Программа работы театральной студии
рабочая программа (старшая группа)
Программа разработана для детей 2 возрастных групп 4-5 лет, 6-7 лет. Расчитана на 72 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_programma_zolotoy_klyuchik.docx | 61.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 4-6 лет
Срок реализации: 2 года (72 часа)
Автор-составитель:
Белоусова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Москва 2017
Раздел.I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ДОУ должно создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Для современного общества важнейшим является развития у детей творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеют нравственную направленность. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Содержание программы направлено на:
- Формирование коммуникативных качеств личности;
- Формирование у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие,
- Формирование у детей навыков, которые нужны для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);
- Формирование эстетического вкуса;
- Воспитание нравственных начал;
- Воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи
- Художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста;
Программа определяет важнейшие принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Физическое развитие», «Познавательное развитие»), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Актуальность:
Умение выразительно высказываться на публике, чувствовать себя уверенным можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Очень важным является развитие у детей творчества, креативного мышления, позволяющее формировать личность, отличающуюся неповторимостью и оригинальностью Таким образом, театрализованные занятия помогают развивать личностно- эмоциональную сферу ребенка.
Программа рассчитана на детей 4 – 6 лет, срок реализации 2 года, 72 занятия.
Занятия проводятся по подгруппам
Продолжительность занятия: 20 – 25 мин. – средняя группа (4 – 5 лет), 25 – 30 мин. – старшая группа (5 – 6 лет).
Оптимальное количество детей на занятиях по театрализованной деятельности
– 6 – 10 человек.
Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль.
Основной целью программы является: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства воспитание творческой индивидуальности ребенка, формирование интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности
Задачи программы:
1. Создание условий для творческой активности детей, их самореализации, раскованности, коммуникабельности, появления личных индивидуальных качеств..
2.Развивать двигательную способность. Моторику разных частей тела, координацию движений .Развитие и совершенствование детской пластики. Формировать умение раскрыть тот или иной образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела.
3. Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
4. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.).
5.Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через проигрывание отдельных сцен, выполнение этюдов на выражение основных эмоций и передачу черт характера, проигрывание сценок, игр-драматизаций, спектаклей.
Программа рассчитана на детей 4 – 6 лет.
Срок реализации 2 года. Одно занятие в неделю. 72 занятия (36 занятий в год)
Занятия проводятся по подгруппам
Продолжительность занятия:
20 – 25 мин. – средняя группа (4 – 5 лет),
25 – 30 мин. – старшая группа (5 – 6 лет).
Оптимальное количество детей на занятиях по театрализованной деятельности
– 6 – 10 человек.
Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль.
Примерная структура занятия по театрализованной деятельности:
1. ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;
2. речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию:
3. упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с использованием кукол, шапочек – масок и т.д.;
4. упражнения на мимику и жесты;
5. этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;
6. поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера и т.д.;
7. уточнение знаний детей о театре как о виде искусства: по ходу занятия.
Все части занятия могут выстраиваться в разной последовательности. Это зависит и от возрастной группы детей, времени года (начало, середина или коней учебного года) и, главное, от задач, которые стоят на данном занятии.
Ожидаемые результаты:
- Владение выразительностью речи.
- Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц
- Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
- Свободное выступление перед публикой, снятие зажимов, комфортное ощущение и получение положительных эмоций от своей деятельности и деятельности совместно со сверстниками и взрослыми.
Глава II. Содержание дополнительной образовательной программы
2.1. Учебный план
Специфика работы с детьми дошкольного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.
№ п.п. | Наименование разделов | Количество часов | |
I год обучения | II од обучения | ||
«Волшебный мир театра» Введение в искусство. | 1 | 1 | |
Основы актерского мастерства | 11 | 12 | |
Культура и техника речи | 7 | 7 | |
Ритмопластика | 8 | 6 | |
Работа над репертуаром | 6 | 7 | |
Премьеры | 2 | 2 | |
Участие в праздниках и развлечениях | 1 | 1 | |
Всего часов: | 36 | 36 |
2.2.1. Содержание учебного (тематического) плана.I год обучения
Раздел I | «____Волшебный мир театра__». Тема1.1 Знакомство с искусством театра (1час по 0,25 на 4 занятиях. Сентябрь |
| |
Раздел II | Раздел 2. «______Основы актерского мастерства___________» Тема 2.1.Развитие внимания, памяти, мимики, Снятие зажимов, скованности, формирование умения согласовывать свои действия с коллективом. (4часа: 1-2 игры на занятии , около 10 минут) Сентябрь – ноябрь. . |
| |
Тема 2.2.Развитие воображения и фантазии. (3часа: 1-2 игры на занятии , около 10 минут) Декабрь-февраль. | |
| |
Тема 2.3.Формирование умения видеть воображаемую ситуацию и навыки действия с воображаемыми предметами. (4часа: 1-2 игры на занятии , около 10 минут) Март-май. | |
| |
Раздел III | «Культура и техника речи» Тема 3.1. Развитие речевого дыхания, четкой дикции и правильной артикуляции. Формирование умения строить диалог. ( 2часа по 0,25 на занятиях , сентябрь- ноябрь) |
| |
Тема 3.2.Продолжение работы над формированием артикуляционного аппарата.Работа над интонационной выразительностью речи.Обучение построению диалога, выбору партнера, умению развивать тему и поддерживать беседу. ( 3 часа по 0,25 на занятиях , декабрь-февраль) | |
| |
Тема 3.3. Пополнение словарного запаса. Работа со словом. Совершенствование навыков артикуляционной и интонационной выразительности. ( 2часа по 0,25 на занятиях , март-май) | |
| |
Раздел IV | «Ритмопластика» Тема 4.1Совершенствование умения пользоваться жестами. Развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности. Упражнения в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. ( 4 часа по 0,25 на занятиях , сентябрь-ноябрь) |
| |
Тема 4.2 Работа над чувством ритма и координацией движений, пластической выразительностью. Формирование умений создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. ( 4 часа по 0,25 на занятиях , январь- май) | |
| |
Раздел V | «Работа над репертуаром» Самостоятельное сочинение этюдов, на основе знакомых литературных произведений (сказок).Определение черт характера, возможных особенностей голоса,пластики героев произведения.Проигрывание отдельных эпизодов каждым.Распределение ролей.Участие в подготовке декораций,костюмов, афиш идр.( 6 часов по 3 на занятиях , октябрь-декабрь; февраль- апрель) |
| |
Раздел VI | «Премьеры» Тема 6.1 Спектакль «Заяц-портной» (1 час.Декабрь) |
Тема 6.2. Спектакль «Муха-цокотуха» (1 час, апрель) | |
Раздел VII | «Участие в праздниках и развлечениях» Тема 7.1.Проведение досуга с театрализованными играми с детьми младшего возраста. (1 час, январь) |
|
2.2.2.. Содержание учебного (тематического) плана. II год обучения
Раздел I | «____Волшебный мир театра__». Тема1.1 Расширение представлений детей о мире театра.По возможности коллективный выезд с детьми в один из театров. (1час по 0,5 на 2 занятиях. Сентябрь) |
| |
Раздел II | Раздел 2. «________Основы актерского мастерства___________» Тема 2.1.Расширение диапазона эмоционального восприятия и выражения эмоций, передачу черт характера через движение,мимику,жесты.Развитие внимания, памяти, мимики,Обучение действиям с куклами би-ба-бо. (4часа: 1-2 игры на занятии , около 10 минут. Сентябрь – ноябрь.) . |
| |
Тема 2.2. Развитие коммуникабельности и умении общаться со взрослыми и сверстниками. Самостоятельное составление этюдов на разные темы. Развитие воображения, инициативы, выдержки.Обучение действиям театра теней. (5 часов: 1-2 игры на занятии , около 10 минут. Декабрь-март) | |
| |
Тема 2.3.Совершенствование импровизационных и творческих возможностей детей. Создание кукол,декораций (любой подручный материал), сочинение сюжета сказки для дальнейшего обыгрывания в настольном театре. (3часа: 1-2 игры на занятии , около 10 минут .апрель-май.) | |
| |
Раздел III | «Культура и техника речи» Тема 3.1. Развитие речевого дыхания. Формирование умения интонировать, менять тембр и силу голоса. Улучшать дикцию. Совершенствовать навыки диалогической речи.( 2часа по 0,25 на занятиях , сентябрь- ноябрь) |
| |
Тема 3.2. Совершенствование речевых навыков: работа над дикцией. Формировать умение ставить смысловое ударение во фразах, выделять главное. Упражнять в составлении коллективной сказки: добавлять своё предложение, продолжать сюжетную линию или предлагать свой поворот событий.( 2 часа по 0,25 на занятиях , декабрь-февраль) | |
| |
Тема 3.3. Формирование чёткой грамотной речи. Совершенствовать умение рассказывать сказку от имени разных героев.( 3часа по 0,25 на занятиях , март-май) | |
| |
Раздел IV | «Ритмопластика» Тема 4.1 Совершенствование умения владеть своим телом, напрягать и расслаблять мышцы. Развитие умения равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность . ( 3 часа по 0,25 на занятиях , сентябрь-ноябрь) |
| |
Тема 4.2 . Формирование умения создавать образы с помощью жеста и мимики. Развитие воображения и способности к пластической импровизации. Совершенствование умения создавать образы с помощью мимики и жеста.( 3 часа по 0,25 на занятиях , январь- май) | |
| |
Раздел V | «Работа над репертуаром» Обучение действиям с фигурами теневого театра.Самостоятельное сочинение сказки, изготовление кукол и декораций для неё из различных материалов .Проигрывание отдельных эпизодов каждым. Распределение ролей. ( 7 часов по 3на занятиях , октябрь-декабрь; 4 на занятиях февраль- апрель) |
| |
Раздел VI | «Премьеры» Тема 6.1 Спектакль «Сказка о глупом мышонке» (вар.1) (1 час.Декабрь) «Три поросенка» (вар.2) По выбору детей (вар.3) Возможен любой из вариантов. |
Тема 6.2. Спектакль театра теней «Волк и 7 козлят» (вар.1) (1 час, апрель) «Репка» (вар.2) «Теремок»(вар.3) Возможен любой из вариантов. | |
Раздел VII | «Участие в праздниках и развлечениях» Тема 7.1.Проведение досуга с театрализованными играми и инсценировками с куклами с детьми младшего возраста. (1 час, январь) |
|
Глава III. «Формы аттестации и оценочные материалы»
Формой подведения итогов реализации программысогласно учебному (тематическому) плану являются:
- премьеры спектаклей (2 спектакля – 1 год обучения, 2 спектакля – 2 год обучения ),
- творческие задания, проект самостоятельного создания сценария, персонажей, декораций из подручных материалов.
Глава IV «Организационно-педагогические условия реализации программы»
4.1. Материально – техническое обеспечение:
- Музыкальный зал
- Учебно-методические пособия
- Музыкальный центр
- Ноутбук
- Телевизор
- Аудиотека на съёмном носителе
- Видеоматериалы: сказки, детские спектакли
- Презентации
- Декорации
- Театральные костюмы
- Маски
- Атрибуты для игр
- Мягкие игрушки
- Книги со сказками
- Ширма
- Фотографии, картинки, иллюстрации.
4.2. Методическое обеспечение.
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Бостельман А.,ФинкМ. «Театр в чемодане»/ творческая деятельность и речевое развитие в детском саду- М.: Национальное образование
- Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4 – 7 лет / - Волгоград: Учитель, 2009. – 411 с..
- Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / - СПб.: Речь, 2007.- 224с.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.
- «Театрализованные игры с детьми от 2 лет»,/ под редакцией Т.А.Ракитянской,Е.В.Бояковой – М: Национальное образование,2016
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Программа развития).
- Чистякова М.И. Психогимнастика
- Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников : Программа и репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
- Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы театральной студии "Золотой ключик".
План работы на год....
Рабочая программа по театральной студии "Жар-птица"
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов)...
Перспективный план работы театральной студии "Сказка" в подготовительной группе.
Перспективный пллан является перспективой работы студии на период 2017-2018г. Основная цель содержания деятельности: "Формирование творческой личности ребенка средствами театрального ...
Программа ДО театральной студии "Сказка".
Кружок по театральной деятельности....
План работы театральной студии
План работы театральной студии на 2017-2018 учебный год ( старшая группа)...
Дополнительная общеразвивающая программа "Теремок. Театральная студия"
Программа по театральной деятельности для детей 3-4 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа "Теремок. Театральная студия" для детей 5-7 лет
Программа по театральной деятельности для детей 5-7 лет...