«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА»
статья (старшая группа) на тему

Евстигнеева Юлия

Статья говориться, как привлечь родителей к работе с дошкольным учреждением, через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей Московского района Санкт-Петербурга

Статья:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА»

Автор:

Воспитатель детей дошкольного возраста

Евстигнеева ЮЕ.

Санкт-Петербург

2015

За последние годы система дошкольного образования, как начальная ступень общей системы образования, претерпела существенные изменения. Сегодня образовательные учреждения, в том числе и дошкольные, вынуждены работать в ситуации непрерывно изменяющихся внешних и внутренних требований.

Очевидно, что в современном обществе востребованы самостоятельно мыслящие люди, готовые к самореализации, умеющие принимать самостоятельные и взвешенные решения, поэтому концепция обучения и воспитания, реализуемая в образовании, должна ориентировать воспитанников, учащихся на активную самостоятельную познавательную деятельность в течение всей жизни.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, «что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» (п. 5 ст. 14).

Следовательно, должна быть разработана такая программа, которая отвечала бы требованиям современной действительности и опиралась как на учёт индивидуальных психологических особенностей детей, так и на формирование эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса между собой.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
Не секрет, что многие родители считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Поэтому нам хотелось познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, показать воспитательные цели, традиции детского сада, но и сблизиться с родителями на основе взаимопонимания.

         Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы

начального общего образования.

         Во взаимодействии с родителями мы используем разнообразные формы и методы, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к детскому саду. Один из таких методов – проектный. Предлагаемые нами проекты направлены на интенсификацию работы с семьёй на основе двустороннего взаимодействия: ДОУ с семьёй и семьи с ДОУ.

На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьёй воспитанников. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьёй. Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.

Проблемы:

- во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребёнку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребёнок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребёнка;

- во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в ясли, то есть затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребёнка к детскому саду, непросто определённый период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребёнка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребёнка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребёнка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведёт к  созданию единого пространства развития каждого ребёнка.

 Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребёнка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

Задачи, поставленные педагогами ДОУ во взаимодействии с родителями: увеличение доли участия семьи в образовательном процессе и усиление субъектной позиции родителей в управлении этим процессом; обеспечение систематической и системной реализации проектов в повседневной жизни ДОУ в процессе взаимодействия с семьёй.
         Проектирование позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребёнка, как в семье, так и в детском саду. Родители выступают активными участниками процесса, способными решать актуальные задачи дошкольного воспитания. У педагогов и родителей вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания детей, умение выбирать способы и виды деятельности для достижения поставленной цели.
         Педагогам нашего дошкольного учреждения наиболее близки исследовательские проекты, так как они требуют продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов.
         Процесс проектирования включает в себя следующие этапы:

- выдвижение идеи;
- разработка проекта реализации идеи; 
- реализация проекта;
- рефлексия опыта реализации проекта.

           Идеями к проектам могут выступать разнообразные  предложения, направленные на улучшение, изменение качества отношений в системах

«семья - детский сад», «дети – родители - педагоги».

         Если рассматривать характер участия ребёнка в проектах, важно отметить, что в дошкольные годы характер участия ребёнка в проектировании меняется. В младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослого; в среднем – эпизодически участвует и в последующем осваивает роль партнёра; в старшем - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Это может сделать и взрослый и ребёнок.
         Первым длительным проектом, который осуществился в нашем детском саду, стал проект «Родословная куклы». Тему проекта подсказали сами дети, что может быть интереснее, чем кукла. Творческой группой был предварительно подготовлен план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта вносили свои предложения, определяли продукт своей деятельности. Педагог на всех этапах являлся лишь партнёром и помощником ребёнка в его культурном саморазвитии. 
         Несмотря на то, что родители были вовлечены в проект не сразу, тем не менее, участие в реализации проекта пробудило у них интерес к познанию самих себя и детей, способствовало развитию культурной компетентности

в воспитании дошкольников. 

         Благодаря проектированию была найдена удачная форма отражения результатов разнообразной совместной деятельности взрослых и детей – «семейные дневники», необходимые не только для сбора информации об окружающем мире, но и для последующего совместного приобретённого опыта, анализа событий, а также последующего проектирования.
         Одним их важных этапов в осуществлении проекта мы считаем совместную работу родителей и детей в Интернете. Благодаря «всемирной кладовой» дети и родители находят интересные материалы для решения проблем проекта. Используя современные технологии, родители эстетично

оформляют результаты проекта.

         Для реализации проектов у педагогов совместно с родителями созрела идея создания мастерской «Творческая мастерская» - за круглым столом в уютной обстановке родители обсуждают и изготавливают костюмы и материалы для реализации проектов. Благодаря мастерской «Творческая мастерская» и выполненным домашним заданиям в группе старшего возраста имеются коллекции: кукол, картин народно-прикладного творчества,

костюмы и т.д.
         Во время работы над проектом «Прогулка на природе» родители включились в проект уже на 1 этапе, ни одна семья не осталась в стороне. Помимо изготовления атрибутов, костюмов, каждая семья старалась найти как можно больше материала исторического и научного характера.
         Таким образом, посредством применения проектной технологии решается главная задача взаимодействия педагога с родителями - установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Проектирование помогает как педагогам, так и родителям учится работать в «команде»:

- от изучения реальной обстановки до реализации проекта;

-овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса;

- освоить алгоритм создания проекта, основанного на потребностях детей;

- достигнуть позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям;

-объединить усилия педагогов, родителей, детей для реализации проекта.

Литература:

  1. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ.- М., 1998.
  2. Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. - М., 2007.
  3. Козина Л.Ю. Инновация - необходимость сегодняшнего дня. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», № 2 (60), 2010.
  4. Лобанок Т.С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода

реализация проекта в группе ст.дошкольного возраста " Числа и цифры"проект представляет интерес , как для детей, так и для взрослых....

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Материалы опыта "Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через проектный метод"

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.    Тема опыта: «Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через проектный метод»....

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....