Концептуальное изложение педагогического опыта "Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования"
методическая разработка на тему
Концептуальное изложение педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptualnoe_izlozhenie.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальное изложение
«Авторская идея в моей педагогической практике»
"Развитие игровой деятельности
средствами макетирования"
Воспитатель
Вяткина
Людмила Владимировна
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
Развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития страны, нормативно заданы в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), НОИ «Наша новая школа». Их суть заключается в переходе от получения массовости знаний детьми к деятельному подходу образования детей дошкольного возраста, что позволяет ставить личность ребенка во главу обучения, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных при обучении.
Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий
способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является
своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент
делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В
зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры,
которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет
места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к
воспитаннику. В группе, как правило, всегда должна царить атмосфера добра
и любви.
Готовить ребёнка к жизни - это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество - самовыражение и самоутверждение личности.
Каждый ребёнок индивидуален, имеет определенные задатки и способности. Вовремя увидеть эти способности и правильно организовать работу по их развитию и реализации – задача весьма важная.
В настоящее время, для себя, актуальной задачей считаю - развитие активного самостоятельного творческого мышления каждого ребенка, обусловленная потребностью общества в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самореализации, способных реализовать новые идеи в различных областях знаний.
Понимая актуальность этой проблемы, стараюсь развивать творческое мышление через игровую деятельность детей и во всех видах образовательной деятельности: познавательной, коммуникативной, изобразительной деятельности, используя различные развивающие технологии в том числе и технологию макетирования.
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра-ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так, большее место в жизни старшего дошкольника занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребенок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.
Для того чтобы режиссёрская игра получила свое развитие, дошкольникам необходимо привлекать игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду с мелкими игрушками, может быть макет.
Стержнем такой формы работы, как создание макетов, по моему мнению, является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Основными задачами, которые я ставлю перед собой, работая с детьми, являются:
- формирование навыков совместной игры, сотрудничества и сотворчества;
- обучение детей придумыванию новых сюжетов;
- воспитание у детей эмоционально – положительного отношения и интереса к процессу макетирования;
- способность к самостоятельному выбору детьми художественных материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла в процессе изготовления макета;
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и техниками;
- обеспеченность творческого подхода к организации и проведению интегрированной образовательной деятельности по макетированию;
- создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей с макетами;
- обеспечение участия семьи в процессе творческого развития детей средствами макетирования.
Теоретическая база опыта: изучив специальную литературу, пришла к выводу что главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.
Как говорила Е.И. Тихеева: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Актуальность и перспективность опыта:
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Одним из традиционных методов для социального становления детей в дошкольном возрасте является использование инновационных педагогических технологий. Макетирование в первую очередь способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует выразительности речи.
По моим наблюдениям тесна связь макетирования и математики. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.
Большое значение макетирование имеет в развитии детского игрового творчества. Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты.
Оптимальность и эффективность средств.
Макет может быть: напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах); настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина. Интересный и любимый вариант - макеты в специальных стеклянных шкафах и полках.
Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
К макетированию привлекаются родители. Они помогают собрать природный и бросовый материал. В наше время “бросовый материал” может пополниться пластиковыми упаковками из-под йогуртов, кефира, конфет, сюрпризных яиц и другой мелочью. Этого бросового материала столько, что можно оценить как экологическое бедствие.
Для эффективной работы в данном направлении я придерживаюсь следующих требований к макету:
1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив и легко перемещаться с места на место.
2. Макет должен быть удобным в обращении, доступен дошкольникам для свободного выбора и игры.
3. Макеты должны быть эстетически оформлены.
При изготовлении макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность. Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Макеты игрового пространства бывают двух типов:
1. Макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них (кукольный дом, крепость-замок, дворец) ;
2. Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся на этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты) .
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
1. Эмоциональная отзывчивость
2. Любознательность
3. Активность
4. Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками
Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
Организация игр детей с макетами
Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов большого профессионального мастерства и такта, а также знания определенного алгоритма.
Так, игра с макетом должна начинаться уже в процессе его создания. При изготовлении макета необходимо широко использовать игровые приемы и ситуации. Процесс макетирования, построенный на игровых методах и приемах, как правило, перерастает в увлекательную игру.
Наполняют и дополняют макет предметным материалом сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив те или иные сочетания игровых предметов.
Подбирать предметный материал к макетам следует в зависимости от уровня развития игры воспитанников. Это могут быть универсальные (условно-обобщенные) персонажи или определенной тематики либо их сочетания.
Периодически по мере угасания интереса детей к ним педагог должен заменять персонажи новыми.
