Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_individualnogo_marshruta.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра человековедения и физической культуры
Итоговая
практико-значимая работа
«Проект индивидуального образовательного маршрута для воспитанника на основе данных мониторинга освоения образовательных областей».
по курсу
«Деятельность педагогических работников
дошкольных образовательных организаций
в условиях введения и реализации ФГОС ДО»
(36 часов)
Слушатель: Морозова Галина Александровна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8».
г.Сергиев посад
Научный руководитель проекта: Н.Р. Яковлева,
преподаватель кафедры
МОСКВА
2016 год
Проект индивидуального образовательного маршрута для воспитанника на основе данных мониторинга освоения образовательных областей.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников, логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Обеспечение в дошкольном учреждении реализации индивидуально-образовательных маршрутов воспитанников – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ребенка. В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами воспитанников заметна положительная динамика качества обучения в группе, повысился уровень умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития, строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения. Использование индивидуальных образовательных маршрутов способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, что является педагогической поддержкой в коррекции речи конкретного ребенка.
Объект исследования: учебно-образовательный процесс воспитанника с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования: индивидуальный образовательный маршрут в познавательной деятельности воспитанника с особыми образовательными потребностями.
Для выполнения данного исследования поставлена следующая цель:
раскрыть специфику и разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением речи в дошкольном возрасте.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
-Изучить научную литературу по теме исследования;
-Выявить специфику индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушением речи;
-Раскрыть методику разработки индивидуального образовательного маршрута.
-Разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением речи.
Гипотеза исследования состоит в том, что, процесс коррекции ребенка с нарушением речи будет эффективен если:
-разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с учетом его диагностических данных;
-использовать различные методы и методики в исправлении ОНР.
В литературе тех лет утверждалось, что «в тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении и воспитании индивидуальный подход к отдельным детям, учитывает индивидуальные особенности ребёнка с целью вовлечения его в коллективную работу». (А. С. Макаренко). Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату.
Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе исследования данные подтверждают о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи систематически и целенаправленно использовать логоритмику, то это позволит активизировать фонетическую, лексическую, грамматическую, монологовую, диалоговую стороны речи связную речь в целом. На основе этих диагностических данных был разработан индивидуальный образовательный маршрут и применен на практике, представим в качестве примера фрагмент ИОМ Степана Л. В результате исследования связной речи Степан Л набрал 7 баллов.
В ходе диагностики были выявлены следующие проблемы :
-составление предложения по трем картинкам;
-пересказ рассказа был составлен по наводящим вопросам, связность изложения была нарушена;
-сочинение рассказа на основе личного опыта воспитанник не рассказал;
-рассказ-описание был составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображало многих его существенных свойств и признаков. Не отмечался какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания.
Индивидуальный образовательный маршрут Степана Л на срок с 01.02.2016г по 15.03.2016г.
Качество личности | Характеристика качества личности | Методы и формы | Сроки | Ожидаемые результаты | Полученный результат |
Стремление к самостоятельности | Способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью | Работа в уголке природы: полив комнатных растений | 01.09.14 | Практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни; | Знает о необходимости поливать растения ежедневно.Рассказывает о последовательности работы. |
Стеснительность | Способствует ограничению наших возможностей | Беседа на тему: «Как я провел выходной?» | 01.09.14-17.10.14. | Развитие уверенности и связанной речи. Умение вести диалог. | Формированы умение составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события и рассказывать; |
Старательность | Стремление выполнить какую-нибудь работу, задание | Уборка игрушек в игровых уголках после игр. Выполнение продуктивной деятельности. | 01.09.14-17.10.14 | Сформировать умения выполнять посильную работу, стараться доводить дело до конца. | Умеет убирать игрушки на свои места. Старается выполнять аккуратно.(наблюдение), рассказывание стих-я «Игрушки». |
