телеком».
Старшая группа (игра «Почта») | Подготовительная группа (игра «Телеком») | |
октябрь | Чтение «Почты» С. Маршака Задачи: уточнить знания о том, что делают на почте и кто на ней трудится; расширение словаря (бланки, печать, штемпель, адресат, корреспонденция, главпочтамт, индекс, почтовый ящик). Изготовить атрибуты. Конверты, бланки, штамп, журналы, открытки, сумки для почтальона, телефон-автомат, переговорный пункт. | Беседа «Для чего нам нужен телефон». Чтение дет. энцик. «Откуда взялся телефон». Д/игра «Профессии». Инсценировка стих – я К.И.Чуковского «Телефон». Знакомство с профессиями, имеющими отношение к телефонной компании. Изготовление поздравительных телеграмм к предстоящим праздникам. Изготовление атрибутов к с/р. игре «Телеком»: телефонов, кассовый аппарат. |
ноябрь | Игра «Почта» Цель: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Ролевые действия: почтальон берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; опускает корреспонденцию в почтовый ящик. Клиент - отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; соблюдает правила поведения в общественном месте, занимает очередь. Оператор отправляет денежные переводы, посылки; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы шофер - подвозит на почту новые газеты, журналы. | Игра «Переговорный пункт». Цель: Уточнение представлений о работе оператора, связисте. Беседа о значимости труда работников переговорного пункта. Сл. игра «Испорченный телефон». Изготовление атрибутов к игре: компьютер, деньги, квитанции, чеки. Рисование на тему «Что я видел в Телекоме». Конструирование и аппликация «Мой веселый телефон». |
декабрь | Почта Цель: расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитать уважение к труду работников почты, умение внимательно выслушать клиента, в вежливой форме обращаться друг с другом, расширить словарный запас детей: «посылка», «бандероль», «журналы», «почтальон». Познакомить с профессией зав.почты - контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание.
| Игра «АТС» Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, пользоваться предметами - заместителями, создавать необходимые постройки, активизация словаря: АТС – переговорный пункт, оператор – кассир, связист. Объяснить, в чем заключается их работа (обслуживание телефонной и мобильной сети; начальник - заключает договора с другими компаниями и клиентами, следит за исправной работой подчиненных; оператор - кассир - принимает заказы на переговоры, телеграммы, платежи за услуги телефонной компании; связист - устраняет неисправности в телефонной сети, устанавливает домашние телефоны). |
февраль | Игра: «Напишем письмо бабушке» Задачи: дать образец написания письма, адреса. Уточнить какой путь проделывает письмо от отправителя до адресата, сколько людей прикладывают свой труд, чтобы почта попала по назначению, связать с играми «Семья», «Шоферы», воспитывать уважение к труду работников связи | Интеграция сюжетно-ролевой игры «Телеком» с другими видами деятельности Цель: Побуждаем детей к внесению большего числа изменений в игру. Учимся изменять свой замысел в соответствии с предложениями других участников игры. Активизировать воображение детей, добиваемся самостоятельного развертывания сюжета в процессе телефонных разговоров. Учимся преодолевать препятствия на пути достижения цели игры. |
Апрель | Игра: «Почтальон» Задачи: продолжать знакомить детей с профессией почтальона, закрепить знания о важности этой работы, особенно в сельской местности, помочь детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей | Самостоятельные игры Цель: учить детей самостоятельно организовывать игровую обстановку, придумывать сюжет игры, переносить в игру накопленные знания, отражать в игре социальные взаимоотношения людей. |
Сюжетно – ролевая игра «МЧС
Старшая группа | Подготовительная группа | |
октябрь сентябрь | Игра: «Пожарные» Цель: знакомить детей с профессией пожарных, их трудом, орудиями труда и их назначениями. Учить детей строить игру с предложенным сюжетом, ответственно относиться к порученной роли, выражать свое отношение к роли как к определенной жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость). Учить, в случае серьезной опасности, быстро реагировать на ситуацию, не теряться, звать на помощь или оказывать ее, стремиться к выполнению смелых поступков пожарных и четкого выполнения приказов, дружескому пониманию между играющими. | МЧС спешит на помощь Задачи: продолжать знакомить детей с необходимой работой МЧС, научить детей быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, воспитать смелость, ответственность, желание прийти на помощь людям, расширить словарный запас детей – «чрезвычайная ситуация», «трагедия», «несчастье», «пожар», «помощь». Оборудование: все необходимое для работы пожарника, медицинские инструменты, МЧС спешит на помощь |
