РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста ) педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской области Лобасова Наталья Николаевна.
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Лобасова НН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

детского театрального кружка

 

(для работы с детьми дошкольного возраста )

педагога  «Детский сад «Тополек»»

 Юргинский район. Кемеровской области

Лобасова Наталья Николаевна.

 

 

 

 

 

2016-2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Пояснительная записка

 

 

3

2.

Новизна программы

5

3

Актуальность программы

6

4

Педагогическая целесообразность 

8

5

Направленность программы: цель, задачи, принципы, режим и общая структура работы театрального кружка

10

6

Ожидаемые результаты

13

7

Комплексный подход в развитии театрализованной деятельности у дошкольного возраста

15

8

Элементы арттерапии, используемые в театрализованной деятельности

19

9

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности по формированию навыков театрализованной у детей дошкольного возраста

25

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить,

оценить свои возможности».

                                                                                       Джанни Родари

Пояснительная записка

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

В современном обществе, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда внедряются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей  к театрализованной деятельности, потому, что театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

В соответствии с задачами ФГОС ДО, театрализованная деятельность объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества, тем самым, обеспечивая тем самым формирование театрализованной деятельности у дошкольников .

Умелое использование театрализованной деятельности способствует формированию положительных качеств дошкольников, их умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых ФГОС ДО, и находит свое  отражение в работе педагогов дошкольного образования.

Во время театрализованной деятельности, решаются следующие цели ФГОС ДО:

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого  ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства,  пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других  особенностей;
  • развитие преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • формирование социокультурной среды, соответствующую возрастным,  индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • интеграция содержания пяти образовательных областей – «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие».

Во время театрализованной деятельности с детьми  разыгрываются сценки о безопасном поведении на улицах города, драматизируются экологические сказки, произведения о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что способствует интеграции таких образовательных областей как – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие». Малыши с увлечением помогают выполнять главных героев спектакля в различных техниках: клеем из бумаги, лепим из пластилина, теста. Эти же материалы используются и для создания декораций к спектаклю, а потом все это обыгрывается, тем самым происходит интеграция таких образовательных областей как «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».

Таким образом, становится очевидной необходимость рассмотрения вопроса по формированию навыков театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста  через кружковую работу в ДОУ, что стало бы предпосылкой для расширения их возможностей в плане инклюзии и социализации.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста . Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Новизна программы определяется систематизацией средств и методов театрально-игровой деятельности и обосновано на использовании разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Считаю, что эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

В своей программе  хочу  рассмотреть такой вид нетрадиционной методики, как работа в кружке по формированию навыков театрализованной деятельности. Данная программа «По дороге к сказке» представляет собой реальный инструмент в практической работе с детьми. Представленная система работы может быть использована дефектологами, логопедами, педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста, а также их родителям.

Гипотеза. Программа основана на следующем научном предположении: театрализованная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Для реализации программы требуется тесное сотрудничество специалистов и педагогов в ходе педагогического процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания непосредственно-образовательной деятельности.

Актуальность программы. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. 

Театрализованная игра понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с другой – средство развития. По наблюдениям Л.Г.Выготского – это драматизация, по мнению В.Н.Всеволодского-Генгросса – это драматическая игра. Е.Л. Трусова считает, что это «театрально-игровая деятельность», «театрально-игровое творчество».

Такие исследователи как М.А.Васильева, А.С.Козлова, Д.Б.Эльконин считают, что театрализованные игры близки к искусству, и поэтому называют их «творческими играми».

Учитывая различные точки зрения таких специалистов, как Д.Б.Элькониа, Й.Хейзинга и И..Г.Вечкановой на игру в целом, и театрализованную игру в частности, дается следующее определение: театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа осуществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.)

По мнению Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной, И.Н.Лебедевой, в работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, театрализованные игры используются, прежде всего, для развития речи и закрепления знания литературных произведений.

В специальной литературе таких авторов, как Д.И.Бойков, С.В.Бойкова, А.И.Захаров, Т.Д.Зинкевич, А.С.Спиваковская, отмечается также психологический аспект использования театрализованных игр.

Л.Б.Баряева, И.Г.Вечканова, Е.А. Екжанова, О.П.Гаврилушкина, И.Н.Лебедева, Е.А.Стребелева подчеркивают необходимость включения театрализованных игр и в другие виды деятельности дошкольников : при обучении моделированию, решении арифметических задач, в работе с сериями картинок.