Несформированность эмоциональной сферы | Испытывает трудноси в умении выразить их мимикой, жестами, интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески. | 1.Заучивание заклички «Божья коровка». 2.Драматизация сказки «Теремок» | 03.09.14 05.09.14 | Научить понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей; дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова); совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Развитие связанной речи. | Умеет свои эмоции показывать мимикой,жестами рукой.(наблюдение).Правильное произношение звука[ж] и постановка ударений. |
Общая моторная неловкость | Двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, скованность, зажатость движений. | 1.Пальчиковые игра «Дождик» 2.подвижные игра«500 подруг»; 3.игровой массаж «Поиграем с носиком». | 08.09.14 04.09.14 09.09.14 | Движения становятся более уверенными, улучшается пространственная ориентация | Умеет действия сопровождать словами.(наблюдение). Старается все слова проговаривать правильно. |
Коммуникативные нарушения: снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, недоразвитие игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в процессе общения. | При установлении контактов с взрослыми и сверстниками. | Индивидуальная работа по развитию речи на тему «Игрушки» | 10.09.14 | Развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии; с большим интересом и успехом играть в настольные и дидактические игры. | Ребенок узнает игрушки, умеет отгадывать загадки.четко проговаривает слова, строит правильно предложение.(наблюдение) |
Интеллектуальное развитие: неполная сформированность процессов внимания, памяти, словесно-логического мышления | Проявляется в неустойчивости внимания, в трудности запоминания, быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. | Игра на развитие внимания-«Летает-нелетает», памяти Запомни и повтори» | 11.09.14 | Развитие психических процессов | Ребенок знает объекты которые летают и не летают. Отвечает не полными ответами. Запоминает и выполняет ряд последовательных бытовых действий: положите карандаши в коробку.(наблюдена) |
Тревожность, неуверен- ность в своих возможностях, способностях. | Неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат. | Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Семья» Похвала, поддержка. | 15.09.14 | Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности | Умеет договариваться о сюжете и правилах игры, использовать предметы-заместители. Самостоятельно разрешает конфликты, возникающие в ходе игры. Ведет диалоговую речь. |
Сенсорное развитие | Затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении свойств разных предметов словами. Путает названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространстве и временных отношениях. | 1.игра на развитие дыхания «Бульки», 2.дидактическая игра: «Геометрическое лото», 3.Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком Су-джок, 4.игры для развития мелкой моторики «Магнитная мозайка» | 22.09.14 24.09.14 29.09.14 02.10.14 | Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.).Формирование полноценных представлений об окружающем мире | Дует через трубочку. Показывает и называет геометрические фигуры. Правильно катает мячик Су-джок. Мелкая моторика развита недостаточна(индив.р-та) Автоматизация звука [р],[с]. |
Считаю необходимым пояснить некоторые моменты реализации ИОМ Степана Л.
Со Степаном Л проводилась индивидуальная работа по развитию речи на тему «Игрушки». Большое внимание уделяла при работе со Степаном на составление рассказа по серии сюжетных картин, рассказа-описания, разучивала с ним пальчиковые гимнастики, игровые массажи, предлагала играть в дидактические и настольные игры по развитию связанной речи. Ребенок очень эмоциональный и подвижный, с трудом соглашался на проведение индивидуальной работы. По окончании исследования проводила диагностику по методике Лалаевой Р.И и выявила такой результат: Степан Л. набрал 10,5 баллов. Планируется проводить индивидуальные работы в течение учебного года.
Таким образом, ИОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, способствовать коррекции речи, стремление к самостоятельности, старательность, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях о чем свидетельствует личностный рост каждого ребенка, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания.
Список используемых источников
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах — М., 1998, — 480 с.
2.Малофеев Н.Н. Из истории интегрированного обучения: как все начиналось // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч.-практ. конф.,сент.2011 г./отв. ред. Е.И. Михайлова, д.п.н..: редкол.: А.А. Григорьева, д. п. н., и др.]. — Якутск: Офсет, 2011. — 276 с. — с. 31
3.Методические рекомендации педагогам дополнительного образования посоставлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Аршинова И.Ю.
4.Никольская О.С., Баинская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. — М.: Теревинф, 2009, — С. 38—60.
5.Пильдес, М. Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательнаяпрограмма школы / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 211 с.
6.Соколков, Е. А. Проблемно-модульноеобучение: учебное пособие / Е. А. Соколков. - Москва: Вузовский учеб., 2012. - 390 с.
7.Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов вузов.обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 252 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
Психолого- педагогическое обследование...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию
Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"
Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"
Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)...