Исследование психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике
Проблема развития произвольной памяти является особенно актуальной для детей с общим недоразвитием речи. Существует масса методов и методик по развитию данного процесса у детей с возрастной нормой. Несмотря на это психолого-педагогические условия для развития памяти у детей с ОНР недостаточно разработаны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Проблема развития произвольной памяти является особенно актуальной для детей с общим недоразвитием речи. Существует масса методов и методик по развитию данного процесса у детей с возрастной нормой. Несмотря на это психолого-педагогические условия для развития памяти у детей с ОНР недостаточно разработаны.
Исследование проводилось на базе МБУ детский сад № 128 «Гвоздичка» г.о. Тольятти в нем принимали участие дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Мы предположили, что развитие произвольной памяти у детей 6-7 лет с ОНР будет эффективным, если:
– организовать поэтапную работу по развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
– включить в образовательный процесс комплекс дидактических игр для коррекции произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
– организовать работу с родителями по развитию произвольной памяти у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Содержание работы по развитию произвольной памяти основывалось на принципах научности, активности и сознательности, комплексности и преемственности, результативности, индивидуального подхода к каждому ребенку, ориентации на зону ближайшего развития.
Основные этапы:
1. Подготовительный этап работы заключался в реализации следующих направлений работы.
1.1. Обучить законных представителей дидактическим играм по развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с ОНР.
Родители заполняли анкеты. Данная работа была направлена на ознакомление законных представителей с формами и особенностями дидактических игр по развитию произвольной памяти детей, а также подключение к процессу развития способностей запоминания детей. Совместно с законными представителями, для развития памяти у детей данного возраста создавалась более комфортная среда и атмосфера в группе [1].
1.2. Подготовить материалы для обогащения развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада: создание книжного уголка, дидактические игры направить на развитие памяти воспитанников, пополнить театральный угол персонажами, обогатить литературного уголка книгами.
1.3. Разработать комплекс дидактических игр для детей 6-7 лет с ОНР, направленных на развитие произвольной памяти.
2. Содержательный этап.
2.1. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе детского сада: создание уголка на развитие памяти, включение дидактических игр, направленных на расширение произвольной памяти, насыщение театрального уголка персонажами, обогащение литературного уголка книгами.
2.2. Реализовать комплекс дидактических игр для детей 6-7 лет с ОНР направленных на развитие произвольной памяти.
На подготовительном этапе формирующего эксперимента, была организована совместная деятельность воспитателя и законных представителей, законных представителей и дошкольников. Поэтому, прежде всего для того что бы изучить отношение законных представителей к проблеме развития произвольной памяти у детей 6-7 лет мы провели работу. Анкетирование законных представителей показало, что из 10 семей серьёзно к этой проблеме относятся всего три. По результатам анкетирования мы составили план работы с законными представителями.
На организационном этапе законных представителей познакомили с формами и особенностями дидактических игр по развитию произвольной памяти ребенка, а также подключение к процессу развития способностей и навыков дошкольников. Были включены такие формы работы с законными представителями как:
- родительские собрания в доброжелательной атмосфере, где информировали их о целях, задачах, особенностях развития произвольной памяти у детей с ОНР, а так же о роли дидактической игры в актуальном вопросе;
- анкетирование законных представителей с целью получения информации об особенностях детско-родительских отношений и особенностях развития личности ребенка;
- знакомство законных представителей с результатами наблюдения педагогов.
На содержательном этапе нами были подключены законные представители к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество. В этом нам способствовали:
- домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);
- участие родителей в различных праздничных мероприятиях;
- проведение совместной игра для родителей с детьми «Надо помнить» с использованием уже знакомых детям дидактических игр и упражнений на развитие памяти;
- домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные дидактические игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения работы по развитию произвольной памяти у детей с ОНР.
Эти формы работы позволили нам вместе с родителями понять причины трудностей в развитии памяти детей с ОНР и их специфики, выяснить особенности ребёнка, найти возможности помочь ему.
В группе оформлен уголок для развития произвольной памяти. Воспитателям предлагаются игры, упражнения, потешки и стихотворения, которые можно использовать в своей работе, предлагаемый материал содержит рекомендации родителям для занятий с детьми дома.
Список литературы
- Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П.И. Зинченко – М. : Норма, 1991. – 183 с.
- Истомина, З.М Развитие памяти [Текст] / Учебно-методическое пособие. З.М. Истомина – М. : Союз издат, 2016.– 345 с.
- Лебедева, С.О. О возможностях развития образной памяти [Текст] / С.О. Лебедева Дошкольное воспитание. – 2008. – №8. – С.52–54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность
Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...
Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше...
Условия развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста
Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-то запомнить....
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Цель исследования: выявить основные особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речиОбъект исследования: процесс развития памяти детей дошкольного возраста с общим нед...