При помощи игр в кукольном театре у детей  развиваются различные интересы и способности; проявляется любознательность, появляется стремление к познанию нового и усвоению новой информации и новых способов действия, развиваются ассоциативное мышление; настойчивость, целеустремленность, эмоции при проигрывании ролей. Кроме того, данный вид деятельности требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка , во время театрализованной деятельности, развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, чтобы создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.  Методы и приемы, используемые в данной программе, обеспечивают быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу театра, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.

Эффективность использования театрализованной деятельности заключается в том, что уже в самих играх заложено разнообразие различных методов и приемов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.

Использование театрализованной деятельности направлено на решение следующих задач:

  1. Приобщать   детей  дошкольного   возраста   к  театральной   культуре;
  2. Формировать умение  детей передавать    образы   с помощью    вербальной  и невербальной   стороны  речи;
  3. Побуждать  детей к импровизации  с использованием  доступных   средств    выразительности каждого   ребёнка (мимика, жесты, движения);
  4. Развивать умение детей    согласовывать  свои  действия  с  действиями партнёра (слушать, не перебивая, друг друга, говорить);
  5. Выполнять движения   и действия    согласно   логике   действий персонажа   и с  учётом    места  действия;  
  6. Вызывать   желание   произносить небольшие монологи    и  развёрнутые   диалоги (в соответствии    с сюжетом   инсценировки);
  7. Воспитывать  положительное   отношение  к театральным    играм, эмоционально - положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности    в себе.

Анализ научно-практических исследований позволил выявить проблему, заключающуюся в противоречии между имеющейся у детей в театрализованной деятельности и невозможностью реализовать эту потребность в полной мере в связи с недостаточной изученностью возможностей использования театральных игр для их развития.

Вследствие недостатка разработанных методик формирования навыков театрализованной деятельности у детей  возникла необходимость разработки данной программы.

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка».

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте требования к структуре примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения задачи театрализованной деятельности детей дошкольного возраста выделены во всех образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие».

Рабочая программа составлена в соответствие с  методической разработкой для дошкольных образовательных учреждений.

Направленность программы: Содержание программы направлено на познавательно-речевое, социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста .

Основная цель рабочей программы - оптимизировать познавательно-речевое развитие, гармонизировать психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста через развитие способностей детей средствами театрального искусства в ходе непосредственно - образовательной  и совместной деятельности с детьми.

ЗАДАЧИ

по формированию навыков театрализованной деятельности:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности;
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
  3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;
  4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
  5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;
  6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей;
  7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
  8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Таким образом, становится очевидной необходимость проведения коррекционно-педагогической работы по формированию у детей  театрализованной деятельности посредством проведения кружковой работы, что стало бы предпосылкой для расширения их возможностей в познавательно-речевом развитии.

Участники программы: дети дошкольного возраста .

Срок обучения: 4 год

Основные принципы программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата;  
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;  
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;  
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принципы комплектования группы и организации работы:

  • добровольное участие;
  • недирективность позиции взрослого;
  • учет психофизических особенностей детей.

Режим деятельности драматического кружка: Непосредственно - образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю. Длительность проведения НОД, учитывая возраст детей и их индивидуальные возможности - 15-20 минут.

Общая структура работы театрального кружка:

  1. Речевая разминка. Её цель:

·         Развитие речевого дыхания;

·         Формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции.

А) Упражнения на развитие речевого дыхания;

Б) Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.);

В)Дидактические игры.

  1. Новая информация. Способы её подачи:

·         Использование театрализованных фрагментов;

·         Беседы – диалоги;

      3. Физкультминутка

     4. Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;

     5. Подведение итогов. Анализ деятельности детей.

Основные методы  и приемы:

·         игра;

·         метод игровой импровизации;

·         упражнения  на расслабление и напряжение мышц;

·         метод действенного анализа (этюдная методика);

·         инсценировки;

·         драматизация;

·         рассказ;

·         чтение   воспитателя;

·         рассказ  детей;

·         беседы;

·         разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.

Примерное оборудование для формирования театрализованной деятельности :

  • режиссёрские игры с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках;
  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
  • музыкальный центр

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, обследования проводимого 2 раза в год. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

  • Диагностическая карта педагога;
  • Анкетирование - родителей

В результате непосредственно - образовательной деятельности в драматическом кружке:

Дети будут ЗНАТЬ:

·         назначение театра;

·         о деятельности работников театра;

·         виды театров;

·         виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.

