Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Животные жарких стран»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Мухачёва Марина Леонидовна

Конструкт составлен по познавательной деятельности - ознакомление с миром природы. Теме "Животные жарких стран" отводится неделя в апреле.  Это занятие разработано для детей средней группы, с использованием презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Радуга»

Технологическая карта (конструкт)

организации совместной деятельности с детьми

Тема: «Животные жарких стран»

Выполнила Мухачёва М. Л.,

воспитатель 1 кв. категории

г. Невьянск, 2015г.

Технологическая карта (конструкт) совместной деятельности с детьми.

Тема: Животные жарких стран

Возрастная группа: 4-5 лет

Форма совместной деятельности: познавательная (ознакомление с миром природы)

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект:

  1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  2. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
  3. Федотова А. М. Познаём окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

Средства:

Наглядные: плакат «Идём в зоопарк», серия «Расскажите детям о животных жарких стран»

Мультимедийные: презентация «Животные жарких стран»

Литературные: загадки

Оборудование: набор животных жарких стран, магнитная доска.

Достижение образовательных результатов

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность: создаются ситуации для проявления детской инициативы и самостоятельности; дети самостоятельно выполняют игровые задания и проявляют инициативу в общении.

 Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и со взрослыми, участвует в совместных играх: воспитатель поддерживает конструктивное общение детей во время занятия, вовлекает в совместную деятельность.

Ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами игры: на занятии создаются ситуации для развития воображения, используются различные дидактические игры.

Ребенок владеет устной речью: дети выражают собственные мысли, участвуют в беседе с воспитателем.

 У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он владеет основными движениями: вовремя физминутки дети выполняют различные физические упражнения на преодоление утомления и развитие основных движений.

Ребенок способен к волевым усилиям: дети проявляют волевые усилия в процессе выполнения заданий, в соответствии с правилами, стараются выполнить задание точно, довести дело до конца.

Ребенок обладает начальными знаниями о природном мире, знаком с произведениями детской литературы: на занятии используются загадки, дети демонстрируют первичные знания названий животных, их характерные особенности внешнего вида.

Ребёнок проявляет любознательность: во время занятия дети активно отвечают на вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.

Задачи

Обучающие:

Расширять представления детей о животных жарких стран.

Показать характерные особенности животных, их повадки и образ жизни.

Учить детей узнавать и называть животных жарких стран и их детёнышей.

Воспитательные:

 Воспитывать любовь к животным, желание беречь их.

Развивающие: 

Формировать познавательный интерес к окружающему миру.

Развивать зрительное восприятие, наблюдательность и внимание.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

- Раз, два, три, четыре, пять подходи ко мне играть. Я загадки загадаю, а ты попробуй отгадать.

2. Д/и «Отгадай и покажи».

а) Вот так шея! Выше шкафа у пятнистого…(жирафа).

- Как вы догадались? (ответы детей, затем выставляю картинку)

- Можем мы изобразить жирафа? (дети показывают повадки животного).

б) В реках Африки живёт злой, зелёный пароход.

Кто б навстречу не поплыл, всех проглотит…(крокодил).

- По каким признакам вы догадались? - Покажем, как плавает крокодил.

в) Хобот длинный, пасть с клыками, ноги кажутся столбами

Ты узнал, кто это? (слон).

- Как вы догадались? - Как можно изобразить слона?

г) Полосатый, словно зебра, и усатый, будто кот, по лесным зеленым дебрям на охоту он идет.

(тигр).

- По каким признакам вы догадались?

Организует детей, концентрирует внимание, включает детей в образовательную деятельность.

Загадывает загадки, выставляет картинки.

Сосредотачивают внимание, отгадывают загадки, имитируют животных

Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация

- Молодцы ребята! Загадки отгадали, рассказали о животных, показали их повадки. Посмотрите, как много мы их выставили, ребята, а где же живут эти животные? (в жарких странах).

- Молодцы! Это действительно животные жарких стран.

- Какие вы знаете жаркие страны? (Африка, Индия, Австралия).

- А мы с вами живём в жаркой стране? (нет), тогда где мы можем увидеть животных жарких стран? (в зоопарке).

Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в зоопарк, чтобы больше узнать о жизни животных жарких стран.

- Итак, куда мы с вами отправляемся? Что мы там хотим увидеть? Для чего?

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами

Осознают и принимают поставленную задачу

Отвечают на вопросы

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Динамическая пауза

Чтобы попасть в зоопарк мы должны сесть на машину.

Дети едут на машине,   (ходьба в парах, держась        

Смотрят на дорогу,         за плечи предыдущего)

Слева постовой стоит,   (повороты туловища

Справа светофор горит.    влево-вправо)

Организация детей на динамическую паузу

Участвуют в динамической паузе и выполняют движения согласно стихотворению

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Основная часть

Расширение имеющихся представлений

Перед вами зоопарк,
Это дом для всех зверят.
По дорожкам мы пойдём,
И загадки там найдём.
Мы загадки отгадаем,
Со зверями поиграем.

