Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития устной речи детей.
статья по коррекционной педагогике
Предпосылкой успеха в работе по формированию грамотности и развития устной речи является создание благоприятных психолого-педагогических условий, в том числе необходимо способствовать появлению и сохранения интереса у детей к познавательной и коммуникативной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития устной речи детей.
Учитель-логопед Шарышева Жанна Вячеславовна
МБДОУ «Детский сад № 301» г.о. Самара
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный
дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,
а приводит к целому ряду отклонений»
Л.С. Выготский
За последнее время всё больше встречается на практике детей с различными сложными и сочетанными нарушениями в речевом и психическом развитии, где дефект речи выступает не единичный. А ведёт за собой множество проблем коммуникативной, эмоционально – волевой сферы развития ребёнка. Для развития устной речи, а также связанных с ними вторичных ограничений и произвольной регуляции своих действий необходима совместная работа всех специалистов и педагогов.
В соответствии с ФГОС в работе учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Общее развитие речи, формирование звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также подготовка ребёнка к обучению грамоте даёт возможность детям полноценно проживать этап детства без стеснения общаться со сверстниками и взрослыми, активно участвовать в праздниках, рассказывать стихи, уверенно чувствовать себя во время занятий, не переживать из – за неправильных ответов.
Предпосылкой успеха в работе по формированию грамотности и развития устной речи является создание благоприятных условий, в том числе необходимо способствовать появлению и сохранению интереса у детей. Важно использовать многообразие форм и видов игровой, познавательно – исследовательской деятельности, художественное слово и другие средства, побуждающие познавательную активность ребёнка, позволяющие избежать быстрого переутомления. Сочетание разных видов деятельности, направленные на достижение цели дают положительный результат в работе. На занятиях по развитию связной речи логопед использует элементы сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики. Психолог на основе рекомендаций логопеда закрепляет лексический речевой материал, изученной лексической темы и закрепляет навыки ручной умелости и графические навыки.
В своей работе учитываю следующие принципы:
1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования.
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
5. сотрудничество организации с семьёй
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности
8. возрастная адекватность дошкольного образования
Дошкольное детство – период формирования устной речи.
Разделяют
- Работа по формированию правильной речи
- Работа по исправлению речи
Работа по формированию правильной речи
- Накопление словарного запаса
- Развитие грамматического строя речи
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речедвигательного аппарата
- Развитие голоса
- Развитие слуха (элементарного, фонематического)
- Развитие выразительности речи
Условия для полноценного развития речи
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.
Повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.
Изучение состояния устной речи детей.
Участие родителей в речевом воспитании детей.
Практические материалы для организации речевых игр:
- Пособия для проведения артикуляционных упражнений
- комплексы пальчиковых игр
- игрушки для развития правильного речевого выдоха
- тематические альбомы
- игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
«Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще».
В работе по развитию речи выделяют следующие этапы:
Первый этап – это активизация деятельности детей
игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.
Например, упражнение: «связующая нить», формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности. «Клеевой Дождь» - упражнение способствует развитию сплочённости группы.
Второй этап - Активизация компонентов речевой деятельности
словесные игры, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность
Игры и упражнения, направленные на развитие речевых способностей у дошкольников.
Составление рассказа по картинкам.
Понимание грамматической конструкции предложений.
Узнавание предметов по заданным признакам.
Сравнение двух и более предметов:
- «Чем похожи эти слова?»
- «Назови общие признаки»
- «Чем отличается?»
Подбор слов с противоположным значением
Решение логических задач
Третий этап - Активизация речи в разных видах деятельности
- Продуктивная
- коммуникативная
- игровая
Изобразительная деятельность, конструирование выступает как средство активизации умственного и речевого развития.
Игра и общение психологически настраивает ребёнка на речевые действия.
В компенсирующих группах проводятся КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ.
Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию речевой деятельности ребенка.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Создание благоприятных психолого-педагогических условий способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области дошкольной и коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...
Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе
Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...
методические рекомендации для педагогов ДОУ по созданию благоприятных психолого-педагогических условий работы с одарёнными детьми
Разработанны рекомендации для повышения эффективности работы с одарёнными детьми....
Развитие устной речи детей через русские народные сказки
Консультация для педагогов и родителей....
Семинар "Психолого-педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления детей» (презентация, выступление, фото)
Семинар для педагогов ДОУ на базе МБДОУ №70 г. Нижнекамск...
План проведения педагогического совета- деловой игры "Создание условий для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...