ноябрь | Игра: «Пожарные» Цель: Совершенствовать и расширять игровые умения, побуждать самостоятельно создавать игровую ситуацию с использованием определенного подбора атрибутов. Развивать интерес к игре, воспитывать доброжелательные отношения. Закреплять полученные знания о труде взрослых. Формировать чувство гуманизма, активности, ответственности. Активизация словаря: пожарная часть, пожарные, жилет, каска, огнетушитель, гидрант, пожарный рукав, лестница, диспетчер, вызов, | Игра: «Отважные спасатели» Задачи: познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно, разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения в них. Например: ребенок – отважный спасатель, который может быть и врачом, и альпинистом, и пожарным, и водителем, другой - пострадавший. События освещают – тележурналисты и операторы. Учить детей находить выход из чрезвычайных ситуаций. |
январь декабрь январь | Самостоятельная игра Цель: Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры. | Игра: «Котенок попал в беду» Задачи: учить детей правильно ориентироваться в ситуации, знать номер службы спасения, знать свой адрес, код подъезда, уметь объяснять по телефону, совместить игру с игрой «Ветеринарная лечебница |
февраль | Самостоятельная игра Цель: Помочь детям создать игровую обстановку, наладить взаимодействия между играющими; формировать умение играть по замыслу, стимулировать творческую активность в игре. | Самостоятельная игра Цель: Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, создавать условия для творческого самовыражения детей. |
март | Игра: «Пожар в квартире» Цель: обыграть данную ситуацию, учить детей в игровой форме правилам поведения во время пожара, совместить с играми «Пожарные», «Семья». |
Сюжетно – ролевая игра «Ателье»
Старшая группа | Подготовительная группа | |
октябрь | 1.Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук». 2.Беседа : «Что можно сшить и из какой ткани?» |
Игра: «Костюмы к празднику». Задачи: Познакомить детей с трудом работников швейной промышленности. Воспитывать уважение к труду швеи, закройщика, расширять представления о том, что их труд - коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Оборудование:, наборы, содержащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции. |
ноябрь | Игра «Я работаю закройщиком». Задачи: Познакомить детей с трудом работников ателье, новой профессией- закройщицей, формировать знания детей о назначении и функции одежды для разных жизненных ситуаций, обогащать представления детей об одежде и её видах. | Игра «Художник – модельер». Задачи: познакомить со спецификой работы художника – модельера, развивать у детей фантазию, творческое воображение, эстетический вкус и эстетическое отношение к предметам одежды, аксессуарам. Формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, времени. |
январь | Игра «Швейный цех». Задачи: Продолжать знакомить детей с трудом работников ателье: закройщицей, швеёй. Дать детям понятие о различие труда закройщицы и швеи. Закрепить знания детей о названии тканей, побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни. | Игра «Неделя моды», Задачи: воспитывать чувство уважения и интереса к труду, развивать способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, знакомить с понятиями «модель», «манекенщица», развивать умение играть в коллективе, помогать друг другу, учить создавать рекламу своему делу. |
февраль |
Игра: «Шьём костюмы для кукол». Цель: Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость, активизация словаря: приёмная, стол закройщика, гладильная доска. Оборудование: набор тканей различной структуры, выкройки одежды, готовая кукольная одежда, самодельные журналы мод, утюг, швейная машина, плечики, сантиметр, мел, ножницы. | Ателье Задачи: формировать у детей представление о труде взрослых в ателье, на швейных фабриках, о работе модельеров, закройщиков, швей, отношение взрослых к своему делу, воспитать уважение к труду взрослых, желание аккуратно носить одежду, уметь шить иголкой, сшивать простые детали. Оборудование: иголки, нитки, выкройки, ткань, ножницы. |