В зоопарке звери живут в отдельных вольерах.            Подойдём к первому, взгляните на эту тень животного. Попробуйте угадать кому она принадлежит (Показ «тени» слона). Это слон. А вот и он. (2 слайд). Посмотрите и скажите какие части тела можно выделить у слона?

Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. (3 слайд) с его помощью слон втягивает (набирает) воду для питья или обливает себя в жаркий день. (Он пользуется им как душем, как лейкой). Хоботом слоны чувствуют запахи за несколько километров.  Смог бы слон прожить без хобота? А вот это бивни. (4 слайд) Как вы думаете, для чего они нужны слону? (Ответы детей). Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога. Огромными ушами слон обмахивается как веером, чтобы не было так жарко.

- Ребята, а какой у слона хвост? (хвост короткий, с кисточкой волос на конце).
Слоны очень любят воду (5 слайд) и, если есть поблизости река или озеро, обязательно зайдут искупаться. (6 слайд) Посмотрите целая семья слонов подошла к водоёму. Давайте назовём членов семьи. Как дети держатся за руку матери, так и слонята ходят, держась хоботком за хвост слонихи. (7 слайд)

Слонята держатся хоботком за мамин хвостик, чтобы не потеряться, а эти детёныши потеряли своих родителей. Давайте поможем им и получим от слонихи награду.

  Переходим к следующему животному. Вот его тень. Кто же это? (Показ «тени» бегемота). Это бегемот. (8 слайд) Это очень большое животное. Крупнее его на суше только слон.  Он большой, толстый, на толстых коротких ногах, кажется нам неповоротливым, неуклюжим. Шкура (кожа) у бегемотов толстая, а сами они тяжёлые. Но это только так кажется с виду (9 слайд), а на самом деле он быстро плавает в воде и бегает по суше. И в бою с ним вряд ли кто справится. Поэтому у него почти нет врагов. (10 слайд) Днём он лежит в воде, а птицы отдыхают на его голове и даже ловят с неё рыбу. Птицы и бегемот - большие друзья, потому что птицы склёвывают с его шкуры насекомых. После захода солнца бегемот выходит из воды и отправляется на поиски пищи. Питается он травой. Смотрите, как он разинул свою огромную пасть. (11 слайд) А кто изображён на этой картинке?

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чей хвостик?»
  Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать вот по этой тени. (Показ «тени» обезьяны). (Ответы детей). Это обезьяна. (12 слайд) Ребята какая шерсть у обезьян? (шерсть у них серо-коричневая, длинная, мягкая, шелковистая). Хвост длинный, передние лапы длиннее задних. (13 слайд) Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. (14 слайд) Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. (15слайд) Мамы обезьяны очень заботливые: купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных. В наших лесах обезьяны не живут, так как у нас холодная зима. Они живут в жарких странах, где нет снега и морозов. Живут они большими стадами (семьями) на деревьях, на землю редко спускаются (только напиться). Днём они переходят с места на место в поисках пищи, греются на солнце. Ночью отдыхают среди густых ветвей.

- Ребята, а что едят обезьяны? (едят плоды, сочные листья, молодые побеги растений, птичьи яйца, насекомых...)

-Ребята, а вы знаете, что обезьянки большие проказницы, ночью они пробрались к сторожу зоопарка и достали ключи от клеток зверей. Всю ночь звери веселились, менялись клетками, а к утру совсем растерялись, кто где живёт. Поможем животным найти своё место?

  Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка. Это животное трудно узнать по тени. Поэтому отгадать о ком пойдет речь вам поможет загадка.

Надели Коняшки
Полосатые рубашки.

Вы догадались? (Ответы детей). Это – зебра. (16 слайд) У каждой зебры полосатый узор на теле уникален и точно такого больше нет ни у одной зебры. Как вы думаете, зачем зебра полосатая? Ребята учёные говорят, полосы на шкуре зебры – это защита от мухи-цеце. Муха цеце - очень опасное насекомое, укус которой приводит к смерти. Мухи, которые летят и видят животное издали хотят на него, конечно, сесть и укусить, но при близком расстоянии насекомые приходят в некий ступор, видя ряд четких черных и белых полос, и именно это их и отпугивает. Также полоски зебры являются хорошей маскировкой от хищников. (17 слайд) Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго – устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами. (18 слайд) Маленькие жеребята рождаются не с черными полосками, как у взрослых особей, а рыже-коричневыми. После рождения жеребята уже через полчаса начинают ходит и пить мамино молоко.  А молоко, которым кормят зебры своих жеребят, имеет не белый, а розовый цвет. Зебры по своей натуре очень чистоплотные животные, зачастую можно заметить, как они чистят друг другу бока, плечи и спинку. Зебры спят не стоя, как все лошади, а лёжа. Люди много раз пытались приручить зебр, приучить их помогать человеку, как например, лошадь. Но ничего из этого не вышло. (19 слайд) Зебра не переносит на своей спине ни людей, ни грузы.

