Распространение педагогического опыта по реализации программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» и организации предметно пространственной развивающей среды
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека.
Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше у них смогут быть сформированы полезные финансовые вопросы. Дети, так или иначе, сталкиваются с миром финансов: дома мама с папой обсуждают повышение цен или прибавку к зарплате; или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и её купить не могут; или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_11_noyabrya_na_mo_s_izmeneniyami.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Распространение педагогического опыта по реализации программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» и организации предметно пространственной развивающей среды
«Уголок финансовой грамотности»
на базе группы «Почемучки», Д/С «Исток», ноябрь 2021 г.
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать всех участников нашего мероприятия. Хотим поделиться с вами опытом работы по внедрению и реализации программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста», а так же опытом организации предметно пространственной развивающей среды «Уголок финансовой грамотности» на базе группы «Почемучки», детского сада «Исток». СЛАЙД 1.
Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека.
Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше у них смогут быть сформированы полезные финансовые вопросы. Дети, так или иначе, сталкиваются с миром финансов: дома мама с папой обсуждают повышение цен или прибавку к зарплате; или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и её купить не могут; или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.
Всё это определяет необходимость и актуальность знакомства детей дошкольного возраста с основами финансовой грамотности.
Хотим при этом отметить, что мы всего лишь знакомим детей с азами, с первыми основами финансовой культуры, то есть мы закладываем им знания, навыки, которые в будущем позволят стать финансово грамотным человеком. СЛАЙД 3
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, рационального поведения в отношении простых обменных операциях, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем. То есть мы знакомим детей в этом возрасте с тем финансовым миром, который они видят, и который их окружает.
С сентября 2020 года на базе группы «Почемучки» в нашем детском саду реализуется инновационный проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников. Занятия проходят 1 раз в неделю, и курс рассчитан на 2 года обучения.
То есть мы начинаем знакомить детей с азами финансовой культуры со старшей группы (5-6 лет). В этом уже 2021 году дети перешли на второй этап образовательной деятельности . СЛАЙД 4, СЛАЙД 5
Для повышения уровня педагогических компетенций, нами педагогами, были пройдены курсы повышения квалификации по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Цель проекта раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, мир как духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать у детей дошкольного возраста азы финансовой культуры. СЛАЙДЕ
Программа дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» состоит из тематических блоков, которые логически завершают друг друга. Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями детей по принципу от простого к сложному.
Образовательная деятельность носит воспитательный характер, занимательность, возможность применение полученных знаний, умение и практический опыт в повседневной жизни. Организуя работу по изучению тем разделов, мы используем различные виды детской деятельности, что позволяет знакомить детей с основами финансовой грамотности, тесная взаимосвязь с математикой, познавательным развитием, театрализованной, изобразительной деятельностью.
Чтобы сохранить заинтересованность и познавательный интерес воспитанников в данном направлении на протяжении всего учебного курса мы проводим занятия с вымышленными персонажами, где главными героями являются медведь и его лесные друзья. СЛАЙД 7
Он рассказывает детям о таких понятиях, как, например, что такое труд, как трудиться. Начиная с ними беседу, Мишка в первую очередь говорит, что «без труда нет жизни на земле», для того, чтобы ребенку заложить понимание, что за счет труда можно что-то заработать. Слово заработать бывает разным. Можно заработать приз, можно заработать награду, похвалу, а можно заработать деньги. И вот здесь, за счет первого раздела, мы раскрываем понимание, что все трудятся, и за счет труда появляются деньги в семье.
В разделе «Семейный бюджет», мы подводим детей к новым словам: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия). СЛАЙД 8
Даем представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показываем как много их в повседневной жизни. Воспитываем бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, а так же учим осуждать жадность.
Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например, одна семья вырастила много фруктов, а другая много овощей. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи были и фрукты и овощи? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.
В разделе «Поговорим о профессиях» (СЛАЙД 9) наша задача заключается в том, чтобы вызвать у детей большой интерес к различным существующим профессиям, воспитывать у них уважительное отношение к труду, профессиональной деятельности, не только родителей, но и других людей.
В разделе «Деньги» (СЛАЙД 10) нашей задачей является: уточнение и формирование представлений детей о деньгах (как выглядят деньги, для чего их придумали, как они попадают к нам), воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли- продажи).
