ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды
статья (старшая группа) на тему
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/obzh.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды
Алафьева О.В.,
воспитатель МБДОУ
детский сад № 57 «Радуга»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования.
Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, представлено в учебной программе дошкольного образования, которая ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста формируются представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста осуществляется посредством тесного взаимодействия педагогов учреждений дошкольного образования, родителей, социума и начинается, прежде всего, с создания необходимой развивающей предметно – пространственной среды. В групповых помещениях нашего ДУ созданы уголки безопасности, оснащённые разнообразными игровыми пособиями, художественной литературой, энциклопедиями, альбомами для рассматривания, детскими журналами, моделями пожарной техники, оборудования, машин специального назначения и т.д., которые дети активно используют в процессе самостоятельной и совместной с педагогом деятельности, которые служат и для организации НОД , общения с воспитанниками по темам безопасности жизнедеятельности.
Хотелось бы представить опыт организации предметно-развивающей среды применяемый для детей старшего дошкольного возраста. Педагогическими работниками созданы игровые пособия, оборудование, которое позволяет эффективно решать задачи формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности.
С целью формирования представлений о правилах пожарной безопасности у воспитанников в уголках безопасности представлены крупные мягкие модули-машины «Скорая помощь», «Милиция», «Пожарная машина», а также пазлы-вкладыши «Первичные средства пожаротушения», «Позовём на помощь», «Осторожно – огонь», «Потушим пожар» и др.
В предметно-развивающую среду включены игрушки, атрибуты, необходимые для организации и проведения сюжетно-ролевых игр: куклы, отображающие профессии спасателя-пожарного, милиционера, врача, жилеты-символы, каски, стволы, пожарные «рукава», модели одежды юных спасателей-пожарных и т.д. Широко представлены дидактические и настольно-печатные игры: логические кубики и пирамиды, лото, разрезные картинки, пазлы разной тематики: «Есть такая профессия…», «Что сначала, что потом», «Огонь добрый – огонь злой», «В гостях у мудрой Совы», «Поучительные истории» и другие, направленные на формирование у детей умений устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные ситуации в рамках тематики формирования основ безопасности жизнедеятельности.
Результатом работы педагогов, совместно с родителями является авторская настольно-печатная игра для детей от 5 до 7 лет «Уроки безопасности», направленная на формирование умений действовать в чрезвычайной ситуации, воспитание осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Практика подтвердила эффективность и многофункциональность игрового комплекта для детей старшего дошкольного возраста «Мы – спасатели». Он представляет собой комплект лёгких и безопасных изделий, которые можно использовать для обучения детей основам безопасной жизнедеятельности.
В уголках безопасности групп имеется также напольное игровое оборудование: макеты, имитирующие технику спасателей и пожарно-техническое вооружение, которое активно используется в образовательном процессе с воспитанниками.
Вариативная, многофункциональная, развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий организации качественного образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Педагогические работники учреждения постоянно находятся в поиске наиболее эффективных и результативных форм и методов работы с детьми.
Образовательный процесс с воспитанниками по формированию основ безопасности жизнедеятельности в учреждениях дошкольного образования строится с учётом их возрастных особенностей, с опорой на ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности – игру, на основе интегрированного подхода в обучении, в условиях преемственности между дошкольным и первой ступенью общего среднего образования.
Как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности с детьми проводятся игры, НОД, спортивные праздники, развлечения, в которых они могут попробовать себя в роли спасателей, закрепить имеющиеся у них навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста осуществляется в творческой деятельности. Театрализованные представления, инсценировки, которые воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет) показывают детям младшей группы (от 3 до 4 лет) стали давней традицией .
Полученные детьми представления и впечатления о правилах пожарной безопасности находят своё отражение в рисунках. Наиболее интересные тематические выставки совместного творчества детей и родителей .Хорошо зарекомендовали себя, ежегодно проводимые викторины «Огонь – друг, огонь – враг», «Дорожная азбука», конкурсы знатоков, КВНы по безопасности жизнедеятельности. Представленные формы работы позволяют детям не только проявить свои способности, продемонстрировать знания, умения, но и научиться работать в команде, действовать согласно правилам, прислушиваться к мнению сверстников, оценивать свою деятельность.
В практику работы педагогов старшего дошкольного возраста внедряются инновационные педагогические технологии. В учреждении широко применяется проектный метод по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности. Существует положительный опыт применения методов исследовательского обучения: эвристической беседы, проблемно-игровых ситуаций, моделирования и т.д.
Использование указанных педагогических технологий содействует реализации компетентностного подхода в образовании детей дошкольного возраста, активному привлечению родителей к решению задач формирования у воспитанников навыков безопасного поведения.
Важной составляющей в системе работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является повышение профессиональной компетентности педагогов.
С этой целью осуществляется целенаправленное информационно-методическое сопровождение их деятельности.
Так, в информационно – методическом кабинете учреждения дошкольного образования представлена справочная информация, методическая литература и другие материалы, предусмотрено проведение семинаров, консультаций, «Недель профессионального мастерства», мастер – классов по проблеме безопасности жизнедеятельности, организация выставок и другие формы работы.
Особое внимание также уделяется взаимодействию с родителями воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятельности. Одной из эффективных форм работы с семьей являются родительские собрания с приглашением сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям. Через решение проблемных ситуаций, творческие задания, беседы, видеофильмы у родителей формируется культура безопасного поведения, которую они впоследствии передают своим детям. Такие встречи оставляют глубокий след в памяти и душе воспитанников и служат хорошей воспитательной основой формирования культуры безопасности юных граждан нашей страны
.
В заключении необходимо сказать, что деятельность нашего ДОУ по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности остается актуальной, система работы постоянно совершенствуется. Педагогические работники осознают, что только систематическая, планомерная, комплексная работа способствует формированию у детей дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения, умений применять их в различных ситуациях.
Мы с вами помним мудрое высказывание Я. Коменского о том, что «Только то в человеке прочно и надёжно, что вошло в природу его в его первую пору жизни». Так пусть же хорошо усвоенные детьми правила безопасности станут для них в будущем основой полноценной и счастливой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...
Взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста в организации предметно-пространственной развивающей среды
В данной статье рассматривается опыт работы коллектива Дошкольного отделения МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» по взаимодействию с семьями воспитанников в организации предметно-пространствен...
СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...
Презентация "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста через мультипликацию"
В презентации в краткой и красочной форме рассматриваются формы и методы формирования основ безопасности у дошкольников....
СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"
Привитие детям старшего дошкольного возраста экокультуры...
«Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста через квиз-технологии» отчет по теме самообразования
laquo;Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста через квиз-технологии»...
Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....