Для развития у дошкольников воображения и творчества в группе
можно поместить ящик с предметами-заместителями:
крышками от пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковыми баллонами разнообразной формы, деталями различных конструкторов
и мозаик, палочками, трубочками, кусками поролона, пенопласта и т. д.
Главное требование - их безопасность для детей. Воспитанникам, которым не удается сразу подобрать предметы-заместители вместо недостающих игрушек при обыгрывании построек, воспитатель может подсказывать возможные варианты замены предметов, направлять их на поиск новых оригинальных решений.
Придать творческий импульс игре можно, соединив, в одном макете фигурки-персонажи с подходящим антуражем из двух-трех разных тематических контекстов. Такой набор, требующий выстраивания воображаемой ситуации и сюжетных событий, объединяющих разные смысловые контексты, к которым относятся персонажи, расширит смысловое пространство игры.
Каждый из макетов может использоваться в отдельности или в сочетании с другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным коллизиям. Дошкольники совместно строят и творчески развивают сюжеты игр, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, прогнозируют ответное ролевое поведение, комментируют зоны действия.
В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссера, декоратора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников.
Работу с родителями я построила по двум направлениям:
- теоретическое (педагогическое просвещение родителей);
- практическое (включение родителей в деятельность).
Для повышения педагогической грамотности родителей мною систематически проводятся консультации по созданию макетов. Эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Я стараюсь активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный проект. Так мною были проведены консультации для родителей "Как изготовить макет в домашних условиях», "Макетирование -занятие интересное и полезное". Родители, принимавшие активное участие в создании макетов были награждены благодарственными письмами.
Результативность опыта: работа осуществляется в течение двух лет, с детьми второй младшей и средней групп.
Ожидаемые результаты: это раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка; развитие творческих способностей дошкольников; выработка коммуникативной компетенции; налаживание тесной взаимосвязи с семьей.
Результатом работы с макетами стало:
каждый ребенок смело выбирает наиболее привлекательную для него деятельность (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).; прослеживается положительный результат в развитии у детей воображения, образного мышления;
совместное изготовление макетов вызывает огромный интерес, как у взрослых, так и у детей.
Подводя итоги проделанной работы, могу сделать следующие выводы:
макет-это центральный элемент, организующий предметную среду, для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового организма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает, как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов. То есть воспитатель направляет замысел детей вопросами «Что было дальше», «Что с ними случилось» и т.д. Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников. Является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.
Благодаря грамотной организации и руководству этой деятельности, тесному взаимодействию с семьей были отмечены положительные результаты влияния макетирования на общее развитие детей. В повседневной жизни дети стали задавать больше вопросов , касающихся предметов и явлений, не входящих в сферу их непосредственного наблюдения. Повысился познавательный интерес детей, они стали использовать в игровых сюжетах сформированные представления о природе, исторических событиях, космосе, научились определять цель игры, самостоятельно дополнять макет по своему желанию. Дошкольники совместно строят и творчески развивают сюжеты игр, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, прогнозируют ответное ролевое поведение, комментируют свои действия. В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссёра, директора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует активному развитию дошкольников. Воспитанники широко используют в играх с макетами предметы-заместители, природный и подсобный материал, игрушки собственного изготовления. Появление длительной перспективы игры свидетельствует о высоком уровне развития детского творчества.
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами. Опыт моей работы обобщен на уровне образовательной организации и представлен на личном сайте в сети Интернет (http://nsportal.ru/lauta). В рамках "Родительского всеобуча" провела мастер-класс для родителей «Совместное изготовление макетов с детьми".
Работа в данном направлении будет продолжаться, так как она является частью моего педагогического мастерства. В перспективе планирую провести: Семинар для воспитателей на тему "Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования", тренинг для родителей "Создание игровых макетов".
А сколько еще новых идей впереди… Надеюсь, что они помогут моим детям в жизни стать активными, творческими, успешными людьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей трёх лет
Описаны направления и работа по развитию игровой деятельности детей трёх лет...
Собственный инновационный педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" воспитателя МБДОУ "Коммунарский детский сад "Солнышко" Акишевой Екатерины Вячеславовны
Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека!...
Общие рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения игровой деятельности детей с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек
Представленная информация будет полезна для педагогов при планировании сюжетно- ролевых игрс учетом игровых предпочтений мальчикови девочек...
Развитие театрализованной деятельности детей средствами макетирования для старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ...
Педагогическая мастерская. Игровая деятельность, как средство познания мира. Игра: "Доктор" дети старшего дошкольного возраста.
Игровая деятельность - это вид деятельностив условиях стуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением дошкольни...
Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макет...
Педагогический проект «Игровая деятельность, как средство развития и воспитания детей раннего возраста»
Игра - великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отражается история человечества. С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему оп...