Программа работы театрального кружка «Волшебники»
рабочая программа (средняя группа)
Программа театрального кружка, главной целью которой является развитие коммуникативно-творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_kruzhka.docx | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13
__________________________________________________________
Принято на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ:
Протокол №1 от 31.08.2015 г. Заведующая МКДОУ д/с №13
_______________ Тюкова Т.В.
Программа работы театрального кружка
«Волшебники»
в средней группе
Срок реализации программы 1 год
Составитель:
Брезгулевская Татьяна Николаевна,
воспитатель 1 квалификационной категории.
Усть-Катав
2015г.
Пояснительная записка
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,то что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы – развитие коммуникативно-творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Продолжительность занятия – 20 минут.
Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
Ожидаемый результат:
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
•Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Формы подведения итогов:
-Театрализованные представления;
-Досуги;
-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Здоровье сберегающие технологии
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами;
- гимнастика для глаз;
- физкультминутки, динамические паузы.
Перспективный план работы кружка в средней группе
№ | Тема занятия | Цели занятия | Методы, приёмы взаимодействия с детьми | Материалы, оборудование | |
Октябрь | |||||
1. | «Знакомство» | - познакомить с видами театра; | - просматривание презентации «Какие бывают театры»; | Презентация, картинки, иллюстрации, посвящённые театру, мяч. | |
2. | «В гостях у Сказочницы» | - вспомнить с детьми уже знакомые им сказки; | - игра «Угадай сказку»; | Иллюстрации к различным сказкам, картинки с изображением героев сказок. | |
3. | «Кто я?» | - формирование интереса к театральным играм; | - беседа «Что такое театр?»; | Картинки, иллюстрации с изображением театра, видео с театральными этюдами. | |
4. | «Мир театра» | - познакомить детей с понятием театральная атрибутика; - учить выражать эмоции через движения и мимику; - учить выразительной интонации. | - просмотр презентации «Как превратиться в артиста?»; | Презентация «Как превратиться в артиста?», различные костюмы для ряжения, ширма для кукольного театра, куклы бибабо. | |
Ноябрь | |||||
1. | «В гостях у сказки» | - познакомить с новой сказкой; | - чтение сказки В. Бианки «Колобок-колючий бок»; | Сказка В. Бианки «Колобок-колючий бок», иллюстрации к сказке, презентация с изображением героев сказки. | |
2. | «Колобок» | - познакомить с настольным театром; | - рассказывание детьми сказки В. Бианки «Колобок-колючий бок»; | Иллюстрации к сказке «Колобок-колючий бок», заготовки для настольного театра, жребий для выбора ролей. | |
3. | «Играем в сказку» | - разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; | - показ настольного театра; | Настольный театр по сказке «Колобок-колючий бок», костюмы к сказке, игра «Найди чья тень» с героями сказки. | |
4. | «Мы артисты» | - развивать творческие способности; | - драматизация сказки В. Бианки «Колобок-колючий бок». | Костюмы, декорации к сказке, музыкальное сопровождение. | |
Декабрь | |||||
1. | «В гостях у русских народных сказок» | - развивать умение сочинять короткие сказки; | - показ презентации «Какие они русские народные сказки»: | Презентация «Какие они русские народные сказки?», иллюстрации к русским народным сказкам. | |
2. | «Мы волшебники» | - воспитывать любовь к народному фольклору; | - чтение сказки «Теремок»; | Сказка «Теремок», иллюстрации к сказке, маски героев сказки. | |
3. | Тантемарески - что это? | - познакомить детей с новым видом театра «Тантемарески»; | - рассматривание картинок-тантемаресок; | Театр «Тантемаресок», иллюстрации к сказке «Теремок», материал для изготовления декораций. | |
4. | «Кто-кто в теремочке живёт?» | - создать положительный эмоциональный настрой; | - театр «Тантемарески». Постановка сказки «Теремок». | Картинки-герои к сказке «Теремок», декорации к сказке. | |
Январь | |||||
2. | «Музыка в сказке» | - познакомить с музыкальной сказкой «Петя и волк»; | - просмотр музыкальной сказки «Петя и волк»; | Мультфильм «Петя и волк», подборка музыкальных композиций. | |
3. | «Кошки-мышки» | - формировать устойчивый интерес к стихотворному творчеству; | - чтение стихотворения С.Маршака «Мышки»; | Стихотворение С.Маршака «Мышки», иллюстрации к стихотворению, картинки-отгадки к загадкам. | |
4. | «Мышки» | - вызвать желание выступать вместе с коллективом сверстников; | Инсценировка стихотворения С.Маршака «Мышки» | Декорации, шапочки или маски мышек, детские вещи и имитация иголок и ниток. | |
Февраль | |||||
1. | «Сундук со сказками» | - учить детей внимательно слушать сказки; | - чтение коротких сказок из сундука; | Сундук, книжки со сказками, костюм сказительницы. | |
2. | «Сказка в гости к нам идёт» | - познакомить детей с новой сказкой «Дружная семья; | - чтение сказки «Дружная семья; | Сказка «Дружная семья», иллюстрации к сказке. | |
3. | «Скоро премьера!» | - учить детей подбирать роли; | - выбор актёров и ролей; | Настольная ширма, пальчиковый театр, декорации. | |
4. | «Дружная семья» | - развивать воображение при помощи пальчикового театра; | - показ пальчикового театра, сказка «Дружная семья» | Настольная ширма, пальчиковый театр, декорации. | |
Март | |||||
1. | «Что же могут наши ножки» | - познакомить детей с носковым театром; | - рассматривание носкового театра; | Носковый театр, дидактическая игра «Подбери пару». | |
2. | «Как похожи эти сказки!» | - познакомить детей с новой сказкой «Рукавичка»; | - чтение сказки «Рукавичка»; | Сказка «Рукавичка», презентация по сказкам «Теремок» и «Рукавичка». | |
3. | «Всё мы делим пополам» | - учить выразительно двигаться под музыку; | - музыкально-ритмическая композиция «Всё мы делим пополам»; | Музыкальное сопровождение, загадки, картинки с отгадками. | |
