Концептуальное изложение своего педагогического опыта РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
статья на тему
Концептуальное изложение своего педагогического опыта
«Авторская идея в моей педагогической практике»
РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_kontseptualnoe_izlozhenie_svoego_pedagogicheskogo_opyta.doc | 239.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальное изложение своего педагогического опыта
«Авторская идея в моей педагогической практике»
РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Речь выполняет многообразные функции в жизни человека. Основной и первоначальной является коммуника тивная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к ма лышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького со беседника, достраивает их до полной формы.
Дети дошкольного возраста испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из лич ного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать.
Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освое ния диалогического общения со свер стниками. Известно, что проблемы диалогическо го общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежела ние общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), не умение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицатель но влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Дети не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.
Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту про блем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьез ных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Раз витие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники об щаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок.
Чтобы дети могли содержательно об щаться друг с другом, необходимы оп ределенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные усло вия, т.е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности.
Объектом является процесс изучения и формирования диалогической речи детей дошкольного возраста.
Предметом является диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Целью является создание системы изучения и формирования диалогической речи детей.
Задачи
- Изучить литературные источники по проблеме
- Провести теоретический анализ состояния диалогической речи детей в ДОУ «Теремок»
- Обобщить и систематизировать опыт работы по формированию диалогической речи дошкольников в ДОУ «Теремок»
Гипотеза если в процессе повседневного общения и в форме подготовленных занятий осуществлять методы и приемы по формированию диалогической речи и при этом учитывать индивидуальные особенности детей, то можно достичь более высоких результатов.
Методы исследования
1. Изучение педагогической литературы по проблеме
2. Психолого – диагностические методы (эксперимент, наблюдения и беседы)
3. Методы обработки и интерпретации данных
Концепция формирования диалогической речи у дошкольников выстроена, базируясь на педагогических идеях и трудах Л. Якубинского, Т.Г. Винокура, О.С. Ушаковой, Т.И. Гризик, М.М. Алексеева, В.И. Яшина
В основу концепции положены следующие понятия.
Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильно стью языковой формы, в которую облекаются мысли; слу шать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и по правки.
Программа детского сада предусматривает обучение диа логической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
О.С. Ушакова выделила несколько групп диалогичес ких умений:
1. Собственно речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как мож но начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
- поддерживать и завершать общение (учитывать усло вия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; дока зывать свою точку зрения; выражать отношение к предме ту разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приво дить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользо ваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включают ся: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, изви нение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных дей ствий, достижения результатов и их обсуждения, участво вать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное ис пользование мимики, жестов.
Ушакова Оксана Семеновна - доктор педагогических наук в книгах «Развитие речи дошкольника» и в «Программе и методике развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» описывает некоторые приемы развития диалогической речи детей. Она считает, диалогичес кая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и в ней многое подразумевается благодаря зна нию ситуации обоими собеседниками. В хрестоматии по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста М. М. Алексеев, В. И. Яшин говорят о том, что формирование диалогической речи реализуется в про цессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед. Т. И. Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту про блем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьез ных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм речи, А. М. Леушина собрала значительный материал относительно детских выска зываний при различных задачах и в различных усло виях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.
Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым услови ем полноценного социального развития ребенка. Развитый диа лог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в разви тии диалогической речи в условиях социального благополучия, ко торое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую оче редь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не толь ко говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая по зицию тактичного собеседника.
Мы, как педагоги, стараемся добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог с взрослыми и детьми. Приучаем детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в об щение с окружающими те дети, которые с раннего возраста вос питывались в детском учреждении. Однако и в этом случае педагогам начальной школы следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей (работа по преемственности с начальной школой).
Далее в работе с детьми больше внимания уделяем качеству ответов детей; приучаем их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо при учить детей организованно участвовать в беседе на занятии: от вечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать вы сказывания своих товарищей. Детей перед школой учим более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товари щей. Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведе ния: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.
Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.
Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятель ности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).
На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре использую любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом о четко формулирую задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставлю вопросы, особенно четко называю движения. Например: "наклонитесь", "положите", "повернитесь", "похлопайте" и т.д.