Дети будут УМЕТЬ:

·         передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

·         воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность других детей;

·         контролировать внимание;

·         понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

·         принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

·         изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.

Дети будут иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

·         о сценическом движении;

·         о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;

·         об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

Дети будут владеть НАВЫКАМИ:

·         культурного поведения в театре;

·         определения состояния персонажа по схематическим рисункам;

·         подбора собственных выразительных  жестов;

·         психологического настроя на выполнение предстоящего действия;

·         произнесения небольших монологов;

·         произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

Очень важно, чтобы программное содержание, получаемое детьми во время кружковой драматической деятельности с педагогом, было закреплено также во время прогулки, в игре, при проведении режимных процессов. 

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. Для детей  дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия.

Дошкольники  не прошедшие специального обучения, имеют скудный запас знаний о социальном и природном мире, поэтому не владеют правилами взаимодействия с ним. Представления о себе и окружающем мире у них фрагментарны, привязаны к конкретной ситуации, недостаточно обобщены и содержательны. Установлено, что эти знания малопригодны для воплощения в символико-моделирующих видах деятельности. У детей отмечаются слабодифференцированное эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым, отсутствие чувства сопричастности и единения с природой и миром.

Дошкольникам  трудно понять законы природы, взаимоотношения между животными, изложенные в художественном произведении. Об этом свидетельствуют низкий уровень понимания сказки, т.е. дети дают неадекватные ответы или не отвечают на вопросы по ее содержанию. Сопереживание героям литературного произведения у них не сформировано, идентификация с ними не осуществляется. При подготовке к драматизации  дети  не могут объяснить мотив своего выбора, вместо этого большинство из них начинает пересказывать отдельные эпизоды сказки. Они ориентируются на внешние, легко воспринимаемые свойства кукол, а не на характерологические особенности героев сказки. Сказочные специфические выразительные  средства, сравнения употребляют незначительное число детей старшего дошкольного возраста, при этом они чаще всего привносят в сказку то, чего в ней нет.

В тоже время в ходе диагностического обследования было выявлено, что драматизированная форма подачи литерного произведения облегчает понимание его смысла. Теоретически и практически установлено, что наиболее продуктивен комплексный подход к обучению театрализованной игре, который предполагает:

  • использование театрализованной игры во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;
  • организацию предметно-развивающей среды;
  • развитие мотивационно-потребностной сферы детей;
  • знакомство с окружающим миром, формирование способности к моделированию и символизации   в обучающих играх;
  • индивидуальный и дифференцированный подход в общении взрослого и детей в театрализованной игре;
  • ступенчатую работу по формированию различных видов театрализованной игры.
  • знакомство с окружающим миром с целью формирования образов-представлений о моделируемых объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей в последующей игре;
  • формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве:

1.       реальном – на основе предметной и предметно-игровой деятельности;

2.       отраженном в различных знаках – с предметами-заместителями (игрушками, графическими изображениями) в ходе игровой, предметно-практической, элементарной трудовой деятельности;

3.       условном, символическом (моделирование воображаемой ситуации);

  • обучение принятию игрового образа, роли:

1.       восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, за тем как педагог заменяет реальное поведение игровым;

2.       освоение действия с различными игрушками в ходе режиссерских игр;

3.       освоение отдельных действий в рамках образа с помощью переодевания в образных играх;

4.       освоение действий детализации образа в отобразительных и ролевых играх;

5.       взаимодействие персонажей в режиссерских играх и в играх-драматизациях;

  • развитие психомоторики, обусловливающей точность выполнения задуманного действия, модели:

1.       освоение крупных движений тела, действий с реальными предметами;

2.       движения с предметами-заместителями (с большими, а затем с меньшими по размеру игрушками);

3.       движения с условными изображениями и отдельными деталями костюма.

  • развитие мелкой моторики рук, осуществляющееся      в ходе управления различными куклами (пальчиковыми, бибабо), переодевания и действий с символическими моделями и воображаемыми предметами;
  • овладение различными средствами межличностного общения и развитие функций речи:

1.       согласование (действий с игрушками, телодвижений) со словами педагога;

2.       произнесение отдельных реплик персонажей в ходе режиссерских игр;

3.       освоение модулирования и интонирования речи в ходе образных игр.

