Концептуальное изложение своего педагогического опыта
методическая разработка по теме

Сухарева Светлана Александровна

Материал с конкурса профессионального мастерства "Педагог года - 2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptualnoe_izlozhenie_svoego_pedagogicheskogo_opyta.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы как тренинг гибкости мышления для детей дошкольного возраста

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…»

Рауль Капабланка.

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Но в  практике дошкольных образовательных учреждений редко встречается шахматное обучение. Возникают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?» Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Я  твердо убеждена в том, что курс шахматного обучения в дошкольном образовательном учреждении необходим. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: М.Таль, А.Алехин – к 7 годам, Г.Каспаров, Б.Спасский, Р.Фишер – в 6-летнем возрасте В.Стейниц, Н.Гаприндашвили – в 5 лет, Х.Р.Капабланка, А.Карпов, С.Решевский – в 4 года.

История доказывает, что раннее прикосновение к древней игре способствует формированию мышления. В плане  преемственности детского сада и школы, я часто посещаю методические объединения по данному направлению воспитательно-образовательной работы, беседуя с учителями начального и среднего звена, участвуя в просмотре учебной деятельности первоклассников, мне всегда важно знать, как мои выпускники адаптировались к условиям школы, какие успехи или, наоборот, в чём причина неудач первоклашек? Учителя делились своим опытом и проблемами, с которыми они столкнулись при переходе выпускников детского сада в статус первоклассника. Трудности озвучивались разные, но одной немаловажной проблемой был низкий уровень развития логического мышления у детей дошкольного возраста. И чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше у него будет трудностей в дальнейшем.

С первых же дней учебы у первоклассника произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а проявляющие интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства. Таким образом,  логическое мышление это то, что нужно и важно развивать у детей дошкольного возраста.

Важность решения проблемы логического мышления подрастающего поколения актуальна на сегодняшний день. В дошкольный период, особенно, на пороге школьного обучения, когда закладываются основы личности, интеллектуальное развитие выступает в качестве важного звена в развитии ребенка. Ведущий педагог шахматного образования И. Г. Сухин, кандидат педагогических наук, являясь сторонником внедрения уроков шахмат в систему школьного образования, отмечает, что это самый короткий путь формирования ключевых компетенций ребенка. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития и мышления. И поэтому размышляя над вопросом о развитии логического мышления, пришла к выводу, что помочь мне в этом может игра в шахматы. Поэтому целью моей работы является развитие логического мышления через игру в шахматы. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

образовательная-расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует наблюдательность, внимание и т.п.;

воспитательная-воспитывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, веренность в своих силах, стойкий характер;

эстетическая-играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

В ходе обучения игре в шахматы, воспитанники могут  усвоить первоначальные компетенции: мыслительные, информационные, коммуникативные, организационные, продуктивные.

Мной был разработан и реализован проект «Шахматы для дошкольников». (Приложение 1) Большую помощь в его разработке я получила от семинаров областного шахматного клуба А.Е.Карпова. Проект был рассчитан на год, для детей 6-7 лет. Чтобы проверить уровень освоения игры своими воспитанниками, разработала критерии, приведённые в диаграмме проекта. (Приложение 2). Инструментарием являлась  непосредственная игра. Полноправными участниками моего проекта были и родители моих воспитанников. С ними я проводила беседы, консультации, разрабатывала памятки и буклеты в помощь, а родители, в свою очередь, помогали детям, приобретали необходимую литературу и инвентарь, занимались  с детьми дома, закрепляя полученные детьми знания об игре. (Приложение 3) Весомую помощь внесли специалисты областного шахматного центра, в лице его директора Прокопчука Е.В., за пополнение материальной базы детского сада для обучения детей шахматам, а так же на наставничество и методическую помощь.

Также в своей работе я использую следующие методические принципы:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и  системности.

Для себя я отметила, что огромную роль играет создание  предметно-развивающей среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.

В своей работе я использую следующие методы - игровой, наглядный  и  репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры. (Приложение 4)

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. (Приложение 5)

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Особую трудность представляет усвоение детьми понятия «мата» и «пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. Для разъяснения этих понятий  я подбираю как можно больше матовых и патовых позиций и применяю разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими воспитанниками. Также важно, чтобы ребёнок производил адекватные ходы. Адекватный ход – значит правильный, то есть такой ход, который следует сделать в данном случае, исходя из сложившейся ситуации. Данный этап характеризуется формированием умения сосредоточиться, не спешить с ответным ходом и, проанализировав сложившуюся ситуацию, сделать адекватный ход, просчитав его последствия. Если же делать неоправданные жертвы фигур и иногда проигрывать, то ребёнок  почувствует несерьезное отношение к себе, и у него может появиться недоверие к педагогу. В таком случае использую приём: уравнение возможностей, сняв с доски ферзя на стороне взрослого: у ребёнка будет полный набор фигур, а педагог будет играть без ферзя. Такое положение не только выравнивает силы, но и учит реализовывать свое преимущество.

Очень точно, на мой взгляд, Г.Я. Шантуров, председатель областной шахматной федерации сказал, «что давняя мечта тюменских шахматистов и областной шахматной федерации – организовать шахматное развитие во всех образовательных учреждениях. «Мы считаем, -  добавил он, - что каждый ребенок, для того чтобы быть умным, интеллектуально и духовно развитым, должен научиться играть в шахматы. Наша задача - чтобы этому обучали в каждой школе, в каждом детском саду». В 2012 году чемпион мира по шахматам А. Е. Карпов, Российская федерация шахмат, департамент образования и науки, департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области подписали соглашение о реализации проекта «Шахматы в школы». По результатам мониторинга умственного развития  первоклассников, в школе № 2 среди  выпускников детского сада 2012-2013 учебного года, выявлен высокий уровень развития логического мышления  у детей, играющих в шахматы.

Работа в данном направлении будет продолжена. В перспективе планирую разработать проект по обучению детей игре в шахматы на 2 года, с 5 лет. А так же провести встречу с родителями «За круглым столом», семейные турниры и турниры по шахматам среди детских садов округа. Организовать встречу детей с гроссмейстерами игры и мастерами спорта.

Таким образом, шахматная игра, на мой взгляд, может занять немаловажное место в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения,так как она учит детей логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память, ещё раз доказывая, что эта игра является непревзойдённым тренингом гибкости мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальное изложение своего педагогического опыта РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Концептуальное  изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике» РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫ...

Концептуальное изложение педагогического опыта

laquo;Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

Обобщение своего педагогического опыта. Публикации в журнале «Вестник дошкольного образования»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19847278","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19847284","attributes":{"alt":"","class"...