С детьми 4-5 лет я, как воспитатель являюсь активным участ ником и организатором общения: разъясняю правила и содержание игры, называю и объясняю смысл новых слов; предлагаю ребенку рассказать о своих новостях другим детям.
В этом возрасте детей приучаю охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отве чать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружаю щими, поддерживаем стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Большое внимание уделяю качеству ответов детей: учу отвечать как в краткой, так и в распространен ной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Посте пенно приобщаю детей к участию в коллективных бесе дах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжаю воспитание культуры общения: форми рование умений приветствовать родных, знакомых, това рищей по группе, с использованием синонимических фор мул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по те лефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним. Дети 4 - 5 лет активно вступают в разговор, могут уча ствовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по иг рушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрос лого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, по том).
Детей старшего возраста учу более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закрепляю умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание уделяю умениям формулировать и задавать вопросы, в со ответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Обязательно поощряю разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, про смотренных кинофильмов.
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доб рожелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие. В этом случае главным в общении являются понимание, призна ние и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступа ет в контакт со взрослым, если чувствует внимание, инте рес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.
В дошкольном учреждении речевую активность и умение разговари вать воспитывается в основном и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду (период адаптации ребенка в ДОУ) Важно с самого начала расположить к себе ре бенка, приласкать и заинтересовать его. Я сама вызываю детей на разговор (называю имя и отчество няни, имена некоторых детей), Если в первые дни пре бывания в детском саду ребенок молчит, то прорабатываю следующие действия: приговариваю, общаюсь с малышом, играю с ним, называю свои действия. В организации разговоров принимает участие и няня. Она побуждает детей обращенные в ней просьбы выражать словами, фразами.
В течение дня разговариваю с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды, обращаемся с общими вопросами к детям; вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т. д. Приучаем их к негромкому сдержанному разгово ру во время еды, подчеркиваем, что никогда не говорят с пищей во рту.
Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельства ми, предусматриваются разговоры, которые планиру ются как педагогический прием. Специально организуемые плановое разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отста вания, особенностей характера и поведения) и коллективными, они помогают сблизить детей, формируют их поведение. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых де тей путем обращения к ним (И Коля ходил?), подсказывающим вопросом, поощрением.
Самое лучшее время для коллективных разговоров — прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подхо дят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, инте ресным и доступным.
Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного?). Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. С младшими детьми круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей. Со старшими детьми тематика разговоров расширяется за счет но вых знаний и опыта, которые дети получают из окружаю щей жизни, книг, телевидения.
Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом детям даем образец словесной просьбы, иногда предлагаем ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют за креплению форм вежливой речи.
Для развития начальных форм речи-собеседования ор ганизуются совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут не большие рассказы воспитателя (что я наблюдала в поезде, что интересного видела на прогулке), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их сужде ния и оценки. Одним из методических приёмов обучения детей диалогической речи является беседа.
Беседа - организованный раз говор педагога со всей группой детей, посвященный од ному какому-либо вопросу.
В беседе педагог:
1)уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представле ния и знания о жизни людей и природы, которые дети приобре ли во время наблюдений под руководством педагога и в разно образной деятельности в семье и в детском саду;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружаю щему;
3)приучает детей целеустремленно и последовательно мыс лить, не отвлекаясь от темы беседы;
4)учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на во прос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно гром ко и отчетливо, чтобы все слышали.
Содержанием бесед является программ ный материал по ознакомлению детей с окружающей действи тельностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).
Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, и где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посиль ной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.
Беседы о труде взрослых в детском саду помо гают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.
Беседы на темы общественной жизни уточ няют представления детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье, на улицах.
Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.
В беседах о любимых сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям.
Беседуя с детьми о школе, а также о том, где учатся их старшие братья и сестры, родители, воспитатель подкрепляет у детей желание учиться, интерес к школе, книге.
В беседах о предметах быта и труда, например о мебели, о посуде, об одежде, об игрушках, о некоторых ору диях труда, о средствах передвижения по земле, воде и воздуху, обсуждается, для чего нужны предметы, из чего и как они сде ланы, каковы характерные признаки (цвет, форма, величина), кто и где делал эти предметы, как беречь предмет, чтобы можно было им дольше пользоваться.
Программный материал, который является содержанием бе сед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей), но и воспитательные (во спитание правильного отношения к действительности, разнооб разных интересов).