март | Самостоятельная игра Цель: учить организовывать предметно-игровую среду и ролевое взаимодействие с учетом темы игры. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу). | Игра: «Мастерская по ремонту одежды» Задачи: учить детей воспроизводить в игре последовательную связь между различными видами работы, учить детей пришивать пуговицы, завязывать узелки, связать с игрой «Семья» |
май | Самостоятельная игра: Цель: учить детей моделировать игровое пространство в соответствии с игровым замыслом. Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования. Побуждать детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых в «магазине», «школе». |
Сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Школа»
(подготовительная группа)
с/р игра «Библиотека» | С/р игра «Школа» | |
сентябрь | 1.Экскурсия в библиотеку. Задачи: развивать интерес к книге. Потребность самостоятельно пользоваться книгой. Познакомить с работой библиотекаря, показать, что на каждого читателя в библиотеке заводится бланк, куда вносится название книги, которую он берет, развивать интерес к профессии. 2.Организовать выставку книг. Задачи: продолжать развивать интерес к книге, учить детей кратко рассказывать, о чем говорится в книге. | Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу». |
октябрь | 1.Подготовка читательских билетов, стендов для книг. 2.Самостоятельная игра Задачи: побуждать в игре при выдаче книг, записывать имена читателей, воспитывать культуру общения, закреплять навыки вежливости, развивать интерес к письму, развивать диалоговую речь. | Беседа: «Что мы знаем о школе» Задачи: обратить внимание на то, что в школе дети не только учатся, но и занимаются спортом, музыкой, танцами, любимыми делами, ввести понятия «перемена», «класс», Вызвать интерес к школе, желание учиться в школе. |
январь | В библиотеке Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал». | Игра «Первоклашка». Задачи: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя, расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д. Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания. |
февраль
| Игра: «Читальный зал» Задачи: познакомить детей с понятием «читальный зал». Учить самостоятельно распределять роли, вежливо общаться друг с другом. Соблюдать тишину в читальном зале. Побуждать к пересказыванию текстов. | Игра «Школа» |
март | Тематическая выставка на тему: «День защитников Отечества». Задачи: обратить внимание на то, что наша библиотека пополнилась новыми книгами, предложить библиотекарю познакомить читателей с тематикой новых книг, побуждать детей к перессказыванию текстов, развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий. | Самостоятельная игра Задачи: Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности. Учить детей объединять несколько знакомых сюжетно-ролевых игр ( «Семья» — «Школа»— «Библиотека») |
апрель | Самостоятельная игра Цель: Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телепередач, экскурсий, выставок. | Игра «Мед.кабинет» Задачи: познакомить с работой медицинского кабинета в школе, вспомнить понятия «профосмотр», учить детей до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий; способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры); создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры. |
май | Игра «На уроке». Задачи: воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, любовь к школе; развивать речь, творческую активность, умственную самостоятельность в решении практических задач; учить правильно вести диалоги. Показать, что работа учителя очень трудная и ответственная, потому что именно учитель дает первые знания будущим космонавтам, ученым, капитанам, металлургам, писателям, дрессировщикам, ткачам, водолазам, людям других профессий. Оборудование: карточки с картинками, слоговые таблицы, кубики, дуги, обручи, костюмы и атрибуты, соответствующие ролям. |
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Старшая группа | Подготовительная группа | |
сентябрь | Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» Задачи: систематизации и уточнения знаний, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его общения и деятельности. |
Составление рассказов на тему «Как я живу дома». |
ноябрь | Игра: «Семья» Задачи: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Закреплять умение детей играть в «Дочки-матери», расширяя сюжет, соединяя его с уже изученными сюжетами | Игра: «Дом, семья» |