-Давайте попробуем их сравнить, найти сходства и отличия.

   А вот это животное угадать не сложно. Его длинная шея сразу выдает его. Как называется это животное? (Показ «тени» жирафа). (Ответы детей). Это жираф. (20 слайд) Жираф травоядное животное. Что это значит? Он может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие. Жираф выше всех других животных. (21 слайд) У него длинные тонкие ноги, узкая грудь, длинная шея и маленькая головка с рожками. В основном, они спят стоя, иногда помещая голову между двумя ветками, чтобы не упасть. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. В этом положении жираф не может сразу же убежать, этим пользуются хищники и нападают на пьющих воду жирафов. (22 слайд) Еще жираф является рекордсменом по размеру языка -  его длинный и мускулистый язык черного цвета достигает длины до 50 сантиметров! С его помощью жираф ловко обдирает листья с деревьев, а еще может чистить свои уши!

- Ребята какая шерсть у жирафа? (шерсть пятнистая – покрытая пятнами). А для чего жирафу нужны пятна? Как вы думаете? (это защитный цвет. Эта окраска помогает жирафу спрятаться, укрыться от врагов).

(23 слайд) Живут жирафы стадами, разделенными на две группы: в одной мамы с детенышами, в другой папы.

-А сейчас вам предлагается выполнить такое задание: составить из частей целую картинку и определить, какое животное на ней изображено.

  Наша прогулка по зоопарку подходит к концу, но давайте напоследок задержимся возле этого животного. Вот его тень. (Показ «тени» льва). Узнали? (Ответы детей). Это лев. (24 слайд) Вы узнали его по густой гриве. Но такая грива бывает только у львов – пап, у львиц – мам гривы нет. Льва называют «царь зверей». Посмотрите, какой он мощный, красивый, с огромной лохматой головой и большими, сильными лапами с острыми когтями. От одного удара лапы падает бык. У льва рыжевато-жёлтая шерсть, она гладкая, короткая под цвет пожелтевшей травы, как песок, такой цвет хорошо скрывает от чужого взгляда. Хвост длинный, с пушистой кисточкой волос на конце. (25 слайд) Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодны или кто-то пытается его обидеть. Львы – хищники. Чем питаются львы? Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. (26 слайд) Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.

-Закончилось наше путешествие по зоопарку. Мы с вами возвращаемся в детский сад.

Показ темных силуэтных изображений животных.

Дидактическая игра «Угадай животное»

Показ

презентации «Животные жарких стран»,

рассказывание о животном

Организация взаимодействия в достижении результата

Дидактическая игра «Родители и детёныши»

Дидактическая игра «Чей хвостик?»

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Дидактическая игра «Найди сходства и отличия»

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Наблюдают, рассматривают, сравнивают.

Участвуют в обсуждениях, высказывают своё мнение, опираясь на презентацию.

Взаимодействуют с другими детьми и педагогом.

Участвуют в играх.

Самопроверка, исправление возможных ошибок.

Выполняют задания в соответствии с установленными требованиями

Классифицируют, слушают, сосредотачивают внимание

Сформированные представления.

Способность самостоятельно действовать

Любознательность, активность

Активизация словаря

Динамическая пауза

На машине ехали               (повороты руками,

В зоопарк приехали       которые «держат руль»)

Всех зверей объехали

И домой приехали.

Проведение физкультминутки

Участвуют в динамической паузе и выполняют движения согласно стихотворению

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Заключительный этап

Рефлексия

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Каких животных видели?  Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Что вам больше всего запомнилось?

Мы здорово потрудились, играли – молодцы. Животные зоопарка приготовили вам сюрприз. Вы сохранили награды, за правильно выполненные задания, давайте попробуем их соединить и посмотрим, что получится. Получился целый плакат, как фотография на память о том, где мы побывали и кого встретили.  Что можно сделать с этим плакатом? (можно рассматривать и рассказать о нашем путешествии)

Подведение итогов НОД

Высказываются по поводу полученной информации

Делятся впечатлениями

Осознание себя, как участника познавательного процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животные жарких стран

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Птицы», рисование заваркой

Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленно...

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Мороженое» рисование с ватными дисками

Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленно...

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Букет для мамы», нетрадиционная художественная техника рисования

Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленности с ...

Технологическая карта-конструктор организации совместной деятельности с детьми

Предлагаемая Технологическая карта-конструктор организации совместной деятельности с детьми позволяет воспитателям и педагогам ДОУ легко и быстро составить собственное занятие с детьми дошкольного воз...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (КОНСТРУКТ) ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского

Знакомить ребенка со сказками как можно раньше. Начинать, конечно, надо с самых простых, постепенно переходя к сказкам с более сложным сюжетом. Дети быстро схватывают нить повествования, запоминают но...

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Приглашение в театр»

Возрастная группа:  старшая группа (от 5 до 6  лет)Форма НОД:   познавательно исследовательская деятельностьФорма организации: групповаяТехнология: технология эмоционально-чувствен...