При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или ме нее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.
Проведение беседы требует подготовки. При очередном календарном плани ровании работы я намечаю, какой программный ма териал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последова тельного хода всей деятельности от начала до конца. Продумываю, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В каче стве такого эмоционального средства можно использовать кар тину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Наглядный материал вызывает у детей большой инте рес и речевую активность. Их высказывания в этом случае не посредственно опираются на ощущения и восприятия.
В конце образовательной деятельности полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повто ряя самое существенное; в конце беседы проводится дидакти ческая игра на том же программном материале (на это отводит ся 3—5 минут); детям предлагается прочитать знакомое стихо творение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; можно прочитать художественный рассказ.
При проведении беседы стремлюсь к тому, чтобы все дети были активными ее участниками.
Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
- ставить во прос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтерес но ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.
- недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же диалог продолжается с одним ребенком, то осталь ные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повто ряет все, что говорят дети.
- во время беседы дети должны отвечать по одному, а не хо ром. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.
- не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях мож но удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.
Очень эффективный прием — объединение детей разных возра стов. Гости расспрашива ют об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д. (экскурсии в 1 класс)
Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд.
Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в шкоду», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональ ной лексикой. Мы способствовуем углублению со держания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справоч ное бюро, касса. Чем старше дети, тем усложня ются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в обще ственных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить со беседника. Вопросы — показатель интеллектуального развития ребенка. Во время НОД предлагаю детям образцы вопросительной конструкции предложений.
Вывод: С ребенком можно гово рить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется инте ресами и запросами детей. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим моя собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей. Я должна воспитывать своей собственной речью. «Слово вос питателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский). Следует отметить, что отдельные диалогические уме ния (адресовывать речь собеседнику, привлекать его вни мание к себе, общаться в доброжелательной форме) про являются лишь под контролем взрослого. Необходимо со здавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение де тей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»). Таковы основные пути формирования диалогической речи дошкольников в повседневной жизни.
Развитие диалогического общения детей со сверстниками
Опыт работы по развитию диалоги ческого общения детей со сверстни ками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.
Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, я детям читаю ве селые стихи, сказки, рассматриваю с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.
С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диало гической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей). В совместном расска зывании используется следующий прием: взрослый начинает предложе ние, а ребенок его завершает. Полу чается своеобразный диалог. Этот прием использую и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по карти не, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр. Мотивы педагога и детей часто не совпадают. Например, мне надо, чтобы дети учились рассказывать. А детям это неинтересно. Они этого не хотят. Нет побудитель ного мотива. Но вот стоит перестроить педагогический процесс и предложи ть детям поиграть в сказку. Демонстрируются детям элементы сказочных костюмов, «волшебная па лочка». И моментально смысл комму никативной ситуации изменяется. Это уже не урок пересказывания, а инте ресное для детей дело: ряжение, драматизация, игра. Детям неинтерес но описывать игрушку, которую все видят. Чтобы описание стало интерес ным, можно использовать такой прием: звери хвалятся, кто из них красивее, кто наряднее одет.
Высокой побудительной силой обла дает прием драматизации, который можно использовать и при рисова нии, и при рассказывании сказки, и при сочинении по картине. Дети охотно изображают, как они дуют на одуванчик, на снежинку, которые нарисовали; «съедают» ягодку на апп ликации; «пекут пирожки», ожидая маму-козу; «катаются на велосипеде». Соотнесение слова и выразительного движения организует структуру дет ских высказываний, делает речь дина мичной.
Диалогическому общению со сверс тником служит также прием совмест ного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, вто рой его продолжает, а третий завер шает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллю страций к рассказам.
Для активного влияния взрослого на совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, народные по движные игры и игры с правилами.
При подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движений детей. Отрабатыва ются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодейст вия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции. Опыт участия в организованных театрализованных играх дети исполь зуют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по моти вам сказок, используя куклы, костю мы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, по дыскивать реплики для ролевого диа лога, действовать согласованно и по лучать радость от общения друг с другом.
Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюже ту и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник» и др.
Совместная изобразительная дея тельность, конструирование, предоставляют широкие возмож ности для налаживания диалогическо го общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивиду альную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявле ний партнера.
Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательно го содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. Известно несколько основных типов настольных дидакти ческих игр: лото, домино, маршрут ные (лабиринтные), разрезные кар тинки. Все они строятся на взаимо действии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять игра ми самостоятельно. Появляются ука зания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: вишня — это фрукт? Кукуруза — это овощ? Телевизор — это мебель? Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему во просы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказыва ние, рассуждать, соблюдать очеред ность, отвечать на высказывания со беседника.
Вывод: опыт работы по развитию диалоги ческого общения детей со сверстни ками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.
Развитие диалогических умений осуществляется в рамках совместной работы детского с семьей. Родители, принимающие активное участие в создании костюмов, декораций, становятся сопричастными к деятельности ребенка, понимают её важность. При работе с родителями мы поставили следующие задачи:
- показать родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии;
- развивать инициативу родителей в проявлении творчества;
- способствовать установлению сотрудничества и взаимопонимания между родителями воспитанников педагогами ДОУ;
- совершенствовать умения убеждать, быстро реагировать на информацию, работать в коллективе.
Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком в детском саду, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора. Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).
В нынешней ситуации приходится обучать приемам диалогической речи и самих родителей. Для этого в детском саду проводятся родительские собрания в формах семинара, деловой игры, где для участников демонстрируются приемы и методы формирования диалогической речи, консультации, открытые просмотры детской деятельности, готовятся буклеты и памятки с рекомендациями и упражнениями по формированию диалогической речи у дошкольников.
Вывод: из этого следует, что при систематической работе по развитию диалогической речи дает свои результаты: уровень развития диалогической речи повысился. Дети начали активнее строить и вступать в диалог, задавать и отвечать на вопросы, расширяется словарный запас, формируется звуковая культура и грамматический строй речи. Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
После проделанной работы можно сделать вывод что, для развития диалогической речи детей необходимо:
1. обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.
2. стимулировать высказываний детей из личного опыта;
3. организовывать словес ного коллективного творчества (сотворчество);
4. обучать диалогу, уме нию слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаи модействие, отвечать на высказыва ния партнера, рассуждать, аргументи ровать высказывания, привлечения и удержания внимания; игровая и ком муникативная мотивация занятий.
Методами и приемами развития диалога являются
1. групповые беседы;
2.деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование);
3. театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки);
4. дидак тические игры.
Мною было проведено экспериментальное исследование по уровню сформированности диалогической речи у дошкольников (методика М. Безруких (Приложение 1), комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста Ф.Г. Даскаловой (Приложение 2). Результаты оценивались мною по критериям оценки уровней развития диалогического общения: овладение связной речью, сформированность коммуникативных умений (вступать в диалог, поддерживать и завершать диалог), взаимодействие дошкольников со сверстниками.
При первоначальной диагностике уровня развития диалогического общения на констатирующем этапе по обеим проведенным методикам выявлено преобладание низкого и среднего уровня: дети плохо вступали в контакт, речь была бедной и скудной, часто в установлении диалога требовались дополнительные, наводящие вопросы, некоторые дети просто отказывались от участия в нем.
На втором, формирующем этапе в образовательном процессе использовала перечисленные ранее методы и приемы формирования диалогической речи у дошкольников. Весь образовательный процесс способствовал всестороннему развитию личности ребенка, расширению коммуникативных возможностей, установлению контакта в различных ситуация общения, отработке навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми, овладению навыками эффективного слушания, активизации самопознания и самоактуализации, расширения диапазона творчески способностей в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
На третьем, контрольном этапе исследования проверила эффективность примененных форм работы при помощи те же методик, что и на констатирующем этапе. В результате проведены исследований выявлено, что уровень развития навыков диалогического общения стал выше, чем при первоначальной диагностике.
Таким образом, поставленная гипотеза нашла подтверждение, цель и задачи моей работы достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.
В помошь педагогу:Гиперактивные дети.Медлительный ребенок.Аутичные дети.Синдром Дауна у детей: причины возникновения, симптомы и признаки, диагностика, лечение.Тревожные дети.Агрессивные дети....
Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".
Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...
Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
Уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном о...
Игры по направлению «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»
Игры....
Психолого педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
Игры и упражнения напрвленные, на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии. К этой группе относятся игры: Назови себя, Снежный ком, Представь свое имя в дв...
"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...
ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»
Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...