декабрь | Игра: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы). Цель: Учить детей играть в сюжетно - ролевую игру, обыгрывать роли по сюжету. Развивать творческие способности, воображение, дружеские взаимоотношения друг к другу, умение решать проблемную ситуацию, учить детей участвовать в играх по семейной тематике, самостоятельно создавать игровое пространство для персонажей. Воспитывать интерес и желание играть в коллективе. | «Моя мама - дизайнер» Цель: Познакомить с профессией «дизайнер» (замысел, задумка. композиция), объяснить, что дизайн – это необычный взгляд на обычные вещи, развивать нестандартность мышления, фантазию, воображение, умение сочетать цвет и форму, знакомство детей с различными видами художественно – предметного творчества взрослых(дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, дизайн архитектурной среды) |
январь | Игра: « Выходной день в семье» | |
февраль | Игра: «Встречаем гостей» Задачи: расширить знания детей о семейных праздниках, о гостеприимстве, о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис». | Игра: «Помоги маме потратить деньги» Задачи: расширять знания о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Дать детям знания о том, куда тратятся семейные деньги. Приобрести новые экономические знания, умения и навыки. Воспитывать в детях умение быть бережливыми и расчетливыми. Учить детей объединять несколько знакомых сюжетно-ролевых игр («Семья» — «Супермаркет» — «Поездка в гости») |
март | Игра: «Мой папа строитель». Задачи: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал». | Мир театра Задачи: дать детям представление о разных видах театрального искусства: кукольном театре, театре драмы и комедии, настольном и пальчиковом театре, развивать и поощрять сочинительские способности детей, интерес к творчеству, воспитывать чувство уверенности, самостоятельности в творчестве. Оборудование: игрушки для настольного театра, билеты, касса. |
апрель | Игра: «Мы идем в зоопарк». Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, учить правилам поведения в зоопарке, расширить словарный запас детей. Роли: Строители (строят зоопарк), водители (привозят животных), грузчики, животные, работники зоопарка (ухаживают за животными), ветеринарный врач, кассир, посетители зоопарка. | Игра: «Всей семьей – в цирк» Цель: закреплять знания детей о назначении цирка: люди каких профессий работают там, для чего они это делают, воспитывать желание быть такими же смелыми, ловкими, жизнерадостными, расширить словарный запас детей: «цирковые артисты», «акробаты», «дрессировщики», «клоуны», «фокусники». Оборудование: атрибуты, необходимые для работы в цирке: для акробатов, клоунов, фокусников – мячи, шары, скакалки, обручи, ленточки, платочки и т. д. Афиша – приглашение на цирковое представление. |
май | Игра: «Детский сад» Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам. Закреплять умение входить в разные роли в одной и той же игре | «Фотоателье» |
Сюжетно – ролевая игра «Журналистика»
Старшая группа | Подготовительная группа | |
сентябрь | Рассматривание периодических изданий ; детских газет, журналов. Беседа: «Какие бывают газеты, для чего нужны газеты». Задачи: Познакомить детей с назначением газет, журналов. Развивать интерес к самостоятельному чтению текста, заинтересовать детей, выяснить их знания о труде журналистов. | Игра «Берем интервью» Цель: упражнять детей в умении задавать вопросы. формировать организаторские умения и навыки по определенным игровым правилам, объяснить, как можно получить информацию (Взять интервью, понаблюдать за работой, записать видеосюжет на камеру ).Учить организовывать предметно-игровую среду и ролевое взаимодействие с учетом темы игры |
октябрь
| Игра: «Я – репортер» Цель: продолжить закреплять знания детей о профессиях и трудовых действиях работников Дома печати, уточнить представление о работе журналистов, репортеров, фоторепортеров. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования. | Игра «Берем интервью» Цель: упражнять детей в умении задавать вопросы. побуждать детей творчески использовать в играх знания о жизни журналистов, репортеров, развивать способность совместно развертывать игру, согласовывать свой игровой замысел с замыслом сверстников, расширять словарный запас: «ноутбук», «плейер», «визитки», «ответственно», «правдиво». |
ноябрь | Игра «фоторепортер» Цель: познакомить детей с профессией ( качественно сфотографировать людей, объекты и быстро сделать фотографии). Расширять представления детей о профессиях, связанных с издательской деятельностью; познакомить с этапами трудового процесса по изготовлению газеты. | Игра «Мы – журналисты» (берем интервью у детей других групп после утренников, развлечений) Цель: вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за людей, работающих в этой профессии. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу). |