4. | «Рукавичка» | - развивать у детей способность преодолевать сценическое волнение; | - показ сказки «Рукавичка» с помощью носкового театра. | Носковый театр. Ширма. | |
Апрель | |||||
1. | «Добрые слова» | - побуждать к активному восприятию стихотворения; | - чтение стихотворения добрые слова; | Цветок, текст стихотворения, музыкальное сопровождение. | |
2. | «Больше я не буду плакать» | - познакомить детей с новой пьесой «Капризка»; | - чтение пьесы «Капризка»; | Пьеса «Капризка», иллюстрации к пьесе, картинки для игры. | |
3. | «Весёлые этюды» | - вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; | - пантомимические этюды к пьесе «Капризка»; | Иллюстрации к пьесе. | |
4. | «Капризка» | - учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; | Драматизация пьесы «Капризка». | Костюм для матрёшки, маски для Барбоса и Мурзика. | |
Май | |||||
1. | «Кто в лесочке живёт?» | - развивать умение выслушивать друг друга; | - просмотр презентации «Кто в лесу живёт?»; | Презентация «Кто в лесу живёт?», потешки, дидактическая игра «Кто где живёт?» | |
2. | « Хитрая лисичка» | - побуждать к активному восприятию сказки; | - чтение сказки «Заюшкина избушка»; | Сказка «Заюшкина избушка», иллюстрации к сказке, картинки с изображением героев сказки. | |
3. | «Чья тень?» | - познакомить детей с Теневым театром; | - знакомство с Теневым театром; | Теневой театр, экран, лампа, иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», дидактическая игра «Чья тень?». | |
4. | «Кто же зайчику помог?» | - учить передавать характерные движения героев сказки; | - показ теневого театра «Заюшкина избушка». | Теневой театр, экран, лампа. |
Работа с родителями
Месяц | Формы, методы работы |
Октябрь | Анкетирование на выявление отношения семьи к совместной культурно-досуговой деятельности |
Ноябрь | Консультация: «Театр в детском саду. Какой он?» |
Декабрь | Показ сказки «Колобок колючий бок». |
Январь | Родительское собрание: «Подведение итогов полугодия». |
Февраль | Консультация «Возрождаем домашнее чтение» |
Март | Вечер вопросов и ответов. |
Апрель | Показ спектакля «Капризка» |
Май | Родительское собрание: «Подведение итогов работы за год». |
Мониторинг уровня знаний по программе кружка
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
№ | Ф.И. ребёнка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Навыки кукловождения | Музыкальное развитие | Основы коллективной творческой деятельности |
Основы театральной культуры
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.
Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).
Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняет выделить единицы сюжета; пересказывает произведения с помощью единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя.
Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности.
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Навыки кукловождения
Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.
Музыкальное развитие
Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристика героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;
Средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристикигероев, музыкальное сопровождение к частям сюжета (из предложенных педагогом); с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;
Низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.
Основы изобразительно – оформительских деятельности.
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам действиям спектакля, эскизы персонажей и декорацией с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении деклараций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе).
Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике - инструкции декорации из различных материалов;
Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действиях спектакля; затрудняется в изготовлении деклараций из различных материалов.
Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Литература
- Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
- Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
- О.В. Гончарова – «Театральная палитра» Издательство «Сфера» 2010г.
- Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. «Развитие детей в театрализованной деятельности», Москва, 1997г.
- М.Б. Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Издательство ООО «ТЦ СФЕРА» 2010г.
- Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
- Е.В. Мигунова – «Театральная педагогика в детском саду» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2009г.
- Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
- В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
- Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры вдеском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
- Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
- Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
- Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.
- А.В.Щеткин – «Театральная деятельность в детском саду» Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития кружка «Волшебники» на 2012-2013гг.
Программа развития кружка «Волшебники» на 2012-2013гг.Руководитель Соколова Т. В.Пояснительная запискаАктуальность Ребенок прирожденный конструктор изобретатель. Эти заложенные природой задатки р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста ) педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской области Лобасова Наталья Николаевна.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста )педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской обл...
Программа работы театральной студии
Программа разработана для детей 2 возрастных групп 4-5 лет, 6-7 лет. Расчитана на 72 часа....
Программа работы театрального кружка "Перевоплощение"
Программа театрального кружка для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста «Перевоплощение» разработана музыкальным руководителем МБДОУ «Детский сад «К...