Игротека "Фабрика игр" как инновационная форма взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие по теме
В работе представлена подробная разработка методики Игротека, составлена программа работы по методике, подобраны игры, описаны организационые моменты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fabrika.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Социоигровая технология Игротека « Фабрика игр» как инновационная форма взаимодействия детей и родителей.
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями ставится задача поиска внутренних источников развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.
Данные современной науки и практики свидетельствуют о том, что игра уходит из жизни детей. Причин тому много: отсутствие понимания взрослыми (в первую очередь родителями) значимости игровой деятельности для дошкольника, неумение правильно руководить игровой деятельностью и подбирать игрушки и игровые материалы. Все это делает актуальным вопрос о ведении работы в данном направлении, а также в оказании помощи педагогам и родителям в решении проблем организации игрового взаимодействия.
Социоигровая технология-игротека « Фабрика игр» разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей. Вся работа строится на взаимодействии психолога, родителей и детей.
Цель игротек:
• Создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка
• Развитие и гармонизация детско-родительских отношений
• Содействие в решении психологических проблем семьям.
Задачи:
• Оказание содействия в социализации детей среднего и старшего дошкольного возраста к обучению в школе на основе организации игровой деятельности
• Разработка индивидуальных маршрутов игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка
• Обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных видов игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми
• Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формирование оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора
• Ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.
Педагог-психолог является ведущим, координирующим работу других участников.
Выбирает тему игротеки, подбирает игры и другие необходимые пособия, оформляет помещение, при затруднении игроков интерпретирует правила игр, следит за тем, что бы обстановка была доброжелательной и не было конфликтных ситуаций. Психолог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, помогает выбрать эмоционально верный тон, поощряет усилия обеих сторон. Такие игротеки можно рассматривать как игротренинги, где родители учатся игровому общению со своими детьми.
Использование в работе педагога-психолога методики «Фабрика игр» помогает осуществлять переход к современным социоигровым технологиям, повысить статус детской игры в сознании родителей, расширяет возможности в работе с детьми и их семьями.
Форма проведения
Работа по методике игротеки предполагает занятия как индивидуальные, так и групповые, с детьми и родителями.
Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать адресную поддержку и помощь ребенку, семье. Особое внимание уделяется детям с особенностями в развитии. Как правило, эти воспитанники имеют нарушения эмоционально-личностной сферы, что является следствием родовых травм, родительских ошибок, связанных с непоследовательностью в воспитании, крайности в восприятии своего ребенка, неумение общаться и играть с ребенком, конфликтами в семье, разводами.
Эти дети эмоциональной неустойчивосты, раздражительны, отличаются упрямством, агрессией, беспокойством и страхами.
На помощь таким детям и их родителям приходит игра под руководством педагога-психолога.
Игра преподносится ребенку как интересное времяпровождение, когда он может побыть и страшным персонажем, и героем, побеждающим зло, и самим собой, но уже без прежних страхов, скованности и неуверенности в себе. А самое главное - вместе с ним играют мамы и папы!
Цели индивидуальных занятий:
– создание условий для ощущения ребенком своей успешности;
– создание условий для выражения ребенком своих желаний, аффектов;
– подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности;
– содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям.
– содействие гармонизации внутрисемейных отношений.
Игровые сеансы помогают выявлять качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между детьми, родителями и педагогом-психологом
Цели групповых занятий:
– обучение детей коммуникативным навыкам;
– развитие эмоционально- личностной сферы;
– развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
– профилактика личностных расстройств;
Основные задачи:
– знакомство родителей с новыми способами взаимодействия с ребенком в процессе обучения и воспитания;
– обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком в ходе общения и развивающей работы:
– расширение знаний родителей о психофизических возрастных особенностях
-актуализация желания участвовать в образовательной жизни детского сада.
Опыт работы показал, что дети, чьи родители участвовали в совместной работе «Фабрики игр» легче привыкают к условиям обучения в школе, более успешны в построении социальных контактов, активны и любознательны.
Методика игротеки предполагает так же и игровые занятия для педагогов дошкольного учреждения с целью ознакомления их с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста.
.Оборудование и материалы: Материал игротеки представлен дидактическими и настольно – печатными играми разной направленности (лото, мозаики, пазлы, разрезные и парные картинки, мемори и пр.); иллюстративным материалом разной тематики; разнообразными коллекциями; оборудованием для элементарного экспериментирования и наблюдений, наборы для фокусов. Все материалы игротеки снабжены пояснительными записками. Они предназначены для чтения детям взрослыми. В пояснительных записках даются: описание правил игр, лаконичная познавательная информация, задания и упражнения, вопросы. В обучении используются не только настольные, но и словесные игры, развивающие внимание и сообразительность детей. Например: «Наоборот», «Летает – не летает», «Плавает – не плавает», «Кто знает пусть дальше считает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близко». Используются электронные ресурсы, сформирован банк презентаций. В игротеке можно организовать викторины, игры – соревнования.
Организация работы игротеки: Целесообразно каждую игротеку проводить под девизом какой-нибудь темы актуальной для этого возраста или исходя из запроса группы. Психолог отбирает игры по теме и составляет план мероприятия. С правилами игр психолог заранее знакомит небольшую группу детей и родителей (каждый раз разных), которые в свою очередь будут объяснять игровые правила остальным. Работа в игротеке планируется таким образом, чтобы в рамках одного содержания сочетались разные виды деятельности.