декабрь | Игра «Заметка в номер» (например о осени) Цель: Учить детей согласовывать свои действия в игре, разворачивать сюжет, развивать речь детей. Распределение ролей: воспитатель принимает на себя роль гл. редактора газеты, дети – журналисты, фотокорреспонденты, художники. «Гл. редактор»- (воспитатель) обсуждает со своими “сотрудниками” тему выпуска, и даёт им задания. «Журналисты» должны составить описательный рассказ об осени (признаки осени, жизнь птиц, животных в осенний период). «Художники» должны подобрать необходимые для зарисовки материалы (лист ватмана, карандаши, краски, фломастеры, трафареты). «Фотокорреспонденты» должны сделать “фотографии” (выбрать иллюстрации, картинки с изображением птиц: перелётных, зимующих). | |
январь | Игра «Срочный заказ» Цель: Привлекать детей к декоративно – оформительской работе, развивать художественно – творческие способности. Развивать у детей умение анализировать, выделять главное и второстепенное при обработке материалов. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений (редактор – корреспондент, художник). | |
апрель | Изготовление газеты «Ко дню рождения города» Цель: развивать познавательный интерес, любознательность, способствовать приобретению опыта исследовательской деятельности, включая умение её планировать. Овладеть такими формами речи, как речь–доказательство, речь–рассуждение | |
май | Игра : «Пресс - конференция» Цель: учить детей задавать вопросы, развивать речь, Продолжать формировать у детей умение разворачивать сюжет ролевой игры, связывать несколько действий на основе причинно-следственных зависимостей |
Сюжетно – ролевая игра «Больница»
Старшая группа | Подготовительная группа | |
сентябрь | 1.Беседа на тему: «Что я знаю о работе врача?» Цель: уточнить знания о профессии. 2.Рассказы детей из личного опыта «Как я посещал врача» Цель: уточнить знания детей о работе врачей разных профессий, развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. | 1.Беседа с детьми о назначении различных кабинетов в поликлинике, кто в каком кабинете был, какой врач принимал. 2.Игра «Терапевтический кабинет + процедурный» Цель: Учить детей самостоятельно создавать игровую ситуацию, подбирать атрибуты, ввести понятия «фонендоскоп», «укол», «процедурный кабинет», «кушетка», «лоток», обратить внимание на взаимоотношения детей в игре. |
октябрь | Игра «Получаем медицинскую помощь» Цель: знакомить детей с профессиями врача, медсестры, санитарки, воспитывать уважение к этим профессиям, воспитывать заботливое отношение к людям, расширять словарный запас детей – ввести понятия, «осмотр», «доктор», «медсестра», «поликлиника», «рецепт». | Беседа «Как оказать быструю помощь больному?» Чтение лит. произв. – Я. Забила «Ясочка простудилась», Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». |
ноябрь | Экскурсия в мед кабинет. Цель: Закрепить представление детей о необходимости мед. кабинета. Наблюдение за работой врача и м/с, их общением. 2.Совместное изготовление атрибутов к игре. Цель: Закреплять знания о мед. принадлежностях | |
декабрь | С\Р игра «Поликлиника» (роль м/с–воспитатель) Цель: расширить знания о том, что в поликлинике принимают врачи разных специальностей (принимают пациента, выслушивают, прослушивают, назначают лечение, дают советы, выдают больничный лист), познакомить с работой регистратуры и регистратора ( записывает больных на приём, выдаёт талон на приём и медицинскую карту). Дать образец общения врача и м/с, врача и пациента, закрепить этику общения в общественных местах, учить заботливому отношению к больным, учить детей самостоятельно распределять роли в игре. | Игра « Скорая помощь» |
Январь | Игра «Больница» | Игра «Профосмотр в д/с» Цель: учить проигрывать несколько взаимосвязанных ролей, объединенных одним смыслом, развивать интерес к совместным играм. Учить детей отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденное ими во время экскурсий и в процессе наблюдений. |
февраль |
1.Беседа о специализации лор –врача, специфике его работы. 2. Игра «На приеме у лор – врача» Цель: расширить знания о специализации врачей, обогащать игровое поведение детей, активизировать словарь «отоларинголог», «отит», «синусит», «гайморит», «ангина», «профилактика», «диагностика». Связать с игрой «Семья». | С\Р игра «Уход за больным». Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «уход», « тяжело больной», «капельница», «пастельный режим», «температура», «стационар». |