Таким образом, происходит развитие важных психических функций: планирующей (в ходе подготовки к театрализации) и регулирующей (в процессе игровой деятельности).

Переход с этапа на этап обучения возможен только при условии решения задач предыдущего этапа. В этом случае ребенок должен овладеть запланированным кругом знаний, умений, отношений, что обеспечит усвоение им более сложного материала. По мнению Л.Б.Баряевой, И.Г.Вечкановой «…образы одного художественного служат единой сюжетной основой для переноса знаний, умений и навыков в различные виды практической деятельности детей».

Использование театрализованной деятельности как средства расширения представлений об окружающем мире, коррекции, разностороннего развития и адаптации детей дошкольного возраста  перспективно и позволяет создать условия для  их всестороннего развития.

ЭЛЕМЕНТЫ АРТТЕРАПИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Театрализованная деятельность должна предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя во время театральных игр, - важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр ребят. Все, что окружает детей, во многом определяет их настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Значит, все, что окружает ребенка, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.

Чтобы избежать однообразия в театрализованной деятельности, можно использовать элементы сенсорной комнаты, где применение какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. При организации театрализованной деятельности можно использовать различные элементы средств арттерапии. 

Сказкотерапия в последнее время стала одной из новых технологий .

Сказка дает детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не надо торопиться объяснять мир, надо показывать его в самых неожиданных и причудливых поворотах.

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

Уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающим. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

Уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей.

Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире.

Для детей полезно во время театральных игр, во избежание однообразия, использовать сказочные сюжеты, где применение какого-нибудь тренажёра из сенсорной комнаты будет частью сказки.

Для углубления представлений о предметах, театральных куклах, декорациях можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши).

Ощупывая предметы разной формы и фактуры (из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п.), которые размещены  на специальных панелях для развития тактильной чувствительности, у ребёнка формируется умение различать разные качества предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Тем самым у ребенка формируется умение сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов. Так же улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев, что не маловажно при организации работы с кукольным театром. Такие действия дают возможность освоения новых ощущений.

Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками - великолепное средство для развития умения владеть своим телом. Кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. Тем самым совершенствуются двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений. Здесь можно предложить игру «Найди героя». Ребенок между шариками находит героя или предмет из сказки, а затем называет и саму сказку.

С элементами сенсорной комнаты можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в «Волшебный мешочек». В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Например, в мешочек можно положить геометрические фигуры и попросить ребёнка не глядя достать шарик, кубик, треугольник и спросить – какой предмет из сказки он напоминает. Это помогает совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. При этом развивается культура речевого общения  и проявляется инициатива детей в пересказывание содержания литературного текста.

Для коррекции зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций во время занятий театрализованной деятельности можно использовать элементы методик  свето  и цветотерапии для воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств. Умело используя разные цвета, можно более успешно сформировать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа. 

Так же для успешного использования музыкальных произведений в театрализованных играх хорошо использовать звукотерапию. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений побуждают к использованию импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей. У детей развивается стремление детей подбирать знакомые попевки  от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Дети дошкольного возраста  могут просто прослушать  различные музыкальные произведения,  помогут и по характеру звучания музыки отгадать тот или иной персонаж. Тем самым развивая творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.

Во время музыкальной деятельности хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль. Так же для формирования слухового восприятия можно отнести звуки природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается в театрализованную деятельность и не только.

Ароматы сопровождают нас всю жизнь, именно они способны вызывать самые отдаленные и дорогие воспоминания, они поэтичны и прекрасны, создавая атмосферу той обстановки, где проходит действие того или иного сюжета. К использованию ароматерапии нужно относиться с осторожностью, при этом опираясь на индивидуальные особенности детей и медицинские рекомендации.

Элементы арттерапии позволяют обогатить ребёнка положительными эмоциями, что помогает значительно сократить этап установления эмоционального контакта с ребёнком, а это - умение согласовывать свои действия с партнерами, доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. У ребенка формируется умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Деятельность с песком вызывает у детей интерес, удивление, создает творческую атмосферу. В процессе игровой деятельности с песком ребенок активно познает окружающий мир, что не маловажно для драматизации того или иного спектакля. Учась распознавать предметы, у детей развиваются и такие психические процессы, как представление, воображение, память, мышление, улучшаться координация движений и ориентировка в пространстве, преодолевается психическая и физическая пассивность детей и воспитываться активность, уверенность в своих силах. У детей развивается способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы, формируется представление о честности, справедливости, доброте, воспитывается отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Это способствует преодолению таких недостатков, как упрямство, эгоизм, негативизм и развивает чувство коллективизма, стремление к творчеству, инициативность. В играх с песком у детей появляется необходимость вступать в определенные контакты со взрослым, тем самым у детей формируются взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи. 

