Взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста в организации предметно-пространственной развивающей среды
статья (старшая группа)
В данной статье рассматривается опыт работы коллектива Дошкольного отделения МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» по взаимодействию с семьями воспитанников в организации предметно-пространственной развивающей среды.
Ключевые слова: предметно-пространственная развивающая среда, воспитанники, родители (законные представители).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста в организации предметно-пространственной развивающей среды
Матвеева Юлия Юрьевна,
воспитатель высшей категории
дошкольное отделение МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
В данной статье рассматривается опыт работы коллектива Дошкольного отделения МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» по взаимодействию с семьями воспитанников в организации предметно-пространственной развивающей среды.
Ключевые слова: предметно-пространственная развивающая среда, воспитанники, родители (законные представители).
«В пустых стенах ребенок не заговорит…»
Е.И.Тихеева |
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
С первых дней моей работы в детском саду, стало понятно, что вопрос создания предметно-развивающей среды в группе является источником знаний и социального опыта ребёнка. Правильно организованная образовательная среда предполагает специально созданные условия, необходимые для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.
Коллектив нашего детского сада старается создать такую развивающую среду и пространство, которые бы способствовали проявлениям самостоятельности детей, развивали интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, осознанию мотивации к познанию, сформированности представлений об объектах окружающего мира, сформированности навыка установления связей между предметами и явлениями, развивали навыки коммуникабельности в индивидуальном творчестве или общем деле.
Образовательная среда в детском саду, отвечающая требованиям ФГОС ДО, включает создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Актуальность данного вопроса определяется усилением общего внимания к личности ребёнка, как субъекту деятельности и общения, учету его возрастных особенностей в ходе согласования специфики семейного воспитания и целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Реализуя ФГОС ДО, каждый воспитатель обязан соблюдать заложенные в нём принципы, одним из которых является принцип сотрудничества детского сада с семьёй каждого воспитанника.
Организация взаимодействия с семьёй – очень трудная работа. Она не имеет готовых решений и технологий. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога. Доверительные отношения устанавливаются не вдруг, не сразу, а постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем.
На сегодняшний день у нашего коллектива сложилась определённая система в работе с родителями воспитанников, благодаря которой родители перестали быть только наблюдателями педагогического процесса, а стали непосредственными участниками образовательных отношений.
В рамках совместной деятельности был создан «Родительский клуб», действующий на постоянной основе, участниками которого стали инициативные и творческие родители воспитанников. Перед участниками клуба была поставлена цель – обеспечить воспитание гармоничной и развитой личности с помощью организации предметно-пространственной среды. Совместно нами была разработана программа работы клуба.
Программа работы «Родительского клуба» на 2016 – 2017 учебный год:
Срок | Содержание | Задачи |
Сентябрь – октябрь 2016 года | Ознакомление с содержанием предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности). | Развитие конструктивного взаимодействия с семьёй. Установить доверительные отношения в совместной деятельности. |
Ноябрь 2016 года | Просмотр фрагментов презентации «Наблюдения на прогулке, как эффективное развитие познавательной сферы старших дошкольников» | Выстроить определённую систему в работе с родителями, как активными участниками и помощниками воспитателя. |
Декабрь 2016 года – апрель 2017 года | Изготовление метеостанции на участке группы | Привлечение родителей к взаимному творчеству в обогащении предметно-пространственной среды в группе. |
Май 2017 года | Подведение итогов работы «Родительского клуба» за 2016 – 2017 учебный год. Просмотр видеозаписи серии наблюдений за состоянием погоды на участке. Сюжетно-ролевая игра «Метеорологи» | Поощрение родителей за идейность и инициативность, за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка в создании необходимых условий. |
В ноябре месяце 2017 года на заседании «Родительского клуба» нами было предложено рассмотреть варианты создания метеостанции, способствующей развитию познавательно-исследовательской деятельности, формированию элементарных экологических знаний через прогнозирование, развитию познавательной активности и любознательности, расширению словарного запаса, воспитанию бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе. Сначала некоторые родители боялись пробовать свои силы в творчестве. Но, видя, как стараются одни родители, к ним стали присоединяться и другие. Все добровольцы заинтересованы во взаимном творчестве, каждому хотелось внести свой вклад в развитие детей.
В ходе совместной деятельности у родителей появился интерес к жизни группы. Они стали понимать, что благодаря совместным усилиям можно добиться очень больших результатов.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав определенную работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», — писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротека "Фабрика игр" как инновационная форма взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
В работе представлена подробная разработка методики Игротека, составлена программа работы по методике, подобраны игры, описаны организационые моменты...
Опыт работы по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Статья содержит описание опыта взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста....
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА»
Статья говориться, как привлечь родителей к работе с дошкольным учреждением, через проектную деятельность...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования....
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
План партнерского взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
План партнерского взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста....
Распространение педагогического опыта по реализации программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» и организации предметно пространственной развивающей среды
Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше у них смогут быть сформированы полезные финансо...