Программа работы театрального кружка "Перевоплощение"
рабочая программа
Программа театрального кружка для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста «Перевоплощение» разработана музыкальным руководителем МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» Камбаловой И.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа театрального кружка для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста «Перевоплощение».
Программа театрального кружка для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста «Перевоплощение» разработана музыкальным руководителем МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» Камбаловой И.М.
Театральный кружок «Перевоплощение» - это форма организации учебной деятельности дошкольников, отличная от привычной. Ребенок не получает готовых знаний, как во время занятий, он их добывает, строит сам.
На кружке внимание детей направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества дошкольников и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту детей, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ребенка.
Пояснительная записка.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а также координировать свои функции).
В составленной программе кружка «Перевоплощение» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т. е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у детей мышление и познавательный интерес, пробуждали фантазию и воображение, научили сочувствию и сопереживанию.
Цель кружка: развивать творческую самостоятельность, артистическую способность детей через театрализованную деятельность, эстетический вкус в передаче образа.
Задачи кружка:
- Познакомить детей с видами театра.
- Учить детей навыкам общения и коллективному творчеству.
- Формировать общую культуру детей.
- Побуждать интерес детей к театрально–игровой деятельности, создать необходимые условия для ее проведения.
- Развивать эстетические способности детей.
- Закреплять представления дошкольников об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования.
- Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
- Развивать речь детей с помощью театрализации: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
- Познакомить детей с приемами кукловождения кукол би-ба-бо, ростовых.
- Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
- Поддерживать стремление играть с музыкальными инструментами, пользоваться шумовыми музыкальными инструментами.
- Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
- Развитие желания выступать перед родителями, другими воспитанниками и сотрудниками детского.
- Воспитывать любовь к театру и театральной деятельности.
Формы работы:
- Рассказы воспитателя о театре;
- Беседы-диалоги;
- Чтение литературы;
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям;
- Организация спектаклей;
- Оформление фотоальбома о театральной деятельности.
Виды театрализованной деятельности:
- Настольный театр игрушек;
- Фланелеграф;
- Игры – драматизации с пальчиками;
- Импровизация;
- Игра-драматизация.
Ожидаемые результаты:
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность).
- Умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- Овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
План работы кружка.
Занятия театральной деятельностью проходят один раз в неделю, в пятницу, в музее «Бабушкина избушка» или в музыкальном зале, 30-40 минут.
Структура занятия.
Вводная часть. Включает в себя упражнения и игры на дыхание, на развитие чувства ритма. Проговаривание пословиц и поговорок на улучшение дикции. Упражнения для снятия мышечного напряжения. Развитие мелкой моторики.
Основная часть. Знакомства с театрами, с актерами (куклами, картинками и т.д.) Разучивание ролей, звукового сопровождения, вживание в образ, игра на музыкальных инструментах для музыкального сопровождения спектаклей, импровизации, пересказ знакомых сказок, обсуждения новинок в современном детском кинематографе, просмотры отдельных фрагментов ярких персонажей.
Заключительная часть. Музыкально-ритмические движения, образные танцы, игры.
Отчетность.
Октябрь. Постановка для детей I и II младших групп спектакля «Репка».
Декабрь. Участие в новогодних утренниках для всех групп сада.
Апрель. Спектакль.
Перспективное планирование на 2017 – 2018 уч. год.
№ | Форма проведения, тема | Программное содержание | Игры и упражнения | Наглядное пособие |
С Е Н Т Я Б Р Ь | ||||
1 | Беседа «Что такое театр» «Театр», презентация для детей. | Дать детям представление о театре, познакомить с видами (музыкальный, драматический, кукольный); Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам; Познакомить детей с иллюстрациями, фотографиями театров. | Куклы би-ба-бо, маски, карнавальные костюмы, ростовая кукла. Проектор, видеоматериал. | |
2 | Повторение пройденного материала Беседа-диалог. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации) | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор; Воспитывать желание узнать новое. (Демонстрация сказки «Колобок» настольный театр). | Видеоматериал «Кто работает в театре» Настольный театр «Колобок» | |
3 | "Сочиняем сами" | Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети; Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей; Развивать связную речь детей (диалогическую); Формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание, используя методику проблемно-речевых ситуаций. | Сказочные персонажи, декорации для настольного театра | |
4 | Знакомство с пиктограммами. | Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру; Учить детей определять не только свое состояние, но и состояние окружающих людей; Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции от поступков окружающих детей. (пантомимы «Раздумье», «Я не знаю», «Вкусные конфетки»). | Картинки с изображениями, вызывающими различные эмоции | |
О К Т Я Б Р Ь | ||||
5 | Игры на развитие речевого дыхания. | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; Развивать дикцию; Учить строить диалоги; Воспитывать терпение и выдержку; | Игры и упражнения: «Кто в лесу живет», «Футбол», «Чей кораблик первый приплывет». | МДИ |
6 | Ритмопластика | Развивать у детей умение пользоваться жестами; Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность; Учить равномерно двигаться по залу не сталкиваясь, друг с другом | Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад» | Настольный театр |
7 | Какое у тебя настроение | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты); Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой; Воспитывать желание помочь товарищу; Воспитывать чувство уверенности в себе | Игра «Угадай эмоцию» Игра «Испорченный телефон» Игра «Страх» Мигунова стр.46 | Картинки с эмоциями |
8 | Волшебный мир эмоций: страх, радость | Продолжать побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. | Игра «Эмоции для всех» Этюд «Подарок», «Настроение» Мигунова стр.47-48 | Картинки с изображениями животных: Кот, попугай, мышка, рыбка. Шапочки: Мишки, зайки, чебурашки, крокодила. |