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается интеллект ребенка. Играя с песком во время театрализованной деятельности, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Таким образом, использование данной программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Перспективный тематический план

непосредственно – образовательной деятельности

по формированию навыков театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

Месяц

 

Кружковая работа

Цели

Задачи

Работа с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое мероприятие

Сентябрь

      

Обследование детей

      

ОКТЯБРЬ

1  неделя

«Давайте познакомимся» 

 

 

Поддержание заинтересованного отношения к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности.

Формирование

эмоциональной выразительности речи детей; развитие умения следить за развитием действия в сказке.

Развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь;

побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения;

Работать над интонационной выразительностью речи.

Показ способов действия с различными куклами.

Устный опрос «Играете ли вы с

ребенком в театр»;

Наглядная информация

«Организация театральной деятельности в

 МЛАДШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  группе»;

Консультация на тему:

«Условия для развития театральных

игр и приобщение детей к театральной

 деятельности».

Показ кукольной сценки

«Кто в домике живет?»

Показ настольного кукольного спектакля «Колобок»

 

2 неделя

«Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я?»

«Язык жестов»

    
 

3 неделя

Чтение пьесы «Репка»;

«Выросла репка большая – пребольшая»

    
 

4 неделя

Репетиция пьесы «Репка»;

Играем пьесу «Репка».

   

Инсценировка «Веселый зайка»

НОЯБРЬ

1  неделя

«Животные во дворе»

Формирование умения у детей давать оценку поступкам действующих лиц.

Познакомить детей с устройством ширмы

Развивать умение детей разыгрывать сценки по парам;

Побуждать детей играть с куклами настольного театра, Разыгрывать знакомые сказки, стихотворения;

обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.

Индивидуальные беседы

 «Значение театрализованного воспитания

 для детей дошкольного возраста». 

 

2 неделя

«Перчатки» №1

   

 

 

 

 

 

 

 
 

3 неделя

«Перчатки» №2

    
 

4 неделя

«Сказки из сундучка»

    

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Эмоции»

Ознакомление детей с особенностями театра картинок; формирование умения давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле

Привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска) и с театром верховых кукол;

Обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске);

Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. 

Выставка – презентация разных видов театра

 «Поиграйте с нами»

Консультация «Домашний кукольный театр,

 как средство научить ребёнка общению».

Инсценировка «Веселые зверюшки встречают Новый год»

 

2 неделя

«В гости елочка пришла»

    
 

3 неделя

«Игрушки для елочки»

    
 

4 неделя

«Елочный хоровод»

    

ЯНВАРЬ

1 неделя

Новогодние каникулы

    
 

2 неделя

«Ярмарочная площадь»

Привлечение детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска) и с театром верховых кукол

Закреплять умение действовать с игрушками для магнитной доски и

накладыванием картинок на фланелеграфе.

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле; Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. 

Упражнения на развитие дикции, эмоциональности, силы и высоты голоса/ картотека

Консультация

«Развиваем детей, через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя,

его характер, настроение».

Фотовыставка «Дружеские встречи»

Инсценировка

по мотивам песенок – потешек.

 

3 неделя

«Где был, Иванушка?»

    
 

4 неделя

«Сундучок, откройся»

«Сундучок, откройся»

    

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Растем здоровыми и крепкими»

Формирование у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь.

Привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска) и с театром верховых кукол.

Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое.

Фотовыставка «Театральные новости »

Инсценировка

по мотивам знакомых стихов.

 

2 неделя

Чтение сказки«Лохматый,крылатый  да масляный»

Формировать у детей интерес к устному народному творчеству. Познакомить с  русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

 Понимать характер и поступки героев, замечать и понимать образные выражения: ключевая вода, боярские щи, не промах. Развивать речь детей,  мышление, слуховую и зрительную память.  Воспитывать сосредоточенность и интерес сказкам.

  
 

3 неделя

Сценка «Лохматый,крылатый  да масляный»

    
 

4 неделя

Народное гулянье «Маслиница»

Главная цель, которую ставят перед собой организаторы народных гуляний - укрепить любовь к Отечеству и народным традициям  Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов и ребят.

1. Развивать ловкость, силу, быстроту.
2. Доставлять детям радость от народных игр и песен.
3. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям.

  

МАРТ

1 неделя

Инсценировка стихотворения  «Разгром»

Поощрение стремления у детей участвовать в играх-драматизациях;

Формировать умение детей разыгрывать несложные представления по знакомым сказкам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

Активизировать детей, развивать их память, внимание.

Совместная деятельность.

Изготовление костюмов и декораций к

 неделе театра.

Спектакль «Теремок»

 

2 неделя

Репетиция спектакля «Теремок»

   

 

 

 
 

3 неделя

Репетиция спектакля «Теремок»

    
 

4 неделя

Спектакль «Теремок»

    

АПРЕЛЬ

1 неделя

Театрализованная игра «Полет на Луну».

Совершенствование у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях;

совершенствовать импровизационные способности детей; поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях по собственному желанию.

Беседа за круглым столом:

 «Чему мы научились в кружке?»

Театрализованная игра

«Путешествие в мир сказок»

 

2 неделя

Театрализованная игра «Полет на Луну».

    
 

3 неделя

Театрализованная игра «Путешествие»

    
 

4 неделя

Театрализованная игра

«Путешествие в мир сказок» (ИТОГОВОЕ)

   

 

 

МАЙ

      

Обследование детей

      
         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.       Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

2.       Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

3.       Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

4.       Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена; СОЮЗ, 2001.

5.       Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

6.       Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – НОУ «СОЮЗ», 2005.

7.       Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

8.       Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008.

9.       Васькова О.Ф, Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.

10.   Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф. В.З. Кантора. – СПб.: КАРО, 2006.

11.   Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду. Волгоград 2009.

12.   Гальцова Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет. Волгоград 2009.

13.   Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

14.   Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. М. 2012.

15.   Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-7
лет. Метод, рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.

16.   Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

17.   Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / сост.: Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

18.   Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.

19.   Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 2002.

20.   Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

21.   Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

22.   Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. - СПб.: Издательство «Речь», 2003.

23.   Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

24.   Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.

25.   Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной Феи». - СПб.; Речь; М.: Сфера, 2011.-61 с.

26.   Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.

27.   Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. М., 2007.

28.   Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

29.   Мастюкова Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992

30.   Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. - М.: ТЦ Сфера 2009.

31.   Метод научной педагогики Марии Монтессори / Под ред. З.Н. Борисовой. Киев, 1993.

32.   Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М. 2009.

33.   Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я. М., 2002.
Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой. Ярославль, 2006.

34.   Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб.: 2004.

35.   Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

36.   Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: 2003.

37.   Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.

38.   Полянская Т.Г. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2010. 

39.   Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

40.   Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое  пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1: Темная сенсорная комната. – 416 с.

41.   Сенсорные комнаты «Снузлин»: сборник статей и методических рекомендаций. – М. : ООО Фирма «Вариант», 2009. – 74 с.

42.   Серов Н.В. Световая терапия. – СПб.: 2002.

43.   Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

44.   Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психологического развития. – М.: Педагогика, 2001.

 

45.   Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М. 2012.

46.   Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.

47.   Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. — 88 с.: ил. (Развитие и воспитание)

48.   Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.

49.   Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.

50.   Хамадиева О.И. Студия театрального мастерства «Карусель» // Воспитатель ДОУ. 2007. № 2

51.   Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.

52.   Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

53.   Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. -  СПб.: 2001.

54.   Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет.г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010

55.   Интернет-ресурсы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ для детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «ОТ ДВИЖЕНИЯ – К СЛОВУ» Цвях Наталья Николаевна

Актуальность.            В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г...

Районный семинар "Нетрадиционные формы и метода физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет с...

Мастер – класс «Использование театральных масок в работе с детьми дошкольного возраста»

Конспект мастер-класса  с участием  детей подготовительной группы....

Использование театральных этюдов в работе с детьми дошкольного возраста

В театральном искусстве этюд — это маленький спектакль, в котором за короткий период времени, должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, обычно без использования сло...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада «Применение игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса состоит в том, чтобы показать аудитории, активно использующей в работе здоровьесберегающие технологии, целесообразность и эффективность выполнения игрового самом...