Музыкальная радуга
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Программа театрально-музыкального кружка "Музыкальная радуга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальная радуга | 66.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА»
5-7 лет
1 год
Составлена:
Музыкальным руководителем
Антоновой Ольгой Александровной
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театральная деятельность близка и понятна ребенку, поскольку она связана с игрой - ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Входя в образ, ребенок проигрывает роль, подражая тому что видел и тому что его заинтересовало, и в процессе такой игры он наполняет свою эмоциональную сферу. Через участие в театрализованной деятельности, через его многообразие, образы, краски дети знакомятся с окружающим миром. Узнавая новых персонажей и их роли в сказках дети учатся анализировать, рассуждать, делать выводы. С театрализованной деятельностью тесно связано речевое развитие. Идет активизация словаря детей, через работу над разучиванием реплик персонажей. Особое совершенствуется просодическая сторона речи, речь получает интонационное обогащение. Таким образом театрализованные занятия способствует всестороннему развитию ребенка.
Благодаря пению у ребенка развиваются музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, развивается чувство ритма, музыкальное мышление и память. Кроме того пение развивает дыхательный аппарат ребенка, развивая длительный плавный выдох. И помимо всего песня позволяет легче вжиться в роль исполняемого ребенком персонажа, чувствовать себя комфортно и петь с удовольствием.
Цель данной программы
– формирование эстетической культуры дошкольника; способствовать раскрытию творческих способностей ребенка; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен.
Задачи:
- Совершенствовать артистические навыки;
- Развивать у детей интерес к театральной игровой деятельности;
- Развивать музыкальный слух (умение различать звуки по высоте), координацию слуха и голоса;
- Совершенствовать вокально-хоровые навыки (развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции, совершенствование чувства ритма, музыкальности).
- Развивать умений петь естественным голосом передавая характер песни, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Формировть интереса к вокальному искусству.
Предполагаемый результат.
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, звуком, песней, мимикой и жестом;
- развивается музыкальный слух (могут определять диапазон в песни (высокий, средний, низкий);
- улучшаются вокально-хоровые навыки (умеют петь самостоятельно, сольно и хором, с сопровождением и акапельно );
- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
Форма и режим занятий: В кружок могут записаться все желающие дети в возрасте с 5-7 дет. Количество лет обучения 1 года. Занятия проводятся с октября по апрель. Количество занятий в неделю — 2 раза по 25 минут. Основная форма занятий — фронтальные занятия.
Учебный план
Содержание работы | Количество занятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Занятия по тематическому плану | 2 | 8 | 52 |
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол- во | Цель |
Игровая программа «Пока занавес закрыт» | 1 | Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. | |
Сказку ты послушай и сыграй | 1 | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию, музыкальную интонацию. Совершенствовать память, внимание, воображение. | |
Сказка «Ежик и зайчик» | 1 | Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. | |
Репетиция сказки «Гуси-лебеди» | 5 | Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Объяснить детям значение слова «событие». | |
Театральные игры | 1 | Развивать внимание, наблюдательность, Быстроту реакции, память | |
Репетиция сказки «Гуси-лебеди» | 4 | Продолжать работу над сказкой, обращать внимание детей на элементы актерской игры. Совершенствовать певческую интонацию, правильную артикуляцию. | |
Игра на действие с воображаемыми предметами | 1 | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел, учить действовать на сцене согласованно. | |
Репетиция сказки «Гуси-лебеди» | 2 | Продолжать работу над эпизодами сказки. | |
Театрализация отдельных сцен сказки | 1 | Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. | |
Репетиция сказки «Гуси-лебеди» | 2 | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать певческую интонацию, правильную артикуляцию. Обращать внимание на выразительность пения и движений. | |
Разыгрывание этюдов | 2 | Познакомить детей с понятием «этюд», развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | |
Репетиция сказки «Гуси-лебеди» | 4 | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать певческую интонацию, правильную артикуляцию. Обращать внимание на выразительность пения и движений. | |
Премьера спектакля «Гуси-лебеди» | 1 | Творческий отчет | |
Чтение сказки «Волк и семеро козлят» | 1 | Знакомство со сказкой. | |
Обсуждение сказки «Волк и семеро козлят» | 1 | Учить детей высказывать свое мнение о прочитанном. | |
Репетиция эпизода «Волк и семеро козлят» | 1 | Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки, развивать воображение, память, фантазию. | |
Культура и техника речи | 1 | Продолжать совершенствовать речевой аппарат, учить детей пользоваться интонацией в речи и в песни, придавать речевым и песенным фразам разные интонации(грустные, радостные, удивленные, сердитые.) | |
Репетиция сказки «Волк и семеро козлят» | 4 | Продолжать работу над сказкой, обращать внимание детей на элементы актерской игры. Совершенствовать певческую интонацию, правильную артикуляцию | |
Культура и техника речи | 1 | Продолжать совершенствовать речевой аппарат, учить детей пользоваться интонацией в речи и в песни, придавать речевым и песенным фразам разные интонации(грустные, радостные, удивленные, сердитые.) | |
Репетиция сказки «Волк и семеро козлят» | 3 | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать певческую интонацию, правильную артикуляцию. Обращать внимание на выразительность пения и движений. | |
Театрализация отдельных сцен сказки | 1 | Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. | |
Репетиция сказки «Волк и семеро козлят» | 3 | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать певческую интонацию, правильную артикуляцию. Обращать внимание на выразительность пения и движений. | |
Театральная игра «Одно и то же по-разному» | 1 | Развивать воображение и фантазию детей. | |
Репетиция сказки «Волк и семеро козлят» | 4 | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать певческую интонацию, правильную артикуляцию. Обращать внимание на выразительность пения и движений. | |
Культура и техника речи | 1 | Продолжать совершенствовать речевой аппарат, учить детей пользоваться интонацией в речи и в песни, придавать речевым и песенным фразам разные интонации(грустные, радостные, удивленные, сердитые.) | |
Театрализация отдельных сцен сказки | 1 | Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. | |
Репетиция сказки «Волк и семеро козлят» | 2 | Проводить репетиции с использованием всех выразительных средств спектакля(декорации, костюмы, реквизиты) | |
Премьера сказки «Волк и семеро козлят» «Волк и семеро козлят» | 1 | Творческий отчет |
Диагностика вокально-хоровых навыков
Диагностическая методика разработана М. Ю . Картушиной на основе методик Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), О.П. Рады новой (развитие музыкально-слуховых представлений а также рекомендаций по развитию детского голоса, предложенных Т.М . Орловой и С.И. Бекиной. Оценка уровня подготовленности определяется по трехбалльной системе («3» - высокий уровень; «2» - средний уровень; «1» - низкий уровень). Полученны е в результате диагностического обследования данные фиксируются в таблице.
№ | Фамилия, имя ребенка | Певческий диапазон | Сила звука | Продолжительность дыхания (проба звук М) | Точность интонирования | Звуко-высотный слух | Чувство ритма |
При определении общ его уровня развития голоса и овладения вокально-хоровым и навыкам и все баллы суммируются. Набранные ребенком 14-22 балла соответствую т низком у уровню , 23-33 балла - среднему, 34-44 балла - высокому.
Определение уровней развития голоса и
вокально-хоровых навыков для детей 3-5 лет
№ | Критерии | Показатели | Уровень | ||
Низкий | Средний | Высокий | |||
1 | Особенности голоса | Сила звука | Голос слабый | Голос не очень сильный, но ребёнок может петь непродолжительное время достаточно громко. | Голос сильный |
2 | Особенности тембра | В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый. невыразительный | Нет ярко-выраженного тембра. Но старается петь выразительно | Голос звонкий, яркий. | |
3 | Певческий диапазон | Диапазон в пределах 2-3 звуков | Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си) | Широкий диапазон по сравнению с нормой | |
4 | Развитие дыхания | Продолжительность дыхания (звуковая проба «М») | Менее 13 сек | 13 – 15 сек | Более 15 сек |
5 | Задержка дыхания на вдохе (гипксическая проба) | Менее 14 сек | 14 – 16 сек | Более 16 сек | |
6 | Развитие звуковысотного слуха | Музыкально-слуховые представления | Пение знакомой мелодии с поддержкой голоса педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного её повторения. | Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний. | Пения знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний |
7 | Точность интонирования | Интонирование мелодии голосом так таковое отсутствует вообще и ребёнок воспроизводит только слова песни в её ритме или интонирует 1-2 звука. | Ребёнок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 2-3 звуков. | Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии. | |
8 | Звуковысотный слух | Не различает звуки по высоте. | Различение звуков по высоте в пределах октавы и септимы. | Различение звуков по высоте в пределах сексты и квинты. |
Низкий уровень – 1 бал
Средний уровень 2 балла
Высокий уровень 3 балла
14 – 22 балла низкий уровень
23 – 33 балла средний уровень
33 – 44 балла высокий уровень
Список литературы:
1.Русские народные детские песни и сказки с напевами/ Запись, составление и нотация Г. М. Науменко.- М.: ЗАО Издательство Центр полиграф, 2001 – 414 с.: ноты.
2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
4. Зимина А.Н. Музыкальные сказки. Москва 1998.
5. Михайлова М.А. Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004
6. Горбина Е.В. Михайлова М.А. В театре нашем для вас поем и пляшем. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.
7. Горбина Е.В. Блохина Л.А. Начинаем наш концерт. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.
8. Щеткина А.В, Театральная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-синтез. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диск с песнями МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА
Диск с детскими песнями "МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА" Диск песен Татьяны Петровой создан совместно с аранжировщиком Александром Зориным.Эти песни смогут украсить детские праздники, развлечения, испол...
Годовой отчет по кружку Музыкальная радуга
Годовой отчет по кружку Музыкальная радуга...
Доминантное занятие "Музыкальная радуга"
Музыкальное занятие «МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА» Вид: доминантное (доминирование раздела «Игра на детских музыкальных инструментах»). Программное содержание: продолжать...
Музыкальная радуга
Консультация для родителей...
Викторина по музыкально-эстетическому развитию на тему: “Музыкальная радуга”
Викторина по музыкально- Эстетическому развитию На тему: “Музыкальная радуга&rdquo...
План работы творческой мастерской «Музыкальная радуга» в подготовительной группе
План работы творческой мастерской «Музыкальная радуга» в подготовительной группе...
Интерактивный модульный комплекс «Музыкальная радуга» для развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Авторы Чернышева Н.Б,, Сапелкина Н.Ю.
Образовательно-игровой комплекс «Музыкальная радуга» - это обучающая модель, создающая интегрально-обучающую среду для развития музыкально-творческих способностей, как детей старшего...