Играя в игротеке, происходит развитие объяснительной речи, игровых умений. Детям приходится упражняться в придумывании правил и заданий, выбирать партнёров, согласовывать с ними свои действия, учиться разрешать спорные ситуации. Многие игры начинаются с заклички или считалки. Это помогает распределить роли, обостряет внимание, настраивает на активность. Дошкольникам предоставляется возможность побывать в роли наставника. Новая для них роль помогает накапливать опыт общения с незнакомыми собеседниками, преодолевать волнение.
Обновление содержания игротеки происходит благодаря установленной традиции « Игры в гости к нам». Ребенок приносит из дома свою любимую настольную игру и представляет её на мероприятии, знакомит с ней товарищей. Все желающие могут в свободное время поиграть в неё, после чего она возвращается владельцу. Сменяемость игр поддерживает интерес детей к ней.
Кроме того, игротека выходит за пределы детского сада. Этому способствует ещё традиция – «Игра напрокат». Каждый ребёнок в пятницу может взять из детского сада домой по одной игре, а в понедельник возвращает. Домашнее задание состоит в том, чтобы научить кого – то из близких играть в игру. Таким образом, в выходные дни у ребёнка появляется возможность показать родителям свои достижения, потренироваться в придумывании заданий и выполнении игровых действий.
Перспективы развития и предполагаемый результат: - обеспечение успешной социализации детей, адаптации личности к обществу путем усвоения социального опыта;
- формирование навыков сотрудничества совместной деятельности, укрепление взаимопонимания между родителями и ребенком;
- развитие процесса саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт;
- стимуляция игровой деятельности ребенка и его эффективное общение с другими участниками;
- создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и дома;
- повышение уровня компетентности родителей в области развития и воспитания детей.
Одним из показателей неблагополучия эмоционально- личностной сферы является повышенная тревожность. Так на начало учебного года в 2 группах было 55% детей с высоким и очень высоким уровнем тревожности. На январь месяц этот показатель был в пределах 30%, динамика составила 25%, на конец учебного года – динамика 35%. Дети стали более коммуникабельны, внимательны и доброжелательны к окружающим их сверстникам и взрослым. И помогла им в этом игра, игра со сверстниками и родителями. Диагностика (см приложение) проводилась в начале, середине и конце года, использовались такие методики как: наблюдение, тест тревожности Амена , тест определения самооценки «Лесенка» В.Г. Щур.
. Таким образом, методика «Фабрика игр» направлена на развитие и социализацию детей, коррекцию и развитие эмоциональной сферы воспитанников, повышение психологической культуры педагогов и родителей, укрепление детско-родительских отношений.
Библиографический список
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2011. – 432 с
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Ось-89», 2005. – 256 с
- Гапаров А.И.Игротека. - СПб.: Союз, 2007. – 224 с
- Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду// Школьный психолог, 2000. - № 25
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с
- Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 304 с
- Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста// Школьный психолог. - 2000. - № 22
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ИГРОТЕКИ
«Фабрика игр»
№ | Темы | Сроки |
1 | Анкетирование родителей с целью выявления опыта организации игр. Диагностика состояния эмоционально-личностной сферы детей. | Сентябрь |
2 | Игротека «Вместе веселей» Коммуникативные игры « Истории на кубиках», подвижные «Мягкий знак», на скорость реакции «Тик-Так-Бум», релаксационные. | Октябрь |
3 | Консультация «Зачем родителям играть?» | Октябрь |
4 | Игротека «Большая стройка» конструирование из деревянного конструктора, лего, создание города. | Ноябрь |
5 | Консультация для воспитателей «Новинки в мире настольных игр» Игра «Диксит», «Квиклк куб» | Декабрь |
6 | Фотовыставка «Мы играем» | Декабрь |
7 | Игротека «Кто самый умный?» Игры на память Мемори, внимание «Найди отличие», логику «Лабиринт», «Шестеренки», «Что? Где? Когда?» | Январь |
8 | Спектакль «Рождественская сказка» (с участием родителей) | Январь |
9 | Игротека карточных игр и фокусов. Игры «Семейка», «Уно», «Алиас», фокусы с волшебной бутылкой(окрашивание воды), бездонная копилка и исчезающий шарик. | Март |
10 | Фотовыставка «В стране весёлых игр» (с участием родителей) фотографии детей за игрой дома. | Март |
11 | Консультации об особенностях мышления детей среднего и старшего дошкольного возраста. Тематическая ширма «Игры, развивающие речь и мышление». | Апрель |
12 | Игротека «Пазлодром», соревнование на скоростное складывание пазлов, коммуникативные игры. Анкетирование родителей, диагностика состояния эмоционально-личностной сферы детей. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Статья содержит описание опыта взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста....
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА»
Статья говориться, как привлечь родителей к работе с дошкольным учреждением, через проектную деятельность...
Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"
Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...
Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта
Описывются нестандартные формы взамимодействия с родителями на логопункте...
Взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста в организации предметно-пространственной развивающей среды
В данной статье рассматривается опыт работы коллектива Дошкольного отделения МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» по взаимодействию с семьями воспитанников в организации предметно-пространствен...
«Современные формы взаимодействия с родителями детей среднего дошкольного возраста по обогащению представлений о природном мире».
Чтобы наиболее точно отразить актуальность данной проблемы в современном мире, хотелось бы привести слова великого педагога В.А. Сухомлинского, который говорил: "Может быть, дети еще не смогут ос...
План партнерского взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
План партнерского взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста....