Концептуальное изложение педагогического опыта
материал (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya.docx | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальное изложение педагогического опыта
«АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
«Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Воспитатель: Колычева С.Д.
Новая Заимка, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |
Актуальность педагогического опыта | 4 | |
Методологические основы формирования опыта | 5 | |
Организация предметно-игровой среды | 10 | |
Организация деятельности с детьми | 11 | |
Сотрудничество с семьей | 14 | |
Результативность педагогической деятельности | 14 | |
Перспектива | 15 | |
Заключение | ||
Список используемой литературы | ||
ВВЕДЕНИЕ
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В. А.
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО, является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Если своевременно начать развитие творческой активности у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам в школе, которые сегодня требуют неординарного подхода. Да и во взрослой жизни ребенок сможет творчески подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не все зависит от природных способностей: нужно уметь развивать эти задатки.
Творческая деятельность детей - это их способ выразить свой взгляд на мир и свои ощущения. Это комплексное понятие включает несколько составляющих: стремление к открытиям; умение познавать; активность; фантазия; инициативность; стремление к познанию; умение изобретать и открывать; умение применять полученные знания.
Актуальность педагогического опыта
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. Это основа психического благополучия и здоровья ребенка, которая напрямую влияет на результат умственной работоспособности, социализации и успешности дальнейшего обучения в школе. Однако педагогическая практика все чаще сталкивается с проблемами эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста. Среди множества причин, их вызывающих, следует выделить влияние средств массовой информации, деструктуризацию игры, возрастающую агрессивность общества, включая его детскую часть, недостаточную психологическую и педагогическую образованность взрослых, выражающуюся в отчужденности родителей во взаимоотношениях с детьми, в игнорировании потребностей детей, в многочисленных фактах жестокого обращения с детьми.
Отметим и другую сторону этой проблемы. Зачастую, родителями и педагогами приоритет в образовательной работе с детьми дошкольного возраста все чаще отдается развитию интеллектуальной сферы, что также приводит к дисгармонии развития личности ребенка и проблемам в эмоционально-творческой сфере.
Указанные факты подчеркивают необходимость решения проблемы социализации ребенка, посредством развития позитивной эмоциональной гибкости и творческой активности у него, позволяющей ребенку чувствовать себя более уверенно в постоянно меняющихся условиях социальной среды. В связи с вышесказанным, особенно актуальным в дошкольном образовании становится обращение к эмоционально-творческой сфере психики ребенка.
Сюжетно-ролевая игра является хорошим средством развития творческой активности детей дошкольного возраста, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка. При этом наши наблюдения показали, что сюжетно-ролевые игры детей бедны по замыслу, ограничиваются элементарными сюжетами бытовых игр. Об этом же пишет ряд авторов (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и др.), изучая состояние сюжетно-ролевых игр в детских садах. Возникает противоречие: с одной стороны, доказывается значимость деятельности в воспитании творческой активности детей, а с другой - эти возможности не используются при организации ведущей деятельности дошкольников, какой является сюжетно-ролевая игра.
Наблюдение за детьми в группе в процессе организации и проведения сюжетно-ролевых игр действительно подтвердили, что этот вид деятельности им интересен и вызывает разные эмоции. Но есть замкнутые дети, у которых наблюдается тревожность при включении в деятельность, равнодушие, боязнь выразить свои эмоции. В группе есть дети с недостатком внимания, как признаком неустойчивости психоэмоционального состояния. В связи с этим возник педагогический интерес к тому, как с помощью сюжетно-ролевой игры положительно влиять на развитие творческой активности.
Методологические основы формирования опыта
В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной к самоактуализации, к принятию самостоятельных решений и ответственности за достижение результата. Эти проблемы привлекают внимание специалистов различных отраслей науки.
Анализ положений о детском творчестве известных ученых Г.В.Лабунской, В.С.Кузина, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной позволили сформулировать тот факт, что ребенок дошкольного возраста живет в мире фантазий, в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности ребенка, а за счет слабой критичности мышления определяет видимое его богатство. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, А. П. Усовой, Д.Б. Эльконина показывают, что у ребенка возникает новое отношение к своим возможностям: ребенок начинает управлять своим поведением, поступками. У ребенка появляется стойкий интерес к каким-либо явлениям жизни, когда он взволнован каким-либо событием, хочет повлиять на него, участвовать в нем. Авторы называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В ролевой игре ребенок отождествляет себя со взрослыми и воспроизводит их функции и отношения между ними в специально создаваемых им самим условиях (Р.И.Жуковская, Н.Я.Иванова, А.В.Запорожец, Г. В. Павленко, Н.С. Пантина, Е.Н.Литвинова, Д.В.Менджерицкая).
Игра возникает не самопроизвольно. Для ее появления необходимы три условия:
1) наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности,
2) наличие различных игрушек и воспитательных пособий,
3) частое общение ребенка со взрослыми.
Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка. Все эти внешние условия, хотя и являются, безусловно, необходимыми, тем не менее, сами по себе они также недостаточны для возникновения ролевой игры. Для этого необходимо коренное изменение отношений ребенка и взрослых. Такое изменение и происходит в переходный период от раннего детства к дошкольному возрасту. Типичная для раннего детства совместная деятельность ребенка со взрослыми распадается. На основе овладения предметными действиями, отделения своих действий от действий взрослых и постоянных требований все большей и большей самостоятельности у ребенка формируется тенденция к самостоятельности, к самостоятельной деятельности. Одновременно в связи с тем, что деятельность взрослых становится для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно, перед ним впервые открывается мир жизни и деятельности взрослых людей.
На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Ролевая игра возникает на основе новых отношений ребенка со взрослыми. Она социальна по своему происхождению; именно поэтому она не может быть не чем иным, как воспроизведением жизни и деятельности взрослых людей, т.е. социальной по содержанию. Поэтому в игре рельефнее, чем во всякой другой деятельности, взрослый выступает для ребенка как образец.
Изучение теоретических аспектов показало, что наиболее близкими в исследовании творческой активности у детей старшего дошкольного возраста являются работы Д.В. Менджерицкой и E.H. Литвиновой, в которых раскрыто проявление детьми творческой активности на разных этапах протекания игры: при возникновении замысла, в процессе создания образа, при организации предметно - игровой среды.
У детей старшего дошкольного возраста, во-первых, в этот период проявляется избирательный интерес к содержанию игры. Дети уже способны мотивировать свой выбор; их увлекает содержание; они умеют оценивать поступки героев. Во-вторых, они достаточно хорошо владеют речью в совместной игре и навыками общения. В-третьих, содержание творческой сюжетно-ролевой игры во многом определяется и богатством воображения. Дети этого возраста уже имеют определенный жизненный опыт. В-четвертых, у детей данного возраста интенсивно развиваются такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно-волевая, эмоциональная, действенно-практическая. Кроме того, формируется опыт взаимоотношений в совместной деятельности, требующей согласования в ситуациях взаимодействия.
Изучив теоретические исследования педагогов, можно сделать вывод, что в них раскрыты проблемы формирования творческой активности детей во всех видах деятельности: в познавательной, в трудовой и художественной. Однако воспитание творческой активности в сюжетно-ролевой игре крайне недостаточно обсуждается в педагогических исследованиях. Воспитатели нуждаются в научно - обоснованных рекомендациях в этой области.
На основании вышеизложенного сформировалась проблема исследования: Каковы возможности воспитания творческой активности детей в сюжетно-ролевой игре? Какие методы в наибольшей мере способствуют воспитанию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре? В основу исследования положена гипотеза, согласно которой обогащение содержания сюжетно-ролевой игры оказывает существенное влияние на развитие творческой активности детей, которая проявляется в усложнении передаваемого ими образа и расширении взаимодействий между партнерами. Развитию творческой активности способствуют:
- Использование методов, направленных на активизацию личного опыта детей;
- Моделирование игровых ситуаций, сюжетов;
- Сотрудничество педагога с детьми в процессе игры на основе личностно -ориентированного подхода к ним.
Таким образом, учитывая социокультурные процессы, происходящие в обществе, требования, предъявляемые в ФГОС ДО к содержанию программы дошкольного образования, важность выявленной проблемы считаем, что содержанием педагогической деятельности с детьми должно стать усиление внимания к вопросам развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста, что и определило актуальность нашего исследования.
Решение этой проблемы составляет цель исследования: создание педагогических условий для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Цель определила задачи исследования:
- Изучить теоретические и практические аспекты по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
- Создать условия для развития творческой активности детей в процессе совместной деятельности с детьми и взрослыми.
- Разработать и апробировать проектную деятельность по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в рамках календарно-тематического планирования ООП ДО учреждения.
- Расширить образовательный потенциал семьи по развитию творческой активности детей средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс воспитания творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; педагогическое наблюдение за детьми, их поведением и деятельностью (в игре и вне игры); анкетирование, беседы с воспитателями, детьми и родителями; анализ решений детьми предлагаемых игровых задач, побуждающих к проявлению творческой активности; опытно-практическая деятельность; диагностические методы, статистические и математические методы обработки результатов.
Важно отметить, что вся наша педагогическая деятельность направлена и сконцентрирована на современную Концепцию - всестороннее развитие ребенка с упором на формирование таких качеств как любознательность, самостоятельность, произвольность и творческое самовыражение. Основываясь на этом считаем, что для достижения наиболее высоких показателей в развитии, воспитании и обучении необходимо ставить оптимальную цель и добиваться ее реализации, следуя путем от простого к сложному, опираясь на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Организация предметно-игровой среды
Для решения поставленных задач в группе нами была обновлена и дополнена предметно-игровая среда, в которой были созданы благоприятные условия для активной игровой деятельности детей, познания мира самостоятельно и под руководством взрослого. Под игровым пространством мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов. Был поставлен акцент на требования к предметно- игровой среде. Она стала современной, отвечала критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей творческой деятельности. Соответствовала возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивала достижение нового, перспективного уровня в развитии творческой деятельности. Функциональная универсальность и сомасштабность элементов игровой среды, позволяющая сочетать ее элементы в любых комбинациях. Трансформируемость игровой среды в соответствии с меняющимися игровыми заданиями.
При организации предметно-игрового пространства нами был учтен развивающий характер игры, особенности коллектива и каждого ребенка. Была обеспечена свобода действий в условиях групповой комнаты, предусмотрены ее тематический и сюжетный повороты, найден для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования.
В состав предметно-развивающей игровой среды вошли: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы; предметы-заменители. В нашей группе все эти игровые средства находятся в небольших доступных для детей комодах, мобильны, ребенок берет и играет в игры в любом месте, где ему захочется.
В рамках опыта работы были привлечены специалисты к консультациям - это физкультурный, музыкальный и медицинский работники.
Организация деятельности с детьми
Определив основные направления нашей педагогической деятельности, была проведена диагностика в подготовительной группе на выявление уровня творческой активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Методика для проведения диагностики была модифицирована, в основе взята идея по Д. Б. Эльконину и предполагала через наблюдение и беседу с детьми выявить особенности их игрового опыта, установить круг игровых интересов, изучить степень их активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками. На основе анализа беседы с детьми и наблюдения за ними в процессе игровой деятельности нами была проведена оценка показателей творческой активности по предложенным критериям и определены уровни развития позиции ребенка в игровой деятельности: от низкого к высокому. Оказалось, что большой процент низких показателей в уровне развития игры как деятельности. А именно, 34% диагностируемых детей не умеют самостоятельно выбирать тему для игры и, соответственно, распределять роли в игре, но практически все дети принимают участие в изготовлении атрибутов к игре. Следует отметить, что уровень взаимоотношений детей в игре выше среднего: они стремятся к выполнению правил в совместной игре, согласовывают свои действия с действиями партнеров, но при этом затрудняются совместно планировать игру. Все эти показатели привели нас к выводу, что уровень развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста низкий, а именно, 21% детей не могут создать в игре новых персонажей, 31% детей затрудняются придумать новые сюжеты, половина детей не могут ярко выразить себя через мимику, жесты, интонации голоса.
Отталкиваясь от полученных результатов, была спланирована проектная деятельность по теме «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
В проекте были систематизированы сюжетно-ролевые игры, разработана картотека сюжетно–ролевых игр, способствующая развитию творческой активности детей и предполагающая использоваться воспитателями, как в комбинированных, так и в общеразвивающих группах.
Продуктами проекта стали:
- Картотека сюжетно – ролевых игр.
- Рекомендации для родителей.
Мы придерживались четкого направления в реализации задач проекта, где за основу был взят тот факт, что современный ребенок старшего дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. У современных дошкольников появились новые роли и новые игровые сюжеты. Именно поэтому были включены в проектную деятельность современные сюжетно-ролевые игры детей, которые отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых.
Важным этапом планирования стало создание условий по организации современных сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Основным направлением проектной деятельности стало создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада. В понятие «эмоционально-благополучная атмосфера» мы включили: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. Для этого были внесены необходимые изменения в воспитательный процесс: мы отказались от прямых указаний и больший акцент перенесли на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства.
План работы состоял из следующих этапов:
- Обогащение игрового творчества детей;
- Подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр;
- Создание эмоционально-благополучной атмосферы.
На первом этапе была проведена работа по обогащению игрового творчества детей. Дети получили качественно новую информацию, которая поступила посредством: знакомства с произведениями искусства; просмотра репродукции картин знаменитых художников; чтения художественной литературы; рассматривания иллюстраций о профессиях; беседы: что такое недвижимость? Что продают? что покупают? для чего нужны сотовые телефоны, этикет телефонных разговоров, как я с мамой ходила в салон красоты, о профессиях парикмахера, визажиста, менеджера по продажам и прочее; дидактические игры: Угадай профессию по ключевым словам, Загадки, Позвони родным, Построим дом, Как живешь, Для чего эти предметы? Что умеют мастера? Кому что нужно для работы? Здесь стояла основная задача - расширить кругозор детей, добиться сознательного отношения детей к выбору роли, устойчивого, глубокого интереса к ней. На этом этапе были применены такие приемы, как:
- выборочное повторное чтение произведения;
- анализ образов героев;
- беседы;
- составление детьми творческих рассказов.
Следующий этап работы - это деятельностный этап – проведение сюжетно-ролевых игр. Здесь необходимо отметить, что с каждой новой игрой вопрощался процесс придумывания, целью которого было развитие сюжетосложения. Основной вопрос: «Что и как придумывать?». В совместной игре с детьми мы переводили их к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Для этого проходила ориентация детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера, стимулирование детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием.
Во время проведения проектной деятельности, мы старались эмоционально общаться с каждым ребенком в форме равноправного и доброжелательного сотрудничества. Старались поощрять проявление активности, инициативы, общаться с детьми искренне, откликаться на их просьбы и пожелания, помогать в разрешении споров.
Сотрудничество с семьей
Еще одним продуктивным направлением в работе по развитию творческой активности средствами сюжетно-ролевых игр для нас стало взаимодействие семьи и детского сада как сотрудничества равноправных партнеров в вопросах воспитания и развития ребенка. Началом сотрудничества стало консультация и анкетирование родителей на тему «Цели и задачи развития творческой активности в семье». Здесь были выделены актуальные задачи семейного воспитания: активизация и обогащение опыта воспитательных умений родителей в творческом развитии ребенка дома, формирование у них собственного воспитательного опыта, осознанное отношение к своей родительской роли.
Актуальными формами работы для нас стали фотовыставки «Наш день» и «Это нам интересно», на которых родители могли увидеть проявления творческих качеств своих детей при проведении проектной деятельности. Информационное сопровождение в виде папок – передвижек («Творческий мир дошкольника», «Сюжетно-ролевая игра – это интересно и увлекательно»), информационных стендов «Памятка родителям «Школа эмоций», расширило представление родителей о важном для них направлении работы с детьми.
Кроме этого родители были привлечены для совместных экскурсий и создания предметно-игровой среды, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Результативность педагогической деятельности
Наблюдения показали, что решая задачи по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в рамках специально организованной проектной деятельности, нами были достигнуты определенные результаты: отмечена положительная динамика познавательной и творческой активности детей в игре, которая проявилась в умении устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом в своих игровых микрогруппах, учиться договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения. Индивидуальная работа с детьми, показавшими низкие результаты первичной диагностики, дала толчок к тому, что каждый ребенок смог проявить творческую инициативу, предложив свой личный вариант игры, приобретая опыт саморегуляции и взаимоконтроля.
Родители, участвовавшие в совместной работе, узнали новые способы взаимодействия со своими детьми. Они поняли, что общее увлечение или дело, увеличивает совместное времяпрепровождение, способствуя общему развитию ребенка, а также позитивному развитию эмоционально-творческой сферы.
Предполагается, что после проведения проектной деятельности повысятся показатели уровня творческой активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре по результатам повторной диагностики детей, которая состоится в апреле этого года.
Перспектива
В качестве перспективы мы рассматриваем дальнейшее исследование развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр в рамках детско-родительских проектов.
Закончить методическое пособие для педагогов и родителей «Сюжетно-ролевые игры как средство развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста» с дальнейшим пополнением картотеки сюжетно-ролевых игр с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно – ролевых игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю последующую деятельность человека в обществе. Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Значение игры трудно переоценить в том, что нормы, которые лежат в основе человеческих взаимоотношений, через игру развивают мораль самого ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден 6 октября 2009 г. № 373. – Москва, 2017. – 24 с.
- От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Психологический очерк/ Л.С. Выгодский. - Москва: Просвещение, 2014. – 266 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]: пособие для психологов, педагогов/Л.С. Выготский. - Москва: Юрайт, 2017. – 224 с.
- Запорожец, А.В. Развитие творческих способностей [Текст]: пособие для родителей и педагогов. - Москва, 2017. – 124 с.
- Комарова, И.А. Сюжетные игры в воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/И.А. Комарова, С.Н. Николаева. – Москва: Гном и Д., 2016. - с 132.
- Лабунская Г., Назаревская Г., Сакулина Н. Роль образа и сюжета// Искусство детей / Под ред. О.М. Бескина. - Л.: Леноблсоюз советских художников, 1935. - С.65-78.
- Панфилова, А.П. Теория и практика общения [Текст]: учебное пособие для студентов СПО/А.П. Панфилова.-4-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2017. – 288с.
- Сакулина Н.П. Развитие детского творчества // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С.50-54.
- Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]: методические рекомендации. – Москва: Просвещение, 2017. – 291 с.
- Флерина Е.А. Творческое воспитание дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 7. - С.1-17; № 11. - С.8-19 .
- Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]: книга/Д.Б. Эльконин. – Москва: ВЛАДОС, 2015. – 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концептуальное изложение своего педагогического опыта
Материал с конкурса профессионального мастерства "Педагог года - 2014"...
Концептуальное изложение педагогического опыта "Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования"
Концептуальное изложение педагогического опыта...
Концептуальное изложение своего педагогического опыта РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Концептуальное изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике» РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫ...
Концептуальное изложение педагогического опыта по теме "Социокультурное развитие дошкольников через образ народной тряпичной куклы"
Конкурсный материал. ...
Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"
Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"...
Концептуальное изложение педагогического опыта "Су-Джок" стимуляторы и камешки "Марблс" - универсальные нетрадиционные материалы используемые в логопедической работе
Цель нашей работы – это использование нетрадиционных материалов в создании комфортных условий для достижения высокой результативности в развитии речи дошкольников. Исходя из этого, нами определе...