Так же мы объясняем детям, как бережно хранить деньги и где можно их хранить: в кошельке, копилке, сейфе, на банковской карте или это может быть какая-то коробка, куда можно спрятать деньги. СЛАЙД 11
И плавно переходим к разделу «Банк», «банковская карта», но ни в коем случае не углубляемся в какие-то термины, просто показываем, что есть банк, и для чего он нужен.
И вот так плавно Мишка со своими друзьями переходит с одного раздела к другому. Ребята вместе с ними путешествуют по страницам финансовой грамотности.
Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий. Они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по-новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.
Для успешной реализации программы мы используем современные приемы и методы работы с воспитанниками (СЛАЙД 12, СЛАЙД 13): комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения - все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Для того, чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, проводятся беседы, презентации. Для лучшего усвоения программы используем чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов.
Чтение стихотворений, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений. Такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач увеличивает интерес ребенка к финансовым знаниям.
В начале реализации программы был проведен мониторинг по выявлению уровня финансовой грамотности дошкольников. Уровень знаний детей на начало 2020-2021 года оказался очень низким: высокий уровень – 3%, средний уровень – 27%, низкий уровень – 70%. СЛАЙД 14
В течение 2020-2021 учебного года в ходе реализации программы у детей значительно повысился уровень знаний в области формирования основ финансовой грамотности. Оценка сформированности курса финансовой грамотности у группы детей в конце первого года обучения (конец 2020-2021 учебного года), в % составила: высокий уровень – 15%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 45%. СЛАЙД 15
Оценка сформированности финансовой грамотности у группы детей в начале второго года реализации программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста», второй год обучения (начало 2021-2022 учебного года), в % составила: высокий уровень – 18%, средний уровень – 45%, низкий уровень – 37%. СЛАЙД 16
Анализ результатов показывает необходимость и успешность реализации данного проекта.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка.
Для более успешной работы нами был создан «Уголок финансовой грамотности». Он оборудован необходимым материалом. СЛАЙД 17, СЛАЙД 18.
В уголке мы разместили дидактические игры, родителями был изготовлен банкомат, сейф. Нами была изготовлена картотека денежных средств различных стран, создан музей денег, подготовлено игровое место для игры «Консультант по финансовой деятельности», а также разработан методический материал, в который вошли рабочая программа «Финансовая грамотности детей дошкольного возраста». СЛАЙД 19.
Далее была разработана картотека дидактических игр, картотека пословиц, поговорок, загадок по теме финансовая грамотность, и подобран материал для работы с родителями. Туда вошли наши консультации, которые мы размещаем на информационный стенд для родителей. СЛАЙД 20.
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка - дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог - ребенок – родитель. СЛАЙД 21, СЛАЙД 22
Перед началом реализации программы было проведено анкетирование родителей группы «Почемучки» на тему: «Нуждается ли ваш ребенок в обучении основам финансовой грамотности?»
Анализ анкет показал, что 72% родителей воспитанников положительно относятся к введению программы дополнительного образования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста». Это еще раз подтвердило актуальность предлагаемой программы.
Для нас очень важно, что при реализации проекта мы общаемся и взаимодействуем в одном пространстве с нашими воспитанниками, с их родителями и администрацией детского сада.
В заключение нашего выступления хотелось бы обратиться не только к педагогам, но и родителям воспитанников:
«Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни»
Всего доброго, спасибо за внимание. СЛАЙД 23, СЛАЙД 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования."Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность."
В данной работе предоставленна рабочая программа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность". Целью программы является развитие творческих способностей детей средствам...
Взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста в организации предметно-пространственной развивающей среды
В данной статье рассматривается опыт работы коллектива Дошкольного отделения МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» по взаимодействию с семьями воспитанников в организации предметно-пространствен...
Программа дополнительного образования "Конструирование для детей дошкольного возраста 3-4 лет "
Детское конструирование отвечает интересам и потребностям детей младшего дошкольного возраста, потому что им всегда хочется что-то создавать (они сооружают постройки, делают игрушки и используют их в ...
Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »
Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей данного возраста ....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по приобщению детей дошкольного возраста к художественно-эстетическому искусству средствами танцевального кружка «Топотушки»
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, хореография.Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет реша...
Распространение педагогического опыта " Дидактические игры как средство формирования здорового питания детей дошкольного возраста"
Всем известно, что питание каждого из нас,а особенно в жизни ребенка, играет важную роль.Правильное питание детей - залог их здоровья в будущем....
Презентация на тему: "Обзор программы по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Обзор программы по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста....