Статья " Применение ментальных карт при организации совместной деятельности с детьми в ДОУ"
статья

Залукаева Мария Дмитриевна

Современный мир и новые стандарты для педагогов предусматривают поиск новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик. Использование таких методик должно способствовать приобретению дошкольниками любознательности, активности; умению овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Одним из таких эффективных методов является использование ментальных карт. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ментальных карт при организации совместной деятельности с детьми в ДОУ

Современный мир и новые стандарты для педагогов предусматривают поиск новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик. Использование таких методик должно способствовать приобретению дошкольниками любознательности, активности; умению овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Одним из таких эффективных методов является использование ментальных карт.

Особенностью использования ментальных карт является то, что при их создании задействуются оба полушария головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова). Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям.

Что же такое ментальные карты?

Ментальная карта (ее еще называют интеллект- карта) - удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.

Как создать ментальную карту?

В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.

«Вытекающим» означает, что нужно задать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.

Особенности создания ментальных карт:

  • Используйте яркие цвета (психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы, коими и являются буквы, составляющие текст)
  • Тему ментальной карты необходимо располагать в центре страницы и выделить ее.
  • Применяйте иллюстрации (дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия)
  • Заполнять карту необходимо разборчиво и аккуратно, тогда вы сможете достигнуть максимального эффекта от ее использования
  • Работа при создании ментальных карт может проводиться как фронтально, так и индивидуально

Таким образом использование ментальных карт обладает следующими свойствами: наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная тема с многочисленными сторонами развития оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность и запоминаемость - хорошая интеллектуальная карта имеет эстетический вид, что способствует лучшему запоминанию информации.

Направление использования интеллект карт в ДОУ:

  • Сбор материала

Создание карты в ходе обсуждения темы. Например по теме «Домашние животные» , дети могут сначала выделить те животные которые они знают, а воспитатель добавит новый материал.

  • Закрепление и обобщение материала. Создание карты на этапе закрепления материала и подведения итогов. Например по теме «Времена года», сначала можно выделить какие времена года бывают, а затем отразить особенности каждого времени года.
  • Развитие связной речи. Составление рассказов.

Создание карты на этапе анализа произведения либо создания рассказа. Например, чтобы организовать пересказ сказки «Колобок», можно с помощью иллюстраций персонажей создать ментальную карту. В центр карты поместить главного героя и по ветвям расположить те персонажи, которые с ним контактировали (дед и баба, заяц, серый вол, медведь и лиса)

Подводя итог, хочется отметить, что при использовании ментальных карт в ДОУ у детей пополняется активный и пассивный словарный запас, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Выполняя ментальные карты дети развивают умение выделить главную мысль, умение составлять и распространять предложения, излагать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Птицы», рисование заваркой

Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленно...

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Мороженое» рисование с ватными дисками

Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленно...

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Животные жарких стран»

Конструкт составлен по познавательной деятельности - ознакомление с миром природы. Теме "Животные жарких стран" отводится неделя в апреле.  Это занятие разработано для детей средней группы, с исп...

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Букет для мамы», нетрадиционная художественная техника рисования

Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленности с ...

Технологическая карта-конструктор организации совместной деятельности с детьми

Предлагаемая Технологическая карта-конструктор организации совместной деятельности с детьми позволяет воспитателям и педагогам ДОУ легко и быстро составить собственное занятие с детьми дошкольного воз...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (КОНСТРУКТ) ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского

Знакомить ребенка со сказками как можно раньше. Начинать, конечно, надо с самых простых, постепенно переходя к сказкам с более сложным сюжетом. Дети быстро схватывают нить повествования, запоминают но...

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Приглашение в театр»

Возрастная группа:  старшая группа (от 5 до 6  лет)Форма НОД:   познавательно исследовательская деятельностьФорма организации: групповаяТехнология: технология эмоционально-чувствен...