Н О Я Б Р Ь | ||||
9 | Волшебный мир эмоций: удивление, грусть. | Учить детей строить диалоги, воспитывать терпение, выдержку. | Этюд «Кто съел варенье», «Гадкий утенок» Мигунова стр.50-52 | |
10 | «Театр начинается с вешалки» презентация | Развивать у детей интерес к сценическому творчеству Активизировать познавательный интерес к театру Разъяснить детям выражения "зрительская культура" | Видеоматериал «Театр начинается с вешалки» | |
11 | Ритмопластика | Развивать у детей умение пользоваться жестами Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом Использовать методы демонстрации движений, обсуждение, поощрения, помощь | Импровизация | М. Глинка. "Вальс фантазия". |
12 | Какое у тебя настроение: отвращение, гнев. | Продолжать побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты) Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой; Воспитывать желание помочь товарищу Воспитывать чувство уверенности в себе | Этюд «Дюймовочка», «Баба Яга» | Маски, шапочки |
Д Е К А Б Р Ь | ||||
13 | Игровой тренинг. Сказка к новогоднему утреннику для малышей | Развивать находчивость, воображение, фантазию Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность Воспитывать доброжелательные отношения между детьми Развивать подражательные навыки и фантазию Репетиция сказки | Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем". | |
14 | Ритмопластика. Подготовка костюмов и реквизита к сказке | Отрабатывать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию. | Фонограммы выходов животных. | Атрибуты к сказке |
15 | Беседа - диалог. Генеральная репетиция в костюмах. | Познакомить с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомима. Побуждать детей к активному участию в театральной игре. Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь. Учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Видеоматериал «Кто работает над спектаклем» Атрибуты к сказке | |
16 | Выступление со сказкой на новогоднем утреннике перед родителями и детьми. | Учить детей принимать на себя роли сказочных героев. Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных. Воспитывать любовь к животным. | Отчетный спектакль. | Атрибуты для сказки. |
Я Н В А Р Ь | ||||
17 | «В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок. | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности. Познакомить с театром рук. Воспитывать партнерские отношения между детьми. Учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу. | Русские народные сказки | Пальчиковый театр, куклы би-ба-бо |
18 | Стендовые театрализованные игры. Фланелеграф. | Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных; Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому. | Сказка «Лисичка со скалочкой | Фланелеграф, картинки |
19 | Техника речи | Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Воспитывать уверенность. | Упражнения на дикцию, игры со скороговорками Мигунова стр.64-65 | |
Ф Е В Р А Л Ь | ||||
20 | Работа над отчетным спектаклем. | Беседа с детьми о персонажах добрых и злых, о равнодушии и стремлении придти на помощь. Воспитывать коммуникативные навыки общения. Учить сочетать речь с пластическими движениями. Побуждать участие в театральной игре. | Игра «Сочини сказку» | Театр картинок. |
21 | Распределение ролей в отчетном спектакле. Пластические импровизации. | Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа; Выражать состояние персонажа с помощью мимики; Воспитывать дружеские взаимоотношения. | Подбери музыкальный инструмент для своего персонажа. | Музыкальные и шумовые инструменты. |
22 | Работа над отчетным спектаклем | Учить детей принимать на себя роли сказочных героев; Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным; Воспитывать чувство коллективного творчества. | Сценарий спектакля. | Шапочки, атрибуты костюмов. |
23 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением | Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей; Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение. | Сценарий спектакля. | Шапочки, атрибуты костюмов. |
М А Р Т | ||||
24 | Отработка диалогов. | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; Развивать связную речь детей; Расширять образный строй речи; Воспитывать уверенность. | Сценарий спектакля. | Шапочки, атрибуты костюмов. |
25 | Драматизация сказки | Учить детей принимать на себя роли сказочных героев; Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным; | Сценарий спектакля. | Шапочки, атрибуты костюмов. |
26 | Разучивание слов песен сказки | Учить детей передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой; Развивать память, внимание детей; Воспитывать дружбу, умение действовать согласованно | Сценарий спектакля. | Шапочки, атрибуты костюмов. |
А П Р Е Л Ь | ||||
27 | Генеральная репетиция | Определить готовность детей к показу сказки; Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. | Сценарий спектакля. | Костюмы, инвентарь для показа спектакля |
28 | Спектакль | Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену; Учить детей принимать на себя роли сказочных героев; Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Развивать воображение и веру в сценический замысел; Поднять эмоциональный настрой детей. | Сценарий |
Литература:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников /т Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. – 127с.
2. Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет / Р. А. Жукова. - Волгоград: ИТД Корифей, 2006. – 112с.
3. Маханева М. Д. Театральные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М.: Творческий центр Сфера, 2003.
4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии./ 2-е издание, перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009
5. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»
Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста ) педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской области Лобасова Наталья Николаевна.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста )педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской обл...
Программа работы театрального кружка «Волшебники»
Программа театрального кружка, главной целью которой является развитие коммуникативно-творческих способностей детей средствами театрального искусства....
Программа работы театральной студии
Программа разработана для детей 2 возрастных групп 4-5 лет, 6-7 лет. Расчитана на 72 часа....
Программа кружковой работы «Театральный сундучок»
Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Театральный сундучок» (далее - Программа) имеет художественную направленность....
Театральная деятельность в логопедической работе. Театральная неделя.
Сложно переоценить значение театральной деятельности в логопедической работе. Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слова, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение и...