март | Игра « Посещение глазного врача» Цель: расширить знания детей о работе врача – окулиста ( лечит заболевания глаз, подбирает очки, проверяет зрение), расширять словарный запас: ввести понятия «офтальмолог», «лупа», «линзы», «косоглазие», «близорукость», «зрачки»,воспитывать заботливое отношение к своему здоровью. | Игра «Операционная». Цель: учить выполнять роль хирурга, самостоятельно организовывать игру, передавать в игре различные взаимоотношения, раскрыть роль операционной м/с в ассестировании доктору, развивать интерес и уважение к благородной профессии врача, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре. |
апрель | Игра «Аптека». | Игра «Травмпункт» Цель: уточнить знания детей о том, какие бывают травмы, где можно получить травму, куда необходимо обращаться, работа врача – травматолога, ввести понятии «накладывание гипса», «шина», «перелом», «обезболивающее», помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет. |
май | Ветеринарная лечебница» | Самостоятельные игры Цель: Формировать у детей умение разворачивать сюжет ролевой игры («Больница»), выстраивая действия в причинно-следственной зависимости (ребенок заболел, нужно вызвать доктора, выписать рецепт, а затем идти в аптеку, покупать лекарства) |
Перспективное планирование по сюжетно-ролевым играм в старшей и подготовительной группах.
№ п/п | Наименование игры | возрастная | Кол-во занятий в месяц | всего | ||||||||
Сен. | Окт. | Ноя. | Дек. | Янв. | Фев. | Мар. | Апр. | Май | ||||
1. | «Супермаркет» | 5-6 лет 6-7 лет | 1 1 | 1 1 | 2 1 | 1 1 | 1 1 | 2 1 | 1 1 | 1 - | - - | 10 7 |
2. | «Салон красоты» | 5-6 лет 6-7 лет | 1 1 | 2 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 - | 1 1 | - - | 9 7 |
3. | «Шоферы» | 5-6 лет 6-7-лет | 1 1 | 2 1 | 1 1 | 1 1 | - - | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 2 1 | 10 8 |
4. | «Летчики- космонавты» | 5-6 лет 6-7 лет | 1 1 | 1 1 | - - | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | - 1 | 7 8 |
5. | «Моряки» | 5-6 лет 6-7 лет | - - | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 2 1 | - 1 | 8 8 |
6. | «Тур. агентство» | 5-6 лет 6-7 лет | - - | - - | - - | - 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | - 1 | - - | 3 5 |
7. | «Почта России» | 5-6 лет | - | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 5 |
8. | «Телеком» | 6-7 лет | - | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 | 1 | 6 |
9. | «МЧС» | 5-6 лет 6-7 лет | 1 - | - 1 | 1 - | 1 - | - 1 | 1 1 | - 1 | - - | 1 1 | 5 5 |
10. | «Ателье» | 5-6 лет 6-7 лет | - - | 1 1 | 1 1 | 1 1 | - - | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 - | 7 6 |
11. | «Библиотека» | 6-7 лет | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 6 |
12. | «Школа» | 6-7 лет | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
13. | «Семья» | 5-6 лет 6-7 лет | 2 1 | - - | 2 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 2 1 | 1 2 | 11 9 |
14. | «Журналистика» | 5-6 лет 6-7 лет | 1 1 | 1 1 | 1 1 | - 1 | - 1 | - - | 1 1 | - 1 | - 1 | 4 8 |
15. | «Больница» | 5-6 лет 6-7- лет | 2 1 | 2 1 | 1 - | 1 1 | 1 1 | - - | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 10 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей группе
Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей группе...
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей и подготовительной группах Туристическая научно-исследовательская экспедиция «Юный эколог»
Развитие творческой инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре...
Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в старшей группе
Разработана система работы над сюжетно-ролевой игрой в старшей логопедической группе...
Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей и подготовительной группах компенсирующей направленности (коррекция зрения)
Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы....
Перспективное планирование по сюжетно-ролевым играм в подготовительной группе.
Перспективное планирование по сюжетно-ролевым играм в подготовительной группе....
Перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре в подготовительной группе
Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе....
Перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре в старшей группе
Совершенствовать умение играть в сюжетно-ролевую игру....